СТОЛЕТИЕ СЮРРЕАЛИЗМА
Осенью 2024 г. мир широко отмечал столетие сюрреализма. Те или иные выставки прошли в Брюсселе, Шанхае, Мельбурне, Тарту, Лозанне, Токио, Лидсе, Питтсбурге… Выделяются такие выставки, как «Но жить здесь? Нет уж, спасибо: сюрреализм + антифашизм» с 15 октября 2024 г. по 2 марта 2025 г. в Городской галерее Ленбаххаус в Мюнхене; «Сюрреализм до сих пор» с 4 сентября 2024 г. по 13 января 2025 г. в Центре Помпиду в Париже; «Сюрреализм и мы: художники Карибского бассейна и африканской диаспоры с 1940 года» до 25 июля 2024 г. в Музее современного искусства в Форт-Уэрте, штат Техас. Как ни странно, я не нашел упоминаний о юбилейных выставках в музеях Нью-Йорка вроде МоМА, Метрополитен или Гуггенхайм… Столетие сюрреализма отметил даже Музей масонства в Париже на рю Каде (Великий Восток Франции) в IX аррондисмане, Иль-де-Франс.
Сюрреализм явление глобальное. Он охватывал более 50 лет все виды искусств: литературу, поэзию, живопись, скульптуру, фотографию, кино, архитектуру, моду, музыку, театр… Он распространился на все континенты, включая Латинскую Америку (где был весьма популярен), Восточную Европу (Польша, Румыния, Чехия) и даже Японию… В энциклопедии сюрреализма должны быть упомянуты сотни имен со всего мира, большей частью малознакомых и вовсе неизвестных широкой публике. После войны, в 1960-е (и далее везде) в живописи возник неосюрреализм, а также родственный магический сюрреализм; произошел и расцвет живописи фэнтези и SciFi, весьма сюрреалистичной и фантазийной.
Сегодня любой стиль, сочетающий в себе реальное со сказочным или мистическим, называют сюрреалистическим. Таким образом, ирреальная или бессмысленная связь претендует на тот же самоочевидный характер реальности, что и повседневная реальность, которая сама по себе часто кажется сюрреалистической или абсурдной. Сюрреалистические образы и миры грез проникли в повседневную жизнь через рекламу и СМИ.
Изначально сюрреализм был весьма «левацким» течением (они хотели «революций» не только в области эстетик), с ворохом никому ненужной сейчас писанины (кто это всё читает и знает? – никто). Поэтому археологией сюрреализма как такового я заниматься не буду и не хочу: слишком много разнородного материала. Меня интересует только живопись; именно через живопись сюрреализм помнят и знают, именно живопись дарит сюрреализму вдохновение и полет фантазии вчера, сегодня и завтра. Без сюрреализма современная живопись обойтись уже никогда не сможет.
Начало
Слово «сюрреализм» буквально означает «выше реализма». То, что называется сюрреалистическим, кажется сказочным в смысле нереального. Существительное «сюрреализм» впервые появилось в марте 1917 г. в письме Гийома Аполлинера (1880-1918) Полю Дерме. Аполлинер продолжал попытки Рембо (1854-1891) увидеть скрытую сторону вещей, другую реальность.
Сюрреалистическое движение, возглавляемое французским писателем и критиком Андре Бретоном с 1921 г. в Париже, искало собственную реальность человека в бессознательном, используя переживания опьянения и сновидений как источник художественного вдохновения. Оно стремилась расширить сознание и реальность во всем мире, опрокинув все существующие ценности. Логически-рациональные «буржуазные» взгляды на искусство были радикально и провокационно отвергнуты. Таким образом, сюрреализм называют анархистским, соответственно революционным, взглядом на искусство и мир.
Официальным основанием сюрреализма принято считать момент публикации первого «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона в октябре 1924 г. в Париже. Бретон впоследствии стал доминировать в движении. На протяжении всей истории движения манифест оставался авторитетным, в т. н. «Второй сюрреалистический манифест» 1929 г. были внесены лишь незначительные изменения.
Манифест был направлен на то, чтобы воздействовать на общество, если не на личность, «не впадая в уныние». Сюрреалисты считали, что сюрреализм вызовет появление новых ценностей. Дали был уверен, что сюрреализм «изменит мир».
Бретон осуждал моду на реализм и рациональность. Бретон призывал принять «всемогущество мечты» и исследовать бессознательное и всё «чудесное» в жизни. Он считал, что искусство, способное выйти за рамки рационального, может освободить человечество. «Само слово „свобода“ – единственное, что меня по-прежнему волнует», – писал Бретон в «Манифесте сюрреализма». «Манифест» формулировал идейные основы движения: мечта, чудесное, бессознательное, безумная любовь, свобода, революция.
