ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ – ИСПАНИЯ, ПОРТУГАЛИЯ
Теперь мы проплыли на северо-запад от Гибралтара вдоль испанского берега и прибыли в небольшой порт Кадис, Андалусия – самую южную точку Европы. Говорят, что это самый древний порт в Европе. По преданию, он был основан финикийцами ещё за тысячу лет до новой эры. Но официально дата основания современного города – VIII век н.э. Его название восходит к слову «крепость» – в те времена всегда необходимо было защищаться. Он известен тем, что именно отсюда в 1497 году пустился в своё знаменитое плавание в Новый Свет Америго Веспуччи. И город процветал, пока была тесная связь с новыми заокеанскими испанскими землями. Он расположен на полуострове, который весь полностью застроен, много монументальных, красивых зданий. Нового практически ничего не строится, поэтому население остаётся всегда около 130 тысяч. Здесь большая безработица, как нам сказали, – 46%. В целом город по своему виду почти совсем современный (его постоянно разрушали арабы), зелёный и, конечно, гораздо лучше ухоженный, чем африканские города.
А далее я отправилась в экскурсию в Севилью с группой русских – поехало всего 11 человек из 70 имеющихся на борту россиян, а на лайнере туристов порядка 2500. Не понимаю, почему люди не едут в экскурсии – приплыли так далеко… В нашем автобусе оказались две группы – мы с итальянцами. И гиды говорят по очереди. Наш гид очень знающий, старается рассказать как можно подробнее на ходу, а потом и показать больше за ограниченное время, поэтому мы бегом бегали.
Севилья – потрясение. Наверное, это самая «испанистая» Испания, хотя здесь переплетаются испанская, мусульманская (африканистая!) и еврейская культуры. Да ещё сохранились остатки римского присутствия. После веков борьбы теперь это сплав, давший своеобразный эстетический феномен. В одном сооружении могут присутствовать элементы всех этих культур. Сооружения мощные, строились на тысячелетия, обычно с великолепным декором. Чего стоит только один полностью золотой иконостас – гигантских размеров! Успешно грабили новые земли.
Город стоит на берегах реки Гвадалквивир, и у меня сразу внутри поётся пушкинское: «Ночной зефир / Струит эфир. / Шумит, / Бежит/ Гвадалквивир». Замечательная музыка А. Даргомыжского!
Въезжаем в город с приподнятым настроением – ждём необычных впечатлений. И ожидания оправдываются.
Едем сначала мимо павильонов Всемирных выставок, здесь такие выставки проводились дважды – в 1929 и в 1992 гг. Кругом оригинальные строения разных стран в разных стилях, в том числе, в причудливом. А мы едем дальше и проезжаем интересное здание бывшей Королевской табачной фабрики, с которой связана легендарная история Кармен.
Но, конечно, построенная специально к выставке 1929 года площадь Испании с её монументальным полукруглым дворцом, с таким же полукруглым каналом, а также фонтаном потрясает величественностью.
В Севилье радующее сочетание: стоит и мусульманская башня Хиральда, и христианские готические соборы. Жили бы так в мире всегда… Обычно мусульмане уничтожали постройки иноверцев, а христиане, в свою очередь, разрушали всё мусульманское. А потом стали частично сохранять – может, разрушать было трудно? Стали частично разрушать, и на старом основании и даже с середины сооружения достраивать по-своему, утверждая свою единственно правильную религию.
Потрясающий дворцовый комплекс Алькасар обнесён мощными стенами, как будто наклонёнными. И хотя сам Дворец – образец арабской архитектуры и декора, он содержит в себе одновременно элементы исламские, христианские и даже еврейские (Звезда Давида). Таким соединением получилось удивительно фантазийное, красивое сочетание. Вот бы так объединялись народы, взаимодействуя своими самыми лучшими качествами… Этот Дворец арабских правителей отделан прекрасной узорчатой плиткой – в каждом помещении со своим рисунком. Замысловато и очень красочно. И кругом нависающие, будто сталактиты, арочные своды.
Какой прекрасный внутренний двор, какие превосходные Сады Алькасара! Нет слов, чтобы описать эту рукотворную красоту.
Прогулялись по главной улице в районе Санта-Крус, везде башни – есть высокие, а есть и объёмные, как «Толстая Маргарита» в Таллинне. Везде колоннады, башенки, овальные окна. Однако, конечно, внимание привлекает, восхищает величественный кафедральный собор – как говорят, самый большой готический собор в Европе. При нём гигантская башня-колокольня Ла-Хиральда, построенная в XII веке арабами в мавританском стиле как минарет, однако на её основание пошли камни римских построек, на которых ещё даже сохранились римские надписи. А позднее башню перестроили и достроили в готическом стиле. Высоко, наверху башни – статуя Веры со знаменем в руках, она служит флюгером.
