НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Пропаганда умерла, да здравствует постпропаганда

Постпропаганда делает внешнее воздействие внутренним, поскольку оно встречает меньшее сопротивление.

Человечество все время живет под управляемыми потоками информации. Сначала это была религия, потом пришла идеология. И именно разные религия идеология чаще всего были если не причинами, то предлогами для войн, в результате которых территория той или иной религии или идеологии расширялась. Так сформировалась современная карта мира. Она была построена победителями, насаждавшими свою религию раньше или идеологию сегодня.

Но побеждать надо уметь во всех трех пространствах: физическом, информационном и виртуальном. Победа одном из них не является полной победой, создавая шаткую конструкцию. Победа в физическом пространстве должна в результат нести и победу в пространстве виртуальном. Отсюда когнитивные войны, которые напрямую направлены на смену картины мира. А она должна быть едина для массового сознания, хотя может быть разной в сознаниях индивидуальных.

Часть силы убеждения состоит не только в том, что именно говорится, но и в том, кто это говорит нам. Кого-то мы любим, кого-то – нет, и это переносится на то, что он говорит. Мы отвергаем это или принимаем в зависимости от нашего отношения к говорящему или шире – источнику информации. Было это написано, например, в газете Правда или в газете Пионерская правда…

Можно привести такую аналогию отличий пропаганды и постпропаганды – это как отношения между рекламой и паблик рилейшнз. Реклама не скрывает того, что она реклама, то есть платная коммуникация, призванная убедить, паблик рилейшнз – прячет свою ангажированность.

Типичный пропагандист российского телевидения – это тот, кто для аудитории как бы и не является пропагандистом, хотя на самом деле им и есть. На российских телеэкранах, например, много говорящих, которых представляют как американцев. Это создает хорошее сочетание “американец” + “критика США”, что по задумке создателей этой конструкции должно повышать достоверность того, что они говорят. Потом оказывается, что они, как бы это сказать, американцы с дефектом. Есть десятка таких активных говорящих голов на экране, которых представляют как иностранцев, но которые чаще обитают в Москве чем где-либо, и финансируются тоже там.

Постпропаганда делает внешнее воздействие внутренним, поскольку оно встречает меньшее сопротивление. Сейчас возник большой скандал, в рамках которого вскрываются имена и люди, которые на деньги России говорят нужные для нее мысли в США. И достаточно громко…

Примером может быть и такой скандал: “Министерство финансов США вводит санкции в отношении медиагруппы “Россия сегодня” и её дочерних компаний — РИА “Новости”, RT, Ruptly и Sputnik. Об этом говорится в заявлении на сайте ведомства. Вашингтон считает, что российские медиаструктуры пытаются повлиять на американские президентские выборы и подрывают доверие избирателей к выборным процессам в США. Кроме того, в документе говорится о попытках России с помощью своих информационных ресурсов влиять на обстановку в Молдове, дестабилизировать ситуацию в Украине и по всему миру. Под ограничения также попали главный редактор RT Маргарита Симоньян, её заместители Елизавета Бродская, Андрей Кияшко и Антон Анисимов, менеджер цифровых проектов RT Константин Калашников и сотрудница отдела медиапроектов Елена Афанасьева”.

Выборы – это всегда удачное время, поскольку появляется реальная возможность повлиять на мнение и голосование избирателей. Но это тоже война, хотя и информационная, поскольку здесь все средства хороши, включая ложь. Нельзя строить защиту против неизвестного оружия, а нас никогда особо не учили распознавать ложь.

Россия также создает нужных для нее “американцев” для использования уже и внутри своей страны. Это, например, Д Саймс, который оказывается Дмитрием Константиновичем Симисом (см. его биографию. В 1973 он получил гражданство США и сменил фамилию. И теперь может вещать на российском телевидении как американец.

Но сейчас в связи с выборами в США американские органы прошлись по таким политологам, обвинив их в говорении на российские деньги: “Обвинения также предъявили жене политолога Анастасии. Обоим грозит до 20 лет тюрьмы. Дмитрий Саймс — гражданин США и России. Согласно обвинительному заключению, работая на «Первом канале», он получал 67,8 тысячи долларов в месяц. Работодатель предоставлял Саймсу машину с личным водителем и команду из десяти подчиненных, оплачивал ему аренду элитной квартиры в Москве за 4 тысячи долларов в месяц и билеты на полеты бизнес-классом в Вашингтон. В 2023 году Саймс попросил повысить ему зарплату на 20%, поскольку из-за обвала курса рубля он больше не мог платить налоги в США и оплачивать американскую ипотеку. В июне 2022 года «Первый канал» попал под американские санкции. С тех пор Саймс получил от телеканала 1 млн долларов, говорится в сообщении Минюста. Вместе с женой политолог выводил деньги в США через банк в Армении, скрывая происхождение средств. По закону они должны были получить лицензию на работу с подсанкционной компанией”.

