НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

АНОРА

/https://cinemago.eu/

/https://cinemago.eu/

Второго марта состоится церемония вручение одной из самых престижных кинематографических премий «Оскар». За долгие годы существования этой премии впервые в номинации «роль второго плана» представлен российский актёр. Хорошо известный российским зрителям Юра Борисов, сыгравший в фильме «Анора». Наш европейский корреспондент Сергей Панкратов рассказывает о фильме «Анора», получившем «Золотую пальмовую ветвь» в Канне, и несколько номинаций «Оскара»-2025, а так же о Юре Борисове, которому предстоит принять участие в грандиозном шоу в Голливуде.

У мирового кинематографа свой календарный год, начинается он в мае каннским кинофестивалем, и заканчивается в марте следующего года вручением «Оскаров» в Голливуде. Фильм «Анора», взяв яркий старт в Канне, (главный приз « Золотая пальмовая ветвь»), далее прошёл через череду самых разных номинаций таких престижных кинопремий, как «Золотой глобус», премия Британской академии кино и телевизионных искусств, но, увы остался без заметных наград.

И вот финальный аккорд, у «Аноры» сразу несколько номинаций на «Оскар»: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая актриса, и наконец, лучший актер второго плана, где среди номинантов хорошо известный российским зрителям Юра Борисов. Кстати, это первый российский актер, номинированный на «Оскара».

Фильм сделан на «русском материале», что уже само по себе повод поговорить об этой ленте, которая вкупе с «Золотой пальмовой ветвью» стала ещё и самым кассовым фильмом «про русских» за последнее десятилетие. При затратах в 6 миллионов долларов он принес создателям без малого 40 миллионов, что является отменным коммерческим результатом. И говорит о том, что «Анора» имела зрительский успех не только в России, но и на Западе.

Не знаю, что больше привлекло зрителей, Шон Бейкер один из самых заметных независимый режиссеров американского кино; или же российская экзотика: раньше были матрешки, балалайки, а сейчас брутальные, загадочные русские, некоторые из которых ещё и миллиардеры. В Каннах это уже второй фильм за последние три года рассказывающий о «новых русских», удостоенный главного приза. В 2022 году фильм шведского режиссера Рубена Эстлунда «Треугольник печали» получил «Золотую пальмовую ветвь». Лента получила хорошую прессу, но, в конечном итоге не имела кассового успеха.

Чем же взяла западного зрителя «Анора», которая получила не только главный приз в Канне, но и имела широкий успех в прокате?

Я смотрел этот фильм в одном из больших кинотеатров Берлина. Зал был практически полон. Основная часть зрителей – молодые люди от 20 до 40. Я бы назвал их так – образованная молодежь. И это удивило. Ведь сюжет «Аноры» укладывается буквально в два-три предложения. Вечно страдающей от безденежья молоденькой танцовщице из стриптиз-клуба (Майки Мэдисон), предложил безумную эскападу восемнадцатилетний оболтус, сын русского миллиардера Ваня (Марк Эйдельштейн). Иван, войдя в раж от многодневного совместного загула, предложил Аноре, не больше, не меньше, чем стать его женой, то ли навсегда, то ли на неделю. Анора, после непродолжительных колебаний, кто бы мог подумать, согласилась. Но выставила условие, десять тысяч долларов и обручальное кольцо в три карата. Получила в четыре.

В этот экспромт двух «молодоженов» вмешивается чуть ли не половина армянской диаспоры (Карен Карагулян, Росс Бродар) и их молчаливый подручный (Юра Борисов): все они исполняют роли воспитателей и посланников отцовской воли – любовные страсти зашли слишком далеко. Репутация родителей Вани серьезно пострадала…

В общем, вариация на тему классики: «Красотка», с участием Джулии Робертс и Ричарда Гира. Этот фильм был выпущен в 1990 году и стал первой картиной про чудесное превращение проститутки в жену миллионера.

Но вот что характерно, этот незамысловатый сюжет вызвал диаметрально противоположную реакцию зрителей. Особенно русскоязычных.

Если суммировать все положительные отклики, то получается приблизительно следущее: «Анора» – кино настолько безудержного энергетического заряда, что во время просмотра сердце бешено стучит, а дыхание то и дело сбивается. Потрясающий фильм!»

И, совершенно обратная реакция: Главный герой, вечно обкуренный Иван – просто смешон и неуклюж. Его подружка пытается играть под Джулию Робертс в «Красотке», но куда ей с её внешностью. Русские в фильме, как и армяне, выглядят карикатурно. Испытываешь за них стыд.