В Севилье есть отдельный старинный еврейский район, а поскольку в давние времена дома евреев постоянно грабили, они обнесли свои жилища глухой высокой стеной. И всё-таки на месте синагоги соорудили христианский собор.
Я увлеклась. В Севилью съездить бы на недельку и погулять здесь душевно…
А мы поплыли дальше – курс на крайний запад Пиренеев, а значит, и Европы – в Португалию.
Это моя главная мечта в этом путешествии, потому что я прежде была во всех странах Европы, кроме Португалии, а вот сюда никак не получалось.
ЛИССАБОН, Португалия
Прибыли в самую дальнюю точку нашего плавания – в Португалию, узенькую, вытянутую с севера на юг прибрежную полосу Пиренейского полуострова, крайний юго-запад Европы. Жители этой полосочки земли всё время отвоёвывают у испанцев своё право быть независимыми, быть другими. У них свой язык, своя культура, и они счастливы иметь 800 км атлантического побережья с прекрасными песчаными пляжами. Это портовая страна – она живёт и процветает за счёт океана, за счёт своей открытости океанским пространствам. Страна – порт, отсюда её имя и, как мне чудится, даже название её оригинального достижения – портвейна.
Приплыли!
Моя давняя мечта Лиссабон – Лисбоа, как говорят здесь, – сбывается! Сверху, с балкона моего корабля видна огромная базилика, а так издалека и с высоты город весь красно-белый: крыши черепичные, а стены почти белые, – мне кажется, большие сооружения часто из песчаника, потому что стены имеют кремовый оттенок.
Наш корабль стоит прямо в центре этого замечательного, одного из самых древних городов Европы. Правда, древностей, к сожалению, сохранилось немного, потому что здесь в 1755 году произошло грандиозное землетрясение, страшным итогом которого было разрушение 80% построек. Уцелевшие встроили в новую застройку, и потому в городе сочетание зданий древних и построек конца XVIII, XIX и XX веков. Очень даже хорошо уживаются.
В Португалии своеобразная структура планирования города: обычно в центре большая площадь с конной статуей или колонной, я такие видела в неожиданном месте – в Гоа, на полуострове Индостан, бывшей колонии Португалии. Там диковинно выглядели христианские соборы (францисканство) и статуи европейских завоевателей в экзотике маленьких индийских городков. В Лиссабоне в середине площади бывают и фонтаны – как правило, многофигурные, великолепные в своём классическом совершенстве. А от площади, часто округлой формы, уже растекается множество улиц, которые разводятся остроугольными зданиями, – бывает от одной площади штук по десять проспектов, бульваров, улочек. Иногда это тенистые бульвары со сходящимися кронами старых деревьев. Сейчас они роскошно цветут фиолетовыми, жёлтыми и белыми цветами. Ещё много розовых и белых олеандров, а вот цветов на газонах как-то не очень много.
Весь город настроен на сбережение памяти о золотом веке Португалии, когда она была великой морской державой, открывателем новых, очень далёких земель. Португальцы дошли не только до Америки, но и до Мыса Доброй Надежды, до Японии, до Канады. Здесь просто культ этих отважных мореплавателей, принесших в XV веке в дар своей родине огромные экзотические земли, славу и богатство. И потому прямо-таки масштабный памятник Первооткрывателям Америки возвышается на берегу океана в форме белой каравеллы, окружённой фигурами первопроходцев – 33 скульптуры реальных мореплавателей, тех, кто прошёл моря и океаны, и тех, кто, например, готовил карты, кто финансово поддерживал. По свидетельствам (или по легенде?), с этого места они отправлялись в свои рискованные аферы, предварительно помолившись в великолепном храме Монастыря иерономитов (Жеронимуш).
Монастырь основал король Мануэль в 1450 году, строился он на средства, вырученные от продажи сокровищ, вывезенных из разных стран, а также индийских пряностей (очень выгодных!). Стиль здания необычный, он даже по имени Мануэля получил своё название «мануэлино». Его особенность – в украшениях на морскую тематику: всякие верёвки, узлы, якоря и т.п. В Португалии этот стиль распространился, что создало своеобразие местной архитектуры. Монастырь имел такой мощный фундамент и такие крепкие стены, что устоял во время землетрясения. Какое потрясающее, величественное сооружение! Всё резное, в белом камне, с прекрасным, вычурно изукрашенным квадратным внутренним двориком.