Кстати, российская оппозиция тоже внесла его в свой “список Путина”. Там говорится такое: “Саймса еще с 1970-х годов подозревали в сотрудничестве с КГБ в связи с той легкостью, с которой ему удалось покинуть СССР, при его комсомольской и академической карьере и бравированием связями с высшими партийными кругами”.

Ему верили и не верили: “На протяжение своей карьеры Саймс неоднократно сталкивался с подозрениями, что его работа и его организация имеют заведомо прокремлевский характер. […] Владимир Козловский, журналист, родившийся в России, который встречался с Саймсом в 1970-е годы, говорил, что Саймс часто пытался бравировать своими связями в российском правительстве. “Не думаю, что он располагал знаниями о внутренней кухне Кремля [в 1970-х], но он убеждал людей в том, что располагает, – рассказывал Козловский. – Мнения расходились. Одни считали, что он просто аферист или советский агент. Другие были очарованы Дмитрием”.

И еще: “И вдруг на этом безоблачном фоне 3 июля 1972 года Симис подал в дирекцию заявление об увольнении из института в связи с намерением эмигрировать в Израиль. Заместитель директора института Евгений Примаков заявление это подписал, и Симис покинул институт. Подача документов на выезд должна была включать еще и достаточно сложную и обычно болезненную процедуру исключения из комсомола. В случае Симиса, занимавшего в этой структуре относительно высокую должность, исключение должно было происходить на очень высоком уровне – в МГК или даже в ЦК ВЛКСМ. По советским меркам это должно было быть политическое дело, граничащее с обвинением в измене родине. Но никаких сведений о том, как именно Симиса исключали из комсомола и исключали ли – мы не имеем”.

Все известно и все знакомо. Но каждый раз мы покупаемся и поэтому проигрываем. Массовое сознание на то и массовое, что не имеет значения отдельное мнение. Работает большинство. А оно как известно – лениво и нелюбопытно…

Вот мнения разных известных диссидентов: “Ю. Ярым-Агаев: «В Вашингтоне у него была репутация двойного агента, — Симис всегда был против диссидентов. Алик Гинзбург рассказывал мне, что, будучи руководителем оперотряда своего института, он вместе с КГБ участвовал в его первом аресте или обыске». Павел Литвинов, стоявший у истоков диссидентского движения в СССР, говорил мне, что, по его сведениям, будучи комсомольским деятелем в ИМЭМО, Саймс разогнал выставку неофициальных художников, устроенную в стенах своего института. Ряды разогнанных включали диссидента Андрея Амальрика, автора знаменитого в те годы трактата «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года». Саймс не расположил к себе диссидентов и других недругов советской власти своей статьей «Антисоветская бригада», опубликованной в серьезном журнале Foreign Policy зимой 1979–1980 гг. Статья, которая критиковала американских противников разрядки и сторонников жесткого курса по отношению к Москве, включавших Рональда Рейгана, сенатора Генри Джексона, неоконсерваторов и ведущие еврейские организации США, вывела из себя советских эмигрантов, в то время почти поголовно настроенных антисоветски”.

В общем все понятно. И США сейчас занялись им, поскольку идут президентские выборы…

И, кстати, вот еще одна фамилия “эксперта”, но уже на российском телевидении: “В начале 2023 года издание Politico опубликовало предположение одного из бывших коллег Саймса о его дальнейших планах: «Понятия не имею, планирует ли Саймс последовать за нашим общим приятелем Григорием Винниковым, который сбежал от долгов из Нью-Йорка в Россию и одно время тоже выступал у Владимира Соловьева под псевдонимом “американский журналист Грег Вайнер””.

А вот Саймсу не везет, после долгих лет спокойной жизни началась новая эпоха: “Сотрудники Федерального бюро расследований (ФБР) США уже в течение нескольких дней проводят обыск в доме ведущего российского Первого канала Дмитрия Саймса в Хантли (штат Вирджиния), пишет в четверг, 15 августа, местная газета Rappahannock News. Согласно данным окружного суда, Саймс и его жена Анастасия Рюрикова-Саймс приобрели это ранчо в 2021 году, оно было оценено в 1,63 млн долларов”.

