МИЛАНСКИЙ СОБОР! ИСТОРИЯ, ЛЕГЕНДЫ И ЧУДЕСА!
Миланский собор Дуомо является символом не только этого многогранного города, но и всей Италии.
Полное название миланского Собора звучит как “Санта-Мария Нашенте”, но иначе как домский или миланский его мало кто называет Строительство Дуомо было начато в 1388 году и продолжалось до начала XIX столетия из-за постоянных приостановок и изменений проекта. В результате чего Миланский собор — это не один исторический стиль, а своеобразная смесь стилей, хотя большинство его определяет как готику.
Первый камень заложил 23 мая 1386 года архиепископ Антонио ди Салуццо.
По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Длина здания достигает 158 метров, ширина 96 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты. Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй. Вместимость собора 40 000 человек.
Миланский собор Дуомо – это история, события, легенды и, конечно, одно из чудес искусства и архитектуры.
Первоначально на месте собора находилось кельтское капище.
История Собора начинается как сон, причем страшный сон. По легенде, однажды ночью в 1386 году во сне к Джану Галеаццо Висконти явился дьявол и приказал ему построить здание, украшенное множеством демонических изображений. В случае неповиновения, душа правителя будет обречена на вечные муки.
Джан Галеаццо Висконти, терзаемый адским пламенем, с ведома архиепископа Антонио Да Салюццо начал строительство архитектурного произведения искусства, содержащего сатанинские изображения. К сожалению, Джан Галеаццо умер в 1402, так и не увидев завершенную работу, для которой понадобилось более 500 лет упорного, невозмутимого труда, причем последняя дверь храма была поставлена в 1965 году.
Миланский собор, конечно, был построен не в честь дьявола, а в честь Святой Девы Марии. Но по своей тематике, внутреннему и внешнему оформлению. Благодаря тому, что 96 скульптурных композиций из 3400 были демонического характера, он напоминает о своем мистическом происхождении.
Еще одна легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.
Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых – ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну.
Собор вырос на месте, где до него стояли собор Санта Марии Маджоре, или зимний собор, и базилика Санта Текла, или летний собор (сегодня его фундаменты находятся в крипте Собора). В 1075 году оба они были почти уничтожены пожаром. Вообще все начиналось с кельтского святилища, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века – церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.
Выбор такого места для строительства, преимущественно, основывался на невозможности реставрации церкви Санта Марии Мадджоре, колокол которой, сорвавшись, разрушил часть нефа и фасад. Также на желании архиепископа построить новый большой собор в самой древней части города.
Многие сразу же начали перечислять деньги на строительство; на самом деле, многие делали это не из религиозных побуждений, а для того, чтобы получить индульгенции сначала от архиепископа, а затем от Папы Бонифация IX. Этот обычай не менялся веками. Даже сегодня можно перевести средства, которые запишут в Реестр Пожертвований, хранящийся в архиве Почетного Строительства Собора, основанном в 1387 и занимающимся проектированием, строительством и – в настоящее время – реставрацией Собора.
Собор целиком сделан из мрамора. Сам Джан Галеаццо Висконти пожелал, чтобы будущий Собор был построен не из кирпича, а из мрамора, чтобы у каждого, кто его увидит, захватывало дух. Для этих целей был выбран мрамор из карьеров Кандолья, расположенных более чем в ста километрах от Милана, но имеющих мрамор наивысшего качества, известный еще во времена Римской империи, но не используемый ранее в полной мере из-за сложности транспортировки. Эти трудности не смутили миланцев, и для транспортировки в эпоху судоходства стали использовать Великий Флот.
Напомним, что до середины 19 века Милан был крупным судоходным городом, пересеченным каналами, которые, в основном, использовались для перевозки грузов, так что огромные глыбы мрамора переправляли по воде и выгружали неподалеку от озера Сан Стефано. Именно там, где сегодня проходит улица Лагетто (одна из многих других улиц, которые проложены над каналами), мрамор специальными механизмами поднимали и на телегах перевозили к докам Собора, так называемую сыроварню каменотесов, где им занимались уже разработчики, архитекторы, скульпторы.
