«Мулен Руж» или нелицеприятная изнанка самого известного кабаре
Их называли первыми «звездами» французского шоу-бизнеса. Их жизнь бурлила шампанским, огромными деньгами, многотысячными поклонниками и бешенными танцами. Они были знамениты на весь мир… но как на самом деле складывалась жизнь танцовщиц знаменитого кабаре? Что происходило за кулисами? Были ли красотки «Мулен Руж» такими развратными, как о них говорили, и почему каждый их день мог стать последним, расскажу далее.
Луиза Вебер, которой в скором времени предстояло стать «звездой» самого известного в мире кабаре, была самой простой французской девушкой, каких сотни. Ее мать держала прачечную, и Луизу едва ли ожидала более счастливая участь.
К слову, работа прачки в 19 веке считалась одной из самых тяжелых профессий, как и стирка в целом. В домашних условиях этот процесс мог растянуться на несколько дней: сперва необходимо было принести достаточное количество воды, затем развести огонь и хорошенько ее прокипятить.
Поэтому услуги прачечных пользовались у благородных господ большой популярностью. Однако тяжелый труд не проходил даром, и у бедных женщин, занимающихся стиркой, были большие проблемы со здоровьем в общем и сорванные спины в частности.
А как сложно было бороться с пятнами! Прачка должна была разбираться в веществах для устранения грязи не хуже заправского химика! Так, например, жирные пятна выводили при помощи масла, пятна от воска – скипидаром, пятна крови – керосином и так далее.
Был и еще один, так сказать, проверенный столетиями способ. Еще со времен Древнего Рима белье стирали в…моче, и для этого ее даже специально покупали. Представляете, какой запах стоял в таких импровизированных прачечных?
Так вот, Луиза Вебер также отправилась работать в прачечную, однако она не могла не обращать внимание на то, как вокруг нее яркими огнями и звонкой музыкой разворачивалась прекрасная жизнь.
Время, которое называли «золотым веком» бульваров, кафе и, конечно же, кабаре. Луиза, как и многие девочки в ее возрасте, мечтала о танцах. Она брала красивые платья, которые состоятельные клиентки приносили в прачечную, и танцевала в них в тайне от матери по ночам. Собственно, танцы по ночам в конечном итоге и привели ее в кабаре «Мулен Руж», где теперь уже бывшей прачке предстояло стать «королевой Монмартра».
Последняя четверть 19 века во Франции получила название «Прекрасная эпоха» – легкомысленное и беспечное время, когда промышленная революция разрушила социальные барьеры, и даже у самых бедных слоев населения появилась надежда на лучшую жизнь.
В это время технический прогресс стремительно набирал обороты. Были изобретены автомобиль и синематограф, радио и аэроплан. В это время зародилась массовая культура и уже привычная нам сегодня индустрия шоу-бизнеса, в которой женщинам отводилась особая роль.
Кроме того, именно «Прекрасная эпоха» подтолкнула женщин богемных кругов поставить на первое место карьеру и личностный рост. И, конечно же, в это время в моду вошли кабаре.
Само слово «кабаре», как ни странно, имеет голландское происхождение и буквально означает «комната, где пьют». Недаром в знаменитом «Мулен Руж» шампанское текло рекой! А вот «изобретателем» кабаре был…Наполеон – тоже сюрприз. Это он велел народу пить и веселиться не на улицах, а в специальных заведениях.
Самое знаменитое кабаре мира «Мулен Руж», в переводе «Красная Мельница», было открыто на Монмартре, самом высоком холме Парижа, в 1889 году. Уже тогда кабаре поражало воображение даже самых искушенных ценителей прекрасного.
Крылья гигантской красной мельницы крутились, везде горели гирлянды и огни, а в саду стоял огромный слон, привезенный со Всемирной выставки в Париже. Слон был необычный – внутри него располагалось кафе, и он был визитной карточкой «Мулен Руж».
В самой «Красной Мельнице» было еще шикарнее, и казалось, над ней не властно и само время. В кабаре круглые сутки бурлил настоящий праздник: смех, зажигательная музыка, игры в карты, беседы, шампанское и, конечно же, бесконечные танцы. Посетители могли не покидать кабаре сутками: просто отдыхать на диванах, стоящих в углу зала, а затем вновь возвращаться к веселью.
Но, надо сказать, кабаре с первых дней обзавелось дурной славой, поскольку в нем были доступны все, даже самые запретные удовольствия. В «Мулен Руж» было полно дам легкого поведения, которые буквально пачками сидели за столиками в ожидании подходящего мужчины. Легкостью нравов отличались и сами танцовщицы, и об этом, надо сказать, в Париже ходили легенды, и это притом, что во Франции весьма лояльно относились к «ночным бабочкам».
Нравы французской «прекрасной эпохи» были несопоставимы с чопорной моралью Англии и США. Там джентльмены искали продажную любовь, но самих дам легкого поведения общество сурово осуждало. Ведь недаром в Лондоне появился Джек-Потрошитель. В России же «ночных бабочек» воспринимали как несчастных жертв общества и жалели.
А вот во Франции к ним относились легко. Парижане, жившие в «Прекрасную эпоху» считали, что каждый день может стать последним, а значит ни в коем случае нельзя отказывать себе в удовольствиях… какими бы они ни были. Ну а знаменитая «Красная Мельница» считалась «королевством ночи и удовольствий».
В кабаре днями и ночами вместе веселились художники и воры, миллионеры и пьяницы, представители социального дна и… будущий король Англии! Французы говорят: «Кто был в Париже и не посетил «Мулен Руж», тот не сможет до конца понять, что же такое Париж».
