ТАЙНЫ ФРАНЦУЗСКОГО ДВОРА: ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ В КИНО
Как всем известно, Россия имеет «особые отношения» с Францией. (Именно из-за союзнического долга перед Францией Россия в WWI оттягивала германские силы на себя, защищая Париж, а в результате погибла сама из-за революции.)
Французский язык стал вторым языком русского дворянства (язык, кстати, сложный из-за грамматики; значит, русское дворянство обладало немалым интеллектом, чтобы всё это в совершенстве выучить). Где язык, там и история страны (хотя бы и в популярнейшем в России изложении великого гаитянина Дюма). Внимание к истории Франции для русских совсем не блажь, а крепкая культурная традиция.
Королева Марго [La Reine Margot] (1994) – романтическая драма по роману А.Дюма 1845 г.; «отчаянная сага о крови и громе». Звёзды: Изабель Аджани (Королева Марго), Венсан Перес.
В конце 16 в. католики и протестанты-гугеноты борются за политический контроль над Францией, которой правят невротик, ипохондрик король Карл IX, и его мать, Екатерина Медичи (1519-1589), коварная властительница. Екатерина решает проявить добрую волю, предложив свою дочь Маргариту Валуа [Марго] (1553-1615) замуж за Анри (Генриха) де Бурбона (1553-1610; король Франции с 1599 г.), известного гугенота и короля Наварры, хотя она также планирует устроить резню в День Св. Варфоломея 1572 г. Марго, которая не любит Анри, заводит страстный роман с солдатом Ла Молем (Винсент Перес), также протестантом из зажиточной семьи. Далее следуют убийства, придворные интриги множатся, а злодейский заговор королевы Екатерины с целью возвести на трон её четвёртого сына, герцога Анжуйского (1551-1589), угрожает жизням Ла Моля, Марго и Генриха Наваррского. Книга со страницами, разрисованными мышьяком, предназначена для Генриха, но вместо этого она вызывает медленную, мучительную смерть короля Карла. Генрих сбегает в Наварру и посылает Ла Моля за Марго, но Гиз задерживает его.
Ла Моль обезглавлен; Марго сбегает, неся забальзамированную голову Ла Моля, когда герцога Анжу провозглашают королём Франции как Генриха III (он также известен в Польше как Генрих Валежий, король Польши в 1574 г.; ему было 23 года).
Бюджет ₣120-140 млн; один из самых дорогих когда-либо снятых французских фильмов. Фильм собрал в прокате F12,7 млн ($2,2 млн) за первые пять дней показа во Франции. На следующей неделе это был фильм номер один во Франции после расширения показа с 248 до 428 экранов. Вообще во Франции кассовые сборы составили $12,26 млн, а в мире более $20 млн (из них более $1,29 млн в США в 1994 г.)
Премьера 13 мая 1994 г. на Каннском кинофестивале (номинация на Palme d Or: фильм выиграл Приз жюри и за лучшую женскую роль) и в тот же день на национальном уровне во Франции. Пять премий Сезар. Каннская классика. Изабель Аджани хвалили за то, что она изобразила Марго «как фигуру призрачной эмоциональной и моральной сложности, временами агрессивную и, казалось бы, безрассудную в преследовании своих романтических и сексуальных интересов, а иногда хитрую и проницательную в том, что она играет посредника между двумя сторонами, находящимися в конфликте». Сама Марго была женой Генриха Наваррского в 1572-1599 гг. (брак расторгнут Папой). В 1586-1605 гг. (18 лет) она жила в замке Юссон в Оверни, вернувшись в Париж в 1605 г., где держала салон. Всё имущество оставила Людовику XIII. Образ, созданный Дюма, от исторической правды далёк.
Совместное производство Франции, Германии и Италии, при дополнительном участии StudioCanal и американской компании Miramax и поддержке Eurimages. Среди локаций съёмок были дворец Мафра в Португалии и замок Мольн, Крузи-ле-Шатель во Франции. Саундтрек из 14 композиций написан композитором, родившимся в Сараево, Гораном Бреговичем; мелодии саундтрека находятся под сильным влиянием традиции балканской народной музыки.
Примечательно, что в 1996 г. в РФ состоялась премьера российского сериала «Королева Марго» (18 серий; снимался в 1994-95 гг.)
Вдумайтесь, страна ползает по земле, пришибленная шоковой терапией и гиперинфляцией, а в Москве снимают исторический сериал. Все герои – «звёзды» (Д. Певцов, Д. Харатьян, Е. Васильева, С. Жигунов, А. Домогаров, Н. Караченцов, М. Боярский и пр.), оплата их труда «звёздная»; ещё пошив и стоимость исторического костюма, с драгоценностями, интерьеры… Но РФ нашла деньги на исторические игры, причём заморские… Потом последовало продолжение – сериал «Графиня Монсоро» (1997, 26 серий). Какая крепкая традиция у нас – изучать историю Францию, ничём не перешибёшь.
Король танцует [Le Roi danse: The King is Dancing] (2000) – костюмированная драма бельгийского режиссёра Жерара Корбьо, основанная на биографии Филиппа Босана [Philippe Beaussant] Lully ou le musicien du soleil (1992).