На самом деле, сложность представляла не только доставка материала, но и его добыча, которая занимала много времени и даже в некоторой степени была связана с риском. Вблизи карьеров построили хижины, где жили рабочие и куда доставляли продукты питания и необходимые инструменты. Только в 1874 году там была построена дорога.
В память об истории карьеров сегодня в Кандолья установлены две мемориальные плиты, целиком из мрамора. Зона добычи мрамора закрыта для посетителей, однако два раза в год для желающих устраивают экскурсии. Во время которых есть возможность посетить также реставрационные мастерские, куда доставляют пострадавшие от времени и под воздействием окружающей среды частички Миланского Собора, чтобы сделать копии. Отслужившие свой век части не реставрируют, а уничтожают.
Интересный факт: мрамор Кандолья использовался только при строительстве Миланского Собора, делая и собор и сам камень уникальным.
Архитекторов, инженеров и проектировщиков, работавших на строительстве Собора, было множество. Среди историй, связанных с долгим процессом строительства, вспомним проблему с тибуриумом (определенной архитектурной конструкцией куполов, типичных для эпохи Возрождения), который присутствовал в планах 14 веке., но не был реализован из-за технических проблем: при попытке его построить, он все время рушился.
Тем не менее, Людовико Моро все-таки удалось добиться осуществления его постройки.
Первоначальный проект разрабатывал итальянец – Симоне де’Орсениго (с 1386 года), хотя приглашались и немецкие и французские мастера. Спустя 3 года архитектора итальянца заменили на француза – Николя де Бонавентура. Еще через 10 лет его сменил другой француз – Жан Миньо.
В 1470 году собором занялся Джунифорте Солари. За это время собор из 3-нефного сооружения превратился в 5-нефное, из проекта исчезли часовни, вносились другие значительные и незначительные изменения. Солари и его консультанты Донато Браманте и Леонардо да Винчи внесли в создание архитектурного облика собора весьма значительную лепту: они приняли решение осовременить готику, разбавив ее отдельными ренессансными элементами. Так возник знаменитый 8-угольный купол.
Главный алтарь был освящен папой Мартином V в 1417 году.
В 1487 году герцог Миланский Людовико Сфорца объявил конкурс среди инженеров и архитекторов на поиск решения проблемы строительства тибуриума. На призыв, среди прочих, откликнулись Леонардо да Винчи и Браманте, представившие деревянный макет проекта, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Воплощавший их идею, по которому впоследствии был написан трактат Opinio super Domicilium seu Templum Magnum. Это единственный теоретический текст, частично дошедший до нас в переводе. Выиграл конкурс проект Джованни Антонио Амадео, близкий по решению к ломбардской традиции.
Помимо итальянских архитекторов, за долгие годы в его строительстве принимали участие немецкие и французские мастера.
Строительство собора в середине XVI века продолжил Карло Борромео, архиепископ Милана, который снискал добрую славу среди горожан благодаря своей благотворительной деятельности. Благодарные горожане добились, чтобы любимого епископа причислили его к лику святых в следующем столетии. Он лично выбрал архитектора Пеллегрини для проектирования пола и хоров Дуомо.
Собор был освящен архиепископом Карло Борромео в 1572 году, хотя еще не был полностью завершен.
Дело брата в XVII веке продолжил Федерико Борромео, который сумел систематизировать сумбурное проектирование и строительные работы. Он отстранил от работы архитектора Пеллегрини, у которого даже не было точного проекта фасада собора, к тому же рабочие враждебно относились к архитектору, начальник задерживал им выплату жалования. После смены начальства стройки работы начали продвигаться эффективнее.
Федерико Борромео настоял, чтобы каждая из десяти колонн высотой почти 20 метров была бы создана из одного гранитного монолита. Идея казалась безумной. Отыскать кусок подходящего мрамора удалось, но он разбился на три части при погрузке на лодку для транспортировки от места добычи.
