БАЛЛАДА О ПРИЩЕПКЕ
Человек вынужден был использовать просушивающие свойства ветра, вывешивая и закрепляя одежду из шкур на ветвях деревьев. В древнем Египте с появлением тканей появились и первые подобия современных прищепок – соединенные между собой две палочки, использовавшиеся для сушки полотен и одежды. Движение прогресса непосредственно влияло на совершенствование техники и технологии сушки, отражаясь не в последнюю очередь на конструкции всевозможных прижимающих, зажимающих и удерживающих одежду приспособлений.
Соблюдение мер санитарии и гигиены не только семейная, но и обще-ственная необходимость. Только стиральные машины с ручным приводом появились в 1832 г., а первые машины с электроприводом – в 1914 г. Любопытно, первый патент на изобретение бельевой прищепки из деревян-ных полосок с винтом в Америке был выдан в том же 1832 г. В 1852–1887 гг. только в Америке на конструкции прищепок было выдано 146 патентов. Прищепки для белья производились из дерева, позже и из металла.
А как же белье стирали и сушили люди на протяжении веков? Наши предки давно установили, что вода сама по себе не удаляет загрязнение. В Древнем Вавилоне в воду добавляли древесную золу – поташ. Чтобы вода была под рукой, древние римляне создали водопровод, который снабжал Рим почти 1 млрд. л. воды в сутки. И еще, прежде чем погрузить платья в воду, хозяйки их полностью распарывали, каждую деталь стирали отдельно и прикрепляли к доске, чтобы в процессе сушки она не деформировалась. А затем одежду заново сшивали.
Постирушка – небольшая стирка. Проезжая по Италии конечно турист-иностранец не может не заметить всемирную постирушку, которая как бы объявлена в городах, больших и маленьких, не важно. И конечно способ развески белья на веревочках, натянутых между домами, его крепление прищепками несколько необычен для иностранца. Кстати, археологические находки свидетельствуют о том, что бельевую прищепку изобрели еще в первобытные времена; конструкция прищепки была очень проста, состояла из двух щепок, откуда и пошло название «приЩЕПКА». Скрепляли щепки жилами убитых животных. В Англии изобретение прищепок связывают с цыганами, которые сушили вещи на веревках, защемляя его ивовыми ветка-ми, скрепленными между собой жгутом.
Прищепки для белья не выходили из моды и в средневековье – тогда использовались только деревянные прищепки с простой системой крепления в виде пружины. Лишь в 1970-х годах стали появляться прищепки из пласт-массы. С 1980-х годов меняется не только материал прижимных пластин, но и форма пружин. Появляются прищепки с С-образной или П-образной пружи-ной, либо вообще пружина представляет собой упругую металлическую по-лоску.
Еще один класс – цельнолитая пластмассовая прищепка. Стандартная бельевая прищепка длиной 40 мм, угол между частями – 30°. Для удобства пользования пластиковая прищепка для белья изготавливается с рифленой поверхностью в месте, где вы беретесь за нее. Это не декоративный ход конструкторов, а эргономичный. Так бельевая прищепка не выскользнет у вас из рук.
Бельевая прищепка не менее интересная составляющая технического и художественного творчества человека, чем керамические сосуды древнос-ти, мечи средневековья или керосиновые лампы. На первый взгляд прищеп-ка – это простое, бесхитростное и далекое от искусства изделие ширпотреба. В действительности бельевая прищепка – свидетельница смены эпох и ко-ренных перемен во многих сферах материальной и духовной культуры.
Громадный памятник бельевой прищепке высотой 15 м украшает центр Филадельфии – города, который принимал шестую Всемирную выставку «ЭКСПО-1876». Устроители выставки избрали этот город не случайно. Выстав-ка, приуроченная к столетию Соединенных Штатов Америки, называлась «Выставка Столетия» и собрала около 30 тысяч экспонатов со всего мира.
Открывали выставку президент Улисс Грант и бразильский император Педру II. На ней публике впервые были продемонстрированы факел незавершен-ной статуи Свободы, телефон Александра Белла и печатная машинка «Ре-мингтон». Самым важным экспонатом на «ЭКСПО-1876» оказался паровой двигатель мощностью в 1500 лошадиных сил. Выставка способствовала попу-ляризации телефона: император Педру II в присутствии журналистов поднес трубку к уху и воскликнул: «Боже мой! Он говорит!»
Появление памятника прищепке гиды объясняли тем, что ступив на незна-комый берег Нового Света, переселенки из Старого Света мечтали об одном: устроить постирушку на славу. Памятник же создан век спустя, в 1976 г. шведским скульптором Клаусом Ольденбургом, прожившим всю жизнь в США. Скульптор известен тем, что он использовал для выражения своего ис-кусства обычные, каждодневные предметы (лопаты, совки, веники, прищепки).
Есть вот еще стишок про эту прищепку.
А это что за памятник?