Фильм представляет распутника и язычника Люлли как естественного союзника Людовика XIV в его конфликтах с католическим истеблишментом, и фокусируется на личных отношениях Люлли с королём, а также на его товариществе с Мольером и соперничестве с Робертом Камбером. Это раннее Просвещение. Людовик XIV страстно любил танцы, и именно Люлли положил его танцы на музыку. Люлли родился во Флоренции и попал ко двору благодаря герцогу де Гизу, который хотел найти учителя итальянского языка для принцессы Монпансье. Встреча энергичного молодого латинянина с пылким, едва повзрослевшим королём обещает великие свершения. В 1653 г. Люлли стал придворным композитором. Люлли начинает завоевывать расположение 14-летнего короля Людовика в 1653 г., подарив ему специально разработанные туфли для Королевского балета Ночи. Его балеты прекрасно служили политике короля, кульминацией этого идеального взаимопонимания стал «Danse du Soleil» [Танец Солнца].
Король-Солнце поставлен в центре вселенной и окружён всеми планетами, символическим представлением министров. Возвышение Люлли вызвало враждебность со стороны старых придворных, особенно королевского композитора Камбера.
После смерти кардинала Мазарини Людовик получает всю полноту власти в качестве короля в 1661 г. Теперь он поставлен на карту перед религиозным истеблишментом, созданным и контролируемым его матерью Анной Австрийской в Пале-Рояле. Люлли и другой версальский фаворит, Мольер, стремятся ещё больше обезоружить старый двор. Конфликт становится более очевидным на премьере «Тартюфа» в 1664 г. (пьеса затем запрещена). Прошедшие годы кладут конец положению Люлли как королевского учителя танцев и хореографа… Фильм снимался на натуре в Версале, а также в других местах Франции, Германии и Бельгии.
Человек в железной маске [The Man in the Iron Mask] (1998) – драма.
Очень вольная адаптация романа «Виконт де Бражелон» (1847-50). Звёзды: Леонардо Ди Каприо в двойной роли главного героя и злодея, Джереми Айронс в роли Арамиса, Джон Малкович в роли Атоса, Жерар Депардье в роли Портоса и Гэбриэл Бирн в роли Д Артаньяна. Это был первый фильм Леонардо Ди Каприо после успеха «Титаника» (1997).
MGM Distribution Co. Бюджет $35 млн; сборы $182,9 млн.
В центре фильма стареющая четверка мушкетёров (Атос, Портос, Арамис и Д Артаньян) во времена правления короля Людовика XIV. В нём исследуется тайна Человека в железной маске.
Королевству Франция грозит банкротство из-за войн короля Людовика XIV против голландцев, в результате чего французские граждане голодают. По мере того, как страна движется к революции, король Людовик готовится к войне и приказывает раздавать гнилые продукты, чтобы сэкономить деньги. На данный момент четыре мушкетёра разошлись; Арамис теперь священник-иезуит, Портос – распутный пьяница, страдающий различными недугами, а Атос удалился на свою ферму. Только Д Артаньян остался на службе и теперь является капитаном королевской гвардии. Арамис вызывает Портоса, Атоса и Д Артаньяна на секретную встречу, на которой он раскрывает, что является тайным лидером иезуитов и у него есть план свергнуть Людовика. Атос и Портос соглашаются присоединиться к нему, но Д Артаньян отказывается. Мушкетёры проникают в тюрьму Иль Сент-Маргерит и освобождают заключённого в железной маске. Заключённого увозят в сельскую местность, где Арамис показывает, что он Филипп, брат короля Людовика. Их мать, королева Анна, родила идентичных близнецов. Людовик XIII, чтобы избежать династической войны между своими сыновьями, приказал воспитывать Филиппа в глуши. Когда Людовик XIII умирал, он рассказал о существовании Филиппа Анне и Людовику XIV. Анна хотела восстановить первородство Филиппа, но Людовик, боясь потерять свой трон, заставил Арамиса заковать Филиппа в железную маску и заточить его на всю жизнь. Арамис хочет искупить свою вину и спасти Францию, заменив Луи более доброжелательным Филиппом.
Мушкетёры обучают Филиппа придворной жизни и тому, как вести себя, как Луи. На балу-маскараде мушкётеры заманивают Луи в его покои. Они переодевают Филиппа в одежду Луи и возвращают его на праздник, а Луи сажают на лодку вподземельях. ДАртаньян, однако, разгадывает уловку. Он и его люди перехватывают Атоса, Портоса и Арамиса, прежде чем они успевают сбежать с Людовиком. Короля спасают, трём мушкетерам удается скрыться, но Филипп попадает в плен. Д Артаньян, узнав истинную личность Филиппа, умоляет Людовика пощадить своего брата. Луи, зная, что худший страх Филиппа – снова оказаться в железной маске, делает это и отправляет его в Бастилию.
