1000 ДНЕЙ ВОЙНЫ
Более 1 млн погибших и раненых с обеих сторон, включая военных, с 24 февраля 2022 года. Точные цифры, особенно в динамике, остаются главной тайной с обеих сторон. 78 329 поименно установленных погибших российских военнослужащих по состоянию на 15 ноября. По подсчетам ВВС и «Медиазоны» (признана иноагентом), темпы прироста подтвержденного числа погибших сейчас — самые высокие за все время войны. Оценка числа погибших по расширенной методике дает цифры вдвое больше — от 140 до 175 тысяч человек. С учетом раненых это значит, что Россия за 1000 дней потеряла всю собранную ей к февралю 2022 года группировку вторжения.
The New York Times – сводные потери и России, и Украины в войне – до полумиллиона убитых и раненых с каждой стороны.
Не менее 650 тысяч безвозвратно покинувших Россию. В лидерах безвизовые направления вроде Армении (110 тысяч человек), Казахстана (80 тысяч), Грузии (74 тысячи).
От 6,6 млн до 8,6 млн надолго покинувших Украину из примерно 35 млн на подконтрольной территории к началу войны. Демографическое эхо войны обещает быть долгим, а сокращение населения страны — необратимым: 25 млн к 2050 году.
29,2% — падение ВВП Украины в 2022 году. Дефицит бюджета Украины в 2025 году приблизится к 20% ВВП, покрыть его можно только за средств государств-союзников в размере около 40 млрд евро в год.
Около $300 млрд российских резервов остается замороженными в Европе и США. Россия этих денег, скорее всего, не увидит никогда: они уже используются как обеспечение по кредиту Украине.
41% российского бюджета и больше 6% ВВП теперь тратится на «оборону и безопасность».
27% рост цен с начала вторжения по Росстату, 87% по Ромиру. Ради обуздания инфляции ЦБ вынужден был повысить ставку до 21% — как на шоке начала войны.
Техника войны
Накануне 1000 дня войны стало известно, что президент США Джо Байден одобрил использование Киевом американских ракет для поражения целей в российском тылу. Возможность использовать ATACMS подтвердил и Владимир Зеленский. Он сказал, что какого-то официального заявления по поводу решения Байдена не будет. «Ракеты скажут сами за себя».
Минобороны России заявило, что в ночь на вторник ВСУ нанесли удар шестью ракетами ATACMS по объекту в Брянской области. Украинские военные говорили об ударе по российскому складу оружия около города Карачев, но не подтверждали, что он был нанесен именно этим оружием.
Генеральный штаб ВСУ при этом заявлял, что на русском складе боеприпасов в Карачеве «по состоянию на 02:30 этой ночи зафиксировано 12 вторичных взрывов и детонация в районе цели».
У критиков Байдена возник вопрос, насколько правильно и законно принимать такое серьезное и чреватое последствиями решение за два месяца до ухода с поста президента.
На это представитель Госдепартамента Мэтью Миллер заявил, что Джо Байден был «избран на четырехлетний срок, а не на три года и 10 месяцев», поэтому любые его решения в рамках этого срока легитимны.
В последнее время над полем боя появились дроны, которые управляются по оптоволоконному проводу, то есть не используют радиосвязь. На практике это выглядит так, что дрон летает как привязанный на тоненькой ниточке, другой конец которой находится на пульте оператора. Эта оптоволоконная нить постепенно раскручивается из катушки, присоединенной к квадрокоптеру. Длина оптоволоконной нитки до 15 км. Такая катушка с оптониткой на 10 км весит около 1,2 кг, а на 15 км — около 2 кг. Стоимость готового БПЛА около тысячи долларов.
Таким образом, 25-сантиметровый FPV-дрон, имеющий полезную нагрузку 3-4 кг, сможет взять «на борт» лишь небольшой боеприпас весом около 1,5 кг. Но, во-первых, чем больше дрон, тем больше полезная нагрузка, а во-вторых, даже такой боеприпас может наносить серьезные повреждения технике, учитывая, что БПЛА будет атаковать цель беспрепятственно, а оператор будет постоянно видеть противника на видео высокого качества, которое обеспечивает оптоволокно.
Разрабатываются аппараты, которые применяют машинное зрение — таким беспилотникам вообще не нужна никакая связь с оператором, они сами выбирают цель для атаки.
С разведывательными БПЛА, которые наводят удары артиллерии и ракет, стали бороться при помощи дронов-перехватчиков. В небе уже происходят воздушные бои беспилотников.
Настоящая революция в военном деле произойдет только с массовым появлением на войне систем под управлением искусственного интеллекта.
Уже сейчас его применяют при анализе массивов данных со спутников, искусственный интеллект управляет экспериментальными истребителями — развитие боевой авиации уже откровенно тормозят возможности человеческого тела.
