НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ПРОПАГАНДА КАК ПЕРЕХОД ОТ КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ

https://kulturologia.ru https://www.i-igrushki.ru

https://kulturologia.ru https://www.i-igrushki.ru

Пропаганда окружает нас всюду, но особенно ее много там, где мы не привыкли ее замечать.

Пропаганда окружает нас всюду, но особенно ее много там, где мы не привыкли ее замечать. Пропаганда в СССР была на виду: на улицах и площадях, песнях и фильмах, передовицах газет. За пропаганду в учебном предмете ставили оценки на экзаменах. Хорошо выучил пропаганду, получил отличную оценку. Однако все это не оценивает ее правдивость, а только говорит о ее распространенности. Поколение за поколением знали только один набор истин, которые транслировались бесконечно – “сегодня в газете, завтра в куплете…”.

Человек всегда был и будет частью сообщества себе подобных. Он окружен всегда кем-то: семьей, коллегами, прохожими на улице. Соцсети добавили новые контексты: информационные. До этого очень сильно влияли контексты виртуальные: кино и литература. Они, вероятно, несут в себе эмоциональную “подзарядку” для мозга, которой не хватает в обычной жизни. Физическую зарядку человек может сделать сам, а эмоциональную несет внешнее воздействие. Человек сознательно ищет такую эмоциональную “подпитку”, когда мир становится слишком тихим и спокойным. Кстати, можно вспомнить и поведение болельщиков на спортивных состязаниях. Там нормальные и спокойные люди вдруг превращаются в яростных бойцов. Или “диванные бойцы”, сидящие у телеэкрана и разговаривающие с ним…

Пропаганда управляет индивидуальным разумом и поведением путем внесения нужных изменений в первую очередь в коллективное сознание. Наше общее, совместное знание (и память) во многих случаях важнее индивидуального. Условный охотник или слесарь не могут применить свои профессиональные знания в своей личной жизни, как, кстати, и люди других профессий. Для этого нужны коллективные модели поведения и знания, которые подскажут им, как действовать или что говорить в тех или иных случаях. Именно они интересуют пропаганду. То, что знают все, человек всегда считает правдой. Новое знание пробивается в массовое сознание не всегда.

Телевизор как серьезный “коллективный организатор” дает новости уже под углом нужной зрительской реакции. Само событие плюс подсказка о том, что это плохое или хорошее событие. И обязательно однозначная оценка тех, кто на верху. В советское время это была похвала в сторону партии, сегодня – в сторону власти.

Пропаганде неинтересно просто запрещать, поскольку известно, что запретный плод сладок, она заменяет “опасное” знание и поведение безопасным, что более эффективно. В советское время она моделировала все это даже физически, когда трудящиеся шли с флагами и плакатами, прославляющие партию и правительство. Они даже несли огромные плакаты членов политбюро. Сегодняшний аналог выглядел бы достаточно странно. Это такой древний ритуал повтора в физическом пространстве преклонения в пространстве виртуальном, который сродни религиозному. Понятно, что это лишь один из инструментов, но когда их сотни, они начинают реально работать.

В советское время даже елочные игрушки тоже были пропагандистскими, а не только фолианты классиков марксизма-ленинизма. То есть пропаганда не чуралась опуститься даже до уровня детской игрушки. Оловянные солдатики – это тоже пропаганда, которую даже можно потрогать руками. Так красноармеец нашел себя и в жизни, и в игрушке…

Елочные игрушки ради этого прошли свою трансформацию: “После революции рождественскому великолепию почти пришел конец: с 1927 по 1935 год елочные игрушки перестали производить. Впрочем, долго Советская Россия без праздника жить не захотела, и в 1935-м в газете «Правда» вышла статья с робким призывом «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Рождественская елка довольно быстро переквалифицировалась в идеологически правильную коммунистическую новогоднюю ель — как и игрушки. Не прошло и двух лет после выхода статьи, как в Доме Союзов установили елку, украшенную шарами с портретами членов Политбюро. Самодельные же картонные игрушки, обернутые в фольгу фрукты и фигурки из ваты вместе с духом дореволюционного Рождества ушли в небытие. Зато на фабриках начали в промышленных масштабах выпускать стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Вифлеемская звезда на макушке елки быстро трансформировалась в кремлевскую пятиконечную. Время шло, и на стеклянных шариках сменяли друг друга портреты сильных мира сего”.