Как видим нужные мысли сказанные в нужное время несут большие доходы. Но они будут правильными в одном месте и неправильными в другом. Главное – уловить тренд правильности…

История Саймса такова: “В 1973 году, когда Дмитрию Симису было 25 лет, он эмигрировал в США и стал использовать фамилию Саймс. Здесь он вскоре устроился научным сотрудником в Центр стратегических и международных исследований. Знакомые с семьей Симисов диссиденты Александр Грибанов и Александр Даниэль считали, что причиной для отъезда Дмитрия стало то, что правозащитная деятельность родителей мешала его карьере. Другие подозревали Симиса в связях с КГБ. Его московский знакомый тех лет, попросивший не называть его имя, в разговоре с изданием «Проект» вспомнил случай, когда задержанного после еврейской демонстрации Симиса держали отдельно от других арестованных демонстрантов, а однажды во время беседы с сотрудниками органов Дмитрий якобы произнес фразу «Мне же обещали»”.

Так из обещаний КГБ и возник борец за правду… И родина сполна отплатила ему: “Дмитрий Саймс — гражданин США и России. Согласно обвинительному заключению, работая на «Первом канале», он получал 67,8 тысячи долларов в месяц. Работодатель предоставлял Саймсу машину с личным водителем и команду из десяти подчиненных, оплачивал ему аренду элитной квартиры в Москве за 4 тысячи долларов в месяц и билеты на полеты бизнес-классом в Вашингтон. В 2023 году Саймс попросил повысить ему зарплату на 20%, поскольку из-за обвала курса рубля он больше не мог платить налоги в США и оплачивать американскую ипотеку. В июне 2022 года «Первый канал» попал под американские санкции. С тех пор Саймс получил от телеканала 1 млн долларов, говорится в сообщении Минюста. Вместе с женой политолог выводил деньги в США через банк в Армении, скрывая происхождение средств. По закону они должны были получить лицензию на работу с подсанкционной компанией”.

Опасная это работа политолога… Деньги, к сожалению, можно получать только от одной стороны конфликта. А Саймс попытался усидеть на двух стульях…

Пропаганда всегда хотела и хочет выглядеть правдой. И в этом происходит ее переход в статус постпропаганды, о которой уже не говорят отрицательно. Постпропаганда скорее смотрится ка правда, чем пропаганда. В советское время мы жили в системе пропаганды, хорошо понимая это. В наше время уже следует задумываться, есть ли правда в словах бодро вещающих с экрана телевизора мужчин и женщин.

А. Архангельский, например, подчеркивает: “Миллионы людей с отбитым вкусом не способны распознать лживость пропаганды. Не способны интуитивно почувствовать простого мухлежа пропагандиста Соловьева и компании. Ум тут уступает вкусу – в качестве противоядия. Отсутствие вкуса у масс открывает дорогу пропаганде. Банальность сделала то, чего не смог сделать даже тоталитаризм старого типа. И путинская власть этим вкусовым обнищанием воспользовалась. С помощью пропаганды она опять отобрала язык у населения. Пропаганда – это насильственное присвоение языка (и смыслов, соответственно) государством. Кремль при Путине вновь сделал слово своей исключительной собственностью – и использовал его для порабощения массового сознания. Мы уступили слово режиму. Борьбу с путинским режимом сегодня нужно понимать и как борьбу за язык. Как опять вернуть слово обществу, себе? – рецептов нет; слишком масштабна катастрофа. Смыслово мы опять отброшены в 1930-е годы. Проблема кажется неразрешимой на сегодня, но, по крайней мере, в наших силах ее сформулировать. На то и язык нам дан”.

Карьера Саймса должна была когда-то прерваться. Трудно угодить сразу всем. И ужесточение отношений, вызванное войной, привело к тому, что Саймс провалился… Он стал мил только одной стороне…

Вот целая цепочка подробностей: – “США наложили санкции на Первый канал 8 мая 2022 года, после чего сотрудничество с ним сделалось для американских граждан незаконным. Это якобы не помешало Саймсу с тех пор получить от канала более миллиона долларов. Как говорится в пресс-релизе Минюста США, фигуранты дела имеют дом под Вашингтоном, купленный в 2021 году за 1,6 млн долларов и расположенный в Ханти, Вирджиния. Когда ФБР произвело там в августе 4-дневный обыск, оно изъяло антиквариат и много произведений искусства, в основном, по словам Саймса, доставшихся супругам от родителей”;

– “25 мая 2018 года он подписал контракт с Первым каналом, согласно которому подрядился вести передачу, в дальнейшем получившую название «Большая игра». Он также обязался не давать интервью российским СМИ, появляться в российской телевизионной рекламе или иных российских телепередачах без позволения Первого канала и т.д. Канал, в свою, очередь, якобы обязался платить ему 64 814 долларов в месяц”;

– “С 2018 года Саймс постоянно вел «Большую игру», а его контракт регулярно продлевался, в том числе дважды — уже после 8 мая 2022 года, когда Первый угодил под санкции. В общей сложности, по мнению прокуратуры, канал выплатил Саймсу 3 590 000 долларов. Более миллиона пришлось на период после санкционирования Первого”;

– “В апреле 2023 года Саймс поведал Персоне № 1 об интервью, которое дал «Большой игре» некий бывший американский чиновник, и предсказал, что это интервью «повысит престиж Первого канала и получит поддержку руководства». По его словам, интервью свидетельствовало о том, что «даже американский истеблишмент сознает, что Крым — наш». 17 июня 2023 года Саймс сообщил тому же лицу, что ему якобы звонил «пресс-секретарь Кремля» и сказал дожидаться звонка от Путина, который действительно ему в тот день позвонил и «весьма позитивно» говорил о некоей предстоящей встрече. В июле 2023 года Персона № 1 инструктировал Саймса насчет того, как освещать недавний украинский удар по Керченскому мосту. 11 марта 2024 года они обсудили желание Саймса снять документальный фильм под названием «Угроза-2024». Если верить обвинительному документу, Саймс сказал, что фильм будет проводить мысль о том, как «крестовый поход против России сделался запоздалой местью Троцкого». В том же документе говорится, что Первый канал согласился снять Саймсу квартиру за 4 тысячи долларов в месяц и компенсировать ему уплаченные налоги”. Вот и американский документ обвиняющий Саймса.

Любая ситуация кризиса, и в политике тоже, вызывает к жизни более жесткие шаги. Причем с обеих сторон. В мире так было всегда. А выборы – это всегда кризис…

Сегодня российские тролли включены в американскую избирательную кампанию, распространяя фейки о Харрис. И. Берман говорит об этом: “Причина, по которой этот эпизод привлек внимание, заключается в том, что Дмитрий Саймс – заметная фигура в области внешнеполитических исследований. Он пытается повлиять на ход дебатов по поводу внешней политики США. И это нормально. Эксперты, как правило, настаивают на том, что их взгляды верны, и пытаются убедить в этом оппонентов. Проблема в том, что в данном случае это больше похоже на операцию влияния, чем на интеллектуально честные дебаты”.

Мы привыкли верить. Людям, экрану, газете…. Сначала – всем, потом концентрируемся на тех, кто нам близок. Но одновременно получается, что человек должен научиться не только внимать чужому слову, но и спорить с ним. Советское время, если честно, отучило от споров, поскольку это было небезопасно. Традиции споров и несогласия теперь нужно развивать искусственно. Но ни одна власть этого делать не будет, поскольку она тут будет проигравшей стороной.

Словами А. Архангельского можно подвести итоги этой дискуссии: “В эпоху нового русского капитализма 1990-х принято было считать, что слова – это вообще лишнее, и надо переходить на язык цифр. Чтобы поскорее “рационализировать” население. Заменив слово на цифру и факт (журналистика условно коммерсантовского типа), отказавшись от публицистики, от беллетристики (то есть от свободной мысли и, да, красивого слога), тем самым отбили чувство и вкус у массового читателя. Миллионы людей с отбитым вкусом не способны распознать лживость пропаганды. Не способны интуитивно почувствовать простого мухлежа пропагандиста Соловьева и компании. Ум тут уступает вкусу – в качестве противоядия. Отсутствие вкуса у масс открывает дорогу пропаганде. Банальность сделала то, чего не смог сделать даже тоталитаризм старого типа. И путинская власть этим вкусовым обнищанием воспользовалась. С помощью пропаганды она опять отобрала язык у населения. Пропаганда – это насильственное присвоение языка (и смыслов, соответственно) государством. Кремль при Путине вновь сделал слово своей исключительной собственностью – и использовал его для порабощения массового сознания. Мы уступили слово режиму. Борьбу с путинским режимом сегодня нужно понимать и как борьбу за язык. Как опять вернуть слово обществу, себе? – рецептов нет; слишком масштабна катастрофа. Смыслово мы опять отброшены в 1930-е годы. Проблема кажется неразрешимой на сегодня, но, по крайней мере, в наших силах ее сформулировать. На то и язык нам дан”.

В сталинское время “анекдотчиков” сажали. Но анекдоты все равно были. И это тоже мягкая пропаганда, то есть постпропаганда. Люди сами пересказывают анекдоты, на это не нужно тратить денег, как это имеет место в случае официальной пропаганды.

И пропаганда, и постпропаганда близки и понятны народу. Но в случае пропаганды на первом месте стоит точка зрения государства, а в случае постпропаганды – на первом месте стоит массовое сознание. Оно получает нужную государству информацию, объединенную с тем, что нужно и интересно ему самому…


Георгий ПОЧЕПЦОВ.
Доктор филологических наук, профессор.
Киев, Украина.
Печатается с любезного разрешения автора


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх