COSTCO WHOLESALE CORPORATION: ИСТОРИЯ УСПЕХА
Если бы 25 лет назад двое предпринимателей устремились в ряды предприятий рознич¬ной торговли, входящих в список «Forbes 500», следуя нетрадиционным и противореча¬щим интуиции стратегиям, инвесторы и коллеги, вероятно, не поддержали бы этой по¬пытки или, возможно, даже посоветовали новичкам-идеалистам рассмотреть другие воз¬можности для карьеры. Однако когда Джеймс Синегал и Джеффри Бротман отмечают свою 25-ю годовщину в качестве соучредителей Costco Wholesale Corporation, эти идущие наперекор традициям бизнесмены являются предметом всеобщей зависти в мире роз¬ничной торговли.
Предлагая ограниченный набор товаров по очень низким ценам, уста-навливая минимальные торговые наценки, применяя очень высокие этические стандар¬ты и поощряя работников с помощью премиальной системы оплаты труда и программ медицинского страхования, предпринимательский дуэт бросил вызов традиционным правилам и создал самый многочисленный клуб покупателей № 1 в мире.
За годы, которые прошли с момента, когда партнеры открыли свой первый магазин розничной торговли по низким ценам всего в нескольких милях от своей сегодняшней штаб-квартиры в городе Исайя, Вашингтон, Costco выросла до 488 магазинов, обслужи¬вающих 48 млн восторженных владельцев карт в восьми странах. С годовым объемом продаж свыше $50 млрд и персоналом, насчитывающим около 125 тыс. хорошо мотиви-рованных и великолепно оплачиваемых работников, Costco входит в клуб лучших роз¬ничных продавцов и занимает четвертое место в стране.
История роста Costco с единственного магазина в Сиэтле в 1983 г. до международной сети чрезвычайно прибыльных магазинов розничной торговли — это история образцо¬вого лидерства в быстро изменяющемся мире розницы. Под умелым руководством Синегала и Бротмана Costco Wholesale Corp. развила и усовершенствовала формулу клуба покупателей, впервые примененную в 1970-х гг. Солом Прайсом, основателем калифор-нийской розничной компании Price Club.
Сначала считавшийся протеже Прайса моло¬дой Джим Синегал учился у него секретам крупномасштабной торговли по низким це¬нам, но позднее оставил Price Club ради запуска конкурирующей компании — Costco. В 1993 г. обе компании в конце концов объединились, и Синегал превзошел Сола Прай¬са в искусстве доставки нужного товара в нужное место по правильной цене.
Самым наглядным символом розничной стратегии Синегала и Бротмана являются сами магазины «Costco». С голыми бетонными полами, лампами дневного света и палле¬тами товаров, уложенными штабелями до самой крыши, огромный розничный зал пло¬щадью 150 тыс. кв. футов заслуживает названия «большой коробки». Посетителей не¬медленно поражает бросающееся в глаза отсутствие указателей и информационных эк¬ранов по всей площади огромного здания, а кассы самообслуживания и рассеянные по залу помощники-продавцы выдают простой, без всяких излишеств подход Costco к све¬дению издержек до абсолютного минимума.
Но если атмосфера Costco и не вызывает особого воодушевления, то набор товаров в магазинах компании — это нечто. Пока Wal-Mart поддерживает низкие цены, a Target является мастером дешевого шика, Costco — это место охоты за сокровищами. В число вы¬сококачественных товаров, проходящих через эти магазины, входят хрусталь «Waterford», кожаные изделия «Coach», куртки «Fila», шампанское «Дом Периньон», видеоплееры iPod от Apple и солнцезащитные очки от Prada.
Стремление Синегала предложить товары клас¬са люкс его типичным покупателям из верхнего среднего класса вдохновило мерчандайзеров Costco предложить некоторые необычные сюрпризы: редкие рисунки Пикассо и коль¬ца с желтыми брильянтами в 10,6 карата по цене в $180 тыс. При этом в одной тележке для покупок такой дорогой товар можно обнаружить вместе с множеством других вещей нужных в любом доме, в результате срочной необходимости их купить, прежде чем станет слишком поздно.
Управление розничными магазинами с постоянно меняющейся номенклатурой тре¬бует неиерархической, быстрой и гибкой организации. Синегал считает каждый магазин мини-корпорацией, а каждый менеджер магазина фактически является СЕО. Эти «мес¬тные СЕО» принимают быстрые, независимые решения в вопросах закупки товаров, ос¬нованные на знании потребностей и желаний своих покупателей. Аналогичным образом ожидается, что работники более низких уровней принимают собственные решения, ру¬ководствуясь миссией и ценностями компании и опираясь на широкий доступ к инфор¬мации о товарных запасах и продажах.
Чтобы создать хорошо подготовленную и обладающую знаниями рабочую силу, Си¬негал и другие руководители верхних эшелонов управленческой иерархии Costco отка¬зываются от старого административно-командного метода руководства и вместо него делают упор на наставничество, мотивацию и наделение полномочиями. Синегал прово¬дит около 200 дней в году, посещая магазины компании, — часто одеваясь, как обычный покупатель. Во время этих путешествий по своим магазинам Синегал выступает одно¬временно как наблюдатель, номинальный руководитель, лидер и играющий тренер.
Ког¬да СЕО прогуливается по «скаковому кругу» — U-образному маршруту вдоль перимет¬ра торгового зала, — он проверяет, пополняются ли запасы товаров и удобно ли они раз¬мещены для покупателей, обсуждает продажи с менеджерами магазина и наблюдает, как рабочие делятся знаниями и решают проблемы. Такая устоявшаяся практика «прогу¬лочного менеджмента» создает узы доверия и лояльности между Синегалом и его работ¬никами.
Доброжелательный и мотивирующий управленческий подход Costco впечатляюще проявляет себя в системе оплаты труда и вознаграждения работников. Компания платит своим сотрудникам среднюю часовую ставку в $17 — самая высокая ставка среди роз¬ничных дискаунтеров, — одновременно покрывая 92% стоимости медицинской страхов¬ки. Результатом этого является высокая производительность труда и низкая текучесть кадров. Работники Costco имеют репутацию самых производительных и лояльных во всей розничной торговле.
Победоносная розничная стратегия, гибкая организация, образцовое руководство и хорошо оплачиваемые работники — вот те уникальные качества, которые поставили Costco Wholesale Corporation на первое место в своем классе. По мере изучения курса ме¬неджмента вы продолжите читать о выдающемся руководстве основателей Costco и по¬знакомитесь с планированием инноваций, организацией работы и методами управления и контроля, которые компания использует для опережения конкурентов и продвижения этой организации к будущим успехам.
https://tehnotool.livejournal.com/
Costco Wholesale Corporation — крупнейшая в мире сеть складов (магазинов) самообслуживания клубного типа. Пятое по величине продаж розничное торговое предприятие в США. Компания в 2022 году занимала 11-е место в списке крупнейших компаний США Fortune 500. В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 Costco заняла 123-е место.
В целом Costco фокусируется на продаже товаров ограниченного числа производителей по минимальным ценам. Ориентация на небольшой круг производителей максимизирует продажи определённых марок продукции, что позволяет получать от производителей дополнительные скидки. На складах компании обычно имеется около 4 тыс. наименований товаров (значительно меньше, чем в супермаркетах), однако они приобретаются у производителей большими партиями. Часть продукции продаётся под собственным брендом Kirkland Signature. При большинстве складов имеются автозаправки.
Годовое членство в клубной системе Costco стоит $60 в США. В других странах сумма членских взносов также примерно равна $60 в национальной валюте. Основная масса членов клуба — предприниматели, покупающие товары для перепродажи. Покупки совершаемые на сайте компании не требуют членства, но предполагают 5 % наценку к стандартной цене.
По состоянию на 2022 год клубная система Costco Wholesale насчитывала 118,9 миллионов членов. Акции компании котируются на бирже Nasdaq с 1985 года.
Институциональным инвесторам по состоянию на начало 2023 года принадлежало 69 % акций, крупнейшими из них были: The Vanguard Group (8,9 %), BlackRock (6,8 %), State Street Global Advisors (4,3 %), FMR Co., Inc. (2,2 %), Morgan Stanley (1,9 %), Geode Capital Management (1,8 %), Bank of America (1,8 %).
Costco Wholesale является крупнейшей в мире в своём сегменте. Хотя по количеству точек продаж компания уступает Sam’s Club, по объёму реализации занимает 1-е место. Помимо складов-магазинов компании принадлежат интернете магазины в США, Канаде, Мексике, Великобритании, Южной Корее, Тайване, Японии и Австралии. Из 227 млрд долларов выручки в 2021/22 финансовом году на США пришлось 165 млрд, на Канаду — 32 млрд, на другие страны — 30 млрд.
По состоянию на конец 2022 года сеть компании насчитывала 847 магазинов: 583 — США и Пуэрто-Рико, 107 — Канада, 40 — Мексика, 31 — Япония, 29 — Великобритания, 18 — Южная Корея, 14 — Тайвань, 14 — Австралия, 4 — Испания, 2 — Франция, 2 — КНР, 1 — Новая Зеландия, 1 — Швеция, 1 — Исландия.
Для членов клуба с 1997 года издаётся журнал Costco Connection, освещающий ассортимент товаров и услуг, которые продаются в магазинах. По состоянию на 2024 год ежемесячный тираж журнала составлял 15,4 млн экземпляров (ещё 300 тыс. распространяются через склады Costco), он был третьим по размеру тиража печатным изданием в США после издаваемых американской ассоциацией пенсионеров AARP: The Magazine и AARP Bulletin.
https://en.wikipedia.org/