О (ФИЗ)КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Трудящиеся просят меня прокомментировать провал футбольной сборной РФ на чемпионате Европы-2016. Что странно: я к спорту равнодушен и, в силу сугубого дилетантизма, никогда публично не высказывался.
[В сторону. На самом деле я к массовому спорту отношусь с изрядным скепсисом и злой иронией. Ниже скажу, почему. А пока замечу: интересным социальным явлением стало массовое футбольное «боление» так называемых современных российских либералов. На уровне индуцируемого психоза. Свидетельствую: редакции либеральных газет в дни матчей превращаются в филиалы спорт-баров. Особенно активно болеют дамы. От голов и острых моментов даже визжат. К чему бы это?].
С другой стороны, профессиональные спортсмены в моей семье есть. Причём из «большого» спорта. Кому не лень, погуглите фамилию. Чемпионами не стали, но в крупных международных соревнованиях, включая Олимпиады, чемпионаты мира и Европы, неоднократно участвовали. В составе сборной РФ. Так что «как жизнь устроена» в этой социальной нише, я в общих чертах знаю. Но обсуждать публично не буду. У меня доказательств нет; за ними к WADA. А распространять непроверенные слухи информационного агентства ОБС (одна бабка сказала) я считаю ниже своего достоинства. Поэтому хочу обсудить, что происходит с нашим спортом и последний (не последний!) провал с точки зрения общекультурной.
В своих книгах и постах, которые становятся книгами, я всё время повторяю: «русские — великий народ». Почти мантра. Но что это означает? Какой народ можно считать великим, а какой, при всём уважении, нет? Вот англичане великий народ? А китайцы? Пакистанцы? Нигерийцы? Между прочим, в Пакистане, не говоря уж о миллиардном Китае, живёт больше людей, чем в РФ. В Нигерии тоже больше, и к тому же нигерийцы, как я уже писал, имеют две Нобелевских премии по литературе. Только словосочетание: «великая нигерийская культура» у меня почему-то выговаривается с трудом. При всём, повторяю, уважении к африканскому народу. А про пакистанскую культуру я лучше вообще помолчу. Потому что знаю, кем, как и для чего этот народ создавался.
Рискну дать критерий великого народа: это народ большой и процветающий. Например, англичане. Я их искренне ненавижу незамутнённой ненавистью. Но народ это великий. В частности и потому, что сумели победить и даже поработить другой великий народ — мой, русский. А вот литературно талантливые нигерийцы не только не смогли победить врагов внешних, а у них перманентная гражданская война. При ней с процветанием сложно, хотя люди на нефти сидят. Пакистанцы — это «украинцы», созданные теми же англичанами как грузило для ставшей относительно независимой Индии. Им не до процветания и культуры; «не для того делалось». Опять же, при всём уважении к беднягам: я не расист. Про Китай скажу ниже.
Что происходит, когда большой народ начинает процветать? Некоторая его часть (около 4%) становится рантье и получает досуг. Зверушкам больше не надо заниматься выживанием. И их детям не надо. И внукам. Грубо говоря, им не нужно, и никогда не будет нужно ходить на работу ради пропитания. Некоторые (меньшинство) просто паразитируют. Но человек — зверушка деятельная; любопытная. Поэтому очень многие начинают заниматься… чем угодно! К чему душа лежит. Наукой, искусством, спортом, путешествиями. Да хоть коллекционированием марок и бабочек! А 4% от миллионного населения это много. Уже от 1 миллиона это 40 тысяч человек. А для 140-миллионной РФ это 560 тысяч человек. Довольно крупный город; у нас в некоторых столицах субъектов федерации меньше народу живёт.
Внутри каждой ниши этого слоя возникает острая конкуренция. Туристов и путешественников много, а Фёдор Конюхов один. Поскольку народ большой, национальному чемпиону достаются нехилые плюшки. Лузеры репу чешут, где краску для байдарки достать, а чемпион пальцами щёлкнет — ему сразу грант на новую океанскую яхту. Да с многомиллионным контрактом от телевидения в придачу.