Д Артаньян вызывает мушкетёров, чтобы помочь спасти Филиппа из Бастилии. Д Артаньян конфиденциально сообщает своим товарищам, что он отец Луи и Филиппа из-за его романа с королевой. Луи пытается ударить Филиппа ножом, но Д Артаньян прикрывает его и получает смертельное ранение. Филипп чуть не душит Луи до смерти, но предсмертные слова Д Артаньяна останавливают его. Они снова меняют близнецов, и Филипп приказывает запереть Луи. Затем он называет Атоса, Портоса и Арамиса своими ближайшими советниками.
Филипп позже выдал Людовику королевское помилование и позволил ему прожить остаток своей жизни в мире и уединении, в то время как его в конечном итоге будут помнить как одного из величайших королей Франции.
***
Человек в железной маске [Homme au Masque de Fer или Le Masque de Fer] (умер 19 ноября 1703 г.) был неопознанным государственным узником во время правления Людовика XIV (1643-1715). Арестованный 19 июля 1669 г., в течение 34 лет он содержался под стражей у одного и того же тюремщика, Бениня Овернь де Сен-Мара, в четырёх французских тюрьмах подряд, включая Бастилию.
Его истинная личность остаётся загадкой; различные теории излагались в многочисленных книгах, статьях, стихотворениях, пьесах и фильмах. Первым упомянул об этом узнике Вольтер во втором издании своих «Вопросов к энциклопедии» (1771).
Вольтер утверждал, что заключённый был сыном Анны Австрийской и кардинала Мазарини и, следовательно, незаконнорожденным сводным [и старшим] братом Людовика XIV.
То немногое, что известно о заключённом, основано на документах, появившихся в 19 в., в основном на переписке между Сен-Маром (который к тому же присваивал гос.средства) и его начальством. Из этих документов следует, что узник был заключён в тюрьму за «то, что он видел», «что он знал» и «для чего его нанимали» до своего ареста.
Легенда гласит, что никто никогда не видел его лица, так как оно было скрыто маской из чёрной бархатной ткани; позже Вольтер ошибочно назвал её железной маской.
Официальные документы показывают, однако, что заключённого заставляли закрывать лицо только при перемещении между тюрьмами после 1687 г. или при посещении молитв в Бастилии.
Загадка осталась неразгаданной из-за отсутствия надёжных исторических документов о личности заключённого и причине его длительного заключения.
В 1965 г. французский писатель Марсель Паньоль утверждал, что Человек в железной маске действительно был близнецом короля, но родился вторым, и его бы спрятали, чтобы избежать каких-либо споров об обладателе трона. В то время разгорелся спор о том, кто из близнецов был старшим: тот, что родился первым, или тот, что родился вторым, который, как тогда считалось, был зачат первым.
Тщательное изучение генеалогии французских королей показывает множество рождений близнецов в династии Капетингов, а также в Доме Валуа, Доме Бурбонов и Доме Орлеанских. «Виконт де Бражелон» Дюма послужил основой для многих киноверсий истории о близнеце Короля-Солнца. Вокруг этой тайны было снято несколько фильмов, в т. ч. «Железная маска» (1929), «Человек в железной маске» (1939), «Железная маска» (1962) с Жаном Маре, британская ТВ постановка с Ричардом Чемберленом в главной роли (1977).
В 1955 г. Хью Росс Уильямсон утверждал, что Человек в железной маске был родным отцом Людовика XIV. Согласно этой теории, «чудесное» рождение Людовика XIV в 1638 г. должно было произойти после того, как Людовик XIII отдалился от своей жены Анны Австрийской на 14 лет. Предположительно, этот отец уехал в Америку, но в 1660-х годах вернулся во Францию с целью вымогательства денег за сохранение своей тайны и был немедленно заключён в тюрьму. Эта теория объяснила бы секретность, окружающую заключённого, чья истинная личность уничтожила бы законность притязаний Людовика XIV на трон, если бы это было раскрыто.
Человек в железной маске изображён как герцог де Саллун (инверсия nullus, что по-латыни означает «никто») в первых двух сериях третьего сезона сериала «Версаль».
Его там посещает в Бастилии Филипп I, герцог Орлеанский, и выясняется, что он тайный биологический отец Людовика XIV и Филиппа I из-за неспособности Людовика XIII произвести на свет наследника.
Существует 52 версии о личности узника, в т. ч.: герцог де Бофор (отец Людовика XIV), Генри Кромвель (сын О. Кромвеля), неизвестная женщина, граф де Вермандуа, герцог Монмут, дочь Людовика XIII и Анны Австрийской, Николя Фуке, Мазарини, сын Мазарини, армянский патриарх Аветик, Людовик XIV после того, как брат-близнец захватил трон, анонимный шпион, Луи де Роган, Мольер, сын Кристины Шведской, сын Людовика XIV и Генриетты Английской, сын Генриетты Английской и графа де Гиша, сын Марии Луизы Орлеанской от адюльтера, сын Марии Анны Нойбургской от адюльтера, чернокожий сын королевы Марии Терезии, г-н Поммери (отец Людовика XIV и незаконный сын герцога Кандаля), Генрих, герцог де Гиз…
Людовик XV: Чёрное солнце [Louis XV, Le Soleil Noir] (2009) (Франция) – краткая биография короля Людовика XV (1710-1774).