Сюрреалисты верили в глубокую связь, объединяющую реальный мир и чувственный мир снов, и в некую форму непрерывности между состоянием бодрствования и состоянием сна. Бретон рассматривает сюрреализм как поиск союза реального и воображаемого.
Сюрреализм основан на убеждении, что высшая реальность существует в определенных формах ассоциаций, которыми до него пренебрегали, таких как, среди прочего, всемогущество мечты или бескорыстная игра мысли. Сюрреализму нравятся неожиданные сближения, казалось бы, непримиримых терминов.
Сюрреализм решал проблему изображения невыразимого с использованием всех психических сил (автоматизм, сновидения, бессознательное), освобожденных от контроля разума.
В живописной традиции сюрреалисты черпали вдохновение, в частности, у Иеронима Босха, которого иногда называют прото-сюрреалистом. К отцам сюрреализма относят также Питера Брейгеля-ст., Арчимбольдо. Религиозные фантазии первых двух художников действительно весьма фантасмагоричны: мало кто так изображал фантастических существ из ада или рая. Корни сюрреализма видят и у Леонардо да Винчи, который писал о том, как рассматривая случайные пятна (блики света на стене), ему чудились какие-то образы и фигуры…
Многие историки искусства считают сюрреализм гораздо более древним явлением, которое, «подобно электрическому току», пронизывает всю историю искусства со Средних веков.
Сюрреалисты восхищались работами Пабло Пикассо, который был близок к нескольким членам движения, а также Джорджо де Кирико («метафизическая живопись»), Марком Шагалом и даже Василием Кандинским, которому Андре Бретон отдает дань уважения в своем первом манифесте.
На средства художественного выражения сюрреалистов повлияли символизм, экспрессионизм, футуризм, произведения Лотреамона, Артура Рембо, Альфреда Жарриса, философия Анри Бергсона и теории Зигмунда Фрейда.
Сам Фрейд испытывал наибольшее недоверие к представителям движения до своей встречи с Сальвадором Дали 19 июля 1938 г. В письме Стефану Цвейгу от следующего дня Фрейд признается: «До этого момента я был склонен считать сюрреалистов, которые, кажется, выбрали меня своим покровителем, абсолютными сумасшедшими (скажем, на 95%…)». Но он изменил свое мнение перед лицом невероятной техники художника и аналитического интереса к представленной ему работе.
Андре Бретон осуждал предвзятость исторического знания и культ прошлого и ставит под сомнение концепцию времени.
***
Сюрреалисты сформулировали свои методы и техники… В основе метода лежало т. н. «автоматическое письмо» [Écriture automatique]. Это способ нанесения изображений, направленный на то, чтобы избежать ограничений логики. Он позволяет бессознательному внутреннему голосу выражать себя, отвлекает бессознательное от мышления, писать то, что приходит на ум, не заботясь о смысле.
Посредством автоматического письма сюрреалисты хотели дать голос глубинным желаниям, подавляемым обществом. Полученный таким образом сюрреалистический объект сбивает с толку разум, следовательно, «вводит его в заблуждение».
Сюрреализм можно разделить на два подвида:
1) Веристический или также «критически-параноидальный» сюрреализм (объединение несвязанных вещей, искаженные перспективы, известные, например, из Сальвадора Дали).
2) Абстрактный или абсолютный сюрреализм (тот же принцип, что и выше, только без всякого реализма), как, например, в картинах Жоана Миро («Карнавал Арлекина», 1924-25).
Противоположностью автоматическим методам является параноидально-критический метод, «спонтанный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций».
Параноидальный феномен относится к псевдогаллюцинаторному типу. Техники двойных образов, над которыми Дали работал со времен Кадакеса («Человек-невидимка», 1929), были особенно уникальны для раскрытия «параноидального факта».
Предпочтительными способами работы были: отключение сознания с помощью сна или интоксикации и выражение бессознательного в автоматическом, неконтролируемом процессе творчества, а также чрезмерно точная манера рисования, отчуждение или сочетание невозможных вещей и состояний, выходящих за рамки реальности. В желаемом трансе и в записях сновидений страхи и желания должны проявляться без цензуры со стороны сознания, открывая фигуры без напоминания о ранее существовавших образах.
«Золотой век»: 1924-40 гг.
Первым из художников-сюрреалистов был Макс Эрнст, который уже принадлежал к движению дада. В частности, он практиковал технику коллажа. С 1924 г. к группе присоединился Жоан Миро. Андре Массон также являлся его частью, как и Ив Танги. Все эти художники, хотя и были объединены стремлением создавать новые формы, в частности, используя тему сновидений, придерживались самых разных практик.
