Заговор в Белом Доме – новое достижение демократии
5 сентября этого года New York Times поместила, можно сказать, скандальную статью, чей вызов усугубляется ее анонимностью. Статья называется I Am Part of the Resistance Inside the Trump Administration (Я – часть сопротивления в администрации Трампа).(см. https://www.nytimes.com/2018/09/05/opinion/trump-white-house-anonymous-resistance.html).
Суть статьи в том, что в Белом Доме, непосредственно в администрации президента Трампа, сложилась группа сопротивления его указам и вообще всяким распоряжениям. Точнее, тем указам, которые группа борцов-партизан считает вредными для страны. Редакция предваряет публикацию такими словами:”The New York Times решается на редкий шаг ради публикации анонимного эссе Op-Ed (это обозначает место на странице в газете, отведенной комментариям и “художественным”, то есть, не документальным статьям- ВЛ). Мы сделали это по просьбе автора, высокопоставленного чиновника в администрации Трампа, чья личность известна нам и чья работа в Белом Доме была бы поставлена под угрозу раскрытием его имени. Мы считаем, что публикация этого эссе анонимно – единственный способ донести до наших читателей важные сведения”.
Итак, давайте прочитаем самое важное из этой анонимной “художественной статьи”.
Аноним пишет (даю текст в NYT в своем немного сокращенном переводе):
“Президент Трамп сталкивается с необычным вызовом в своем президентстве, с таким, с которым не сталкивался ни один современный американский лидер.
Дело не только в том, что страна трагически разделилась, и даже не то, что его партия вполне может потерять Белый Дом после его падения.
Проблема, которую он не полностью понимает, заключается в том, что многие из высокопоставленных чиновников в его собственной администрации упорно работают внутри аппарата, чтобы парализовать части его повестки дня и блокировать его худшие наклонности.
Я это знаю. Я являюсь одним из них.
Хочу пояснить: наши действия не являются популистским «сопротивлением» левых. Мы хотим, чтобы администрация работала успешно и чтобы вместе с политиками мы сделали бы Америку более безопасной и процветающей.
Это наша первая обязанность и потому мы должны противодействовать президенту, который продолжает наносить ущерб здоровью нашей республики.
Корень проблемы – это аморальность президента. Несмотря на то, что он был избран как республиканец, президент демонстрирует насколько он далек от идеалов, давно поддерживаемых консерваторами: от раскрепощенного ума, свободного рынка и свободных людей. В лучшем случае он использовал эти идеалы в своих декларациях. В худшем – он нападал на них прямо.
В дополнение ко всему он еще распространяет нелепость о том, что пресса является «врагом народа», а импульсы законодательных указов президента Трампа, как правило, являются вредными для торговли и антидемократическими.
Не поймите меня неправильно. Есть яркие пятна, есть успехи – это эффективная децентрализация, исторически прогрессивная налоговая реформа, укрепление обороны и многое другое.
Но эти успехи произошли вопреки – вздорному и неэффективному стилю руководства президента. А реализовались они благодаря тому, что высокопоставленные чиновники из Белого дома в органах исполнительной власти и ведомства работают так, чтобы обезопасить свои операции от его прихотей и безрассудных решений.
«В буквальном смысле не известно, что президент может выкинуть в следующую минуту», – пожаловался недавно мне чиновник, вызванный в Овальный кабинет, когда президент изменил важное политическое решение, которое он принял только неделю назад.
То, о чем я говорю, звучит “холодным комфортом” в нашу хаотичную эпоху, но американцы должны знать, что в комнате взбалмошного ребенка есть взрослые. Мы полностью осознаем, что происходит. И мы пытаемся делать то, что правильно, даже если Дональд Трамп этого не понимает.
Возьмите внешнюю политику: публично и конфиденциально президент Трамп демонстрирует предпочтение автократам и диктаторам, таким как президент России Владимир Путин и лидер Северной Кореи Ким Чен-Ын, и мало ценит отношения, которые связывают нас с союзниками и единомышленниками.
Однако проницательные наблюдатели отметили, что остальная администрация работает иначе, идет по другому пути, в котором такие страны, как Россия за ее поведение соответственно должна наказываться, и где наши союзники по всему миру действуют с нами совместно, а не высмеиваются как соперники.
Например, по делу о России президент не хотел выдворить столь много дипломатов-шпионов г-на Путина в качестве наказания за отравление бывшего российского шпиона в Великобритании. Несколько недель он жаловался на то, что его сотрудники вынудили его вступить в дальнейшую конфронтацию с Россией, и выразил разочарование в связи с тем, что Соединенные Штаты продолжали вводить санкции на Россию за ее злокачественное поведение. Но его команда национальной безопасности знала лучше его, какие действия нужно было предпринять, чтобы привлечь Москву к ответственности.