Трагедия в трёх действиях: как молодой король, любимый своим народом, чувствительный к художественному и интеллектуальному бурлению своего века (века Просвещения), закончит своё правление в упадке и ненависти. История просвещённого, свободолюбивого короля, отрезавшего себя от своих подданных, от распутства до репрессий и коррупции до бессилия.
Всю жизнь он старался походить на своего великого прадеда – «Короля-Солнце» Людовика XIV. «Его многочисленные ошибки и просчёты привели в конечном итоге к тому, что он передал своему преемнику внуку Францию в состоянии практически созревшей для революции». Революция произошла через 15 лет после его смерти.
При нём Франция была вовлечена в два крупных конфликта: Войну за австрийское наследство, которая велась хорошо в военном отношении, но не привела ни к каким дипломатическим выгодам (в итоге мезальянс с Габсбургами, приезд «Австриячки» Марии-Антуанетты), и дорогостоящую Семилетнюю войну. Франция завоевала Корсику, но потеряла контроль над большей частью своей колониальной империи (Новая Франция в Америке/Канада, Индия).
Правление Луи было периодом «тихих перемен». Искусство процветает, особенно живопись, скульптура, музыка и декоративно-прикладное искусство. Именно при нём также расцвело Просвещение, масонство, «Энциклопедия»…
В конце жизни король перестал причащаться и больше не практиковал тауматургические ритуалы французских королей, что привело к десакрализации королевской власти. Это единственный король Франции, родившийся и умерший в Версальском дворце.
Фильм «красивый и печальный». Большая часть фильма снималась в Версальском замке и Трианоне. Съёмочная группа поселилась там на полтора месяца в мае-июне 2009 г.
Жанна Дюбарри [Jeanne du Barry] (2023) – байопик любовницы Людовика XV.
Звёзды: Джонни Депп (король), Пьер Ришар. Дюбарри использует свой интеллект и обаяние, чтобы подняться в обществе. Она становится фавориткой короля Людовика XV, они влюбляются друг в друга, и вопреки всем приличиям и этикету Дюбарри переезжает в Версаль, где её отношения с королём вызывают скандал и шок при дворе. Совместное производство Франции, Бельгии и Англии; сопродюсер компания Деппа IN.2 Film.
Мировая премьера на открытии Каннского кинофестиваля 2023 г. Бюджет $22,4 млн, сборы $13,8 млн; один из трёх французских фильмов того года с бюджетом более 10 млн евро.
Режиссёр Мавенн рассказала, что хотела снять фильм о мадам Дюбарри с 2006 г., после просмотра фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта» (мы его обсуждали ранее – в статье о Columbia Pictures). 10 лет Майвенн вынашивала идею однажды стать режиссёром исторического фильма.
Любовница Луи XV была популярным персонажем (а значит и широкоизвестным) в начале XX в. В 1919 г. в Германии вышел немой фильм «Мадам Дюбарри» (реж. Эрнст Любич) с Полой Негри в главной роли. (В США в прокате фильм шёл как Passion.) В 1928 г. MGM в США выпустил двухцветный немой беллетризованный короткометражный фильм «Мадам Дюбарри». Это был восьмой фильм, снятый в рамках серии «Великие события» Metro-Goldwyn-Mayer.
В 1934 г. в США вышел фильм «Мадам Дюбарри» режиссёра Уильяма Дитерле с Долорес дель Рио. «Хотя этот фильм не соответствует точности описания мадам Дюбарри, в нем представлены антиквариат и драгоценности тех дней, когда жила мадам Дюбарри».
В 1935 г. в Англии вышел исторический фильм «Я отдаю своё сердце» (американское название: «Любовь мадам Дюбарри»), адаптированный по мотивам сценической оперетты «Дюбарри» Карла Миллекера.
Дело об ожерелье [The Affair of the Necklace] (2001) – экранизация романа А.Дюма «Ожерелье королевы» (1848-50). Alcon Entertainment/Warner Bros.
Звёзды: Хилари Суонк, Джонатан Прайс. Бюджет $30 млн, сборы $1,2 млн.
Фильм получил негативные отзывы критиков [мне же он понравился], но декорации, музыка и дизайн костюмов были высоко оценены.
Жанна де Валуа-Сен-Реми, осиротевшая в раннем возрасте, полна решимости вернуть свой дворянский титул и дом, отнятый у её семьи, когда она была ребёнком.
Когда она получает отпор от Марии-Антуанетты и не может достичь своей цели законным путём, она объединяет усилия с высокомерным, имеющим хорошие связи жиголо Рето де Виллет и своим собственным своенравным, распутным мужем Николасом. Они придумывают план, как заработать ей достаточно денег для покупки недвижимости.
Король Людовик XV заказал парижским ювелирам Boehmer & Bassenge создание роскошного ожерелья с 647 бриллиантами весом 2800 карат (560 г) для подарка своей любовнице мадам Дюбарри, но король умер до того, как оно было завершено. Надеясь возместить высокую стоимость ожерелья, его создатели пытаются убедить королеву Марию-Антуанетту приобрести его. Зная историю ожерелья, она отказывается.