В кафедральном соборе высокие стрельчатые своды, красочные удлинённые витражи, они усиливают впечатление и так невообразимо высокого собора. Отсюда в 1497 году с молитвой отбыл под парусами искать путь в Индию отважный мореплаватель Васко да Гама. И здесь же он похоронен – на надгробии лежит беломраморная его фигура со сложенными в молитвенном жесте ладонями рук. Такой умиротворённый, благообразный, почти святой, а ведь, скорее всего, лихой был – жизнь такая у него была, связанная с вечным риском. Он с бурями, сражениями, с ранением стрелой в ногу первым из португальцев добрался до Индии. И, как пишут в Википедии, привёз товара (прежде всего пряностей) на сумму, в 60 раз превышающую стоимость снаряжения экспедиции. Кстати, в этом году исполняется 500 лет со дня его смерти – он ушёл из жизни в 1524 году.
Здесь также захоронение великого португальского поэта и драматурга XVI века Луиса Камоэнса. Он был образованным, владел несколькими языками,
но прожил бурную жизнь: его высылали из Лиссабона, он воевал, потерял в бою глаз, сидел в тюрьме, потом снова воевал и был сослан не куда-нибудь, а в Гоа. Он слыл драчуном, легко хватался за меч, и потому вдоль всего его тела лежит это оружие.
Там, у берегов Гоа, погиб при кораблекрушении его отец. При этом он создал национальный поэтический эпос «Луизиады», в котором правдиво отразил славные страницы истории своей Родины и подвиги Васко да Гама. Его называют «Португальский Гомер». На надгробии он тоже лежит, молитвенно сложив ладони рук. Здесь все беспокойные натуры находят своё успокоение в благообразном облике, вводя в заблуждение потомков. Он вообще-то был поэтом, у которого нежные лирические строки сочетались с горькими философскими. Чтобы услышать живой голос Камоэнса, приведу отрывок из его сонета в переводе В. Левика:
Зачем Надежда лжёт мне, как всегда,
Зачем Судьба скликает беды снова?
Не может быть возврата для былого,
И вспять не обращаются года.Так пусть идут, проходят без следа
Свидетелями жребия людского,
Один всегда отличен от другого,
Но и с мечтой не сходен никогда.
Кроме того, в монастыре хранится много роскошных золотых изделий из отбитого португальцами американского запаса времён великих их успехов на морях и океанах. Спасали от англичан, которые стремились всё увезти к себе. Здорово спасли!
На внешней стороне базилики из стен выглядывают, вытягивают шеи, стремительно выскакивают из камня разнообразные химеры, которые денно и нощно оберегают святое место от злых духов.
В Лиссабоне ещё есть большая, красивая базилика Святого Сердца Христова с двумя колокольнями – впервые в Европе появилась церковь с таким названием. В ней принцесса Мария, которая умерла в 18 лет, похоронена в чёрном гробу прямо в алтарной части.
А мы идём дальше по Лиссабону. Очень интересный вокзал, называется Жардин дю Табакко – в память о том, что отсюда вывозили в разные страны прекрасные португальские сорта табака. Вообще на Пиринеях очень развито было табачное производство, оно в течение какого-то времени заметно обогащало страну.
В Лиссабоне стараются сохранить старину: ездят экипажи, приглашая прокатиться по старому городу, и ходит маленький трамвайчик начала ХХ века, говорят, внутри отделанный деревом и кожей. Кстати, дороже золота одно время в Португалии ценились некоторые виды латиноамериканской древесины, ими украшались самые роскошные сооружения. Были алтари, вырезанные из твёрдого тёмного дерева квебрахо, они высоко ценились.
А дальше прогулялись по берегу, где стоит монументальная белокаменная Сторожевая башня Святого Викентия – покровителя Лиссабона, такая вроде бы невысокая, приземистая. Построена в 1515 году, в 2015 году отмечали её юбилей – 500 лет! Полтысячелетия! Невысокая, но красивая: верхние углы украшены как бы прилепленными кубами с резьбой и ниже орнаменты, выложенные каменными плитами. Стоит прямо в воде, и при взгляде сбоку кажется, что она плывёт. Долгое время она служила тюрьмой.
Неподалёку на побережье памятник первому беспосадочному перелёту в Америку – вернее, на Кубу. Стоит такой хлипкий самолётик типа кукурузника, так что невольно восхищаешься отчаянной отвагой пилотов. Получается, что португальцы не только храбрые мореплаватели, но ещё и смелые лётчики.
Отсюда хорошо смотрится очень протяжённый и какой-то лёгкий мост Васко да Гама, а также вдалеке на другом берегу просматривается фигура Христа Искупителя – уменьшенная копия статуи, установленной на горе над Рио-де-Жанейро. Но там она не только больше по размеру, а ещё и стоит на очень высокой горе – прямо в небесах. А здесь этого нет.
Красивая улица ведёт к порту – собственно, главная. При подходе к порту огромная белокаменная Триумфальная арка с большими часами – свидетельство величия мореходной страны. (На моём снимке нет часов – они с другой стороны арки). Открывающаяся после арки просторная площадь выложена волнообразным бело-голубым рисунком – получается эффект морского движения под ногами. В центре площади, конечно же, конная статуя, а с боков скульптуры людей, с одной стороны, с лошадьми, а с другой – со слоном. Как будто говорят: везде побывали, много чего повидали и достигли!
В море плавают белые парусники – такие лёгкие, прямо невесомые, так послушно подчиняющиеся ветру… Вижу, как они низко наклоняются к воде, как поднимаются на волну, и думаю: какими же эти моряки были отчаянными, как рисковали, как проявляли мужество в беспредельных пространствах безжалостных океанов и ветров… Недаром во все века португальцы и испанцы гордятся ими.
* * *
А мы уже отплыли от берега Португалии и вновь приближаемся к Гибралтарскому проливу, к знаменитым Геркулесовым столбам. Надеемся увидеть Маяк Европа Поинт на самой южной оконечности Гибралтара, с которого, как говорят нам, открывается прекрасный вид на Африку. Правда, увидеть собор Богоматери Европейской, стоящий недалеко от Маяка, нам не удастся, о нём только услышали… Много чего на этом свете не можешь увидеть… Но мы радуемся тому, что удаётся лицезреть своими глазами.
В проливе интересно видеть одновременно чёткий горный берег Африки и вдалеке, в тумане, загадочный берег Европы. А потом на горизонте – белый, почти сказочный город Гибралтар, он и сегодня чуть ли не остаётся под протекторатом Великобритании. Вплыли назад в Средиземное море. Прощай, Атлантика!
Плывём вдоль Пиренеев к последнему пункту нашего морского путешествия – к испанскому городу Валенсия.
ВАЛЕНСИЯ, Испания
Причалили в Валенсию, к сожалению, только на 6 часов, я еду на комплексную экскурсию – сначала так называемую панорамную: в ней показывают город преимущественно из окна автобуса, а затем пешеходную – по самым значимым местам. Затем посещение Музея науки и искусств. Все три части экскурсии насыщенны, очень интересны.
Конечно, город прекрасный, здания разнообразные, старинные как-то отдельно – сохранились ансамблем. Здесь не было такого разрушительного землетрясения, как в Севилье, – правда, арабы разрушали его неоднократно. Основали город римляне в 138 году до н.э., тогда было построено четверо въездных ворот со всех сторон света, римляне правили пять веков. С того времени почти ничего не сохранилось. Затем пришли арабы и были до XIII века, построили множество мечетей, оставили город с семью въездами. А уже после них укрепились христиане, снесли все мечети и на их местах построили христианские базилики. Борьба между религиями была извечной и непримиримой, что, по-моему, очень чревато бедствиями для всех сторон. Как жаль разрушенные культовые здания, они же не только носители религиозного мировоззрения, но также памятники культуры и истории. Сделали уже 12 въездов в город. Арабы снова пытались взять город в 1808 году, но это им не удалось, а вот Наполеон захватил Валенсию в 1813 году. Но это всё-таки христиане.
Сейчас это современный зелёный город, в котором много очень разных по архитектуре зданий.
Много деревьев, цветущих кустов, цветов. Сейчас здесь 18 мостов, старейший построен в XIII веке, последним стал Цветочный мост с широкими во всю длину моста цветниками, где цветы меняют по сезону или в связи с каким-то событием. Например, особые цветы высаживали к визиту Папы Иоанна Павла II в 2005 году. Есть мост, на концах которого довольно большие жуткие горгульи (аналоги химер) из тёмного металла. Валенсийцы считают, что горгульи – чудовища, рождённые в аду, они злые, но в данном случае они своим грозным видом отпугивают дурных духов, охраняют нас.
Рыночная площадь (которую наша малограмотная гидша Алиса называет по-современному Коммерческой). Интересное здание Рынка Колон, который ещё называют рынком Колумба, с такими как бы стекающими арками. Здание в стиле модерн было построено в 1914-1916 годах по проекту ученика Гауди архитектора Франциско Мора Беренгера – под влиянием своего учителя.
На площади старая базилика, посвящённая покровительнице торговли. На месте этой улицы Де Колон когда-то была крепостная стена. А далее огромная старинная арена для корриды, вмещающая 11 тысяч зрителей, здесь эти кровавые бои и сегодня не запрещены. Проходим мимо большого красивого вокзала с пятиконечными звёздами – у них это символ железных дорог Испании. Построен вокзал в начале ХХ века. Здание биржи, которую называли «шёлковой», монументальное. Активно тогда торговали модными шелками.
Выходим на площадь Мэрии (или по-старому Площадь Святой Девы Марии) – главную площадь города, она вымощена давным-давно. Идёшь по этим камням, и мысли углубляются в другие века. Как тут жили, ездили на конях какие-то рыцари, это был их город, их дом. Подходим к Собору Святой Девы Марии, закончили его строительство в 1356 году. Он прославлен тем, что в нём – ни много ни мало – хранится знаменитая Чаша Святого Грааля, признанная Папой Римским. У входа сидят суровые львы, а сам храм, как и обычно, очень высокий, много красиво украшенных приделов, посвящённых разным святым, особенно торжественный посвящён покровителю города Валенсия великомученику Святому Викентию – он здесь похоронен, здесь гробница с лежащей статуей. Алтарь резной, позолоченный, очень высокий – просто грандиозный.
На стенах много картин, потому что здесь своеобразный музей испанской (есть Гойя, Эль Греко, Диего Веласкес) и в особенности валенсийской живописи.
Совсем обособленный боковой придел отдан легендарной Чаше Грааля – она золотая, в ювелирном узорочье, помещена в стеклянную большую капсулу, висит высоко в отдельной нише – одна на большой стене. Трудно рассмотреть. Выше над ней круглый витраж, в центре которого изображена эта священная Чаша. Прославил её Дэн Браун в своём известном романе «Код да Винчи».
На площади возвышаются две старинные башни Де Кварт, они были оборонительными сооружениями и служили воротами в город. Какие они могучие! И как видно, что это подлинная древность!
Неподалеку большой фонтан. Его создание связано с тем, что когда-то протекавшая в городе река Турия залила водой город – было мощное наводнение, много людей погибло, произошли большие разрушения. И тогда русло реки решили увести из города. Фонтан в образе скульптуры лежащего мужчины символизирует эту реку, а стоящие вокруг фигуры – оросительные каналы. Бьют мощные струи воды в память об ушедшей реке.
А дальше – Город Науки и Искусств, именно город в городе: на большой территории шесть суперсовременных зданий, которые по своим формам ассоциируются с природой. Самое длинное – с водопадом Ниагара: такими стеклянными выпуклыми дугообразными рёбрами с блестящими металлическими кантами. На солнце они светятся, переливаются и производят эффект течения воды. Другое здание напоминает раковину. Там есть колоссальный Океанариум, теперь самый большой в Европе, но мы туда, к сожалению, не попали. Он состоит из нескольких аквариумов по географическим зонам. Там соединительные туннели, при движении в которых создаётся эффект, что вы находитесь на дне моря. Великолепный биопарк, ультрасовременный кинотеатр, шарообразная Опера… Всё это построено в осушенном русле реки Турия.
По городку ходит маленький поезд, с помощью которого можно увидеть всю территорию – просторную, зелёную и с фонтанами. Мы идём в самое длинное здание. На втором этаже – новейшие достижения медицины, на третьем – генетики. Имеешь возможность проверять себя: всё с приборами и приспособлениями. Можно узнать, на сколько метров ты прыгнешь, увидеть свою ДНК, измерить, насколько ты заряжен электричеством и т.д. В общем, описать это можно в отдельной научной статье, но не в путевом очерке. Умопомрачительное впечатление!
А наши открытия в путешествии по морям и океанам заканчиваются здесь, в Валенсии, в Испании. Новых городов больше не будет…
Дальше плывём к исходной точке – итальянской Савоне, затем снова в Геную и летим домой.
Однако перед глазами незабываемые морские картины, нарисованные природой, и вспоминаются строчки Булата Окуджавы:
Непокорная голубая волна
Всё бежит, всё бежит, не кончается.
Море Чёрное, словно чаша вина,
На ладони моей всё качается.
У него – Чёрное море, а у нас Средиземное – мы его исколесили вдоль и поперёк. И много увидели, и много узнали интересного из истории, географии, культуры. Восхитились красотой природы и деяний рук человеческих.
Какое счастье – такое путешествие!
Эльмара ФАУСТОВА,
писатель, журналист.
Главный редактор журнала «Новые Витражи».
Москва.
Фото автора
Для “RA NY”