Группа Бретона выросла, в нее вошли Поль Элюар, Рене Кревель, Роберт Деснос, Гала Элюар, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Мэн Рэй, Ганс Арп, Жорж Малкин, Мишель Лейрис, Жорж Лимбур, Антонен Арто, Раймон Кено, Марсель Дюшан, Жак Превер, Дора Маар…
Вскоре к работе подключилось больше художников-визуалистов, в т. ч. Джорджо де Кирико, Франсис Пикабиа, Альберто Джакометти, Валентин Хьюго, Мерет Оппенгейм, Тойен, Кансуке Ямамото, а позже, после второй войны, Энрико Донати, Винисиус Праделла и Дени Фаббри. Хотя Бретон восхищался Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и уговаривал их присоединиться к движению, они оставались на периферии.
Группы сюрреалистов появились в Югославии (1925), Бельгии (1926), Чехии (1934), Дании (1935), Чили (1938), Аргентине (1938), Румынии (1938), Швеции (1950).
Бретон женщин в группу [во Франции] не принимал (долго и упорно). Но женщины-художницы среди сюрреалистов были. Это Гертруда Аберкромби, Леонора Каррингтон, Леонор Фини, Джейн Граверол, Валентина Хьюго, Фрида Кало, Жаклин Ламба, Манина, Валентина Пенроуз (в основном автор текстов), Элис Рахон, Кей Сейдж, Доротея Таннинг, Тойен, Ремедиос Варо, Уника Цюрн (в основном автор текстов). Были скульптор Мерет Оппенгейм и женщины-фотографы: Дениз Беллон, Клод Каун (в основном писательница), Дора Маар (также художница), Ли Миллер. По словам одного американского искусствоведа, «Бретон всегда подчеркивал, что сюрреализм разрушает границы, но он часто исключал женщин… Женщины-художницы использовали идеи сюрреализма, чтобы делать феминистские политические заявления и выходить за гендерные границы».
Движение середины 1920-х характеризовалось встречами в кафе, где сюрреалисты играли в совместные игры по рисованию, обсуждали теории сюрреализма и разрабатывали различные техники.
Андре Бретон опубликовал в 1929 г. «Второй манифест сюрреализма» с целью подтвердить первоначальные принципы и объединить участников.
В те же годы зарождается сюрреалистическое кино. Антонен Арто пишет сценарий к первому сюрреалистическому фильму Жермен Дюлак «Раковина и священник» (1927). В 1929 г. Луис Бунюэль и Сальвадор Дали создали «Андалузского пса». В следующем году вышел фильм Бунюэля «Золотой век», получивший единодушное признание в группе. Сюрреалистическая фотография впервые представлена Мэн Рэем, который уже был участником группы dada в Париже.
Сальвадор Дали вошел в группу сюрреалистов через кино, но стал известен прежде всего как художник. Он определенно вписался в сюрреалистическую практику своим полотном «Великий мастурбатор» (1929). Затем он разработал свой «параноидально-критический» метод, который вызвал восхищение Андре Бретона и позволил ему создать свои самые известные картины. Дали и участвовал в быстром становлении визуального стиля в период с 1930 по 1935 г. Его регулярно отстраняли от движения, особенно когда он выражал свое восхищение Адольфом Гитлером, но продолжал участвовать в сюрреалистических обзорах.
В начале 1930-х зародилось течение сюрреалистической скульптуры, начавшееся с того, что Альберто Джакометти присоединился к группе и создал свою работу «Подвесной шар», которая произвела сильное впечатление на Андре Бретона и Сальвадора Дали.
На протяжении 1930-х годов сюрреализм продолжал становиться все более заметным для широкой публики. В Лондоне возникла группа сюрреалистов, и, по словам Бретона, Лондонская международная выставка сюрреалистов 1936 г. была знаковой для того периода и стала образцом для международных выставок.
Долгое время после того, как личная, политическая и профессиональная напряженность расколола группу сюрреалистов, Магритт и Дали продолжали определять визуальную программу в искусстве. Дали и Магритт создали наиболее широко признанные образы движения.
В 1930-е годы Пегги Гуггенхайм, крупный американский коллекционер произведений искусства, начала продвигать работы других сюрреалистов, таких как Ив Танги и британский художник Джон Таннард.