И еще факт, передающий внимание власти даже к этому уровню воздействия: “Издавался даже специальный журнал «Советская игрушка», который разъяснял создателям игрушек, что надо выпускать. В нем писали, что «выход в свет истории ВКП(б) должен стать поворотом для кадров игрушечников в ликвидации своей теоретической отсталости», а елочную игрушку называли мощным оружием коммунистического воспитания”.

СССР был идеологическим государством, хотя, наверное, все государства идеологические, просто в разные периода давление идеологии на обыденную жизнь человека может усиливаться, а может ослабляться. И наказание за идеологическое отклонение тоже может быть разным: от просто порицания до расстрела. Сталинское время боролось за чистоту идеологии инструментарием лагерей…

Интересно, что игрушки демонстрируют не только расцвет, но и закат идеологии. В определенный период идеологическую игрушку перестали покупать, и ей пришлось исчезнуть. Это странное сочетание идеологии и “цены”. Хотя человек сам платит и за идеологическое кино и за идеологический худлит.

Тогда это был конкретный исторический период: “Семидесятые оказались самым скучным периодом для отрасли. По какой-то причине власти разочаровались в идеологических игрушках. Хотя объемы производства и, что намного важнее, качество продукции заметно выросли, но космонавты и красноармейцы полностью исчезли из продажи, в магазинах лежали исключительно стандартные шары. Моду в то время задавали абсолютно аполитичные елочные украшения из ГДР и Чехословакии. В пятидесятых и шестидесятых именно они были тайной мечтой детворы и их мам. Советские заводы вольно или невольно начали копировать их, после чего история самобытной новогодней игрушки в СССР практически закончилась”.

Игрушки создают минимир, который почти автоматически повторяет все приметы настоящего мира вокруг. Когда происходит смена политических систем она автоматически отражается и на мире игрушек. Как фиксируют исследователи: “Советские елочные игрушки принципиально отличались от “царских”, дореволюционных. В былые времена игрушки воспроизводили библейские сюжеты – ангелов, колокольчики, Рождество, Вифлеемскую звезду. Новые украшения пропагандировали новые идеалы и являли собой “кремлевские” звезды, символику СССР, дирижабли, самолеты, автомобили. В 1937 году – под новую инициативу партии – первый и последний раз (“вешать” руководство партии и страны, хоть и на елку, было аполитично!) – были выпущены шары с изображениями Ленина, Сталина, а также набор шариков с портретами всех членов Политбюро. Но стеклянные шары стоили очень дорого, поэтому выпускались в основном игрушки, сделанные из прессованного картона и ваты. Неотъемлемой частью новогодней елки тогда также были хлопушки, крашеные шишки, бонбоньерки”.

Сила коммуникации позволяет передать почти все. Другое дело, как это будет воспринято массовым сознанием. Однако при отсутствии конкуренции вероятность нужного восприятия резко возрастает. От школы до университета детям и молодежи вводятся нужные “очки”, сквозь которые надо смотреть на мир вокруг.

Советская игрушка всегда была подчеркнуто идеологически правильной. Можно сказать, что она была конкретной частью идеологического “глобуса”. И это была часть программы: “В советское время была сформирована целая программа по воспитанию детей с помощью игрушек. В частности, было прописано, что лица у игрушек должны быть добрые и улыбающиеся, чтобы у детей не было агрессии. Даже герои-злодеи имели доброе выражение лица. Если взять кукол, то их лица и облик менялись в зависимости от возраста, чтобы игрушечные подружки девочек “росли” вместе с маленькими хозяйками. Приучение маленьких детей к домашним делам тоже велось через игру: советские заводы производили детскую посуду, кастрюльки, маленькие утюжки. Причем все эти предметы обихода были просто уменьшенной копией настоящих кастрюль и чайников, даже материалы использовались те же. И на игрушечной сковородке действительно можно было что-то готовить. Такое приучение к хозяйству в форме игры помогало детям легче воспринимать домашние обязанности в более взрослом возрасте. Для мальчиков в советское время выпускали игрушечное оружие и автомобили, многие из которых были функциональны, могли стрелять пистонами и разбирались”.

Коллективное знание очень важно, оно позволяет отличать “своего” от “чужого”. Пропаганда успешно конструирует и прошлое, и будущее. И в том, и другом случае у нее будут конкуренты, которые будут бороться за свой вариант прошлого или будущего. Но проблема в том, что сила их убеждения не идет ни в какое сравнение с государственной, поскольку их оплачивают все налогоплательщики, а не только часть из них. Мы живем в мире, в котором часто побеждает не правда, а то, кто ее произносит.

В ситуации кризиса смешивается все – прошлое с будущим, правда и ложь, действительность и виртуальность. Побеждает не тот, кто глаголит истину, а тот, кто говорит громче других. Добавим сюда и множественность источников, поскольку повторение не только мать учения, но и мать правды…

Частый повтор является маркером истины, поскольку мы считаем правдой то, что сразу возникает у нас в голове. Это позволяет вводить в массовое сознание то, что требуется на данный момент. М. Задорнов уверял всех, что а) «Россия — огромное государство с непредсказуемым прошлым!» и б) «Все народы, используя демократические методы, борются за свое будущее, и только мы сражаемся с нашим прошлым. И, что поражает, ведь постоянно мы побеждаем!».

Прошлое тоже носит гибкий характер, как и все, к чему прикасается человеческий ум и руки. Сталин может быть великим менеджером и великим диктатором.

Меняющееся как хамелеон прошлое говорит только об одном – чтобы быть успешным, трансформация настоящего требует такой же трансформации прошлого. Нужна определенная синхронность. И российские “иноагенты” этому мешали, поскольку они были хранителями того прошлого, которое не совпадало с настоящим, поэтому их спровадили за рубеж. Они были хранителями памяти даже в своих текстах и фильмах о настоящем.

По сути все это перепев фразы Оруэлла – „Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое“. Сверхсложный мир, в котором мы живем контролируется более простым инструментарием, соответствующим уровню массового сознания. Это фильмы и романы как инструментарий эмоционального порядка. И школьные и вузовские учебники как инструментарий логического порядка. Кстати, таким же эмоциональным инструментарием является и песня, поэтому власть никак не может отказаться от “старых песен о главном”.

И это понятно. Когда люди поют или просто слушают песню, которая им по душе, они перенимают ее эмоциональные оценки. Вставай, страна огромная. Вставай на смертный бой… Это мощные слова, которые поднимали советских людей на войну против захватчиков.

Б. Акунин рассуждает (а раз рассуждает, то, конечно, “иноагент”): “Почему Россия – империя зла? Это сказал президент Рейган про Советский Союз 1980-х годов, и, думаю, что он был неправ. Я тоже тогда жил, и я не воспринимал Советский Союз как империю зла. Я воспринимал её как империю смертельной скуки, но не зла. Это было какое-то чудовищное занудство, это была серость и бесперспективность, вот что я ощущал тогда. Наверное, в нашей истории были моменты, когда зло здесь правило бал, когда лилась кровь, когда людей мучили, истязали, но в общем и целом у меня такое ощущение, что Россия – страна с хорошим будущим, просто у нас трудная биография. Мы всё равно ещё молодая нация, мы находимся сейчас на переходе от подросткового возраста к взрослости. Именно с этим, вероятно, и связаны все те трудности, которые мы сейчас переживаем”.

СССР нашел определенную систему стабилизации настроений, но только за счет серьезной цензуры, которая пронизывало все. Противоположная информация никак не могла проникнуть в массовое сознание. Люди смотрели программу “Время”, которая по сути была определенной пьесой для взрослых, где положительные герои всегда побеждали отрицательных. Правильная система политических координат удерживалась во всех областях, например, борьба со стилягами в молодежной среде была одновременно борьбой с западным влиянием.

Сегодня информационная ситуация такова: “Ежедневно следят за новостями только 20% россиян. 27% не ищут новости о стране и мире намеренно, но узнают их от друзей и знакомых. […] 35% опрошенных указали, что следят за различными новостями и знают ключевые события недели. 18% россиян следят за новостями выборочно, фокусируясь только на интересных для них сферах”.

И еще ответ на вопрос об источниках последних новостей: “Печатные СМИ, журналы — 17%, ТВ — 7%, Telegram-каналы — 32%, Сообщества, группы по интересам — 4%, YouTube-каналы — 13%, Блогеры и соцсети — 25%, От друзей, знакомых, родственников — 2%. 57% россиян узнают последние новости в Telegram и от блогеров, а 32% опрошенных считают, что получать информацию из этих каналов ещё и гораздо интереснее. 25% отметили, что следить за блогерами и каналами в Telegram удобнее. А 24% уточняют, что информация на таких площадках подаётся объективнее. 9% считают, что подобный формат помогает им меньше тревожиться от чтения последних новостей” .

Кстати, мы видим тенденцию возврата от массовых информационных источников к личностным. Это как бы переход обратного порядка: от высотных домов к маленьким одноэтажным… Чем человек нам ближе, тем больше мы ему верим. Отсюда тенденция телевидения выпускать на экране знакомых нам персонажей, поскольку им мы поверим скорее.

Такую же тенденцию можно увидеть и в качестве. Современный человек как-то сместился от вечных истин, которые давали литература и искусство, к истинам газетным, которые постепенно трансформировались в соцмедийные. Из условных “динозавров” мы стали условными же однодневными “бабочками”… И у каждого такого “существа” свой период жизни и свои правила.

О чем это говорит? Перед нами истины, имеющие более короткий срок жизни. Большая часть из них завтра будут другими. Истины типа “дважды два – четыре” остаются такими же и через столетия. Новые приходящие истины недолговечны.

Наши тексты, фильмы, спектакли превратились в “однодневки”. Музыка и живопись вообще выродились. И философы тоже. Создается стойкое ощущение, что развитие мира сначала замедлилось, а потом вообще пошло в обратную сторону. Наш собственный “золотой век” остается где-то позади.

В принципе нам нужен путеводитель для всех трех миров, где мы обитаем. Мы живем одновременно в информационном, виртуальном и физическом мирах. Все наше поведение в этих мирах опирается на модели, которым мы все время обучаемся. Наверное, только литература и искусство имеют в основе своей заложенное право на отклонение. Если бы его не было, то в сталинское время можно было бы, например, рисовать только портреты Сталина и песни петь только о нем. В какой-то мере так и было, но это было не структурное требование, а политическое. Или кино является дорогим искусством, поэтому для него есть нужда в финансировании со стороны зрителя. Если бы это было чисто политическим повествованием, то зритель бы не пошел, пропаганду он привык получать бесплатно.

Человек никогда не бывает один, он всегда в окружении других людей. Это сочетание с другими может быть в физическом, информационном или виртуальном пространствах. Но главное его пересечение все же с пропагандой, поскольку она задает модели поведения, указывая нам, кто есть друг и кто есть враг. Враги товарища Сталина отправлялись в Гулаг, исчезая официально из мира. Сегодняшние российские “иноагенты” тоже должны подобным же образом исчезать из информационного и виртуального пространств. А потом и из физического, эмигрируя за границу. В отличие от времен Сталина им не запрещают уезжать…

Пропаганда – это такой генератор структурности, продукт которой признается образцом обществом или его политическим режимом. В семье говорят, что мальчики не плачут. В школе, что пионер всем ребятам пример. В обществе подчеркивают, что всегда есть место подвигу. Все это своеобразные символические “рельсы”, облегчающие нужный вид поведения. Как пелось “Наш паровоз вперед лети…”

Если раньше мы черпали эмоции из кино и литературы, то теперь они приходят из жизни, поскольку жизнь оказалась осложненной войной. И всегда более сильная эмоция будет побеждать более слабую.