О берлинской антивоенной демонстрации российской оппозиции
Игорь Эйдман
«Смысл сегодняшней берлинской демонстрации 17 – ноября создать иллюзию некоей «антивоенной России», которая противостоит путинской военной России. (Вышло 2000 человек из 2 мллионов, проживающих в Германии -0,2 %). Далее организаторы (не только знаменитая троица, но и стоящие за ней Free Russia Foundation и ФБК) закрепят за собой такой бренд и подадут себя Западу в качестве лидеров этой России-2, с которыми нужно разговаривать как с реальной силой и всячески поддерживать. Они об этом в общем-то прямо говорят. В подтверждение таких претензий и был организован выход на демонстрацию тысяч «антивоенных россиян» в Берлине. Мол, посмотрите, за нами толпы сторонников.
Все это вроде бы стандартные политические технологии, но есть одна серьезная проблема. Военная Россия – реальность, это монструозное фашистское государство, убивающее людей и уничтожающее мирные города в Украине в режиме нон-стоп.
А антивоенная Россия – это иллюзия, мираж, утопия. Да, есть множество людей в России, которые не поддерживают войну, но они запуганы, разобщены и в подавляющем большинстве вынуждены молчать. Они не представляют собой какую-то реальную политическую силу. Есть также несколько десятков тысяч россиян по всему миру, которые не молчат и принимают участие в антивоенных акциях, типа сегодняшней берлинской (по данным полиции в акции приняло участие около 2000 человек). Но что такое несколько десятков тысяч антивоенных активистов против миллионов российских убийц в погонах?
Антивоенные россияне не являются каким-то реальным политическим субъектом, который в состоянии противостоять путинской России. Реально ей с оружием в руках противостоят только украинцы и те немногие россияне, которые их поддерживают или сражаются в ВСУ. Ходить по Берлину и кричать, как на детском утреннике: Бармалей, то есть Путин, уходи! – дело вполне бессмысленное. Однако не совсем безвредное. Дело в том, что иллюзия антивоенной России скорее мешает, чем помогает борьбе с реальной военной Россией. Она порождает ложные надежды на то, что россияне сами остановят Путина и таким образом война закончится, а глобальная угроза исчезнет.
Западу не надо распылять усилия, поддерживая какую-то мифическую антивоенную Россию, а сосредоточиться на сокрушении путинской военной России, то есть всесторонне помогать Украине и защищать себя от гибридной агрессии. Иллюзии вредны, они расхолаживают, антивоенные россияне никак не помогут отбиваться от российских военных. Помогайте лучше Украине!
Разрешение Украине бить ATACMS вглубь России с военной точки зрения. Значительно эффективнее было бы конфиденциально принять такое согласие и уже по факту потом или же прямо заявить о политическом решении. Идеально было бы вообще просто выступить с заявлением о праве Украины на самооборону и свободу распоряжаться тем оружием, которое ей передано. Что это оружие уже не американское, это оружие украинское и это право украинской стороны использовать это оружие для собственной защиты. Но, как видим, произошло так, как произошло. Повторяюсь, что с военной точки зрения — противника предупредили об угрозе заблаговременно. Боюсь, что здесь также кто-то, кто планировал эту коммуникацию, себе зарезервировал возможность в случае какой-то непредвиденной реакции Москвы, грубо говоря, дать заднюю. Но посмотрим, посмотрим, как справедливо сказал президент Зеленский, — «ракеты сами за себя скажут».
ATACMS выстреливаются из HIMARS. Пусковая установка HIMARS универсальна как для ракет ближнего действия, так и для ATACMS. Поэтому в этом случае ценность такого решения то, что в Украине более широкие возможности для запуска таких ракет, в отличие от ракет воздушного базирования. Если говорить о чисто технических, финансовых сторонах этого вопроса, то действительно в стоимость любого оружия или боеприпасов закладываются также затраты на утилизацию. Поэтому если вопрос стоит, что делать с боеприпасами, у которых выходит срок хранения, то иногда бывает дешевле отдать их даром, чем заниматься утилизацией. Причем Украина имеет в этом вопросе собственный большой опыт, когда за десятки лет так и не смогла решить вопрос этих избыточных, устаревших запасов вооружения. Есть одно условие, о котором не упоминают. Здесь действительно у США есть определенный финансовый интерес избавиться от оружия, у которого истекает срок использования. Конечно, то, что сейчас передается Украине на два с лишним миллиарда долларов, это как раз одна из этих программ, когда президент Соединенных Штатов собственным решением имеет право снимать и передавать стране-партнеру такое оружие. Но при этом есть одно условие, о котором не упоминают, когда объявляют об очередном пакете.