И это вовсе не работа так называемого “глубинного государства” (Deep State). Это работа устойчивого государства.
Учитывая нестабильность многих решений президента, в Белом Доме шепотом стали обсуждать возможность применения 25-й поправки (неспособность выполнять свои обязанности по медицинским причинам – ВЛ), которую можно применить для довольно сложного процесса по импичменту президента. Но никто из нас не хочет устроить конституционный кризис. Поэтому мы сделаем все возможное, чтобы администрация принимала верные решения, пока – так или иначе – все закончится.
Большую озабоченность вызывает даже не то, что мистер Трамп делает на посту президента, а то, что мы, как нация, позволили ему это делать.
Сенатор Джон Маккейн все это изложил лучше всего в своем прощальном письме. Все американцы должны прислушаться к его словам и освободиться от ловушки трайбализма (политическая разобщенность на основе родоплеменного деления и родственных связей, характерна для Африки – ВЛ) с высокой целью объединить наши общие ценности и любовь к нашей великой нации.
Сенатора Маккейна больше нет с нами. Но он оставил нам свой пример, он – путеводная звезда (lodestar), ведущая нас к восстановлению чести в общественной жизни и к нашему национальному диалогу. Мистер Трамп боится таких достойных людей, но мы должны их почитать”.
Примечание редакции:
Автор является старшим должностным лицом в администрации Трампа.
Трамп все эти дни топает ногами: кто этот автор, кто это “старшее должностное лицо в моей администрации”?!
Ну кто. Есть предположения. Вот, например, такие.
Первое по пикантности, но и по маловероятности идет предположение CNN о том, что теоретически авторами письма могла бы быть дочь Трампа Иванка. Телеканал полагает, что дочь президента могла пойти на это в качестве «мести», так как она считает, что отец недостаточно к ней прислушивается.
Далее антитрамповский телеканал не исключает, что авторами письма могли быть вице-президент Майкл Пенс, а еще генпрокурор Джефф Сешнс, глава администрации президента США Джек Келли или глава Пентагона Джеймс Мэттис. Оба последних фигурируют в книге Вудворда “Страх” как люди, которых Трамп частенько ругал, переходя на личности.
Вне зависимости от конкретной личности, написавшей письмо, подобное выступление можно считать беспрецедентным, как полагают почти все политологи. Такого не было даже во время кампании по Уотергейту с уходом Никсона под угрозой импичмента. И во времена Клинтона с его наполовину импичментом.
Американский журналист Дэн Сатерли с изумлением пишет:
“Президент США неоднократно осуждал использование анонимных источников. Дональд Трамп потребовал, чтобы газета «Нью-Йорк таймс» сообщила о важном должностном лице из Белого дома, который написал яростную статью, претендующую на роль «тихого сопротивления» против президента.
Трамп в Твиттере призывает «Таймс» назвать имя автора:
«Существует ли так называемый «старший административный чиновник», или это просто «Выдумка Нью-Йорк Таймс» с каким-то фальшивым источником? Если анонимный автор-чиновник действительно существует, то «Таймс» должен в целях национальной безопасности представить его или ее правительству немедленно!”
А пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс назвала статью «жалкой, безрассудной и эгоистичной» и призвала автора уйти в отставку. “Газета должна извиниться, продолжает она, так же, как и после победных выборов за катастрофическое освещение ею кампании Трампа”.
Тайная оппозиция выступила в газете NYT на следующий день после выпуска новой книги журналиста Боба Вудворда (инициатора уотергейтского дела), утверждавшего, что посол Трампа называет его «идиотом» за его спиной и что глава его собственной администрации Джон Келли называет Белый дом «сумасшедшим домом»”.
Боюсь, пишет Дэн Сатерли, что информация анонимного чиновника об интригах за закрытыми дверями Белого Дома ближе к истине, чем президент хотел бы это признать.
Но Трамп держится уверенно. Он говорит:
«Если я отсюда уйду, то полагаю, что «Нью-Йорк таймс», вероятно, даже не будет существовать. Когда-нибудь, когда я уже не буду президентом, а я надеюсь, что это пройдет примерно через шесть с половиной лет, тогда «Нью-Йорк таймс», CNN и все эти фальшивые СМИ останутся без работы, их журналисты останутся без работы, потому что писать будет не о чем, не будет ничего интересного».
Cм. https://www.nytimes.com/2018/09/05/books/review-fear-trump-in-white-house-bob-woodward.html
И действительно, акции компании New York Times после многих лет застоя удвоились после выборов Трампа в ноябре 2016 года.