Жёсткая внутренняя конкуренция приводит к поразительному явлению: если взять 10 лучших бегунов, прыгунов, певунов, скакунов, и т. д. великого народа, они с вероятностью 100% что-то собой представляют и в мировом масштабе. То же касается писунов (литераторов) и говорунов (артистов и политиков). А также, что немаловажно, вояк. То есть: сначала Аристотель (досуг и культура), а потом его ученик Александр Македонский. Сначала Людовик XIV (рай на земле построил; так и называл: «парадиз»), а потом Наполеон Бонапарт. Сначала Петергоф (русский Версаль), а потом князь Александр Васильевич Суворов-Рымникский.
Великий народ становится таковым в момент порождения абсолютного мирового чемпиона в какой-либо области. Того, кто сумел сказать в ней новое слово; сделать то, что никому раньше в голову не приходило. Можно сколько угодно скрежетать зубами на англичан (скрежещу!), но адмирал Горацио Нельсон останется образцом флотоводца XIX века. Можно ненавидеть русских, но Фёдора Михайловича Достоевского культурному человеку в любой стране изучать придётся. Равно как и таблицу Дмитрия Ивановича Менделеева. Ибо абсолютные чемпионы.
Наличие в активе гения-чемпиона приводит к следующему поразительному факту: народ становится интересен другим народам. Ну, кто такие англичане, если честно? Пираты и отребья; шантрапа. Но про Нельсона пишут романы и снимают фильмы даже в США, не говоря уж о России. А кто такие русские, опять же, если честно? Дикари; северные варвары с татарской всячинкой. А вот поди ж ты: Пушкин, Достоевский, Толстой… Интересно? А то! Недавно «Анну Каренину» снова экранизировали. В Голливуде, ага.
С великим, и тем интересным, народом тяжело воевать. Во-первых, страшно: может и ответ прилететь — смотри выше про вояк. А во-вторых, жалко. Как же так: у них Бах и Гёте, а мы их бомбами да снарядами… Даже американцы, ставшие великим народом лишь в 1950-х, это поняли. Дрезден они в 1945-м в пыль размолотили. Но атомными бомбами улучшили всё-таки Японию, а не Германию.
Теперь Китай. Китайцев миллиард — а Достоевского нет. Потенциально это великий народ, как и индусы. Но в реальность потенциал что-то не спешит воплощаться. И Бог его знает, почему. Моя версия: русским в XIX веке невероятно повезло. В своей книге «Последний Хозяин» я по этому поводу сказал: «Такое впечатление, что за русских в XIX веке кто-то хорошо помолился. Знать бы, кто». Если брать материалистическую интерпретацию, то вероятность появления абсолютного мирового чемпиона в Китае в 10 раз выше, чем в России. Но всё равно лишь вероятность! Нужная комбинация генов и обстоятельств не складывается; шарик в нужную ячейку рулетки не попадает. Самое обидное, что китайцы стараются; вкладывают в культуру огромные деньги. Как и в спорт. Но в спорте у них отдача есть, а в культуре нет. Такая вот «игра престолов».
Видимо потому, что рецепт успеха в спорте, в общем, известен. Вы строите сеть ДЮСШ, охватывающую страну. Платите высокую зарплату тренерам. Чтобы в каждом дворе мяч гоняли. На крытом поле и в любую погоду, ага. Вы даёте ученикам ДЮСШ немыслимые льготы и преференции, например, принимаете их в ВУЗы вне конкурса и без экзаменов. Ждёте 20 лет. Когда у вас появится второе поколение, и народ в систему поверит, результат будет. Очень дорого, но почти с гарантией. В культуре не так. Это в России Лицей открыли — сразу Александр Сергеевич Пушкин первым выпуском. Да ещё в однокашниках Александр Михайлович Горчаков, министр иностранных дел и канцлер. По-хорошему для культурного подъёма лицей нужен в каждом уездном городе. Плюс ещё в губернских городах университеты. Как сейчас в Китае. Потом подождать лет 40. И то гарантий нет. Говорю же: повезло нам невероятнейше.