Прищепка!
Та самая, обычная вполне,
что лифчик после стирки держит крепко,
и не даёт сорваться простыне.
Зря рвутся наши души в поднебесье,
стремятся в неизвестные края.
В пространстве нас, во времени подвесив,
прищепка есть у каждого своя.
На площади стоит прищепка вроде
солдатика – с пружинкою живот –
как памятник стремления к свободе,
которую никто не обретёт.
Памятники бельевой прищепке больше человеческого роста установлены также в Бельгии (парк Чаудфонтаине, 2010 г.; она – образец современного городского искусства, является демонстрацией власти человека над природой, но и напоминает о том, что нельзя силой злоупотреблять, дабы не нарушить равновесие) и в Казахстане (Усть-Каменогорске к 293-й годовщине города).
Бельевая прищепка конструктивно проста, и все же изобретатели умудряются совершенствовать прищепку с целью… упрощения, повышения эффективности и надежности. Прищепки, запатентованные в России послед-ние 15 лет, о которых мы расскажем – настоящий практикум изобрета-тельства и свидетельство неиссякаемости технического творчества человека.
Украинский коллега Иван Дмитриев придумал прищепку (пат.RU№ 2034106), обе половинки которой на внутренней стороне имеют сквозные окна и выступы, надежно удерживающие белье во время сушки. Новатор Николай Парфенов из Казахстана разработал универсальный зажим (пат.RU№ 2093055), который может быть использовано в различных устройствах для подвешивания предметов. Зажим содержит упругий элемент в виде подковообразной пружины с противолежащими пазами, защитную пластмассовую пластину с выступами на концах. Вешалку для носков (пат.RU№2326195) предложили австралийцы Станислав Верцбиски и Джон Оретти. Зажим выполнен за одно целое и включает пару противоположных удлиненных и по существу жестких элементов. Николай Леухин создал крепление бельевой веревки и в соответствии со ст.1366 ГК взял на нее беспошлинный патент (пат.RU №2441951).
В настоящее время прищепка вдохновляет скульпторов, дизайнеров и лекарей. Насколько необычной может быть флешка? На вид это действитель-но самая обычная деревянная прищепка, причем, рабочая: с ее помощью можно с легкостью закрепить если и не одежду на веревке, то страницы книги – точно. Но у нее еще имеется и USB коннектор, а хранить такая прищепка может 2, 4 или 8 Гб файлов. Совершенно очевидно, что дизайнеры концептов-гибридов не равнодушны к бельевой прищепке, они спроекти-ровали и «воплотили» в жизнь: скамейку-прищепку; карандаш-прищепку и прищепку-влюбленная парочка.
И вот Александр Важнин придумал прищепку для… уха – средство стимулирования биологически активных точек (пат.RU №2278703). Изобретения позволяет лечение, в частности, от головной боли. Рефлексотерапевты указывают: «На поверхности уха у человека имеется рефлексная карта тела, состоящая из нервных окончаний и соединений центральной нервной системы». Страждущим предлагают стимулировать 6 основных точек на ушах, помогающих избавиться от болей. Чтобы избавиться от болей в спине или плечах, следует прицепить прищепку в точке 1. На точке 2 находятся нервные окончания внутренних органов. Точка 3 связана с суставами. Если установить прищепку в точке 4 при первых признаках простуды, симптомы пройдут. Избавиться от неприятных ощущений в желудке поможет прищепка в точке 5. За две главнейшие части тела отвечает именно мочка уха. Цепляй прищепку на мочку для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
XIX век, Елабуга, старинный дом из бутового камня – поротомойня. Здесь в 2009 г. открылся музей истории стирки белья. Это прачечная, где людей ждут исключительно затем, чтобы рассказать о деревянном водопроводе, пока-зать, как сушить и гладить вещи без утюга и раскрыть секрет, как обходились в старину без мыла. Экскурсии проходят в экстремальных условиях: пар изо рта, экскурсоводы в шубах, температура минусовая. Так здесь когда-то по-лоскали белье. Эту прачечную восстанавливали по воспоминаниям ста-рожилов.
Музейные работники расчистили старый каменный пол и раскопали деревянные трубы. Водопровод в Елабуге построил Иван Шишкин, не зем-ляк – знаменитый художник-живописец, а его отец – городской глава. Посе-щение прачечной стоило 20 коп., за горячую воду платили отдельно. Ее специально привозили в деревянных бочках. На 40 м2 разместились дере-вянные колоды, чучела полоскальщиц и кассирши. В музеи «Поротомой-ня» посетителям обязательно расскажут историю стирки, а женщины-экскур-соводы мечтательно поведают: когда-то это было мужское занятие. Туристам на память дарят мыло с музейным клеймом – технология «сделай сам».
Алексей РЕНКЕЛЬ, Москва.
Для “RA NY”
Фото с сайта: kubirudi.livejournal.com