Жанна подходит к распутному распутнику кардиналу Луи де Рогану и представляется как доверенное лицо королевы. В течение многих лет кардинал стремился вернуть расположение королевы и занять пост премьер-министра Франции, и когда оккультист граф Калиостро заверил его, что Жанна законнорожденная, он позволил соблазнить себя её обещанием вмешаться. Он начинает переписываться с королевой и не подозревает, что его письма к ней перехватываются, а ответы королевы являются подделками, предназначенными для манипулирования им. Тон писем становится очень интимным. Кардинал всё больше и больше убеждается, что Мария-Антуанетта влюблена в него, и он сам страстно влюбляется в неё.
Жанна якобы устраивает встречу между ними в садах Версальского дворца. Королеву изображает проститутка, закутанная в плотный плащ, с лицом в тени. «Королева» соглашается забыть их прошлые разногласия. Кардинал считает, что его неосторожность была прощена, и он снова пользуется благосклонностью королевы.
Жанна сообщает кардиналу, что королева решила приобрести ожерелье… Но, не желая оскорблять население, открыто покупая такое дорогое бижу, она желает, чтобы он сделал это от её имени, пообещав возместить ему стоимость. Кардинал с радостью соглашается и дарит ожерелье Рето де Виллетту, полагая, что он посланец королевы. Николас продает часть бриллиантов, а Жанна использует прибыль для покупки своего семейного дома.
Кардинал начинает паниковать, когда Жанна исчезает и его переписка с королевой резко обрывается. Кардинал думает, что ему выплатят деньги и назначат премьер-министром. Людовик XVI сажает его в Бастилию. Суд признал кардинала, графа Калиостро и Николь Легуай де Олива невиновными по всем пунктам обвинения. Жанну признали виновной, выпороли и заклеймили перед заключением в тюрьму; позже она сбегает в Лондон, где публикует мемуары. Мария-Антуанетта встречает свою судьбу на гильотине. Как известно, роялисты отомстили воровке за гибель ancient régime, и выбросили её из окна в Лондоне в 1791 г.
В фильме показано, что Жанна и её семья были богаты и имели родовое поместье. На самом деле Жанна и её семья были очень бедны и жили в трущобах Парижа. В фильме Жанна изображена как представительница Дома Валуа. На самом деле она была членом незаконнорожденной ветви семьи, дома Валуа-Сен-Реми, происходившей от Анри де Сен-Реми, внебрачного сына Генриха II.
Ожерелье было представлено Марии-Антуанетте в 1778 г. и снова в 1781 г., но оба раза она отказывалась от ожерелья. Граф Калиостро [масон] уехал из Франции в Англию после того, как его оправдали. Позже он отправился в Рим, где был обвинён и заключён в тюрьму за подделку документов. Он умер в крепости Сан-Лео в 1795 г.
Кардинал де Роган на самом деле хранил поддельные письма. Когда его арестовали, он предъявил письма и договор купли-продажи королю, королеве, министру двора и Хранителю печатей. Король яростно указал на поддельную подпись «Мария Антониетта де Франс» и заявил, что члены королевской семьи не используют фамилии. В фильме де Роган приказал сжечь письма. Оправдательный приговор кардиналу де Рогану вызвал всеобщий энтузиазм как победа над королевским двором, особенно над королевой.
Кардинала выгнали с должности главного раздавальщика милостыни. Дело о бриллиантовом ожерелье способствовало росту разочарования французского населения в монархии и, среди прочих причин, в конечном итоге привело к Французской революции.
После революции Роган уехал в своё епископство в Страсбурге в Эльзасе. Он умер в Эттенхайме в 1803 г.
Прощай, моя королева [Farewell, My Queen (Les Adieux à la reine)] (2012) – французский драматический фильм. По одноимённому роману Шанталь Томас, получившему Prix Femina в 2002 г.
В нём даётся вымышленный рассказ о последних днях Марии-Антуанетты у власти глазами Сидони Лаборд, молодой служанки, которая читает королеве вслух. Диана Крюгер в роли королевы. Он открыл 62-й Берлинский международный кинофестиваль в феврале 2012 г. и впоследствии был показан на других фестивалях. Бюджет $8,1 млн, сборы $6,4 млн.
В 1789 г., накануне Французской революции, двор в Версальском дворце всё ещё жил своей рутиной, относительно равнодушный к нарастающим беспорядкам в Париже, расположенном всего в двадцати милях.
Когда новость о штурме Бастилии доходит до Двора, большинство аристократов и слуг покидают дворец и бросают королевскую семью, опасаясь падения правительства. Но Сидони, искренне верящая в монархию, отказывается бежать. Она чувствует себя в безопасности под защитой королевской семьи. Она не знает, что это последние три дня, которые она проведёт рядом с королевой.