Зато я могу точно сказать, когда ни в культуре, ни в спорте система работать не будет, несмотря ни на какие финансовые вливания и запредельные усилия. Сбой обязательно случится, если хотя бы на одной её ступени конкуренция будет нечестной. Чтобы выигрывать соревнования в планетарном масштабе, национальные чемпионы должен быть действительно лучшими. А не так: выходят на старт внутреннего чемпионата 10 бегунов, а у 9 ноги перебиты. Или когда каждому перед стартом выдают чудесные таблетушки. Строго по чину: кому голубые, а кому и розовые. Или когда идёт бегун на старт, а к нему человечек подкатывает: «Ти быгы, харашо быгы. Ми знаим, в какой дэтсад тваи дэти ходят. Видышь фотки: на гаршке сидят, да. Так ти быгы. Но помны: по третий дарошке наш чалывэк бежит. Быгы и думай, да».
Помню, году в 1984-м или 1982-м (лень смотреть, когда чемпионат Европы по футболу был), сидим мы со старшим двоюродным братом (спортсменом, кстати) и в 2 часа ночи смотрим по чёрно-белому (!) телевизору, как нашу сборную с того чемпионата выносят. Я малец, лет 10-12, а брату чуть ли не 18; взрослый парень. Но при мне материться стесняется. Вот и финальный свисток; сборная СССР благополучно вылетела. Тут брата прорывает: «Тра-та-та… мать: страна 280 миллионов; а не могут найти 11 м…ков мячик гонять»! На шум, проснулась и прибежала моя матушка, его, соответственно, тётка; наорала и погнала всех спать…
А ведь прав братишка, чернозёмная сила! И сейчас прав. Точно так: не могут. Хоть озолоти игроков и тренеров. Что в позднем СССР (доступ к инвалюте), что сейчас (миллионные зарплаты).
Потому что КГБ, или как там сейчас, ФСБ. Массовый спорт всегда был делом государственным и, соответственно, контролировался спецслужбами. Возник в конце XIX века правильно, в Англии. Как говорится, причём здесь Англия? Люди активно готовились к I Мировой войне. Предполагалось (и случилось) боестолкновение массовых, миллионных, армий. А народец хилый. И то сказать: целый день в угольной шахте или на сталелитейном заводе; вечером в пивную. Какое уж тут здоровье. И потомство рахитичное. Английское правительство всерьёз озаботилось. Пошли косяками агитки за трезвость и здоровый образ жизни. Заодно организованными на базе спортклубов молодёжными бандами качков и болельщиков можно разгонять забастовки и убивать-калечить политических противников. [В сторону. Есть обывательский миф о подростках: «Пусть идёт в спортивную секцию. Всё при деле. Не будет хулиганить и лампочки в подъездах бить». Миф имеет основания: лампочки действительно бить не будет; для члена мафии это невместно. Зато будет бить морды. И получать в ответ].
На европейском континенте идею массового спорта творчески развили. Особенно хорошо она на фашизм легла. «Олимпия» Лени Рифеншталь — безусловно, лучший фильм о спорте всех времён и народов. Рекомендую, если не запретили ещё. После I Мировой войны спорт стал стратегическим делом. Международные соревнования рассматривались, как модель войны, а победа в них государственной пропагандой чуть ли не приравнивалась к капитуляции противника. Вред, в том числе самому спорту, как культурному явлению, это нанесло колоссальный. Прекрасная античная идея «в здоровом теле – здоровый дух» была убита. Спорт стал просто частью государственной машины. Хотя гимнастика, особенно индивидуально подобранная, а не из государственного репродуктора — вещь полезная.
Потому я и отношусь к массовому спорту с кривой усмешкой. Как ко всякой государственной мафии. Кто, например, погромы и «хрустальные ночи» в нацистской Германии 1930-х устраивал? Ужели мирные немецкие бюргеры? Официальные историографы нам о каких-то «штурмовиках» твердят. А кто это, и откуда взялись — молчок. Да спортсменов-титушек на улицы вывели! Вот у них «триумф воли» и случился. Под присмотром благожелательно улыбающейся полиции. Только улыбались гестаповцы до «ночи длинных ножей», когда возомнивших о себе спортсменов на мясо пустили. Так всегда бывает. Кто, например, обеспечивал силовое прикрытие приватизации в РФ в «лихих 1990-х». Две мафии: спортсмены и «синие», они же «расписные» (уголовники). Ну, и где сейчас те и другие? В основном на кладбищах. А собственность у Ротенбергов, Ковальчуков, Сечиных и Абрамовичей. Так что когда начинают передо мной плясать за физкультуру, спорт, здоровый образ жизни и прочую «гармонично развитую личность», я вижу три картинки. На первой оная личность в противогазе, каске и с автоматом в руках гармонично бежит на вражеский пулемёт. На второй не шибко гармоничный русский качок-бандюган на «стрелке» палит куда-то во тьму из пистолета. На третьей толпа футбольных фанатов уже совсем не гармонично бьёт и грабит мирных обывателей, вроде меня. Знакомо?
В 1960-х умные Люди на Западе поняли, что столкновения массовых армий больше не будет. А для победы в войне нужна не тупая масса леммингов в шинелях, прущих на пулемёты, а обученные специалисты-головастики, хладнокровно управляющие оружием массового уничтожения. Сначала ядерным, а потом и боевыми роботами. До эпохи роботов нужны ещё небольшие и очень хорошо подготовленные мобильные группы диверсантов. Сверх-качков: «альфа», «дельта», и прочий алфавит. Их основная задача: обнаружить стратегический объект и вызвать авиацию. Затем зафиксировать результаты бомбардировки и тихо слинять. Такому в спортклубе не научат. Тем не менее, массовый спорт на Западе сохранили: зачем разрушать то, что работает? Да и пригодиться обывателя припугнуть, если что.
Но стратегическую важность спорт к 1970-м утратил. Управление им отдали на откуп международной мафии, вроде Йошки Блатного, простите, Йозефа Блаттера. Тогда же у СССР пошли выдающиеся спортивные достижения. Стало можно и по чину. А русский народ велик и талантлив: он даже поверх КГБ своё взять умудрялся. В основном в индивидуальных видах. Что и понятно: там спрятаться не за кого.
Например, если все бегуны пробегают дистанцию за 15 секунд, а наш за 20, то секундомер это покажет. И по шапке получат конкретный спортсмен и его тренер. Если фигурист во время выступления изобразит саночника и проедет по льду на заднице, все увидят. Наступит персональная ответственность.
А что будет, если футболист вовремя не закроет свою зону, как в злополучном матче с Уэльсом на Евро-2016? Да ничего! Специалисты, конечно, ошибку заметят. Может быть, даже скажут. Только игра массовая, и каждый хоть раз в жизни мяч гонял. Так что футбольных «специалистов» у нас полстраны. И та часть мафии, которая пропихнула в состав сборной именно этого игрока, приведёт десяток людей, которые с пеной у рта и на голубом глазу будут доказывать, что он всё делал правильно. А критиканы к нему придираются, потому что хотят пропихнуть своего. Самое противное, что это правда: таки хотят. Мало будет десятка — приведут сотню. Система-то коррумпирована насквозь. Если будет совсем тяжко, можно обвинить оппонентов в нелюбви к сборной и в отсутствии патриотизма. Уже делают.
При отсутствии конкуренции никаких стимулов у игроков нет. Главное — попасть. В сборную, на чемпионат, в стартовый состав. А там можно и ноги поберечь. Ему же потом ещё в клубе играть, огромные деньги зарабатывать и с мафией ими делиться. А от провалов отмажут. Ведь социальный лифт ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЗУЛЬТАТА идёт аж до самой Госдумы.
Как с этим бороться? При ныне существующей системе — никак. Изнутри колониальной администрации она не реформируема. Проблема-то всё та же: Хозяина нет. Не Сталина, разумеется. А слоя (вышеупомянутые 4%) русских национальных Хозяев, у которых все активы в России, и которые именно поэтому сами у себя воровать не будут. И другим не дадут. Это единственная политическая сила, заинтересованная в отсутствии коррупции и развитии честной конкуренции. Нет Хозяев — нет честной конкуренции, а вместо неё есть массовая коррупция. И спорт не исключение, а правило, потому что там крутятся большие деньги.
При Хозяевах футболист выглядит так: Если не знаете, ни за что не догадаетесь: это молодой (22 года; снимок 1916 года), подающий надежды хавбек футбольной команды Юзовки… Н.С. Хрущёв. Разумеется, не Хозяин, а слуга слуг. Вроде поварёнка. Главный начальник — шеф-повар. Усатый и с большим ножом, а потому до мокрых штанов страшный. Но поварёнок настоящих Хозяев ВИДЕЛ. Целых три раза, когда с процессией других поварят обслуживал званые обеды и ужины. Первый раз чуть соус не пролил с испуга, ох и отвесил же ему шеф-повар леща! За что его, злыдню, по доносу поварят в гражданскую расстреляли. Но бывший поварёнок живых Хозяев ПОМНИТ. По молодости смутно. Но всё же. Кстати, когда у СССР первые спортивные успехи пошли, в том числе в футболе? При Хрущёве.
А ровно через 100 лет отсутствия Хозяев футболист выглядит так: Безнадёжный хавбек сборной РФ Олег Шатов. Вернувшись с проваленного чемпионата Европы-2016, он прямо в аэропорту выдал журналисту мем: «Ты чё, ё..нулся, шо ль»? Чем и прославился; спортивных-то достижений маловато. По-моему, этому выдающемуся спортсмену нашего времени пора в Госдуму. Скоро выборы, и ещё не поздно.
Но всё же в нынешних спортивных поражениях есть один весьма позитивный момент. Дело в том, что в начале нулевых некоторая часть наших заморских Хозяев решила превратить Россию… в Бразилию. БРИКС-фикс-бре-ке-кекс. В качестве национальной идеи русским дали мячик. Началось с ЦСКАзки (привет Слуцкому), когда наш футбольный клуб впервые в истории выиграл Еврокубок. Глупые ФСБшники во власти тогда решили, что теперь они будут вечно гулять по буфету и за взятки с нефтегазовых доходов у международной спортивной мафии купят всё. И Олимпиаду в Сочи, и чемпионат мира по футболу в Москве. Купили. На то и мафия, что у неё можно купить всё. А что нельзя, то доблестный Штирлиц, майор ФСБ, в режиме спецоперации ночью подменит. Как допинговые пробирки с мочой в Сочи.
Оказалось, однако, что продаётся не всё.
Нет, джентльмены слово держат, чай, не кидалы какие. Только вот мафии той международной уже нет. Кто навечно от спорта отстранён, а кто и в тюрьму присел. И, на всякий случай, расследования продолжаются. За что же такие наказания? А Хозяева поняли, что русскому Медведю мячик давать нельзя. Ему дашь, а он обратно Крым прикатит. И ещё ревёт, что это так, всего лишь разминка-тренировка. А на настоящих соревнованиях он может до Берлина и Парижа докатиться. Страшно! Народ-то великий (см. выше), может угрозу и реализовать. Поэтому, слава Богу, не будет теперь в РФ Латинской Америки.
[В сторону. А нашим либералам, видимо, пластинку сменить забыли; вот они до сих пор от футбола и визжат].
Вариант с мячиком не прохоже. Что ОЧЕНЬ хорошо. Ведь это означает, что Игра продолжается. Да, по отношению к нам, русским, она крайне нечестная и шулерская. И другой нет. Тем не менее, это игра. Что прекрасно.
Потому что любая игра лучше её отсутствия.
P.S. Ах, да: прогноз. Уже писал, что спортивный прогнозист из меня никакой. «Послушай Павла Чувиляева и сделай наоборот». Но всё же рискну. По английскому юмору должен победить Уэльс. Только «кто ж дастъ». А вот немцам дадут. Страна побеждённая; нужно не загонять крысу в угол и давать маленькие поводы для национальной гордости. Вроде недавнего чемпионата мира в Бразилии. Но могут и Францию пожалеть. В отличие от Блаттера, Платини ведь под горячую руку попал. Да и страна от футбольных хулиганов пострадала. В общем, как в вышеупомянутом тысячу девятьсот восемьдесят забытом году мы смотрим полуфинал Франция — ФРГ. Ах, какой гол тогда забил Карл Хайнц Румениге, какой гол! Через себя в падении, красавец! Но если я по склерозу не путаю, немцы тогда в финале проиграли итальянцам. Сейчас сицилийской мафии на турнире уже нет. Возможно, полуфиналы и финал даже честными будут.
Павел ЧУВИЛЯЕВ, Москва
Для “RA NY”
Фото с сайта: http://wellbet.ru/