НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ВИЛАЯТ ХОРАСАН

https://podolyaka.ru/

https://podolyaka.ru/

Вилаят Хорасан (араб. ولاية خراسان‎) — транснациональная джихадистская террористическая группировка, филиал Исламского государства в Афганистане. ИГ-Х стремится свергнуть существующие правительства исторического региона Хорасан, чтобы создать исламский халифат под его строгим, фундаменталистским исламским правлением. Группировка создана в 2015 году в ходе вербовки среди афганцев, пакистанцев, перебежчиков из «Талибана», «Аль-Каиды» и «Исламского движения Узбекистана».

Численность в 2024 г. – 6000.

При этом само слово Хорасан – Xorâsân — «откуда приходит солнце») — историческая область, расположенная в Восточном Иране. Название «Хорасан» известно со времени Сасанидов. Хорасан известен по всему миру производством шафрана и барбариса, которые произрастают в южных городах области (производство — более 170 тонн ежегодно). Хорасан также известен своими знаменитыми коврами и гробницами Фирдоуси, Омара Хайяма и Имама Резы. Коренные жители Хорасана — персы

Большой Хорасан включал части, которые находятся сегодня в Иране, Таджикистане, Афганистане, Узбекистане и Туркменистане.

К 2018 году «Талибан» практически уничтожил организованное сопротивление Вилаята Хорасан в восточных провинциях. Несколько руководителей «вилаята» были убиты американцами. Как утверждают эксперты, численность организации снизилась с нескольких тысяч до нескольких сотен человек.

Пришедший к руководству Вилаята Хорасан Шахаб аль-Мухаджир переориентировал организацию с прямых столкновений ко все более беспощадному террору — против талибов, религиозных меньшинств и американцев. Во время вывода войск США из Кабула в августе 2021 года он, как считается, организовал теракт в аэропорту Кабула.

Затем Вилаят Хорасан назвал новых врагов — и среди них Россию. 5 сентября 2022 года Вилаят Хорасан организовал взрыв у посольства РФ в Кабуле, погибли пять человек, в том числе двое сотрудников дипмиссии.

Ответственность за теракт в «Крокус Сити Холле», жертвами которого стали более 140 человек, взяла на себя группировка «Вилаят Хорасан» — афганская ячейка «Исламского государства». Помимо самих террористов, их причастность подтверждают разные разведки мира, в том числе американская и иранская, предупреждавшие о возможных терактах в России, да и сами российские власти, хоть и с оговорками про Украину и всемирный заговор, признали связь теракта с ИГИЛ.

В первые годы деятельности «Исламского государства» российские власти поддерживали идею своеобразного мирного сосуществования с группировкой. По данным на 2017 год, россияне были самой многочисленной группой иностранных боевиков в рядах ИГ — их насчитывалось 3417 человек (для сравнения, в составе группировки воевали 3244 выходца из Саудовской Аравии, 3000 — из Иордании и 2926 — из Туниса).

Значительную роль в этом сыграли российские спецслужбы, которые предлагали местным исламистам беспрепятственный выезд из России в Турцию, откуда они отправлялись в Сирию и вступали в ряды ИГ и других джихадистских формирований. По данным Reuters, этот процесс особенно активизировался в преддверии Олимпиады-2014 в Сочи, поскольку власти опасались атак боевиков в ходе проведения игр. Сама группировка была признана в России террористической только в конце 2014 года, когда она уже контролировала значительную часть Ирака и Сирии, а некоторые дагестанские боевики присягнули ей на верность, отколовшись от «Имарата Кавказ».

Известен как минимум один пример непосредственного сотрудничества россиян с «Исламским государством». Речь идет о компании «Стройтрансгаз» олигарха Геннадия Тимченко, которая с 2007 года строила газоперерабатывающий завод на месторождении Тувейнан на востоке Сирии. По сведениям Foreign Policy, работы прекратились, когда в 2013 году объект захватили сирийские повстанцы совместно с группировкой «Джебхат ан-Нусра», близкой к «Аль-Каиде». Однако после того, как в начале 2014 года контроль над заводом установило «Исламское Государство», строительство возобновилось по согласованию с группировкой, причем, по словам турецкого чиновника, с участием российских инженеров. Для ИГ выгода состояла в том, что газ с месторождения шел на подконтрольную группировке электростанцию в Алеппо — деятельность квазигосударства во многом зависела от сирийской энергосистемы, а взимаемая с населения подконтрольных территорий плата, в том числе за коммунальные услуги, составляла часть его доходов. Окончательно объект был сдан в 2015 году — незадолго до того, как Россия вступила в прямой конфликт с «Исламским государством».

