ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Тоталитаризм, коммунизм и ядерное оружие пришли в Китай и Северную Корею из России. Однако, эти две азиатские страны, по той или иной причине, превзошли по части рвения даже своего учителя.
Классическим примером тоталитаризма является Северная Корея, где, например, указом правительства мужчинам разрешается только одиннадцать предписанных стилей прически, а женщинам – восемнадцать. В Китае до сих пор существуют участковые, регулярно навещающие жильцов своего квартала и проверяющие, убраны ли постели, чисто ли в доме; они беседуют с хозяевами об их семейных проблемах и могут наказать, если что не так. Короче говоря, они контролируют жизнь каждого жильца. Спросите северного корейца, скажем, о текущем ремонте улицы или увеличении парка такси в столице от пятисот до тысячи, и он скажет, без шуток, что глава правительства лично проявил заботу. Автор статьи посмотрел об этом видеорепортаж, заснятый туристами, получившими разрешение северокорейского правительства на посещение страны. Население Северной Кореи превращено в зомби (да простится мне нелитературное слово).
Как достигается подобная трансформация? Рецепт давно проверен на практике. С ранних лет, детей бомбардируют официальными песнями, литературой, лозунгами и т.п. Им внушают, что они должны вести себя по строгим правилам и думать по предписанным канонам. Дети постарше участвуют в “мероприятиях”, носят униформу, ходят строем и т.п. Школьникам преподают стерильные версии истории, культуры, литературы, политики. Если они не следуют партийной линии, не только учителя, но и их школьные товарищи принимают соответствующие меры. Изолированным от внешнего мира детям остается верить пропаганде. Но даже если у них есть сомнения, они знают, что нельзя выделятся из общей массы, иначе их заметит недремлющее око государства и тогда проблемы могут возникнуть не только у них, но и у их семьи и друзей.
Молодежь – самая активная, нестабильная и непокорная часть общества. Молодежь ищет ответы на “неудобные” вопросы, восприимчива к новым идеям, критикует старое, стремится вырваться из привычного окружения. Особенно активны юноши. Тоталитарное государство решает эту “проблему”, посылая молодых людей в армию, где из них выбивают посторонние мысли и наглядно демонстрируют, кто хозяин, а кто – спица в колесе государственной машины. Женщинам традиционно отводится второстепенная роль, так что у них вообще нет шансов. В тоталитарных государствах женщин редко допускают к высоким постам, еще реже – к важным правительственным, и никогда – к силовым.
Когда таким образом выдрессированные молодые люди начинают по-настоящему взрослую жизнь, им уже некогда заниматься поисками истины – надо работать, растить потомство, которое, в свою очередь и свое время, пойдет тем же путем. Конечно, из всякого правила есть исключения – всегда есть несогласные, непокорные, скептики, по-настоящему информированные и просто нуждающиеся и голодные. Что ж, и на них есть управа: колоссальный аппарат полиции, секретной полиции и армии держит население в узде с помощью всякого рода наказаний, намеренно создавая тем самым самое мощное оружие в его арсенале – атмосферу всеобщего страха. Люди опасаются сказать что-нибудь “не то” не только по телефону, но даже в собственной спальне.
Но тоталитарному государству и этого мало. Чтобы оправдать свое существование перед собственным народом, оно использует идею “светлого национального будущего” (или коммунизма, фашизма, ислама), подкрепленную заново переправленной историей “славного национального прошлого”, так что люди старшего поколения открывают новые школьные учебники истории и не могут поверить своим глазам. Независимо от существа идеи, тоталитарное государство объявляет эту идею абсолютно правильной, а всех несогласных и равнодушных – врагами и виновниками того, что эта идея не смогла претвориться в жизнь.
Тоталитарные правительства делают все возможное и невозможное, чтобы направлять в нужную им сторону не только поступки и мысли отдельных личностей, но и, выражаясь современным языком, идейное пространство общества. Они держат или стараются держать под гласным и/или негласным контролем учебные заведения, библиотеки, СМИ, культуру, искусство, религию, оппозицию, диссидентов и инакомыслящих, национальные движения всех направлений, историческую правду, общественную активность всех видов, коммуникации и передвижение внутри и за пределами страны. Нет таких ухищрений, которые не использовались бы тоталитаристами для достижения своих целей, начиная с шантажа и подкупа, и кончая судебным произволом и убийствами неугодных. Особую тревогу вызывает открытая и тайная глобальная поддержка тоталитаризмом крайне левых и правых правящих режимов, идей, организаций, движений, прессы и отдельных лиц, выполняющих роль удобного противовеса всему правдивому и свободному, и своей активностью частично освобождающих официальную власть от ответственности за содеянное.