Только в 1769 году появился 106-метровый шпиль со статуей Мадонны из позолоченной бронзы. В городе был принят закон, что ни одно строение в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. Даже в наши дни, когда в Милане возвели небоскреб «Пирелли», на его крыше установили точную копию Богородицы.
Наполеон Бонапарт был восхищен проектом и щедро участвовал в финансировании завершения работ. Фасад собора строился уже по приказу Наполеона Бонапарта и был закончен в 1805 году, к его коронации Королем Италии. Архитекторы Карл Амати и Джузеппе Занойя.
Архитектурный замысел готических игл-шпилей осуществили только в начале XIX века. Строительство здания было завершено в 1813 году (а официальная дата полного завершения строительства собора – 1965 год!).
Собор часто называют “вечная стройка”, говоря о его продолжительном строительстве и периодических реконструкциях. Миланский собора поражает количеством скульптур – библейских персонажей, горгулий, шпилей, святых, исторических личностей (Наполеона, Муссолини и др.). Среди статуй собора удивительно выглядит скульптура великого киевского князя Владимира Мономаха.
К счастью, внутри Музея Собора можно наблюдать шпили Дуомо вблизи – зрелище непередаваемое. Невозможно представить, насколько богаты элементы, пока не увидишь их с близкого расстояния и, возможно тогда вы сможете заметить изображение боксеров. Среди прочих скульптур выделяются четыре пары боксеров в процессе поединка. Эта композиция посвящена Примо Карнера, первому итальянскому чемпиону мира в тяжелом весе 1933 года и Эрминио Спалла, первому итальянскому чемпиону Европы. Спалла, известный также как скульптор и оперный певец, снимался в картине «Чудо в Милане». Кроме боксеров можно увидеть и изображения самых «коренных» завсегдатаев Собора и площади – голубей!
Некоторые из них довольно примечательны: например, пара женских фигур, водруженных па центральный балкон фасада, считаются прообразом нью-йоркской статуи Свободы. Действительно, если факел с левой скульптуры дать в руки увенчанной лучистой короной правой, получится вполне похоже. А если учесть, что Огюст Вартольди, автор статуи Свободы, в Милане точно бывал, то легенда становится вполне правдоподобной.
Внутри Музея можно найти и материалы, связанные с историей строительства Собора, Сокровища, собранного из литургических предметов и предметов культа в период с 15 по 17 века и принадлежавшего Почтенному Капиталу. Если вам удастся туда заглянуть, обязательно посмотрите на митру, сделанную из разноцветных перьев колибри (кажется, в мире существуют всего четыре таких).
За всеми многочисленными украшениями Собора вы, скорее всего, не обратите внимание на отсутствие колокольни – одного из главных элементов классической церкви. Однако знайте, что колокола есть и были здесь на протяжении 500 лет!
Их три, и спрятаны они в свободном пространстве тибуриума главного шпиля, между внешней и внутренней стеной, звонят в них с помощью подвижных молотков. До 1866 года колокола находились в колокольне, здании на террасе над центральным нефом, впоследствии разрушенной. По поводу строительства новой колокольни велись жаркие споры, которые так ни к чему и не привели.
Был один грандиозный проект Вико Вигано в 1938 году, включавший множество самых немыслимых архитектурных решений. Он даже был одобрен Муссолини. Однако, к сожалению или к счастью, идею раскритиковали, так как в противном случае по сложности и даже по высоте колокольня могла превзойти Собор.
Один из самых знаменитых элементов Собора – конечно же, Мадонна. Свое настоящее расположение – на центральном шпиле – она заняла только в 1774. Это творение скульптора Джузеппе Перего, резчика Джузеппе Антиньяни и ювелира Джузеппе Бини. Шпиль разработал Франческо Кроче.