В 1930-е основные выставки сюрреалистов прошли в Лондоне в 1936 г. – Лондонская международная выставка сюрреалистов, в Нью-Йорке в 1936 г. – Музей современного искусства показал выставку Фантастического искусства, дада и сюрреализма, в Париже в 1938 г. Международная выставка сюрреализма в Парижской галерее изящных искусств приняла более 60 художников из разных стран; было представлено около 300 картин, объектов, коллажей, фотографий и инсталляций. У входа на выставку Дали остановил свое «Дождливое такси» (старое такси, приспособленное для того, чтобы по внутренней стороне окон постоянно стекала вода, а на водительском сиденье сидело существо с головой акулы, а сзади белокурый манекен, кишащий живыми улитками). Паален и Дюшан спроектировали главный зал так, чтобы он напоминал пещеру с 1200 мешками с углем, подвешенными к потолку над угольной жаровней с единственной лампочкой, которая обеспечивала единственное освещение, а также с полом, покрытым влажными листьями и грязью. Посетителям раздали фонарики, с помощью которых они могли рассматривать произведения искусства. На полу Вольфганг Паален создал небольшое озеро из трав, и воздух наполнился ароматом обжариваемого кофе. К большому удовлетворению сюрреалистов, выставка шокировала зрителей.
В то же время становится известна Фрида Кало. В 1938 г. у нее прошла персональная выставка в Нью-Йорке с 25 картинами, вдохновленная самим Бретоном.
И политика
Сюрреализм – искусство жить вопреки традиционным нормам. Сюрреализм также был революционным движением, выступавшим против ценностей буржуазии.
Группа стремилась революционизировать человеческий опыт в его личных, культурных, социальных и политических аспектах. Они хотели освободить людей от ложной рациональности, ограничивающих обычаев и структур. Бретон провозгласил, что истинной целью сюрреализма было «Да здравствует социальная революция, и только она!» Для достижения этой цели в разное время сюрреалисты присоединялись к коммунизму и анархизму.
Политически сюрреализм был троцкистским, коммунистическим или анархистским. Откол от дадаизма характеризовался как раскол между анархистами и коммунистами, причем сюрреалисты были коммунистами. Бретон и его товарищи некоторое время поддерживали Льва Троцкого и его Международную левую оппозицию, хотя открытость к анархизму проявилась более полно после Второй мировой войны. [В 1938 г. Бретон встречался с Троцким (и Риверой).]
Дали поддерживал капитализм, а позже и диктатуру Франсиско Франко, но нельзя сказать, что он представляет главное направление в сюрреализме в этом отношении; фактически, Бретон и его единомышленники считали, что Дали предал сюрреализм и покинул его. [Для масс, которые не являются историками искусств и искусствоведами, сюрреализм ассоциируется именно (и только) с Дали, который и сказал: сюрреализм – c’est moi.]
Последователи Бретона вместе с Коммунистической партией работали во имя «освобождения человека». Однако группа Бретона отказалась ставить во главу угла пролетарскую борьбу над радикальным созиданием, так что их борьба с партией сделала конец 1920-х годов неспокойным временем для обоих. Многие люди, тесно связанные с Бретоном, особенно Арагон, покинули его группу, чтобы более тесно сотрудничать с коммунистами.
В конце 1920-х возникла первая напряженность между членами группы, особенно по поводу того, вступать ли в Коммунистическую партию Франции или нет. Сам Бретон был членом КПФ в 1927-35 гг. (он разорвал отношения с ней только с началом московских процессов).
В 1929 г. были исключены члены, считавшиеся «буржуазными». Отверженные яростно обвиняли Андре Бретона в сектантских и авторитарных взглядах. Политические споры способствовали распаду группы сюрреалистов после 1928-29 г.
Сюрреализм как политическая сила развивался неравномерно во всем мире: в некоторых местах больше внимания уделялось художественным практикам, в других местах – политическим практикам, а в других местах все еще сюрреалистическая практика, казалось, вытесняла как искусство, так и политику. В течение 1930-х годов сюрреалистическая идея распространилась – как художественная идея и как идеология политических перемен – из Европы в Северную Америку, Южную Америку (основание группы Mandrágora в Чили в 1938 г.), Центральную Америку, Карибский бассейн и по всей Азии.
Война
Вторая мировая война посеяла хаос. Война привела к рассеянию членов сюрреалистического движения. Макс Эрнст был первоначально интернирован во французских лагерях на том основании, что он гражданин Германии. Несколько членов оказываются в Марселе под крылом Американского центра помощи. Вокруг Андре Бретона было много художников: Виктор Браунер, Оскар Домингес, Макс Эрнст, Жак Эрольд, Вильфредо Лам, Андре Массон и Ганс Беллмер. Многие из них бегут в США.
Нескольким сюрреалистам в Нью-Йорке помогала Пегги Гуггенхайм, вышедшая замуж за Макса Эрнста в 1941 г. В 1942 г. в Музее Гуггенхайма состоялась выставка «Искусство этого века», на которой выставлялись многие сюрреалисты, и для которой Андре Бретон помог Пегги Гуггенхайм составить каталог. В 1940-х в США работало много сюрреалистов, там проводились сюрреалистические мероприятия, особенно вокруг журнала VVV, основанного Андре Бретоном вместе с Марселем Дюшаном и Максом Эрнстом.