Несмотря на усилия США по уничтожению глобальной сети ИГ, группировка сохранила большой потенциал для атак благодаря успешной реорганизации, проведенной в последние годы. Она позволила выжить наиболее важным филиалам: в Сомали, Хорасане, Салехе, Большой Сахаре, возможно, даже в Юго-Восточной Азии.

В последний месяц США говорят об усилившейся угрозе для Европы: на Россию уже напали, а теперь мы знаем, что Франция, Германия, Швеция находятся под постоянным давлением со стороны джихадистов».
Сегодня нет какой-то единой территории, которую контролирует ИГ, но есть региональные филиалы, контролирующие небольшие участки, и есть группы, действующие в подполье и объединенные общей идеологией. Они создают местным властям и другим своим противникам проблемы, в том числе организовывая какие-то теракты. Вот такая децентрализованная сеть со множеством участников..

После того, как в 2021 году американская армия ушла из Афганистана и к власти пришел “Талибан”, страну покинули все западные союзники США и гуманитарные организации. Одной из немногих стран, которые наладили отношения с руководством “Талибана” и сохранили посольство в Кабуле, оказалась Россия. Потом мы видели, как талибов пригласили на ПМЭФ, при том, что формально в РФ “Талибан” по-прежнему запрещен и считается экстремистской организацией.

К теракту в “Крокусе” привела вот эта внешняя политика России. ИГ теперь считает Россию главной опорой талибов. Речь не идет о какой-то идейной установке убивать неверных — русских или славян. Речь о том, что ИГ воюет с талибами за власть. Лидеры “Вилаята Хорасан” хотят вернуть Афганистан в 1990-е годы и сделать страну новой центральной базой ИГ.

Второй враг ИГ в регионе после талибов — шиитский Иран, с которым Россия тоже дружит и поставляет ему, например, истребители Су-35.

“Вилаят Хорасан” рассматривает Россию как одно из препятствий на своем пути к власти над Афганистаном. Они рассчитывают, что если Россия ослабнет, отвлечется на другие проблемы и перестанет поддерживать “Талибан”, то, может быть, его получится победить.

Еще один важный момент касается возможной причастности к теракту таджиков. ИГ часто опирается на этнические меньшинства. И в создании афганского филиала сыграли роль этнические таджики, которых в Афганистане очень много, в том числе тех, кто бежал от гражданской войны в Таджикистане в 1990-х годах. И сейчас у таджикской общины в Афганистане, куда влились десятки тысяч людей из Таджикистана, прекрасные связи с таджиками в России.

К людям, которых отправляют совершать теракт, относятся как к расходному материалу, ими можно пожертвовать, организаторам важно замедлить и усложнить процесс расследования. Только в России подозреваемых начинают сразу после задержания допрашивать на камеру и потом публикуют эти записи, на Западе так не делают, потому что это вредит следствию.

Российские власти, несмотря ни на что, пытаются связать нападение на «Крокус» с Украиной. Так, директор ФСБ Александр Бортников заявил, что украинские спецслужбы тренировали боевиков на территории Ближнего Востока и участвовали в подготовке теракта, а секретарь Совбеза Николай Патрушев назвал причастность Украины к атаке как минимум вероятной. Наконец, Владимир Путин заявил, что теракт может быть «звеном в серии попыток тех, кто воюет с РФ с 2014 года руками киевского режима».

Кроме того, кремлевская сеть ботов начала распространять псевдожурналистские статьи о том, что за терактом в “Крокусе” стоят США, Украина и британская разведывательная служба Ми-6, а данные Вашингтона об ответственности ИГ — фейк.

Доказательства причастности исламистов к теракту настолько убедительны, что Москва при всём желании не может полностью отмести эту версию. Но, разумеется, они всегда будут винить Украину, что бы ни случилось. Кроме того, признать сейчас чисто джихадистскую атаку — значит признать возросшую внутреннюю уязвимость, проблемы с безопасностью, чего российские власти не могут себе позволить на фоне продолжающейся войны с Украиной. Поэтому, даже признав причастность исламистов, они продолжат обвинять Украину, США, Великобританию.

Новые атаки вероятны. “Исламское государство” устраивает теракты в России уже не менее восьми лет. Ничто не указывает на то, что они собираются пересмотреть свой образ действий. Не далее как 28 марта официальный представитель “центральной” группировки ИГ и еженедельная газета организации подтвердили, что Россия остается целью. Учитывая неизбежные репрессии в отношении мигрантов из Центральной Азии в России, а также войну в Сирии, Мали и Буркина-Фасо, следует ждать новых событий.


Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Писатель, журналист, издатель.
Член The International Academy of science, industry, education & arts.
Бостон, США.
Для «RA NY»


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх