ДОМ АКТЕРА НА АРБАТЕ
Свой рассказ о Доме Актера я начну с волшебной, мистической, почти неправдоподобной истории…
Однажды – а дело было осенью – подруга пригласила меня в Госфильмофонд СССР на фильм со Сильвестром Сталонне: «Рэмбо. Первая кровь».
Я тогда работала в Министерстве внешней торговли, понемногу начинала писать стихи, но душа рвалась к искусству (особенно театральному).
Проходя по улице Горького (ныне Тверской), я невольно коснулась рукой стены Дома Актера им. А.А. Яблочкиной, о котором много слышала из передачи «Театральные встречи» и читала в различных театральных журналах и газетах.
– Вот здесь я буду работать, – определенно сказала я, словно меня завтра уже брали на работу. Моя подруга лишь усмехнулась, услышав такое заявление.
Прошло немало времени… Я по-прежнему продолжала смотреть вместе с мамой регулярно выходившие передачи «Театральные встречи», боготворила актеров театра, ходила на спектакли и творческие вечера, писала стихи… Наступил роковой февраль 1990 года. В новостях культуры по телевидению и радио сообщают: «Пожар на улице Горького 16/21. Горит легендарный Дом Актера!..» Работники Дома и рядом живущие актеры во главе с Маргаритой Эскиной самоотверженно сражались вместе с пожарными, но, к сожалению, спасти любимый Дом не удалось. Сгорел знаменитый зал, много других помещений, но к счастью, спасли студию звукозаписи, где хранились уникальные аудио- и видеозаписи, некоторые из них в единственном экземпляре! Конечно, это было «громом среди ясного неба». Но, как потом писала директор Дома Актера Маргарита Эскина, «все работники Дома выдержали экзамен на верность… никто из моей команды не ушел. Семья не погибла. Никто не делал никаких шагов на сторону. Все жили идеей Дома…»
М.А. Эскина писала в интервью газете «ДА», что была масса телемарафонов, в поддержку пострадавшего Дома, но мне довелось посмотреть лишь один, который перевернул мою жизнь. Во-первых, мы с мамой тут же пошли и перевели деньги на счет Дома Актера, объявленный в телемарафоне. Кроме того, сначала мама, потом я собирали фотографии артистов – у нас собралась уникальная коллекция, от Шаляпина до артистов 90-х годов ХХ века. Долгое время мы пытались дозвониться до М.А.Эскиной. Но телефон был всё время занят. Наконец, нам улыбнулась удача – к телефону подошла сама Маргарита Александровна. Я что-то пролепетала в телефон, она назначила встречу.
И вот, хмурым весенним вечером я зашла в кабинет директора полуразрушенного здания Дома Актера, пропитанный щемящим теплым духом его обитателей. Маргарита Александровна сразу увидела во мне «своего» человека, предложила сотрудничать, на что я с радостью согласилась. Первым обитателем Дома, с которым меня познакомила Эскина, была Софья Михайловна Мадора – руководитель отдела обслуживания (сейчас он называется «отдел по работе со зрителями»). Первым заданием было распространение абонементов на клуб романсов «Хризантема». Потом я стала регулярно приезжать в Дом Актера за очередным заданием и была безмерно счастлива, что хоть краешком жизни касаюсь этого замечательного Дома.
Начался год скитаний Дома Актера по разным площадкам. Первой – был театр «Вернисаж», который любезно предложила основатель и хозяйка, прекрасная актриса Виктория Лепко (всем известная «пани Каролина» из «Кабачка 13 стульев»). Там регулярно проводил свои вечера Клуб романсов «Хризантема». В этом уютном помещении проводились закрытые клубные мероприятия такие, как «встречи при свечах» и множество других вечеров. Мероприятия проводились также в Доме Архитектора, в зале музея М.Н.Ермоловой, музее А.С.Пушкина, музее Бахрушина и многих других помещениях. Для закрытия 54-го сезона был выбран зал Киноцентра на Красной пресне, где мне довелось сидеть рядом с легендарной Лидией Сухаревской! А открывали 55-й сезон в Кремлевском Дворце Съездов, который был переполнен, что говорит о необыкновенной тогда популярности Дома Актера.
Осенью 1991 года Николай Николаевич Губенко (в то время министр культуры) вызвал М.А.Эскину к себе в кабинет и сказал, что готов сдать большой зал Министерства культуры СССР под мероприятия Дома Актера и попросил осмореть зал. Конечно, на первый взгляд, зал производил впечатление “холодного”, был “пропитан министерско-чиновничьим духом”. Но, ведь атмосферу создают люди, Маргарита Александровна согласилась, и Дом Актера и Министерство культуры подписали договор аренды.
16 ноября 1991 года состоялось открытие зала.
Из книги М.А.Эскиной «Мастера и Маргарита»: «…Мы вывели на сцену тех, кто присутствовал на открытии 1-го сезона Дома актера в 1937 году. Это были Иван Козловский, Николай Анненков, Ольга Лепешинская, Асаф Мессерер, Софья Пилявская.
Наконец, у нас есть дом, пусть маленькая, одна на всех, но своя комната, есть зал, зритель и жажда действовать…»
Потом наступил переломный декабрь – развал Советского Союза. Для многих людей нашей тогда необъятной страны, это событие обернулось подлинной трагедией. Все, кто работал тогда в Белом доме Совета министров получили «волчий билет» (остались без работы на многие годы!), их попросту никуда не брали, когда узнавали, где они раньше работали. Мой отец, офицер Советской Армии, до конца своих дней так и не примирился с «новой» Россией, как и многие из его сверстников и соратников.
Но для Дома Актера это событие обернулось по-другому. Так как Союз развалился, надобность в Министерстве культуры СССР отпала. Н.Н.Губенко делает благородный жест: договаривается с мэрией о передаче здания Дому Актера и кладет перед мэром Москвы распоряжение о передаче здания Дому Актера. Лужков подписывает. С этого момента и начинается совершенно новый виток в жизни Дома Актера. Надо было обживать новое здание, полностью победить, разбить “министерский лед”, сделать новый новый дом любимым и популярным для москвичей и гостей столицы.
Но получилось на редкость банально. Сначала собирались создать «Центр российской интеллигенции». Но, постепенно, стала сокращаться сфера деятельности Николая Николаевича Губенко. Огромный министерский кабинет преобразился в салон Людмилы Черновской (впоследствии Артистический салон). В нем стали проводиться кулуарные мероприятия, так называемые клубные. Сотрудники бывшего министерства перехали на шестой этаж. Примерно в это же время Таганка разделилась на два театра: собственно Театр на Таганке и Театр «Содружество на Таганке», который возглавил Н.Н. Губенко. Кабинет Губенко плавно перекочевал на улицу Земляной вал 76/21.
…Я пришла в Дом Актера в период его становления и обустройства на новом месте, в новом пространстве. Вот запись из моего дневника:
«17 февраля 1992 года. Этот день навсегда останется в моей памяти. Первый день работы в Доме Актера в должности секретаря-референта Маргариты Александровны Эскиной. О работе с ней я могла только мечтать. Как хорошо, что мечты сбываются не только в сказках, но иногда и в реальной жизни!
Работать с Маргаритой Александровной одно наслаждение. Она человек совершенно удивительный. Маргарита Александровна работает на износ и к концу дня чуствует себя совершенно измотанной. Иногда даже закуривает сигарету. Курит Эскина красиво, как в старых фильмах дамы дворянского происхождения. В Доме актера все зовут М.А.Эскину «наша мама», что вполне соответствует истине. Она старается всем помочь, не обидеть, называет всех «мои родные», некоторых мужчин – “сынки”. Но только самые близкие люди называют ее Марго, Маргошей. Однажды Элина Быстрицкая попробовала назвать ее Маргошей, но встретила холодный, колючий взгляд Эскиной. Несмотря на свою материнскую широту и сердечность, Эскиной свойственны суровость и категоричность.
Удивительное чувство я испытала, узнав, что она, как маленькие дети, очень любит сладкое.
Вот пример:
Я – Маргарита Александровна, в холодильнике Вас ждут два заказа.
М.Э. (лукаво и немного по-детски прищуриваясь) – А сладкое там есть?
Я – (невольно улыбнувшись) Есть….
М.Э. – (с нетерпением, как ребенок, который тянется за любимой игрушкой) – Принеси, пожалуйста…»
Дом Актера большой, целых семь этажей и его населяли многие известные творческие люди. В нем был офис «Российской хореографической ассоциации» под председательством Ольги Лепешинской (в прошлом известной балерины Большого театра). На пятом этаже и ныне существует офис «Благотворительного актерского фонда», президентом которого является Анастасия Вертинская. Деятельность фонда направлена на помощь пожилым, неимущим и больным артистам. А.Вертинская делает это тихо, без лишней шумихи и рекламы. Были у нас и офисы таких фирм как «Ардани», «Содружество» (работает и сейчас), «ЮНЕСКО» (сейчас эта фирма называется «Молодые города»), занимающаяся концертной деятельностью, «Театр эстрадных представлений» под управлением Льва Лещенко.
Располагались в нашем Доме офисы редакций газет «Культура», «ДА» (Дом Актера), журналов «Московский наблюдатель», «Кино».
До недавнего времени на территории Дома действовали театральные офисы «Мир – театр», «Весь мир», офис «Театр Калягина», офис театра «Вишневый сад» п/р Александра Вилькина, офис «Театр Фоменко», офис «творческого центра им. Вс. Мейерхольда» п/р Валерия Фокина, офис ассоциации «МАСК» п/р Николая Губенко, «Союз Российских Самаритян» п/р Светланы Немоляевой, офис театра «Дуэт» п/р Людмилы Гурченко и многие-многие другие.
Из всех этих фирм сначала хотели создать сообщество «Центр творческой интеллигенции». Даже разрабатывался устав, который так и не вошел в силу. Столько таких документов прошло через меня! Кипы, горы! Каждый понедельник в кабинете у М.А. Эскиной собирались руководители всех фирм, населявших Дом Актера. Но то, что разбилось, порой невозможно склеить. Так и идея о создании «Центра творческой интеллигенции» постепенно сошла на нет.
Некоторые офисы съезжали. На их место въезжали другие. Но «Центра», как такового, больше не существовало.
Я смотрела на всё, что делалось в Доме Актера, сквозь «розовые очки»: для меня всё было Прекрасно! Теплел и становился более уютным наш Дом. Каждый день проходили интересные, эксклюзивные мероприятия. Здесь каждый артист может по-новому раскрыться, показать невоплощенную в театре работу, увлечь идеей, показать моноспектакль или, собрав артистов из других театров, поставить антрепризу. В Дом Актера стекаются артисты со всех уголков России и даже некоторых стран мира. На вечера, посвященные Международному дню театра, к нам приезжали Анни Жирардо, Донатас Банионис, Вия Артмане, Юозас Будрайтис, Ада Роговцева, Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе и многие-многие другие. Все чувствовали себя легко и свободно и, еще не уехав, уже ждали новой встречи.
Это случилось ровно через год после открытия Большого зала 16 ноября 1992 года. Я, как обычно, пришла утром на работу. Маргарита Александровна была в своем кабинете. Она приехала из командировки и прямо с вокзала, не заезжая домой, сразу на работу. Всё вроде было тихо. … И вдруг, как гром среди ясного неба: Указ о передаче дома Министерству культуры России!
Всё завертелось, закрутилось, Открытое письмо Б.Н.Ельцину, пресс-конференции, заседания, заседания, собрания, переговоры… Домой я ушла в 23.30. Но перед уходом Эскина успокоила меня: – Не волнуйся, Женюра, Дом мы не отдадим.
На следующий день телефон в кабинете у Маргариты Александровны не умолкал. В Большом зале был назначен сбор театральной общественности. Потом были походы в высшие инстанции народных артистов во главе с М.А. Эскиной. В результате их настойчивости, упорству и уверенности в своей правоте вышел другой указ о передаче здания Дому Актера в аренду на 49 лет. Особенно хочу отметить участие Марии Владимировны Мироновой, которое трудно переоценить. Миронова вошла в кабинет Ельцина и не выходила до тех пор, пока Борис Николаевич не подписал указ, благодаря которому мы живем и работаем в этом Доме.
Дом Актера постепенно вставал на ноги. Открывались новые залы. Возобновилась работа клубов (с которых и начинался Дом). Наряду со старыми клубами (клуб «Актер и время», клуб ветеранов сцены, чтецкий клуб, секция зрителей, детская секция, Молодежный клуб), открывались и другие клубы, которые привлекали в Дом Актера новых артистов. Деятельность Дома расширялась. Были созданы клуб романсов «Хризантема», женский клуб «Между нами, девочками…»,в который входили известные актрисы театра, кино и телевидения, общественные и политические деятели, клуб театральных режиссеров, клуб драматургов, клуб заведующих постановочной частью в театре, клуб директоров московских театров и многие другие. Дом зажил полнокровной жизнью.
После ухода из жизни М.А.Эскиной в Доме Актера сменилось два состава руководства. Сейчас Домом руководят Игорь Яковлевич Золотовицкий – директор, артист МХТА им. А.П.Чехова и Александр Александрович Жигалкин – исполнительный директор, артист, кинорежиссер, сценарист и продюссер.
Хотя атмосфера в Доме стала совсем другая, но Дом Актера продолжает жить своей неутомимой жизнью. Каждый день во всех залах идут мероприятия разных направлений, тематик, стилей. Одни клубы сменяются другими.
В Дом приходит много молодежи, представляя свои проекты перед мэтрами театра.
Дому Актера 79 лет. Жизнь в нем кипит и, дай Бог, чтобы она продлилась на многие-многие годы!
Евгения ТОКАРЕВА, Москва.
Для “RA NY”
Фото © РИА Новости. Пятаков Сергей