В 1942 г. в Нью-Йорке сюрреалисты обратились к Дюшану с просьбой организовать выставку. На этот раз он сплел трехмерную паутину из нитей по всем комнатам помещения, в некоторых случаях из-за чего увидеть работы было практически невозможно.
В 1945 г. в Голливуде начались съемки фильма «Личные дела Милого друга» [The Private Affairs of Bel Ami], экранизации знаменитого романа Ги де Мопассана. Создатели фильма [дистрибуция United Artists] обратились к 12 сюрреалистам/ современным художникам с предложением написать картину об искушениях Св. Антония, которая должна будет появиться в фильме. В конкурсе приняли участие Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Леонора Каррингтон, Стэнли Спенсер, Поль Дельво, Доротеи Таннинг и др. Первой премии и гонорара в $2500 был удостоен Эрнст. Всем остальным, в т. ч. Дали, полагалась оплата за участие в конкурсе $500. [8 секунд, в течение которых на экране появляется полотно – единственный цветной элемент в черно-белом фильме.]
По возвращении во Францию после войны, Андре Бретон снова попытался воссоединить членов движения. Появились новички: Жан-Пьер Дюпре, Жюльен Грак, Андре Пьерье де Мандиарг, Станислас Родански. Наконец-то в группу были приняты женщины, в частности Джойс Мансур. Разногласия, тем не менее, продолжались, например, драка, спровоцированная Андре Бретоном во время лекции Тристана Царя в 1947 г. В 1947 г. в Galerie Maeght, Париж, прошла Международная выставка сюрреалистов Le Surréalisme en 1947.
Во Франции в 1966 г. смерть Андре Бретона вызвала большие потрясения в сюрреализме. Три года спустя Жан Шустер официально подписал в ежедневной газете «Ле Монд» свидетельство о смерти движения, но с этим ряд лиц не согласились – их фамилии нам ничего не говорят.
Знаменитые сюрреалисты
Макс Эрнст [Max Ernst] (1891-1976) – немецкий художник, скульптор, гравер, графический художник. Один из основоположников движения дадаизм и сюрреализма в Европе. У него не было формального художественного образования. Он служил солдатом четыре года во время Первой мировой войны, и этот опыт оставил в нем шок, травму и критическое отношение к современному миру. Снялся в фильме «Золотой век» (1930) Бунюэля. В 1938 г. американская наследница и покровительница искусства Пегги Гуггенхайм приобрела несколько работ Макса Эрнста, которые она выставила в своей новой галерее в Лондоне. Во время Второй мировой войны был признан «нежелательным иностранцем», проживая во Франции; бежал в США. Эрнст и Пегги Гуггенхайм были женаты с 1942 по 1946 г. Получил американское гражданство в 1948 г. и французское в 1958 г. Добился финансового успеха в 1950-х годах.
Рене Магритт [Rene Magritte] (1898-1967) – бельгийский художник-сюрреалист, известный своими изображениями знакомых предметов в непривычных, неожиданных контекстах. Его образы повлияли на поп-арт, минимализм и концептуальное искусство. В 1922-23 гг. работал чертежником на фабрике обоев и был дизайнером плакатов и рекламы. В 1926 г. контракт с галереей Le Centaure в Брюсселе позволил ему заниматься живописью на постоянной основе. В 1926 г. написал свою первую сюрреалистическую картину «Утраченный жокей» (Le jockey perdu); в 1927 г. провел свою первую персональную выставку в Брюсселе. Переехал в Париж, где подружился с Андре Бретоном и стал членом группы сюрреалистов. На обложке брошюры Бретона «Что такое сюрреализм?» (1934) изображена картина Магритта «Изнасилование». Для сюрреализма Магритта характерно иллюзорное, сказочное качество. Он стал ведущим членом движения и оставался в Париже три года. Во время немецкой оккупации Бельгии во время войны остался в Брюсселе, что привело к разрыву с Бретоном. В 1947-48 гг. писал в провокационном и грубом стиле фовизм. В это время Магритт зарабатывал на жизнь, создавая подделки Пикассо, Брака и де Кирико – мошеннический репертуар, который он позже расширил, начав печатать фальшивые банкноты в трудный послевоенный период. Всегда ходил в котелке. Изображен на банкнотах Бельгии.
Андре Массон [André Masson] (1896-1987) – французский художник. Он сражался за Францию во время Первой мировой войны и был серьезно ранен. Один из самых увлеченных мастеров автоматического рисунка, создал ряд работ, выполненных пером и тушью. Массон экспериментировал с измененными состояниями сознания вместе с такими художниками, как Антонен Арто, Мишель Лейрис, Жан Дюбюффе и Жорж Малкин, которые были соседями по его парижской студии. Массон делил парижскую студию с Жоаном Миро. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны его работы были осуждены нацистами как дегенеративные. Массон бежал от нацистского режима на корабле из Марселя на французский остров Мартиника, откуда отправился в США.
Жоан Миро-и-Ферра [Joan Miró] (1893-1983) – каталонский испанский художник, скульптор и керамист. Получив международное признание, его работы были интерпретированы как сюрреализм, но с индивидуальным стилем, иногда переходящим в фовизм и экспрессионизм; их «сложно классифицировать». Он был известен своим интересом к бессознательному или подсознательному разуму. В многочисленных интервью, начиная с 1930-х годов, Миро выражал презрение к традиционным методам живописи как способу поддержки буржуазного общества и заявлял о «убийстве живописи» в пользу разрушения визуальных элементов устоявшейся живописи.
Первая персональная выставка Миро прошла в Париже в галерее La Licorne в 1921 г. В 1924 г. присоединился к группе сюрреалистов. В 1926 г. сотрудничал с Максом Эрнстом над эскизами для балетного импресарио Сергея Дягилева. В 1959 г. Андре Бретон попросил Миро представлять Испанию на выставке «Посвящение сюрреализму» вместе с Энрике Табарой, Сальвадором Дали и Эухенио Гранелем. В 1974 г. Миро создал гобелен для Всемирного торгового центра в Нью-Йорке вместе с каталонским художником Жозепом Ройо. Его гобелен стал одним из самых дорогих произведений искусства, утраченных во время терактов 11 сентября. Музей, посвященный его работам, Фонд Жоана Миро был основан в его родном городе Барселоне в 1975 г., а другой музей, Фонд Пилар и Жоана Миро, был основан в его приёмном городе Пальма в 1981 г.
Ив Танги [Yves Tanguy] (1900-1955) – французский художник. Провел свою первую персональную выставку в Париже в 1927 г. В декабре 1930 г. во время предварительного показа фильма Бунюэля и Дали «Золотой век» активисты правого толка пришли в вестибюль кинотеатра, где шел показ, и уничтожили произведения искусства Дали, Жоана Миро, Мэн Рэя, Танги и др. На протяжении 1930-х годов Танги вел богемный образ жизни. В 1938 г. у него был бурный роман с Пегги Гуггенхайм. В 1940 г. женился на американской художнице Кейт Сейдж. Оба сильно пили, и Танги оскорблял Сейдж словесно, а иногда и физически. Провел остаток жизни в США. В 1948 г. стал натурализованным гражданином США,
Мэри Леонора Каррингтон [Leonora Carrington] (1917-2011) – художница-сюрреалистка и писательница британского происхождения. Большую часть своей взрослой жизни она прожила в Мехико и была одной из последних выживших участниц сюрреалистического движения 1930-х. Каррингтон также была одним из основателей женского освободительного движения в Мексике в 1970-х. Ее отец был богатым текстильным фабрикантом; он был против того, чтобы она становилась художницей. В 1936 г. Каррингтон увидела работы немецкого сюрреалиста Макса Эрнста на Международной выставке сюрреалистов в Лондоне; познакомилась с ним в 1937 г. и стала его сожительницей. Выставлялась с 1938 г. В 1941 г. приехала в Нью-Йорк, в 1942 г. отправились в Мексику, прожив там с перерывами до конца своих дней. Прожив в Мексике семь лет, Леонора Каррингтон провела свою первую персональную выставку в галерее Clardecor. В 1963 г. в Мексике ее попросили создать фреску, которую она назвала «Волшебный мир майя» и на которую повлияли народные сказки региона. Сейчас эта фреска находится в Национальном музее антропологии в Мехико.
Призрачные, похожие на сон картины Леоноры Каррингтон, наполненные фантастическими, гибридными существами и эзотерической символикой, исследуют темы идентичности, метаморфоз и самопознания через призму женского восприятия. В отличие от многих своих современников, вдохновлявшихся фрейдистским психоанализом, Каррингтон в своих работах придерживается более юнгианского подхода: её символический словарь наполнен образами из мифологии, фольклора и оккультизма.
В 1947 г. Каррингтон была включена в экспозицию выставки в галерее Пьера Матисса в Нью-Йорке. Будучи единственной женщиной-художницей, представленной в галерее, она мгновенно стала сенсацией. В 1960 г. в Национальном музее современного искусства в Мехико прошла крупная ретроспектива её работ. В 1990-х Каррингтон начала создавать масштабные бронзовые скульптуры. Она умерла в возрасте 94 лет в Мехико.
Сегодня работы Каррингтон хранятся в коллекциях Метрополитен-музея и Музея современного искусства в Нью-Йорке, в коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции и в галерее Тейт в Лондоне.
ВЫСТАВКИ
Сюрреалистическое искусство остается популярным среди посетителей музеев. В Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 1999 г. состоялась выставка «Два частных наблюдателя», а в 2001 г. Tate Modern в Лондоне провела выставку сюрреалистического искусства, которая привлекла более 170.000 посетителей. В 2002 г. Метрополитен в Нью-Йорке провел шоу «Желание без границ», а Центр Жоржа Помпиду в Париже – шоу под названием «Сюрреалистическая революция».
Центр Помпиду в Париже, в котором хранится одна из самых обширных коллекций французского сюрреалистического искусства в мире, организовал крупнейшую из выставок: передвижную экспозицию, которая открылась в Брюсселе 21 февраля 2024 г. и переместится в Париж 4 сентября. Затем выставка отправится в Гамбург и Мадрид и завершится в Художественном музее Филадельфии в 2026 г. Центр Помпиду предоставляет этим музеям около 30 крупных произведений искусства Сальвадора Дали, Джорджо де Кирико, Макса Эрнста и Мэн Рэя.
Выставка в Венеции
9 апреля – 26 сентября 2022 г. в Венеции в музее Пегги Гуггенхайм прошла выставка «Сюрреализм и магия: заколдованная современность». 22 октября 2022 г. – 29 января 2023 г. выставка переехала в Музей Барберини, Потсдам.
Это была первая масштабная международная выставка, посвященная интересу сюрреалистов к магии и оккультизму. В венецианской галерее было представлено около 60 работ из более чем 40 международных музеев и частных коллекций. Выставка предложила богатый обзор всего развития сюрреалистического движения, исследуя множество способов, которыми магия и оккультизм определили его художественную траекторию, от «Метафизической картины» Джорджо де Кирико 1915 г., через культовую картину Макса Эрнста «Наряд невесты» (1940) до оккультных образов, которые стали «основой художественной траектории» сюрреализма (поздние работы Леоноры Каррингтон и Ремедиос Варо).
В своих работах художники-сюрреалисты часто обращались к оккультной символике и культивировали традиционный образ художника как мага, прорицателя и алхимика, рассматривая магию как поэтический и глубоко философский дискурс, связанный с расширением возможностей личности.
Отправной точкой выставки являются работы мирового уровня из коллекции Пегги Гуггенхайм, в которой представлены культовые картины, ярко отражающие диалог сюрреалистов с оккультной традицией. Многие из представленных на выставке художников существовали в жизни Пегги Гуггенхайм, которая к концу 1930-х годов стала одним из самых энергичных коллекционеров и покровителей сюрреализма. Познакомившись с этим движением во время своего пребывания в Париже в период между двумя мировыми войнами, она была в близких отношениях с Максом Эрнстом и Андре Бретоном.
На выставке были представлены работы Виктора Браунера, Леоноры Каррингтон, Сальвадора Дали, Джорджо де Кирико, Поля Дельво, Майи Дерен, Оскара Домингеса, Макса Эрнста, Леонора Фини, Рене Магритта, Роберто Матты, Вольфганга Паалена, Кей Сейдж, Курта Селигмана, Ива Танги, Доротеи Таннинг, Ремедиос Варо и др. Картины предоставили Центр Помпиду в Париже, Национальная галерея Шотландии в Эдинбурге, Музей современного искусства в Стокгольме, Музей Израиля в Иерусалиме, Коллекция Менила в Хьюстоне, Национальный музей Centro de Arte Reina Sofia в Мадриде, Институт искусств Чикаго, Музей Метрополитен, Музей Соломона Р. Гуггенхайма и Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке, а также Музей современного искусства Кастелло-ди-Риволи в Риволи-Турине.
Выставка у масонов в Париже
С 26 апреля по 22 сентября 2024 г. в Музее масонства в Париже проходила выставка Le Château Etoilé et la Parole Perdue. Surréalisme & Franc-maçonnerie [Звездный замок и утраченное слово. Сюрреализм и масонство].
«Речь идет не столько о поминовении, сколько о том, чтобы воспользоваться возможностью понять важный вопрос, который ставили перед собой современники Андре Бретон и его друзья после драмы Первой мировой войны.
Присутствующий [этот вопрос] в нашей стране почти три столетия – и особенно активно действовавший во времена Третьей республики – неудивительно, что художники в то или иное время пересекались с масонством».
Само происхождение термина сюрреализм в некоторой степени связано с масонством. Действительно, в 1917 г. в письме Гийома Аполлинера поэту Полю Дерме появляется это слово. Дерме (1886-1951) был не только масоном, но и одним из руководителей Великого Востока Франции. «Человек един, и Дерме не живет своим художественным выбором независимо от своего участия в ложе. Точно так же несколько лет спустя возникли противоречия между литературной работой Филиппа Супо, соавтора бретонского изобретателя автоматического письма, и его приверженностью Великому Востоку Франции».
Выставка посвящена менее изученному – и, возможно, даже намеренно немного забытому – периоду сюрреализма: периоду после Второй мировой войны. С самого начала Андре Бретон проявил истинное любопытство к герметизму. Он видит в этом подход, который позволяет получить доступ к неизведанным глубинам человеческой психики и оплодотворить новое поэтическое творение. Этот интерес якобы проявился в 1945 г. с публикацией Arcane 17, а затем, в 1957 г., с этой не подлежащей классификации и увлекательной книгой «Магическое искусство». С 1945 г. и до своей смерти в 1966 г. Бретон собирал вокруг себя молодых художников, чьи работы опирались на инициатические и символические традиции. Многие из них являются масонами и делают свою масонскую практику источником своих поэтических произведений.
«Именно к открытию этой неожиданной встречи сюрреализма и масонства мы приглашаем посетителя» – пишет Музей. «Это мероприятие приурочено к выставке «Сюрреализм и алхимия», организованной прошлым летом «Невозможной розой» для открытия Дома Андре Бретона в Сен-Сирк-Лапопи. Мы были особенно счастливы и гордились тем, что приняли участие в открытии этого прекрасного места, которое с тех пор так важно для истории искусства XX в.»
Выставленные художники: René Alleau, Fernando Arrabal, André Breton, Jorge Camacho, Giorgio De Chirico, Antoine-Denis Chaudet, Ithell Colquhoun, Adrien Dax, Guy-René Doumayrou, Élie-Charles Flamand, Jacques Hérold, Charles B. Jameux, Marcel Jean, Jean-Pierre Lassalle, Patrick Lepetit, Pierre Mabille, Marie-Dominique Massoni, Mimi Parent, Dominique Paul, Serge Pey, Bernard Roger, Endre Rozsda, Roland Sig, Martin Stejskal, Eva Švanmajerova, Jan Švankmajer, Roger Van Hecke…
В рамках «Европейской ночи музеев» прошла «Сюрреалистическая ночь» в музее масонства в субботу, 18 мая 2024 г., с 19:00 и до полуночи, бесплатно и открыто для всех без предварительного бронирования – «ночь чудес, мечтаний и поэзии». Можно было посетить все выставки в музее, а также спектакли и представления сюрреалистическое искусство в течение всего вечера: театр теней и живой театр, концерты.
Аукционы 2024 г.
11-18 октября 2024 г. в Sotheby’s в Париже прошел аукцион Surrealism and its Legacy. Было выставлено 28 лотов: картины и скульптуры, в т. ч. работы Миро, Кейт Сейдж, Дали (одна), Магритта и др. Остановлю внимание на двух лотах – эти произведения достаточно известны.
Каррингтон написала эту картину, вдохновившись фантастическими сценами, изображёнными Иеронимом Босхом. В 1947 г. картина была включена в её персональную выставку в галерее Пьера Матисса в Нью-Йорке. Название отсылает к меровингскому королю VII в. и правителю Галлии; виньетки организованы по четырём стихиям (вода, воздух, земля и огонь) и заимствуют элементы из ирландской мифологии, мексиканской символики коренных народов, алхимии, язычества и многого другого.
Картина занимала центральное место на крупной выставке «Сюрреализм и магия: заколдованная современность», которая проходила в Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции в 2022 г. Эта работа была отобрана для следующих предстоящих выставок: «Леонора Каррингтон: Ткачиха грёз», которая пройдёт в Художественном музее Роуза при Брандейском университете с 22 января 2025 года по 1 июня 2025 года, и «Сюрреализм», которая пройдет в Художественном музее Филадельфии с 8 ноября 2025 г. по 15 февраля 2026 г.
В последние годы аукционный дом Sotheby’s добился ряда успехов, выставляя на аукцион работы женщин-сюрреалисток. Помимо установления текущей высокой цены за картину Каррингтон, аукционный дом установил новый рекорд для Ремедиос Варо, когда в 2020 г. продал её мистический, музыкальный автопортрет «Гармония (намекающий автопортрет)» (1956) за $6,1 млн. В 2021 г. фирма установила рекорд для работ аргентинской сюрреалистки Леонор Фини на аукционе, продав ее картину «Автопортрет со скорпионом» (1938) за $2,3 млн. В том же году Sotheby’s установил новый аукционный рекорд для работ латиноамериканских художников, продав картину Фриды Кало «Диего и я» (1949) за $34,8 млн.
Мстислав КНЯЗЕВ,
писатель, журналист.
Москва.
Для “RA NY”