Королева приказывает Сидони замаскироваться под Иоланду Мартину Габриэль де Поластрон, герцогиню Полиньяк, и служить приманкой, чтобы последняя могла безопасно бежать в Швейцарию. Сидони делает это, несмотря на предварительное предупреждение одной из фрейлин королевы. Сидони раздевают догола, а затем переодевают в зелёное платье. В карете, везущей Сидони, также находятся настоящая герцогиня и её муж, одетые как её слуги. Они относятся к ней с презрением во время путешествия, но она играет свою роль достаточно убедительно, чтобы группа смогла безопасно пересечь границу. В конце фильма она замечает, что у неё нет никаких связей с королевой, кроме её положения чтицы, и скоро она станет никем.
СЕРИАЛЫ
Проклятые короли [Les Rois maudits] (2005) – франко-итальянский сериал из пяти 90-минутных серий по произведению Мориса Дрюона.
Транслировался в 2005 г. на канале France 2, затем на ТВ Бельгии, Канады, Швейцарии.
Дрюон рассказывает историю французской монархии от Филиппа IV Красивого до Столетней войны. История начинается во время правления Филиппа Красивого, когда он пытается сокрушить орден тамплиеров. В 1314 г., после «титанического судебного процесса», он приказал сжечь всех членов ордена за ересь. На костре Жак де Моле (Жерар Депардье) наложил проклятие на Филиппа Красивого и его потомков, а также на Гийома де Ногаре (уже мертвого 11 апреля 1313 г.), который руководил расследованием дела тамплиеров, и на Папу Климента V. Проклятие на костре произошло в «пятницу 13-го», как известно, Климент V и Филипп Красивый умерли в течение года. Наследники престола (потомство короля тоже проклято – до 13-го колена) умрут от убийства или болезни, не подарив королевству наследника мужского пола (это первый случай нарушения правопреемства со времен Гуго Капета). Во время правления Филиппа Красивого «Франция была великой, а французы несчастными». У Филиппа Красивого было трое сыновей и дочь Изабелла Французская («Французская волчица»), жена короля Англии Эдуарда II.
Сюжет развивается в 14 в., рассказывая истории и невзгоды преемников Филиппа Красивого Людовика X, Филиппа V Длинного, Карла IV (прозванный «гусём» из-за своего низкого интеллекта), Иоанна II Доброго, их окружения (вассалы, советники и финансисты). Повествование сосредоточено на интригах, похотях, уловках, вызванных этими моментами преемственности. Эпизоды следуют за событиями вплоть до объявления Столетней войны – как она будет названа позже. Автор показывает отсутствие интереса и даже презрение власть имущих к народу, страдающему от налогов, войн, грабежей и изнасилований. Каждый из главных героев показан в своей двусмысленности
В фильме снимаются Жанна Моро и дети Депардье Жюли и Гийом. Съёмки проходили в Хунедоаре, Трансильвания, на западе Румынии. Замок, в котором происходит действие, – это Замок Корвинов.
Эпизоды: «Железный король», «Задушенная королева», «Коронные яды», «Волчица Франции», «Лилия и Лев».
Сериал напрямую адаптирован из первых шести томов Дрюона, опубликованных в 1955-60 гг. В 1972 г. по ним был снят во Франции первый серил «Проклятые короли» (6 серий). Седьмой том («Когда король губит Францию») вышел в 1977 г., и он не был адаптирован в обоих сериалах. Цикл был написан Дрюоном вместе с группой сотрудников (оказывается, такую эпопею в одиночку не поднять!) Цикл переведён «как минимум» на десять языков.
В 1949 г. Дрюон хотел написать тринадцать работ, посвященных тринадцати королям Валуа, от Филиппа VI до Генриха III. Однако этот замысел был изменён в пользу «самых малоизвестных королей Франции».
***
Морис Дрюон (1918, Париж – 2009, там же) – участник Сопротивления, в Лондоне после 1942 г. он участвовал в программе BBC «Честь и Отечество». В мае 1943 г. он с дядей написал текст песни партизан на музыку русской песни Анны Марли (гимн Сопротивления)
После войны Дрюон стал успешным писателем, но имел репутацию «писателя-пессимиста». Он был избран во Французскую академию в 1966 г. в 48 лет и стал её бессменным секретарём с 1985 по 1999 г. Голлист с консервативными взглядами, он был министром культуры в 1973-74 гг. при президенте Жорже Помпиду.
Его естественный отец, Лазарь Кессель (1899-1920), родился в Оренбурге, Россия, прибыл в Ниццу в 1908 г. вместе со своими еврейскими родителями литовского происхождения и старшим братом. Кессель покончил жизнь самоубийством в 21 год, так и не узнав своего сына. Дрюон также является правнуком по матери Антуана-Ипполита Кро, третьего «короля Араукании и Патагонии».
На посту секретаря «он ограничил развитие Института», выступая против избрания первой женщины-академика Маргариты Юрсенар (великая историческая романистка, между прочим). [Шовинизм всё же – в т. ч. мужской – родом из Франции.] В то же время он привлёк в Академию Фернана Броделя и Клода Леви-Стросса.