Поражает то, что статую Мадонны на шпиль водружали без всяких церемоний и ритуалов. Более того, говорят, что некоторые, а среди них и Пьетро Верри, миланский философ, историк, имели серьезные опасения, что под весом статуи может обрушиться церковь. А также и то, что сделанная из металла, она будет притягивать молнии.
Рассказывают также, что во время Второй мировой войны Мадонну завешивали тряпьем, чтобы ее позолоченная поверхность, отражающая лучи, не привлекала к церкви бомбардировщиков.
Уже в 1848 году, во время Пяти Миланских Дней Луиджи Торелли и Шипьоне Багадджи подняли трехцветный флаг над статуей Девы Марии. Он пробудил угасший дух борцов на баррикадах после пятидневного затишья, приведя их к победе. До сих пор во время религиозных и светских праздников на алебарде справа у Ассунта развевается итальянский флаг.
Статуя Мадонны высотой 4,16 м и весом около 399 кг, 585 кг весит несущая плита из нержавеющей стали, а 6, 75 кг – листы золота, которыми облицована статуя.
Самая знаменитая и любимая миланцами песня посвящена Мадонне с Собора. Ее написал Джованни Д’Анци одной из ночей в 1935 году. он подумал, что настало время сочинить песню для миланцев, равную аналогичным неаполитанским и римским, наводнившим улицы в тридцатые годы.
Вплоть до строительства Пиреллоне Собор с Мадонной оставался самым высоким зданием в Милане. Согласно закону, вышедшему в 30-е гг, башня Бранка Ди Джио Понти и башня Веласка должны стоять на почтительном расстоянии в 108,5 м от Мадонны. Возможно, из опасения просадки грунта – несколько метров земли у поверхности представляет собой пласт грунта, испытывающий давление каменных оснований построек. Только в 60-х построили Пиреллоне, который стал выше Собора. По традиции и из уважения к Деве Марии на небоскреб поместили копию статуи Мадонны с Собора.
Миланский собор конечно впечатляет своей красотой внешне, но это ещё не всё. Вы можете также насладиться захватывающим панорамным видом на город с террасы Дуомо. Обязательно уделите час вашего времени, чтобы подняться нас террасы, поверьте оно того стоит.
Подняться наверх можно как на лифте, так и пешком: 201 ступенька отделяет землю от возможности насладиться панорамой Милана. Во время визита вы сможете увидеть 135 шпилей, более 180 статуй и кончено же главную золотую статую Дуомо — Мадонину.
С террас Дуомо можно также увидеть самые высокие вершины города. Небоскреб Кадорна, замок Сфорца в Милане, башню Веласка, башни Порта Гарибальди и Пирелли, небоскребы площади делла Репубблика.
А еще в соборе хранится один из гвоздей, которыми якобы был прибит к кресту Христос. Церковь утверждает, что святая Елена, мать Константина Великого нашла в Иерусалиме кресты, на котором был распят Иисус Христос. Гвоздей было три. Один был брошен в море, чтобы усмирить бурю, второй хранится в соборе в Монце, на третьем держалась подкова Константиновой лошади.
Первым существование Святого гвоздя засвидетельствовал святой Амвросий Медиоланский. В надгробной речи, посвященной смерти императора Феодосия, он пересказал историю о нахождении двух вытащенных из креста гвоздей и о превращении одного из них в подкову или лошадиные удила, а другого – в диадему, принесенную в дар Константину, который ею украсил свой шлем.
По легенде, именно Феодосий подарил переделанный в удила Святой гвоздь епископу Амвросию Медиоланскому. Эта реликвия изначально хранилась в базилике Святой Фёклы, которая до строительства миланского Собора стояла на этом самом месте. Находится он в самом центре собора, над главным алтарем, где располагаются хоры.
Он помещен в драгоценную дарохранительницу, для которой при строительстве собора предусмотрели специальную нишу в апсиде. Два дня в году гвоздь выставляется на обозрение прихожан. Чтобы его достать, миланский епископ поднимается к нише при помощи специального устройства, изобретенного еще Леонардо. Гвоздь спускают для прихожан в день празднования дня Воздвижения Креста Господня.