Жизнь сложнее наших представлений о ней. Мы упрощаем ситуацию, сводя ее к более понятной форме, иногда к более привычной. Там, где нам видится одна причина, их может быть гораздо больше. И война как раз такая “многопричинная” ситуация.

Война меняет потребности государства в профессиях, в возрасте и даже поле. Женщин также начинают втягивать в борьбу. Того, кто нужен, всегда найдет государство.

В любой системе происходит выравнивание под одну гребенку, когда более сильная информация захватывает все большее число людей. Государство, к примеру, имеет в своих руках прямо или косвенно большее число информационных источников, поэтому его мнение достигнет большего числа людей. Это то, что знают все. Падает роль и значимость информационных потоков, идущих снизу. Известная истина из прошлого “Москва слезам не верит” отражает принципиальную невозможность переубедить того, кто находится во главе.

Враг становится все реальнее, поэтому государство “отрезает” любую информацию о нем, какую само не может проконтролировать. СССР долгие глушил зарубежные радиостанции. Перестройка создала прецедент отмены глушения. Тогда же ЦК запускает молодежные ТВ-программы нового типа типа “Взгляда”, мотивируя необходимость этого отсутствием глушения. Молодежь должна была получить интересные тексты от правильных людей.

Все чужое всегда опасно. Тем более если оно исходит от твоего противника, военного или идеологического. Контакты с “опасным” страшат государство. Отсюда необходимость мощной системы цензуры, созданной советским государством. Все и вся проходило предварительную проверку, прежде чем ему разрешался выход на широкую аудиторию.

Контакты с иностранцами страшили всегда. Советскому человеку это не нужно. Сегодня Россия повторяет эту же ситуацию. Запад не просто вреден, а даже опасен, любой контакт с ним несет отрицательное воздействие. Вот собрались даже “бакалавров” отменять…

Отсюда ограничение контактов, которое было в советское время и возродилось в России вновь: “Reuters со ссылкой на девять знакомых с ситуацией источников сообщил, что российские власти ужесточили ограничения на выезд за рубеж для чиновников, депутатов и работников госструктур, распространив их даже на «дружественные» страны. Ограничения на поездки, которые были негласно введены в 2022 году, а затем закреплены официально в конце 2023-го, были еще больше ужесточены в последнее время. Инициаторами этого стала ФСБ, утверждающая, что чиновники могут разгласить гостайну либо же их арестуют и экстрадируют на Запад. Один из источников агентства рассказал, что поехать чиновникам теперь нельзя даже в Беларусь и Узбекистан. По его словам, чтобы пересечь границу, госслужащим нужно спецразрешение, которое выдают лишь в исключительных случаях. Депутатам Госдумы запрещено покидать Россию в принципе, а в некоторых госкомпаниях у сотрудников уже изъяли загранпаспорта. Запрет на выезд для чиновников введен по личному указанию президента Владимира Путина, рассказывали ранее источники The Moscow Times из числа бывших и действующих сотрудников АП и правительства. По их словам, российские власти боятся дезертирства чиновников, которым не нравится жизнь в «осажденной крепости» и которые хотят дистанцироваться от президента, ставшего фигурантом ордера на арест от Гаагского суда”.

И апофеозом этого подхода можно считать взгляд главы Госдумы на английский язык: «Давайте будем учить свои национальные языки, языки межнационального общения, китайский язык. Английский – это мертвый язык. Все, время ушло».

Близко к этому мыслят и депутаты Госдумы, которые хотят убрать обществознание из изучаемых предметов, поскольку там продвигают «западные концепции». Более подробно эта риторика выглядит так: “Первый зампред Госдумы по просвещению Яна Лантратова заявила, что обществознание будут преподавать с 9 класса, так как в 6-8 классах в рамках этого предмета школьники изучают западные концепции: «Если посмотреть концепции, которые изучаются в этот период времени, в основном это западные концепции, которые говорят о том, что общество с уважением к религии, с многодетными семьями и почитанием традиционных ценностей — общество отсталое; что безальтернативная идеальная модель — это модель американская», — считает Лантратова. Она также добавила, что на уроках обществознания изучаются концепции, которые говорят, что СССР — это такое же тоталитарное государство, как нацистская Германия”.