В 1999 г. его сменила на посту секретаря Академии Элен Каррер де Анкос (1929-2023). [Хотя это не имеет отношения к делу, замечу, что эта однозначно большой во Франции советолог была, по многим высказываниям, «русофобкой». Урождённая Зурабишвили, она была сестрой Саломеи Зурабишвили, нынешнего президента Грузии, с которой борется «пророссийский» парламент Грузии. Зурабишвили – не дворянская фамилия, это не князья; предок сестёр был сотрудником известного дореволюционного поэта-националиста Ильи Чавчавадзе.] Критик Коммунистической партии Франции; яростно выступал против избрания в Академию бывшего президента Республики Валери Жискара д’Эстена в 2003 г.
Граждане СССР хорошо помнят, что «Проклятые короли» Дрюона были «дефицитной» литературой, несмотря на «макулатурные» тиражи. Эти книги казались чем-то «элитным» и не очень доступным (можно было достать через «книгообмен» или у спекулянтов). Я школьником эти книги не достал, поэтому их и не читал (помог именно сериал). Знаю, что почти все советские «звёзды» в Москве вроде И. Кобзона, В. Винокура и пр., а также люди вроде В. Путина (я знаю это) Дрюона в своих библиотеках имели. Поэтому неудивительно, что 12 февраля 2003 г Дрюон принял Путина в своём доме во Франции; Путин заявил после смерти писателя, что «приветствует память верного друга России». В 2006 г. Дрюон был назначен членом Российской АН.
Змеиная королева [The Serpent Queen] (2022-24) – американский телесериал о жизни Екатерины Медичи, королевы Франции 16 в., которую сыграла актриса Саманта Мортон.
На основе книги 2004 г. «Екатерина Медичи: королева Франции эпохи Возрождения» Леони Фриды [Catherine de Medici: Renaissance Queen of France by Leonie Frieda]. Премьера состоялась на Starz 11 сентября 2022 г. Премьера второго сезона состоялась 12 июля 2024 г. 16 серий.
Сериал рассказывает историю Екатерины Медичи, которая в 14 лет вышла замуж при французском дворе Валуа, ожидая получить приданое и произвести на свет наследников. Несмотря на множество проблем, целая жизнь ловких политических манёвров позволяет ей править Францией в качестве королевы в течение 30 лет.
Версаль [Versailles] – драма. Копродукция Канада, Франция, Великобритания, США. 3 сезона, 30 серий. Релиз в 2015-2018 гг. на Canal+ во Франции, BBC2 в Великобритании, Ovation в США.
Это самый дорогой французский телесериал всех времён; бюджет первого сезона составляет 30 млн евро (примерно $33 млн).
После Фронды в 1667 г. французское дворянство начало бросать вызов монархии. Молодой король Людовик XIV решает перенести двор из замка Сен-Жермен-ан-Лэ недалеко от Парижа в бывший охотничий домик своего отца недалеко от деревушки Версаль, чтобы заставить их подчиниться. По мере того, как Людовик ремонтирует и расширяет свой новый Версальский дворец, дворяне, изгнанные из своего обычного окружения, но вынужденные сопровождать короля, оказываются втянутыми во всё более опасные интриги.
Второй сезон разворачивался через четыре года после событий первого сезона.
Мадам де Монтеспан закрепила за собой положение фаворитки короля Людовика XIV. Людовик XIV начинает войну против протестантской Голландии. Монтеспан беременна ребёнком Людовика XIV, что раздражает его жену королеву Марию Терезию. «Дело о ядах и колдовстве» – знаменитый процесс над колдуньей Катрин де Моувазен, в котором оказалась замешана Монтеспан. По возвращении с войны Людовик отправляет Монтеспан в отставку.
В третьем сезоне Леопольд I, император Священной Римской Империи, встречается с Людовиком XIV, чтобы признать поражение в Девятилетней войне в Версальском дворце. Филипп I, герцог Орлеанский, считает, что получил сотрясение мозга от рук «Человека в железной маске». Людовик XIV настаивает на том, чтобы заявить права на всю Испанию, как только скончается король Испании Карл II (также сводный брат жены Людовика XIV Марии Терезии Испанской). У Людовика XIV новая пассия – Франсуаза де Обинье, маркиз де Ментенон. В 1683 г. жена короля Мария Терезия умирает. Людовик XIV отказывается от Нантского эдикта 1598 г. (Эдикт Фонтенбло, 1685), чтобы заручиться моральной поддержкой папы Иннокентия XI. Филипп I, герцог Орлеанский, делает вывод, что «Человек в железной маске» является незаконнорожденным сыном Людовика XIII и Луизы де Лафайет. После встречи с Людовиком XIV и Филиппом I, герцогом Орлеанским, «Человек в железной маске» утверждает, что он их отец. Кольбер уходит в отставку.
Матье да Винья, научный директор Исследовательского центра Версальского дворца и исторический консультант сериала, утверждает: «Это историческая выдумка.
Сценаристы поигрались с хронологией, с фактами. […] Это очень хорошее развлечение. Я надеюсь, что люди, посмотрев его, поймут, что это не реальность, и что это заставит их захотеть узнать больше о Людовике XIV». [Я читал пару английских биографий короля, в т. ч. известную Нэнси Митфорд.]