Сколько дадут этих ракет ATACMS — ответа нет. Все, что мы читали в открытом доступе, речь шла о десятках. Конечно, десятки когд-то складываются в сотни, но вряд ли это сопоставимо с тем количество ракет, которыми владеет РФ и применяет. Выпустить за один массированный обстрел 120 ракет — это совсем другие параметры, вряд ли Украина в ближайшее время сможет себе такое позволить. Реакция в РФ на это решение. Сейчас рассматривается как наиболее вероятная территория, где будет разрешено применяться эти ракеты — Курская область. Там возникла небольшая паника среди чиновников, потому что они в переписках советуются, как и куда эвакуировать собственные семьи. Вот на тех территориях очевидно эту угрозу почувствовали. Последнее, что я могу себе представить, — что Украина может эти дефицитные ракеты применять для ударов по жилым кварталам, как это делает Россия. Если говорить о реакции на уровне Москвы, то Путин традиционно берет паузу, он пока воздержался от личных комментариев. Его «говорящая голова» опять же повторил эту пургу о каком-то уровне эскалации, уровне напряжения.
Россия на территории Украины уже продемонстрировала все, кроме применения ядерного оружия. Все, что в возможностях России эскалировать ситуацию, то она это делает. То, что действительно очень беспокоит, что мы — я имею в виду наших западных партнеров — сознательно позволяем России обладать правом на эскалацию, инициативой на эскалацию в любое время или в любом месте, где они считают это нужным».
Lushnikov
«Триколор во главе колонны над фигурами Кара-Мурзы, Навальной и Яшина – это особый «десерт». Триколор – не просто флаг и символ путинской России. Триколор – это сам Путин как образ мышления. Тот триколор из конца 80-х – начала 90-х давно уничтожен и приватизирован Путиным. Триколор сегодня – это символ войны России с Украиной, символ уничтожения жизни сотен тысяч людей, символ борьбы против всего живого. Считаю, что наличие триколора в Берлине 17 ноября – это серьезнейшая ошибка организаторов марша».
Роман Попков
«Спасибо всем кто сегодня вышел против войны, против Путина. Я полностью разделяю лозунги: нет войне. Свободу политзаключённым. Свободу украинским пленным. За суверенитет и территориальную целостность Украины. Место Путина в тюрьме. Долой власть чекистов. Навальный герой России.
Этот «берлинский марш” не имеет никакого отношения к реальной борьбе против Путина. Это важно понять и на этом успокоиться. Организаторы накануне фактически открыто говорили, что им нужно поднять свою капитализацию в глазах западной бюрократии, доказать, что они хоть кого-то представляют. Доказать это иначе, чем организацией шествия с плакатами они не могут – потому что мало что еще кроме этого умеют. Вот и устроили историческую реконструкцию своих шествий по Бульварному кольцу образца середины 2010-х.
В обмен получила тот самый необходимый ей, диаспоре, сеанс психотерапии. На видео с шествия хорошо заметны эти знакомые со времен белоленточных протестов выражения лиц: расслабленные самодовольные улыбки, благость, глаза в расфокусе, блаженство, шутки. “Много человеческого тепла и безопасности, кругом свои, как же нас много” – что им еще надо. На время можно забыть, что вы – изгнанники, потерявшие свою страну, не очень желанные гости.
Еще раз – это не борьба против путинизма, это совсем другое, цели другие.
Иранская оппозиция открыто признает, что необходима беспощадная вооруженная борьба против исламской республики, необходим союз с теми, кто уже сейчас воюет против этого террористического режима. Наследный принц Ирана посещает Израиль, иранские оппозиционеры плотно работают с израильскими силовиками, а главное – поддерживают силовые акции против режима аятолл внутри страны. Оппозиционные иранцы понимают, какой должна быть борьба.
А тут прыжки на столе, опостылевшие еще в 2010-х годах крики “Один за всех и все за одного”»
Невзоров
«Венчание на царство Ю.Навальной. Скорее всего это именно то, ради чего все (помимо битвы за гранты) и затевалось.
Хотя Кремль и не выглядит особо испуганным, но шествие явно удалось. Оно выполнило все свои задачи : Навальную огласили президентом, а раскол оппозиции материализовался и стал необратимым».
Сергей Медведев
«Архаичная иконография с Болотной в Берлине, российские триколоры на шествии, кричалки “Россия без Путина” и “Россия будет свободной” (хорошо еще не кричали “мы здесь власть!”) и сама идея “требований” к путинскому режиму (отставка Путина, вывод войск с территории Украины и т.д.). Точки отсчета — по-прежнему Россия, Кремль, Путин, “российское общество”… Удивительный анахронизм. У Путина своя ретротопия из 1945-го, у оппозиции своя – из 2012-го.
Хорошо, конечно, что эта акция состоялась — она имела четкий терапевтический, ностальгический, символический эффект, свобода лучше, чем несвобода, лучше ходить и шуметь, чем сидеть и молчать, люди должны встречаться и смотреть друг на друга, с этим никто не спорит. Но она опрокинута в прошлое, а не в настоящее (где Россия провела самую массовую ракетную атаку на Украину за несколько месяцев) и не в будущее, это был очередной эпизод сериала “Россия, которую мы потеряли”.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
писатель, журналист, издатель.
Член The International Academy of science, industry, education & arts Бостон, США.
Для «RA NY»