В общем-то, пока Трампу ничего особенно не угрожает.
По мнению экспертов, на Трампа работают достигнутые им успехи в американской экономике, а также налоговая реформа, которую провела администрация. Несмотря на недовольство Трампом части разведсообщества и дипломатов, подобных проблем нет у энергетического и финансового министерств, ключевых для американской экономики.
Профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд также считает, что положение Трампа будет зависеть от экономики, а также от того, сможет ли Республиканская партия удержать власть в конгрессе по итогам промежуточных выборов. Он отмечает, что, хотя в партии есть немало оппонентов Трампа, партии нужна его «избирательная база».
Статья в NYT вызывает ряд соображений. Если в Белом Боме среди ближайших соратников президента возникло нечто вроде масонской ложи внутреннего сопротивления своему шефу, то зачем же было выдавать этот секрет всем? Ведь это теперь затруднит их тайную работу по саботажу “неверных шагов Трампа”. Президент как глава исполнительной власти имеет право менять кадровый состав своего кабинета. Он это не раз уже и делал, заменив руководителей ЦРУ, ФБР, Госсекретаря, министра обороны, своих советников и юристов.
Ну, теперь он может пристальнее взглянуть на текущий состав кабинета и вычистить его хотя бы превентивно. То есть, убрать сомнительных, всех “тянущих резину” по выполнению его указов, всех нелояльных. Умный аноним этого не понимать не мог. Зачем? Есть только одна причина, которая стоит риска разоблачения: это довольно сильный ход в предвыборной кампании по переизбранию части Сената и Палаты Представителей в начале ноября этого года. Времени мало, нужно успеть раскрутить негатив против Трампа, заодно против республиканской партии, чтобы получить большинство в обеих палатах Конгресса. А получив большинство, не скрывает своего вожделения анонимный чиновник, мы уж постараемся выкинуть Трампа из президентского кресла. Он же пока ничего до выборов с нами сделать не успеет.
Успеет или нет – не известно. Трамп импульсивен и скор в решениях. Это и минус и плюс. Для взвешенных политических ходов минус, а вот чтобы взбаламутить “Вашингтонское болото” (его термин) – большой плюс. Он мало скован политесом и хорошими манерами истеблишмента. Возьмет и выкинет на хрен – как Манафорта или Пейджа. Или, там, Флинна. Тем более, какого-то Попандополуса, который только что получил 14 дней тюрьмы и 10 тыс. долларов штрафа.
Длительная варка в кулуарах власти часто приводит к вялости и даже к параличу воли. Начинают просчитывать последствия некоего шага, а их просчитать точно нельзя – слишком много переменных, это и останавливает принятие решения. В этих случаях для дела может быть полезнее не умник и рафинированный рефлексирующий интеллигент, а вот такой дуболом и нарушитель светских приличий как Трамп. В общем, в духе Александра Македонского, который взял да и разрубил Гордиев узел, который никто не мог развязать.
А законно ли поступают масонские заговорщики, подсыпая песок в разные начинания шефа? Формально, вроде бы, да. Их заговор ведь не институализирован. Это не организация со штатным расписанием и утвержденными функциями с присягой и клятвами верности. Это некая компания близких по духу людей. Как бы дружеская пирушка или совместный турпоход. Вот они, почти что не сговариваясь, решили торпедировать дурачества своего шефа, а полезные начинания проводить в жизнь. Посему и все нынешние успехи приписывают себе.
Формально в их действиях нарушения нет. Закон не запрещает собираться компаниям по интересам.
А вот с точки зрения служебной этики, нарушение, конечно, есть. Не согласен с политикой руководителя – подавай в отставку. Ну, это в обычном режиме так. А Трамп – режим необычный. Человек с улицы, шоумен и бизнесмен, никогда не занимавшийся политикой – и вдруг самый большой политический пост в мире. Мыслимо ли?
Нечто подобное и в науке бывало. Вовсе не человек с академическим физическим образованием, а поначалу переплетчик и лаборант Михаил Фарадей взял да и открыл электромагнитную индукцию, предсказал электромагнитные волны, сделал первый электромотор и вообще много чего. А пивовар Джоуль и корабельный врач Майер открыли и вовсе самый главный закон науки – закон сохранения энергии. Иногда важен свежий взгляд.
Вполне возможно, что Трамп станет великим президентом.
Но в любом случае, тот факт, что помимо всем известных сдержек и противовесов разных ветвей власти в США возник еще и такой вот предохранительный клапан, как внутренний фильтр против ошибок в самом кабинете Президента – это оригинальное доказательство невероятной мощи и живучести американской демократии.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон.
Для “RA NY”