* * *
Главным феноменом психологии толпы в тоталитарном государстве является искренняя вера в официальную идеологию и поддержка большинством любых, даже самых возмутительных, действий правительства. Такое поведение сравнимо с широко известным т.н. Стокгольмским синдромом, когда под влиянием страха, безвыходности положения и инстинкта самосохранения жертвы-заложники террористического акта сознательно и подсознательно переходят на сторону террористов. К этому могут добавляться разнообразные синдромы населения, лишенного гражданских свобод, – озлобленность, недоверие и подозрительность, доносительство, агрессивность, отрицание очевидных фактов, безнадежность и усталость, стремление уйти от реальности в мир фантазии (напр. заняться поэзией), истеричность, покорность, жестокость, зависть и др. Граждане Китая и, особенно, Северной Кореи при этом еще должны проявлять энтузиазм, улыбаться, и вообще делать вид, будто все в порядке. Похоже, большинство населения искренне верит пропаганде, хотя у автора есть сомнения на этот счет: может, люди просто стараются унести голову из-под топора?
* * *
Во время международного суда над нацистскими преступниками, Герман Геринг дал интервью репортеру одной из британских газет. На вопрос о том, каким образом фашистам удалось так быстро получить практически безоговорочную поддержку немецкого народа, Геринг ответил, что это было просто и легко: достаточно было чем-то напугать людей и убедить их, что во всем виноваты те или иные враги, с которыми могут справиться только фашистские (тоталитарные) диктатура и образ мысли. В этих строках, перед читательской аудиторией и самим собой, глядя на безобразное лицо исторической правды, автор этого эссе вынужден публично признать врожденную низость человеческой натуры. Сколько усилий было потрачено на воспитание в людях благородства, доброты, сострадания и т.д. и т.п.! Однако, при первых же признаках реальной или воображаемой опасности, “массы” теряют коллективный рассудок и становятся способными на отвратительные, ужасные поступки. Массовая истерия часто принимает формы шовинистического угара, религиозного фанатизма и идеологических убеждений. В таком состоянии, люди утрачивают связь с реальностью и живут в мире иллюзий. То есть, те, кто контролирует иллюзии, могут заставить массы делать все что угодно.
Фальсифицированная история – классический пример таких иллюзий. Как сказал Сталин, кто владеет прошлым, тот владеет настоящим. В большинстве своем, “массы” тоталитарных режимов верят всему, чему их учат в школе и, после краткого ознакомления с устройством автомата Калашникова, без малейших угрызений совести убивают всех “ненаших”.
В состоянии истерии и страха, “массы” верят любой выдумке, лишь бы она обещала “спасение”; они легко отбрасывают в сторону мораль и совершают зверства, которым мог бы позавидовать Чингисхан. Например, во время французской революции 1789 г., некоторые “революционеры” поедали сырую печень политического противника и считали это гражданской доблестью(!). По сравнению с этим, известный факт того же времени о “простых и бедных” женщинах-вязальщицах, каждый день сидевших в первом ряду перед гильотиной и хором отсчитывавших отрубленные головы “врагов революции”, кажется веселой сказкой. Кстати, не в обиду нежному полу, француженки тогда делали такие жуткие вещи, до которых даже завзятым революционерам-якобинцам было далеко.
* * *
Культ личности – отличительная черта тоталитарного и, особенно, его разновидности – авторитарного режима. Массы ассоциируют образ главы правительства со страной. Его изображения становятся вездесущими. Мужчины восхваляют его решительность, женщины пишут признания в любви, а дети – благодарственные открытки. Одним словом, истерический восторг толпы и бросание в воздух чепчиков.
Тоталитарное правительство стремится сделать собственный народ соучастником своих преступлений, как это было в фашистской Германии, и таким образом навсегда подчинить его своей власти. Если тоталитарное правительство развязывает войну, то оно утверждает, что это делается на благо народа. Особенно раздражают тоталитарное государство успехи других стран, которые оно объясняет вражескими происками, заявляя при этом, что эти успехи случились за его счет. Ревность к чужому благосостоянию и успехам – характерная черта тоталитаризма. Когда южнокорейская команда заняла четвертое место на чемпионате мира по футболу, Северная Корея устроила провокацию, обстреляв и потопив южнокорейский корабль.
Все тоталитарные государства предъявляют соседям территориальные претензии. Например, Китай ведет территориальные диспуты со всеми приграничными странами. Другие общие черты – стремление к обладанию ядерным арсеналом, огромная армия, и паранойя по отношению к внешнему миру. Не секрет, что власть в тоталитарных режимах держится на штыках. Поэтому, для оправдания военных расходов, им необходимо иметь врага. Если врага нет, они его создают, а после зовут себя жертвами заговора, тем самым оправдывая собственную агрессию, а заодно и все политико-экономические трудности.
Продолжительное существование тоталитарных правительств во многом, если не во всем, объясняется их умением манипулировать массовым и индивидуальным сознанием своих народов посредством пропаганды. Они апеллируют как к высшим человеческим качествам (патриотизм, доброта, культура), так и к самым низшим (зависть, ксенофобия, невежество). Они создают видимость демократии и в то же время нарушают все законы; выступают за помощь слабым, но поощряют культ силы; говорят о дружбе, а готовятся к конфронтации.
Когда-то, китайский император показал своим придворным оленя и заявил, что это – лошадь. Всех несогласных с ним он казнил. Современное тоталитарное государство может дать китайской империи сто очков вперед – оно убивает не тело, а душу.
Виктор ХАДСОН.
Нью-Йорк.
>Для “RA NY”