Наполеон [Napoléon] (2002) – минисериал, 4 серии (360 минут), Франция/Канада.
Военные успехи и неудачи Наполеона, включая битвы при Аустерлице, Эйлау и Ватерлоо, а также отступление из России. В нём также рассказывалось о личной жизни Наполеона: его браке с Жозефиной де Богарне и разводе с ней, его браке с Марией Луизой, герцогиней Пармской и дочерью Франциска II, и его романах с Элеонорой Денюэль и Марией Валевской… Сериал основан на биографии Макса Галло. Звёзды: Кристиан Клавье (Наполеон), Джон Малкович (Талейран), Изабелла Росселлини (Жозефина), Ж. Жепардье (Фуше). Сериал получил похвалу за изображение Наполеона (Клавье), батальных сцен и реализма. Съёмки проходили в Австрии, Канаде, Чехии, Франции, Венгрии, Марокко и Швейцарии. Создатели фильма обнаружили, что многие места в Венгрии напоминают Францию 19 в. При создании фильма использованы «Мемуары» Наполеона. Во Франции до сих пор спорят, был ли Наполеон провидцем, тираном или самозванцем; историк Жан Тулар считает, что минисериал «слишком мягок» по отношению к императору. Клавье назвал персонажа, которого он изображает, интеллектуалом и настоящим либералом. [В согласии с традицией, заложенной академиком Манфредом, подчеркну: «Наполорон» был вором; всё награбленное в Европе золото он держал в сундуках в подвалах своего замка; крали и картины, как Босха из Мадрида.]
Сериал получил высокую оценку во Франции, но получил негативные отзывы в Италии. Итальянский политик Умберто Босси был возмущён сериалом, заявив, что он прославляет Наполеона, несмотря на тот факт, что его оккупация Италии привела к гибели сотен тысяч человек и разграблению многих художественных ценностей страны. Он также раскритиковал итальянскую телевизионную сеть RAI за софинансирование сериала.
Продюсер и актёр Жерар Депардье выступил в защиту сериала, заявив, что он соответствует правде и что «возможно, Босси предпочёл бы идиота Наполеона». В сериале опускается большинство сомнительных элементов итальянской кампании Наполеона.
На тот момент это был самый дорогой телевизионный минисериал в Европе, производство которого обошлось в эквиваленте $46,33 млн. Девять номинаций на «Эмми» в США, выиграл за костюмы.
На ТВ премьере во Франции сериал собрал более 7 млн ночных зрителей, что составляло более 30% всех телезрителей тех ночей. В США при трансляции на ТВ сериал был сокращён до трёх часов, в отличие от первоначальных шести часов.
Принцесса Мария Бонапарт [Princesse Marie] (2004) – байопик о Марии Бонапарт (1882-1962), которую играет Катрин Денёв; 2 серии.
Правнучка Люсьена Бонапарта и жена греческого принца Георга, писательница, покровительница и психоаналитик, последователь Зигмунда Фрейда, чьи работы она помогла распространить во Франции и Греции. Происходя из нединастической ветви бывшей французской императорской семьи, она была воспитана своим отцом Роланом Бонапартом.
Мария унаследовала солидное состояние от деда по матери, преуспевающего бизнесмена, одного из застройщиков Монте-Карло. После заключения в 1907 г. брака с графом Георгом Корфским (вторым сыном Георга I и Ольги Константиновны) стала именоваться принцессой Греческой и Датской.
После 1924 г. она переживает внутренний кризис, который толкает её к психоанализу, тогда малоизвестному во Франции. Мари находит в Зигмунде Фрейде нового суррогатного отца; она встречается с ним в Вене в 1925 г.
Благодаря своему богатству она внесла основной вклад в основание Парижского психоаналитического общества и Французского журнала психоанализа в 1926 г. Она переведя несколько работ Фрейда в 1927-40 гг. Автор множества книг, в т. ч. психобиографии Эдгара Аллана По, которая имела большой успех и стала её основным произведением (1933). [По олицетворяет типичный случай невротика, переживающего детские травмы.]
Рост нацизма и аннексия Австрии Третьим рейхом в 1938 г. сильно шокировали Мари, которая вернулась в Вену, чтобы спасти Фрейда и его семью. Принцесса выплачивает выкуп, который нацисты требуют за разрешение её друзьям уехать в Англию: тем самым она спасает около 200 [еврейских] интеллектуалов. Однако ей не удалось доставить в безопасное место четырёх сестёр Фрейда, которые в конечном итоге были депортированы и убиты. В фильме рассказывается, как Мари попадает под пристальное наблюдение Гестапо. С этого момента началась новая жизнь Мари – жизнь между страхом и надеждой…
После вторжения нацистов во Францию она уезжает в Грецию, а затем, после вторжения в Грецию, – в ЮАР, где она и провела с семьёй войну.
Мстислав КНЯЗЕВ,
писатель, журналист.
Москва.
Для “RA NY”