Все остальное время вместо гвоздя показывают один только красный луч на стене.
Под сводами Дуомо есть известная в городе икона – Мадонна Роз. На иконе нет изображений цветов, но ее имя связано с легендой.
В 1409 году в Милане правил жестокий герцог Джан Мария Висконти, он был молод, красив и безжалостен. Герцог любил войну и собак, которых ради развлечения натравливал на людей.
В мае 1409 года уставшие от кровопролитных войн горожане окружили процессию герцога с криками: «Мира! Мира!». Разгневанный правитель велел своим солдатам убить мятежников, в этот день погибло двести горожан. Герцог запретил произносить слово «Мир», даже в церковной службе заменили латинское слово «pacem» (мир) на «tranquillitatem» (покой).
Оскар Уальд упоминает герцога Джана Висконти в романе «Портрет Дориана Греня» среди «тех, кого Пресыщенность, Порок и Кровожадность превратили в чудовищ или безумцев».
Однажды для военных нужд герцог приказал разграбить строительную площадку Дуомо. Очень набожная женщина боялась небесной кары, она каждый день приходила к образу Богородицы с букетом роз и просила пощадить город. Однажды она нашла свой засохший букет оставленный несколько дней назад и начала плакать, молясь о спасении своего сына, раненного в бою. Розы снова расцвели: поэтому икона получила название – Мадонна Роз.
В 1412 году герцог Джан Висконти в возрасте 23 лет был убит заговорщиками на пороге церкви. «Джан Мария Висконти, травивший людей собаками; когда он был убит, труп его усыпала розами любившая его гетера».
Правителем Милана стал его брат Филипп, тоже жестокий психопат… но это уже другая история.
До середины девятнадцатого века часы Милана регулировались меридианом Дуомо. В отверстие на потолке попадал луч света, который падал на пол, а когда свет достигал отметки «полдень», передавался сигнал звонить в колокол Кордузио (Cors Ducis, герцогский суд), который контролировал торговлю. Торговая деятельность регулировалась на Рыночной площади у Дуомо.
Еще одна легенда связана с покрытием на алтарь, которое, по легенде, Леонардо да Винчи купил в деревне на Крите и затем преподнес в дар миланскому Собору.
Говорят, в соборе бродит местный призрак – Невеста в черном. Этот призрак проявляется на свадебных фотографиях молодоженов, сфотографировавшихся на фоне Дуомо.
Эта таинственная фигура – призрак некой Карлины, жившей недалеко от озера Комо, где по древнему обычаю невеста кутается в черный шелковый наряд. Эта маскировка помогала обмануть слуг феодала, который часто требовал «Право первой ночи» с невестой.
В холодный и туманный октябрьский день Карлина вышла замуж за своего жениха Рензино. Новобрачная была в традиционном черном шелковом наряде. Молодожены отправились в Милан на медовый месяц и решили подняться на крышу собора. Среди шпилей, покрытых туманом, постепенно стали появляться статуи химер и драконов, которые испугали бедную Карлину.
Ее мучило чувство вины, Карлина изменила накануне свадьбы своему жениху и была беременна от любовника. Она решила ничего не говорить будущему мужу… И вот это вызывающие волнение воспоминания, тихое место возле неба, где в дымке появились тревожные фигуры – все это напугало новобрачную. Карлина отпустила руку жениха и бросилась бежать среди статуй, крича от страха.
Ее испуганный муж увидел, как Карлина упала в пустоту, а затем исчезла, поглощенная шпилями Дуомо. Легенда гласит, что тело Невесты в черном так и не было найдено.
На сегодняшний день есть много свидетельств, рассказывающих о тревожной черной фигуре с белыми глазами, которая появляется на фотографиях за молодоженами у Миланского собора.
Не бойтесь, говорят, это доброе привидение и желает всем счастливого и мирного брака, которого у нее не случилось.
И еще одна легенда. На в барельефе центрального входа в Миланский кафедральный собор сохранилось странное существо ― с телом собаки и головой ящерицы. Хотя змея на миланском гербе традиционно имеет злобный и воинственный вид, этот «плезиозавр» добродушен и улыбчив.
Есть еще одно предположение связанное с легендой о правителях Милана. По одной легенде в средние века Милану досаждал дракон Тарантазио, обитавший в ныне исчезнувшем озере, ― похищал рогатый скот крестьянства и юных наследников благородного сословия и отравлял воздух своим дыханием.
На битву с ним вышел один из первых рыцарей семьи Висконти и победив Дракона. Дракона, конечно, жалко, ― хотя некоторые скептики не преминут усомниться, а был ли дракон, или змеюка на эмблеме Альфа-Ромео имеет более прозаическое происхождение?
Скорее всего, легенду о драконе породили найденные гигантские рёбра, принадлежавшие, по всей видимости, доисторическим китам ― когда-то территория, которую сейчас занимает Милан была скрыта под толщей воды.
Другая легенда гласит, что один из Висконти в первом Крестовом походе победил сарацина, на чьём гербе нечестивая змея пожирала христианского ребёнка.
Реальное ли это существо или символ, чьё значение утеряно, неизвестно. Но попробуйте отыскать его в хитросплетениях миланского Дуомо ― даже если он не принесёт вам удачу, у вас появится новый друг.
Можно еще вспомнить историю об основании Милана. Самым первым символом Милана был кельтский вепрь, указанный вождю Белловесо богиней Белисамой (Минервой). От названия этой дикой свиньи и будто бы и возникло кельтское название Медиоланум. Но существо на портале на вепря похоже мало.
В соборе обязательно надо увидеть мавзолей Джан Джакомо Медичи, который долгое время приписывали Микеланджело, но в конце концов было атрибутировано Леоне Леони, египетскую ванну 4-го столетия, которая используется в качестве крестильной купели, статуя папы Мартина V (Якопино да Традате,15 век). Впечатляет также и скульптура мученика Святого Варфоломея (1562 год), покровителя рыбаков, с которого в свое время содрали кожу живьем. Причем скульптор, гордясь анатомической точностью, даже написал на постаменте: «Не Пракситель меня создал, но Марко д’Аграте».
Перед алтарем стоит 5-метровый бронзовый подсвечник Тривульцио с весьма изящным основанием из бронзовой виноградной лозы, изготовленный в 12 веке Николя Вердюном.
В соборе также располагаются саркофаги нескольких архиепископов Милана, относящиеся к 14-18 векам и выполненные известнейшими итальянскими мастерами. Заметной отличительной чертой собора является на первый взгляд неисчислимое количество статуй: только интерьер 8-угольного купола располагает статуями в 4 ряда по 15 штук в каждом!
Дуомо ди Милано известен своими витражами, которые создавались несколько столетий. Самому древнему из них сейчас более 500 лет, он был подарен Коллегией нотариусов еще в 1473 году , последний же был создан в 1988 году, на нем изображены деяния архиепископов Шустера и Феррари во время двух мировых войн. А знаменитые органы храма включают в себя 180 регистров и 13 200 труб.
Прочие скульптуры и реликвии можно обозреть в Музее Дуомо в левом крыле Королевского дворца (с левой стороны от Собора). Там экспонируются многочисленные, накопившиеся за долгие столетия строительства наброски, чертежи и эскизы, а также некоторые украшения фасада (вроде статуя Джана Галеаццо Висконти работы Джордже Солари, которая свалилась с одного из шпилей во время Второй мировой войны).
Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.
О Миланском Соборе хочется говорить только в сильно превосходной степени. Грандиозный, ошеломляющий, великолепный!!!!
О соборе можно рассказывать бесконечно, но, наверно, стоит сделать паузу…
https://newconcepts.club