Для каждой девушки в кабаре придумывался яркий псевдоним. Здесь Луиза Вебер получила прозвище «La Goulue» (Ла Гулю), то есть «Прожорливая» за то, что, очаровывая мужчин, подсаживалась за их столики и опустошала не только кошельки, но и бокалы с тарелками.
И подобные прозвища были у всех красоток-танцовщиц «Мулен Руж»: «Нини-лапки кверху», «Ватрушка», «Канализационная решетка». Жанну Авриль называли «Динамит» или «Безумная Жанна» за ее исключительный стиль танца.
Если другие кабаре делали ставку на шансон и короткие музыкальные постановки, то фишкой «Мулен Руж» стал знаменитый канкан. Именно Луиза Вебер вместе со своим партнёром Валентином Бескостным (это тоже псевдоним) и ввела в моду этот особый танец, быстро ставшим визитной карточкой кабаре.
Во время исполнения канкан необходимо было сделать вертикальный шпагат, поднять ногу на 180 градусов, а потом прыгнуть на горизонтальный шпагат. Чтобы понять, насколько неприличным был этот танец, достаточно посмотреть на нижнее белье танцовщиц – оно даже не было сшито посередине!
Некоторые особо развратные дамы умудрялись танцевать канкан и вовсе без панталон. Власти даже обязали присутствовать в залах сержантов, которые выводили из кабаре слишком уж фривольных девушек. Ну а Ла Гулю еще и сердечко на своих панталонах вышила!
Еще один ее ставший впоследствии культовым жест – когда она забрасывала юбку на спину. Толпа ревела от восторга всякий раз, как девушка проделывала этот фокус. Другой трюк «Прожорливой» – взмахом ноги сбить цилиндр с головы посетителя.
В общем, в 19 лет Луиза Вебер стала главной звездой «Мулен Руж», и ее даже называли «королевой Монмартра». Чтобы увидеть Луизу, в Париж приезжали мужчины со всего мира.
Ее обожал знаменитый художник Тулуз-Лотрек, который, кстати, все свое свободное время проводил в кабаре. Его же кисти принадлежит и большинство ее портретов.
Луиза была натурщицей Ренуара, ее фотографировали и снимали в кино. При этом она была вульгарной, развратной и беспринципной. В общем, эдаким живым воплощением «Мулен Руж».
Она стала настоящей звездой шоу-бизнеса «Прекрасной эпохи», а звезды, как известно, зарабатывают очень неплохие деньги. Девушки-танцовщицы «Мулен Руж» в принципе ни в чем себе не отказывали: они меняли поклонников как перчатки, и для 19 века это было, своего рода, нонсенсом. Так, к примеру, когда у Луизы Вебер родился сын, она не знала, кто его отец. Ребенка записал на себя ее друг и по совместительству любовник.
Ну а главное, ради чего публика каждую ночь приходила в «Мулен Руж» называлось «Большой Галдеж» – совершенно особенный канкан, который исполняли сразу все девушки посреди зала, когда публика уже была хорошо разогрета. Этот танец был максимально откровенным, и чтобы увидеть его зрители съезжались со всего мира.
А однажды в «Мулен Руж» занесло даже будущего короля Англии Эдуарда VII, тогда еще наследного принца Уэльского. Его Высочество решил своими глазами увидеть то, о чем так много и громко говорят. По легенде, заметив принца во время танца, Луиза крикнула ему: «О, Уэльский, с тебя шампанское!»
Вообще «Обжора», падая на свой знаменитый шпагат в конце танца, сопровождала его озорным визгом, и это также стало ее фишкой. Публика собиралась толпами, чтобы увидеть этот номер, который со временем лег в основу главного шоу. Публика обожала Луизу, мужчины буквально падали к ее ногам… Но что скрывалось за ее знаменитым визгом?
На самом деле такой искрометный канкан является сущей пыткой для танцовщицы. Наверное, самый опасный, самый сложный и самый травматичный танец из всех.
Ежедневная жизнь танцовщиц – это порванные сухожилия и разбитые носы, а крики во время исполнения канкана были криками боли. Поэтому в кабаре выживали самые сильные, больше других мечтающие о славе и готовые ради ее на все.
В начале от танцев на каблуках ноги девушек были стерты в мозоли, которые при ходьбе причиняли невероятную боль. Также в кабаре процветали венерические заболевания, эффективно лечить которые научились лишь во второй половине 20 века.
В «Прекрасную эпоху» лечение только калечило заболевших и существенно укорачивало им жизнь. Так, чтобы спасти человека, больного сифилисом, врачи специально заражали его малярией. Так сказать, клин клином… Мужчинам же могли удалить детородный орган. Ко всему прочему многие девушки были зависимыми, и чумой того времени считался абсент.
Спустя 6 лет карьеры в кабаре Луиза Вебер ушла из «Мулен Руж» богатой и знаменитой. Известная танцовщица решила полностью сменить амплуа и стала…дрессировщицей.
На заработанные деньги она открыла Балаган на Ярмарочной площади, в котором и выступала. Впоследствии она вышла замуж за фокусника, вместе с которым они стали известными укротителями и принимали участие во всех главных цирковых событиях Франции.
Однако публика не воспринимала Луизу как дрессировщицу и по-прежнему ждала от нее искромётного канкана. Поэтому балаган Луизы со временем разорился, а она обанкротилась. Во время Первой мировой войны погиб ее муж, затем умер сын…В 1928 году бывшая мировая звезда вынуждена была продавать сигареты в нищенской одежде рядом с «Мулен Руж», в котором когда-то блистала…
Александр СНИТКОВСКИЙ
https://newconcepts.club