Иноагенты – это “удар” по ученым и общественным деятелям. Иноязык – по школе и детям, как и отказ от обществоведения. С другой стороны, Володин хочет заменить английский язык китайским: “Председатель Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) и спикер Госдумы Вячеслав Володин на заседании Совета ассамблеи назвал английский язык мертвым, призвав учить свои национальные языки и китайский. «Когда наш товарищ озвучивает послание и мы его понимаем, потому что можем разговаривать на языке межнационального общения, это очень важно. Давайте будем учить свои национальные языки, языки межнационального общения, китайский язык. Английский — это мертвый язык. Все, время ушло»,— сказал господин Володин после выступления на русском языке чрезвычайного и полномочного посла КНР в Белоруссии Се Сяоюна” .

Эти “шарахания” чем-то напоминают довоенный СССР, когда в одно время даже закрыли на несколько лет исторические факультеты в университетах, чтобы создать единый поток исторических знаний, отобранных властью.

И даже политика пришла к детям: “И процесс игры в кукол, и сама кукла как материальный объект игры в образе человека оказались под пристальным вниманием и подверглись пересмотру, поскольку доставшиеся в наследство от дореволюционного времени ее внешность и игровые практики отражали в себе «отжившую форму семьи», атрибуты «прежней» жизни и устаревшие формы воспитания. Большевистская педагогика не могла допустить присутствия в играх детей куклы противной пролетариату внешности, коль скоро ставилась задача истребления буржуазии как класса, а советская кукла должна была стать важным средством процессов социализации и самоидентификации”.

Переходные периоды создают странную смесь того, что мы думаем, и что видим. Мозги не успевают за трансформацией жизни. Жизнь можно, хотя и со скрипом, менять декретами. Мозги декретами менять сложнее.

Послереволюционные игрушки заменили дореволюционные: “Привычные для царских времен игрушки кустарного производства (предметы быта, животные и птицы, кукольные принадлежности) уступили место революционной волне. Советские дети начали играть фигурками рабочих и буржуазии, матросами и солдатами, буденовцами и красноармейцами, конечно же, октябрятами и пионерами, а также машинками, самолетиками и ледоколами. Если посмотреть на эти игрушки сегодня, сложится впечатление, что они сошли с многочисленных агитационных плакатов” .

Странные повторы делает жизнь… Она точно ничему не учит… И все повторяется снова…

Все эти страсти борьбы с чуждым или иностранным поддерживают люди типа А. Дугина, заявляющего в своем телеграм-канале такое: “России надо ускоряться с патриотическими реформами, дело становится все серьезнее и серьезнее. Общество должно заходить на виток мобилизации и идеологизации, а складывается впечатление (надеюсь, ложное), что все настраиваются на летний отдых. В этом году его не будет. Война. Забудьте”.

А еще это борьба совсем иностранным, начиная с Гарри Поттера, все фильмы о котором удалены с российских экранов. Это касается и книги о нем. Все это ограничения, которые ввел уже Запад за военные действия в Украине. Правда, Россия и сама борется с “нехорошими” книгами, изымая их из продажи под соусом борьбы с ЛГБТ.

Задачи пропаганды просты – она призвана управлять массовым и индивидуальным сознанием. Пропаганда создает образцы правильного поведения и мышления. Но они не вечны, и меняются со сменой политического режима. Идеология и является таким отличительным признаком.

Идеология – страшная сила, когда государство чувствует необходимость такого инструментария в своих руках. Вспомним все рассказы о классовой борьбе в СССР. Россия сегодня взяла на вооружение и этот инструментарий, позволяющий легко маркировать своих врагов.


Георгий ПОЧЕПЦОВ.
Доктор филологических наук, профессор.
“Киев, Украина.
Печатается с любезного разрешения автора


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх