КАНДИНСКИЙ – БОГ НЬЮ-ЙОРКА
Василий Кандинский (1866-1944) пользуется популярностью на крупнейших аукционах живописи. Если средняя продажная цена за его полотно $20+ млн, то его рисунок-чертёж стоит в среднем $ 500 тыс. В июне 2013 году, на Christie’s в Лондоне его экспрессионистский шедевр «Студия импровизации 3» (1909) имел эстимейт 12-16 млн ф. ст. В ноябре 2012 года его «Импровизация 8» (1909) была продана за $23 млн. Наиболее «интересными» аукционеры считают его ранние абстракции начала 1910-х годов. Сейчас цены на Кандинского достигают уже $40+ млн.
Картины и рисунки Кандинского включены в музейные коллекции по всему миру: они есть в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, в Третьяковской галерее в Москве, в Центр Помпиду в Париже и Музее современного искусства [MoMA] в Нью-Йорке.
Био
Кандинский родился в Москве в 1866 г., а умер во Франции в возрасте 77 лет. Сын преуспевающего торговца чаем, он в детстве переехал в Одессу, а затем вернулся в Москву. Кандинский не собирался заниматься искусством. Он учился в Московском университете, получив степень в области права и экономики. После успешной юридической карьеры Кандинский в 1896 г. переехал в Мюнхен в возрасте 30 лет. Там он и начал учиться живописи.
Поражённый картиной Моне со стогом сена и интуицией из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», он стал проповедником синестезии, в которой звуки видны, а краски слышны. [Психиатры считают это – если такое существует – редким психиатрическим расстройством.] Во время посещения оперы Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре Кандинский ощутил вот что: «Я видел в уме все свои цвета; они стояли перед моими глазами. Передо мной прорисовывались дикие, почти сумасшедшие линии».
Известно, что Арчимбольдо, придворный художник кайзера Рудольфа II, опираясь на пифагорейские представления о гармонической последовательности тонов и полутонов, занимался подбором соответствий звуков и цветов. Однажды он нарисовал последовательность аккордов – в виде сочетания цветных пятен – и предложил исполнить их на клавесине придворному музыканту Мауро Кремонезе.
Разбогатев после получения наследства от дяди в Москве в 1901 г., Кандинский мог позволить себе жить в Германии богемной жизнью. В 1902 г. он бросил жену ради партнёрства с лихой немецкой художницей Габриэлой Мюнтер (существует её вполне реалистический портрет кисти Кандинского). Они много путешествовали, в т. ч. в Тунис. В 1906-07 гг. он познакомился с полотнами фовистов, в т. ч. Жоржа Брака, Андре Дерена и Анри Матисса, чьи работы он считал чудесными.
В 1909 г. Кандинский стал президентом-основателем Новой ассоциации художников в Мюнхене. Два года спустя, когда это сообщество стали раздражать его абстрактные наклонности, он ушёл и организовал первую выставку группы «Голубой Всадник» (Der Blaue Reiter). Его сподвижниками были художники Франц Марк, Алексей фон Явленски.
Начинал в живописи Кандинский с фольклорных тем, пронизанных квазирелигиозными принципами теософии. Кандинский знал и Блаватскую, и А. Безант. Позже Кандинский создал симбиоз мистицизма и геометрии. Ранние работы Кандинского иллюстрируют «столкновение между материей и духовностью в человеческом обществе».
Кандинский находился под сильным влиянием музыки и духовной философии. Он читал и поддерживал теософию и теорию, которая постулирует «творение как геометрическую прогрессию, начинающуюся с одной точки и продолжающуюся через серию кругов, треугольников и квадратов». В 1911 г. Кандинский опубликовал книгу «О духовном в искусстве». Она призывала художников отказаться от материализма – «душераздирающего зла» – в пользу всеобщего духовного пробуждения. [Эту книгу издало по-русски в 1967 г. в Нью-Йорке Международное Литературное содружество, и в перестройку ксерокопии книги ходили в СССР как самиздат.]
В августе 1914 г., в начале Первой мировой войны, художника классифицировали в Германии как враждебного иностранца, и он вернулся в Россию, попав там позже в ловушку революции. Его имущество было экспроприировано. Недолго он, как пишут, преподавал во ВХУТЕМАСе (преподавала там и сестра моей бабушки – возможно, они встречались). В 1918 г. издал автобиографическую книгу «Ступени»; в 1918-19 гг. был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса (в Наркомпрос к Луначарскому «бегала» и сестра моей бабки и даже фотографировалась рядом с ним). В 1919 г. Кандинский был первым директором Музеев художественной культуры. Год спустя он стал первым директором ИНХУКа (Института художественной культуры) в Москве, государственного центра по изучению культуры. В 1921 г. ему с трудом удалось уехать из Советской России «в командировку» в Германию. Он сделал это с новой женой, Ниной Андреевской, которая, была почти ещё подростком, когда вышла замуж за пятидесятилетнего Кандинского в 1917 г.
[Кандинский есть и в Музее искусств Узбекистана в Ташкенте, основанном в 1918 г. Музей был создан на основе коллекции великого князя Николая Константиновича, aka князя Искандера. Картина Кандинского, как и работы некоторых других современных мастеров, была туда передана из столицы в начале 1920-х, уже по советской разнарядке.]
В Германии Кандинский преподавал в Баухаузе, авангардной школе искусства и дизайна в Веймаре, а затем в Дессау. Он продолжая заниматься абстракциями, теперь бок о бок с новыми друзьями (в основном с Паулем Клее). После 1933 г., когда нацисты закрыли школу, Кандинские бежали в Париж. [Его искусство для нацистов было «дегенеративным».] Василий познакомился там практически со всеми, кто был связан с сюрреализмом и абстрактным искусством: Жан Арп, Макс Эрнст, Жоан Миро.
С 1920 г. он использовать геометрические формы, такие как круги, треугольники и точно вытянутые дуги и линии, часто с мягкими границами и неправильными сочетаниями.
После 1920 года на смену лирическим абстракциям Кандинского пришли геометрические композиции, которые он считал более универсальными по своему значению, менее связанными с «особыми эмоциями, свойственными человеку в его индивидуальности». Кандинский обратился к «безличному языку геометрии и к более ясным, менее суггестивным цветам» — но при всем этом его полотна были не менее драматичны и напряжены.
Кандинский явно высоко ценил круг — его энтузиазм по поводу него кажется почти безграничным, но не из-за его геометрической формы как таковой, а скорее из-за его внутренней силы: «Я нахожу в кругах… внутренние возможности». Круг является одновременно символом обновления и целостности, а также означает Самость, бесконечность, вечность, завершенность, космическое единство и Бога. Образы Кандинского опирались на шаманские традиции и включали мотивы, заимствованные из финно-угорского, русского и сибирского фольклора.
Гуггенхайм
В июле 1930 г. с Кандинским познакомился наследник горного дела и американский магнат Соломон Р. Гуггенхайм, который начал коллекционировать русского абстракциониста оптом. Связным между ними был [«посредственный»] немецкий художник Рудольф Бауэр, который позже стал бойфрендом восторженной немецкой баронессы Хиллы фон Ребай, главного советника Гуггенхайма (она познакомилась с ним в 1928 г.)
Гуггенхайм и его жена Ирэн вместе с Ребай посетили студию Кандинского в Баухаузе в Дессау, Германия. Перед поездкой Ребай написала художнику и описала свой новый интерес к авангарду: «г. Гурджиев познакомился [с творчеством] моих друзей Леже, Глеза, Брака, Делоне, Шагала и Мондриана, но он по-прежнему любит… твои [картины] больше всего». Первой картиной Кандинского, купленной Гуггенхаймом, была «Композиция № 8».
Ребай формировала «публичный профиль» Гуггенхайма и сердцевину его коллекции – Музей беспредметной живописи, открытый в 1939 г. [Коллекция Гуггенхайма теперь содержит более 150 работ русского художника.] Она устраивала выставки под звуки классической музыки. Она порекомендовала Фрэнка Ллойда Райта [Lloyd Wright] в качестве архитектора гиперсовременного музея, «храма духа», который открылся в 1959 г. [она сама ушла в отставку из-за разногласий в 1952 г., через три года после смерти Соломона]. Её преданность Кандинскому сохраняется в ДНК музея. «Иерофант абстракции», Кандинский теперь считается «святым покровителем» музея Гуггенхайма. Он – «центральный бог в пантеоне Гуггенхайма и мифе о книге Бытия». Музей владеет большим количеством его работ, чем работ любого другого крупного модерниста, и периодически устраивает ту или иную выставку Кандинского.
Выставки в Нью-Йорке
С 8 октября 2021 г. по 5 сентября 2022 г. Музей Гуггенхайма устроил в своей спиральной ротонде ретроспективу русского абстракциониста «Vasily Kandinsky: Around the Circle» [«Василий Кандинский: По Кругу»], представив около 80 его картин, рисунков и гравюр.
Выставка была устроена в обратном хронологическом порядке. Она начинается с его чисто абстрактных экспериментов последних 20 лет его жизни, таких как «Вокруг круга» (1940), давшая название выставке, или его сложная «Композиция 8» (1923).
Выставка начинается с последней главы творчества художника, действие которой происходит во Франции, когда естественные науки и сюрреализм, а также неизменный интерес к русской и сибирской культуре и фольклору сформировали его биоморфные образы и вызвали повторяющиеся темы возрождения и метаморфозы. Позднюю фазу творчества Кандинского отмечает изобилие сложных загадочных глифов и противоречивых техник: картины ошеломляюще герметичны.
На выставке представлены практически все этапы творчества Кандинского. Вторая версия «Импровизация 28» (1912) и «Чёрные линии» (1913) считаются пиком творчества Кандинского, когда художник перешёл от экспрессионизма к чистой абстракции. Следуя хронологически обратному порядку, выставку завершают произведения раннего экспрессионизма, ещё обязанные фовизму, такие как «Голубая гора» (1908-09) или превосходный «Пейзаж с фабричным дымоходом» (1910).
Экспонаты на выставке взяты в основном из трёх крупнейших хранилищ работ художника: центр Помпиду в Париже, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Государственная галерея Ленбаххаус и Кунстбау в Мюнхене, а также из значительных частных и государственных коллекций. Было также выставлено более 60 работ на бумаге из коллекций фондов Гуггенхайма и Хиллы фон Ребай.
Выставки Кандинского проходили в музее также 1 июля 2015 – 3 апреля 2016 года. Это была «первая всесторонняя ретроспектива» карьеры художника в США после трёх обзоров, проведённых музеем Гуггенхайма в 1980-х годах.
Предыдущая выставка в Музее Гуггенхайма проходила 18 сентября 2009 – 13 января 2010 г. Это шоу было приурочено к 50-летию открытия здания Райта. Было выставлено 100 картин, в т. ч. «Картина с кругом» (1911) из Национального музея Грузии в Тбилиси – она никогда не была до этого в США. Говорят, что это «большое, великолепное пятно из резонирующих синих, зелёных и пурпурных тонов, наэлектризованное несколькими чёрными линиями сверху», является первой полностью абстрактной картиной художника.
Споры о реституции
24 июля 2023 г. баварский банк Bayern LB (которым владеет государство) объявил, что вернёт шедевр Василия Кандинского, висевший в немецком музее Ленбаххаус [Lenbachhaus Museum] с 1972 г., потомкам еврейской семьи, подвергшейся преследованиям во время нацистской оккупации Нидерландов.
Банк сообщил в кратком заявлении, что решил последовать рекомендации, опубликованной консультативной группой правительства Германии по вопросам искусства, награбленного нацистами. Комиссия посоветовала банку вернуть темперную картину 1907 г. «Красочная жизнь» наследникам Эмануэля Альберта Левенштейна, директора фабрики по производству швейных машин, и его жены Хедвиг Левенштейн Вейерманн. На картине изображено множество ярко одетых русских персонажей в фантастическом пейзаже.
Левенштейны владели обширной коллекцией произведений искусства, большая часть которой была «продана на аукционе» в Амстердаме 9 октября 1940 г., всего через несколько месяцев после вторжения Германии в Нидерланды. Bayern LB якобы приобрёл «Красочную жизнь» у вдовы коллекционера, купившего её на этом аукционе.
Банк предоставлял картину мюнхенскому музею Städtische Galerie im Lenbachhaus на протяжении последних 50 лет. [Кандинский прожил в Мюнхене большую часть своей ранней карьеры, и в музее хранится одна из самых важных коллекций его произведений искусства в мире.]
Многолетние исследования происхождения «Красочной жизни» не смогли раскрыть ни обстоятельств её продажи в 1940 г., ни даже того, кто выставил картину на аукцион. К тому времени пара Левенштейнов умерла, а двое их детей бежали из Европы.
Правительственная комиссия Германии пришла к выводу, что «имеются многочисленные признаки того, что это был случай конфискации в результате преследований нацистами». В нём говорилось, что потери произведений искусства, понесённые еврейскими коллекционерами после немецкого вторжения 10 мая 1940 г., следует считать «непреднамеренными, если нет явных доказательств обратного».
«Этот фундаментальный перенос бремени доказывания в пользу бывших владельцев отражает давление, оказываемое на преследуемых нацистским режимом», – говорилось в заявлении. В документе также было замечено, что «систематическое исключение, лишение избирательных прав и лишение собственности еврейского населения Нидерландов началось немедленно после вторжения».
В последние годы наследники Левенштейнов вернули ещё одну картину Кандинского, потерянную при тех же невыясненных обстоятельствах и проданную на том же аукционе 1940 г. Возвращение этой работы «Картина с домами» положило конец долгому и жаркому спору между наследниками и городом Амстердамом.
***
13 июля 2001 г. Йен Лисицкий, сын художника Эля Лисицкого (1890-1941), подал через нью-йоркских адвокатов иск о реституции против Фонда Бейелера в Базеле, Швейцария. Лисицкий добивался возвращения «Импровизации № 10» Кандинского. Две другие картины из коллекции его матери уже были возвращены мистеру Лисицкому ранее в 2001 г., в т. ч. одна из японского музея.
3 июля 2002 года BBC News сообщило, что между сторонами было достигнуто мировое соглашение. Швейцарской художественной галерее будет разрешено сохранить картину. В совместном заявлении г-н Лисицкий и г-н Бейелер заявили, что картина останется во владении Фонда Бейелера и его музея в Риэне, на окраине Базеля. В своём заявлении г-н Бейелер и г-н Лисицки заявили, что согласились хранить молчание о точных условиях урегулирования, которое было достигнуто 27 июня.
Работа 1910 года была частью коллекции мисс Софи Лисицки-Кепперс, состоящей примерно из 13 авангардных картин, которые она передала провинциальному музею в Ганновере в 1926 году, до того, как вышла замуж за Эля Лисицкого. [В 1921-25 годах Эль-Лазарь Лисицкий жил в Германии.] В 1937 году нацисты конфисковали всю коллекцию, включая картину Кандинского, в рамках нацистской кампании против «дегенеративного искусства». Фердинанд Меллер – немецкий арт-дилер, известный тем, что торговал произведениями искусства, конфискованными режимом Адольфа Гитлера, – приобрёл картину в годы войны и продал её Эрнсту Бейелеру, швейцарскому коллекционеру, в 1951 году.
В 1927 году Софи с двумя сыновьями от первого брака уехала к Лисицкому в Москву. В Москве она работала вместе с мужем, родила сына Йена; старший сын бежал из СССР на Запад, второй погиб в лагере.
После смерти мужа от туберкулёза и под давлением сталинского режима Лисицки-Кепперс была в 1944 году сослана вместе с Йеном в Сибирь. Она умерла в Новосибирске в 1978 году. [Эль Лисицкий был профессором архитектуры ВХУТЕИНа, где преподавала и сестра моей бабки. Он называл её своей «музой» в шутку, и даже дарил ей свои чертежи-рисунки, которые при Ельцине у нашей семьи были украдены. Их стоимость – 40 тысяч фунтов стерлингов за лист! Мир русского авангарда, как оказалось, был очень тесен; там нашлось место и моим родственникам.]
На аукционах
В 1990 году на аукционе Sotheby’s была продана за $21 млн «Fugue» [«Фуга»] (1914) Кандинского из музея Соломона Р. Гуггенхайма (неординарная продажа произошла по решению директора музея). С учётом инфляции эта цифра была эквивалентна $39,3 млн в 2017 году. Это был на тот момент абсолютный рекорд русского искусства за всю историю продаж (на втором месте была «Супрематическая композиция» К. Малевича, проданная в 2000 году за $17,1 млн). Полотно ушло в Фонд Бейлеров и было выставлено в швейцарском музее этого фонда, расположенном в Базеле.
Для сравнения укажу цены на Кандинского в ту же эпоху: «Ангел страшного суда» (1911; $5,20 млн в 1995 году), «Деревня в горах» (1908; $4,95 млн в 2001 году) и «Осенний пейзаж» (1908; $3,96 млн в 1989 году), «Вайльхайм-Мариенплац» (1909; $ 4,97 млн в 2007 году.) Говорят, что живопись Кандинского выходит на артрынок достаточно редко. Графика (рисунки, акварели, гуашь) встречается чаще и стоит значительно дешевле; гуляет на рынке и огромное количество подделок.
Назовём среди самых крупных продаж также: «Белый звук» (продана за $23 млн на аукционе Sotheby’s в 2007 году), «Этюд к импровизации 3» (купили в 2012 году на Christie’s за $21 млн), полотно «Импровизация 8. Этюд» (ушло за $23 млн).
16 ноября 2016 года главным событием вечерней распродажи импрессионистов и современного искусства в Нью-Йорке Christie’s объявил картину Василия Кандинского «Rigide et Сourbé» [«Жёсткие и изогнутые»]. Она была продана за $23,3 млн (при эстимейте в $18-25 млн). Это одна из его самых знаменитых и динамичных композиций большого масштаба. Холст густо насыщен живыми геометрическими виньетками и фактурной поверхностью из песка, смешанного с краской. Этот приём Кандинский использовал только в своих парижских картинах 1934-35 годах. Работа первоначально принадлежала Соломону Р. Гуггенхайму; он купил её у Кандинского в 1936 году. Картина широко публиковалась и выставлялась в 1937-49 годах. Она не выставлялось на торги с 1964 года.
21 июня 2017 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне менее чем за час рекорд на картины Кандинского был побит дважды. Первой работой было полотно «Landschaft mit grünem Haus» [«Мурнау. Пейзаж с зелёным домом»] (1909) из коллекции Вернера и Габриэль Мерцбахер в Швейцарии. При эстимейте 15-25 млн. ф. ст. картина привлекла внимание нескольких крупных участников телефонных торгов и была продана в рамках эстимейта за рекордные 21 млн ф. ст. ($26,4 млн). Тем самым был побит предыдущий рекорд в 23,3 млн.
Всего шесть лотов спустя прошли торги по картине «Bild mit weissen Linien» [«Картина с белыми линиями»] (1913). Американский коллекционер Рональд Лаудер гарантировал ей более $35 млн (27 млн ф. ст.) Картина оставалась в России всю свою жизнь до 1974 года, когда её приобрел у Третьяковской галереи в Москве кёльнский коллекционер Уильям Хак, потомки которого и выставили её на торги. (Хак предложил важные политические архивные материалы правительству президента Брежнева в обмен на картину.) За работу боролись четыре участника торгов, включая лондонского коллекционера. Он победил конкурентов из Азии и купил работу за 33 млн фунтов ($41,6 млн) под бурные аплодисменты.
Российские источники сообщают, что 21 июня 2017 года картина Кандинского побила аукционный рекорд на вечерней распродаже Sotheby’s, Лондон. Полотно «Four figures on three squares» [«4 фигуры на 3 квадратах»] (1943 года; масло и гуашь; 42.0 × 58.0 см) было продано за 54,4 млн ф. ст. Это поздняя работа художника, иллюстрирующая его интерес к «родовой иконографии» и геометрии. Цена звучит для такого маленького полотна сногсшибательно. На сайте аукциона, где хранятся все записи продаж, информации об этой картине я не нашёл, что подозрительно. Нет и никаких газетных публикаций в Англии/США – о таких рекордах там всегда пишут в газетах. Поэтому, видимо, это сообщение – какая-то российская интернет-утка. Подобный рекорд нигде на Западе не зафиксирован!
В июне 2021 года «Tensions calmées» (1937) была продана на Sotheby’s в Лондоне за 21.224.700 ф. ст. ($29.298.200). В тот же вечер картина Пикассо была продана за $12.960.000.
1 марта 2023 года, вечером на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 37,2 млн ф. ст. (ок. $45 млн) была продана картина Кандинского «Murnau With Church II» (1910). Цена стала новым аукционным максимумом для Кандинского. Картина была продана по единственной телефонной заявке покупателя.
После 12-летнего судебного разбирательства, недавно полотно было возвращено музеем Ван Аббем (Van Abbemuseum) в Эйндховене, Нидерланды, наследникам известных берлинских коллекционеров Йохан Маргарет Штерн-Липпманн и Зигберта Сэмюэля Штерну. Эта супружеская чета владела процветающим берлинским текстильным бизнесом и собрала обширную коллекцию произведений искусства, включающую как голландскую живопись Золотого века, так и современные шедевры.
Зигберт умер в 1935 году, а Джоанна Маргарет бежала в Нидерланды, спасаясь от нацистов. Она была вынуждена продать большую часть своей коллекции произведений искусства. В конечном итоге она умерла в концентрационном лагере Освенцим в 1944 г., став одним из девяти членов семьи, убитых во время войны. Но некоторые из её потомков выжили, в т. ч. её внучка Долли, которая пряталась от нацистов 2.5 года, в возрасте от семи до 10 лет. (Она умерла в 2014 году.) Выручка от продажи будет разделена между 13 живущими потомками Джоанны Маргарет, а часть денег пойдёт на дополнительные исследования остальной части её коллекции.
Картина Кандинского находилась в музее Ван Аббема с 1951 года. Учреждение приобрело её у Карла Легата, еврейского дилера, который вместе с Миртиль Франк работал с агентством Мюльманн по обработке и продаже произведений искусства, захваченных нацистами в Нидерландах, в обмен на предотвращение депортации для них самих и их семей.
Голландский комитет по реституции первоначально установил, что «недостаточно фактов» для определения того, как Джоанна Маргарет потеряла картину, но позже это решение от января 2018 года было отменено из-за обнаружения «новых фактов».
На сайте аукциона Christie’s можно найти 205 записей о продажах картин, акварелей и графических работ Кандинского на этом аукционе.
Мстислав КНЯЗЕВ,
писатель, журналист.
Москва.
Для “RA NY”