Замечу, положительно о фильме, как правило, высказываются молодые зрители, которые воспитывались на современном кинематографе, с его компьютерной графикой, буффонаде, и прочими спецэффектами. А вот более старшее поколение киноманов, соблазнившееся главным призом в Каннах, задаются после просмотра вопросом, а при чем здесь «Золотая пальмовая ветвь»?

Да, в фильме Шона Бейкера достаточно эклектично смешаны разные жанры: первая часть вполне себе soft-porno, вторая что-то похожее на road movie, погоня в поисках сбежавшего героя. А в конце «Анора», начинавшаяся как ироничная комедия, превращается в мелодраму. Уже в первой половине фильма заметно – сюжет местами хромает. И чтобы избежать нестыковок, режиссер часто прибегает к шумовым эффектам. Главные герои много кричат, а два армянских то ли телохранителя, то ли воспитателя Ивана, просто орут. Зачем? Только затем, чтобы заставить зрителя сосредоточиться на экране, когда фильм явно пробуксовывает. У меня создалось впечатление, что Шон Бейкер, вольно или невольно использует национальные стереотипы для создания комического эффекта.

Кстати, любопытными были и комментарии в русскоязычных чатах обитателей того самого Брайтон-Бич, где по замыслу создателей фильма разворачивается действие фильма.

– Не верю! Вот вы представляете, что у сына русского олигарха такие друзья, один работает где-то на фабрике полуфабрикатов, другой мелкий торговец сладостями. И он их всех возит по пятизвездочным отелям Лас-Вегаса. Вы где такую дружбу видели?

– Юра Борисов не наш парень. У него здесь даже бабушка живет, то есть давно осел в Брайтоне! И при этом ни одной капли американского не найдешь в этом типе, ни в одежде, ни в облике. Не тот типаж, гопник из Химок.

Кстати, о Юрии Борисове сегодня говорят и пишут больше всего. Все сходятся во мнении, что актер он замечательный, всегда играл душевных бандюганов, но почему именно он номинирован на «Оскар»? В фильме у него достаточно мало экранного времени, а если он и появляется в кадре, то практически всегда молчит, или три минуты смачно ест бургер.

Вот что говорит о номинации Юрия Борисова на «Оскара» один из самых «встроенных» в Голливуд продюсеров Александр Роднянский:

“Борисов – это действительно первый актер из нашей части мира, номинированный на главную награду в одной из главных категорий. И это поразительно. Он, живущий в России актер, снялся в американском фильме об Америке. И режиссер этого фильма Шон Бейкер – один из ключевых персонажей американского независимого кино, снимающий, как правило, фильмы об униженных и оскорбленных. И здесь, в качестве этих новых американцев – русские. Борисов играет такого – гопника, оказывающегося чуть ли не рыцарем. Номинация на «Оскар» – это большой успех! Это свидетельство того, что в США нет никакой отмены русской культуры. Но всё, что связано с государством российским, извините, это точно неприемлемо”.

… Герой Борисова, в конце фильма превратившийся в благородного бодигарда Аноры, довозит её до убого жилья, поднимает чемоданы, и на прощание протягивает её утерянное кольцо с четырьмя каратами (подарок не состоявшегося мужа) В порыве благодарности Анора откидывает автомобильное сиденье и страстно нависает над «благородным» гопником. Тот совершенно естественно тянется к ней для поцелуя. Но нет, Анора резко отталкивает своего бодигарда. Он не понял, что это не страсть, а всего лишь правила стриптиза в приватном кабинете, клиент не должен прикасаться руками к танцовщице, даже если она извивается на его теле. Просто Анора отплатила за всё хорошее, чем могла – стриптизом, пусть даже и в одежде, и не в приватном кабинете, а в машине.

Вот так и сам фильм «Анора». Приходилось читать, что в основу сюжета легла романтическая история, написанная русскоязычным автором. Но дописанная Шоном Бейкером и снятая им по правилам Голливуда она стал отсвечивать неестественным глянцем. Шон Бейкер как будто пытается угодить всем, чтобы никто не ушел недовольным, но делает это в ущерб правдивости персонажей и правдоподобия рассказанной истории. На Каннском фестивале это оценили, посмотрим оценят ли это на церемонии вручения «Оскара».


Сергей ПАНКРАТОВ.
Корреспондент “РА NY” в Европе.
Берлин, Германия.


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх