НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Вторые похороны Галича

https://i.ytimg.com/

https://i.ytimg.com/

По случаю 100-летия со дня рождения Александра Аркадьевича Галича Первый канал ТВ России выдал залп из двух передач. 19 октября показал фильм Елены Якович «Навсегда отстегните ремни» (название неудачное, но бог с ним). Фильм вполне себе добротный, интонация фильма пристойная и теплая.Главное достижение – Елена развила кипучую деятельность (знаю это по ее переписке со мной) и в результате добыла много ценных и ранее неизвестных публике кадров. Это и жонглирование Галичем тремя апельсинами, и такая же любовь к трем апельсинам у Гайдая. Причем Галич подбрасывал апельсины дольше Гайдая и соревнование выиграл. Потом – кадры проходки-прогулки Галича с его второй женой Ангелиной Шекрот (Пахомовой). Единственная сохранившася пленка квартирника в Алма-Ате, где Галича слушает писатель Юрий Домбровский. Еще – выступление Галича в Авиньоне, на которое пришел мэтр Сартр. И еще разные кадры, известные на Западе, но впервые увиденные в России, в том числе, в какой-то бане под Парижем. За это спасибо Алексею Уклеину, он каким-то образом через давно покойного Максимова отыскал и поставил на Youtube. В общем фильм – твердая четверка, а за отдельные кадры – пятерка с плюсом. На тему фильма хорошо написала Ирина Петровская, так сказать, закрыла тему:

“И мой глуховатый голос войдет в незнакомый дом”

Но вот о концерте пока нет ничего, кроме отдельных выкриков в социальных сетях. Выкрики, правда, неодобрительные.

Из них не ясен ответ на самый главный вопрос: каким образом самый казенный и самый главный государственный канал вдруг отвел два вечера – притом в пятницу (19) и субботу 20 октября – для длинных передач об одной из важных фигур сопротивления, для фигуры изгнанника и нонконформиста Галича?Это что , личная инициатива Конст. Эрнста. Да ладно вам… Ясно, что и заказ на фильм, и, особенно, организация концерта – дело самого высокого уровня, разрешение, а то и предписание шло из администрации президента. От самого товарища Вайно и его зама Кириенко.

Хорошо ли это? В некотором отношении – да. В том, что для истории важен этот этап. От слова “этап” старые зэки и вздрогнуть могут. Ну да, признали через сто лет после рождения. На Первом канале. Значит, лагерей больше нет. Есть, конечно, но совсем не то, что раньше. А вельможные дачи не только есть, но и сильно увеличились в размерах. Все же отметили, помянули, преодолели недостатки. Правда, молодежь удивилась и почти ничего не поняла. Кто такой этот Галич? И зачем нам его подсовывают? Наверняка какой-то прохиндей из нынешней попсы. Вот и Шнуров с портретом Северного на майке на этом концерте его поет, и завсегдатай великосветских тусовок Макаревич. Какие-то там певички. Тьфу.

Вот это “тьфу” в молодом исполнении: пишет блогерша под ником Уборщица.

По первому каналу зомбоящика показывали концерт, посвященный 100-летию Галича (Александра Аркадьевича Гинзбурга). Просто удивительно, насколько малоприятным все это оказалось.

Во-первых, сам текст песен воспринимается сейчас очень фальшиво.

Пафос очень утомителен. В советские времена это можно было простить, сейчас это скучно.

Во-вторых, крайне неудачное исполнение. Трудно сказать, то ли выбор их был неудачен, подбирали по принципу своих людей, то ли они совсем не готовились, но исполнение было крайне слабым. Лучше бы уж заменили их записями самого Галича.

Ну и «конферанс» в исполнении Познера. Зачем его вообще пустили на музыкальный проект? Тем, кто помоложе, он сам просто неинтересен, у большинства тех, кто постарше, он вызывает стойкий рвотный рефлекс.

А вот комментарии:

Хотел вечером отдохнуть, расслабиться и послушать песни о жизни и любви, а оказалось, что это УГ (унылое говно – принятый мем в сети – ВЛ): грустно…

Гинзбург-Галич был посредственным драматургом, поэтом и музыкантом, но со всего, как пронырливый еврей, имел гешефт. Сейчас даже трудно вспомнить, что-то более-менее гениальное от Галича. Сначала как писатель-сценарист холуйствовал в СССР, прорвавшись на вершину советского писательского олимпа, а когда кормушка стала его отторгать, типа “нашёл в себе мужество отказаться от благополучной жизни и выбрать свободу”….

Очень многие из кумиров прошлой интеллигенции и тянувшихся к ней “низов” не просто “полиняли”, а РАССЫПАЛИСЬ…

А тут какой-то Галич. Которого я с трудом вспомнил по нескольким песням и то отрывочно. Стоит ли ворошить это дерьмо. Прошлое должно оставаться в прошлом.Память о нем умрет вместе с последним шестидесятником. Аминь.-

Были и более приятные комменты, но мало.

Похоже, что именно такого восприятия и хотели устроители концерта. И вполне этого добились. Каким именно образом?

Концерт состоялся в центре , называемом “Градский-холл”. Это государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы, место проведения концертов, музыкальных и творческих вечеров. Располагается в районе “Замоскворечье” на улице Коровий Вал. Итак – бюджетная госконтора. Раньше там был кинотеатр «Буревестник». Предполагалось, что реорганизация будет осуществляться за счёт частных инвестиций, однако спонсоров так и не нашли. Ну, и выполняет важные госзадания. В данном случае – провести показательный концерт. Это вовсе не была трансляция живого концерта. А вариант советского фильма-концерта. Запись сделали за несколько дней до трансляции (и до дня рождения), с подготовленной массовкой, с дублями, с репетициями со зрителями. Массовка получала по 400 рублей (7 долларов) за участие. Для нее на больших планшетах на стенах выставили выдержки из Википедии ” про Галича”, чтобы зрители примерно знали, о ком тут пойдет “речь и песнь”. И далее на репетициях дрессировали: вот там зажигается табло “аплодировать”. Вы аплодируете, по знаку – прекращаете. Потом надпись – смех. Вы смеетесь. Потом, если будет на табло, хмурите брови. Все понятно? Ответ гулкий и невнятный – понятно.

Речь на концерте вел Познер, а песнь выдавали разные персонажи.

Зал “Градский-холл” во время записи концерта к 100-летия Галича. Слева Познер за трибуной.

Ох, Познер…. Он и не был ведущим, а был он докладчиком на отчетно-перевыборном собрании партхозактива. Причем сделано это было намеренно и демонстративно. Он стоял за трибуной и читал написанный текст. Читал скучным, казенным голосом. Дескать, “За отчетный период были достигнуты некоторые успехи и преодолены отдельные недостатки”.

Все наше собрание говорит об успехах. Вот этот праздничный зал с транспарантами и призывами. Как знак 21 века – лазерные лучи. Зал большой, на 500 человек, а снят в добавок так, что кажется это зал во Дворце съездов в Кремле. Или Колонный, с устойчивым запахом заслуженных покойников. Конечно, можно было бы дать телесуфлер, придать голосу разговорные интонации, никто бы и не догадался о зачтении текста доклада. Нет, Познер читал специально глядя в текст доклада, бубнил заунывно, долдонил, как пономарь, партийную обедню.

В это время в зале царила махровая партийно-производственная скука. Все выдержано в эстетике невыразимой державно-погребальной пошлости. Даже похороны чемпиона по борьбе за мир Леонида Ильича Брежнева проходили веселей. Там хотя бы перетяжеленный металлическими полосами для прочности гроб вырвался из рук опускальщиков в могилу и рухнул на дно, что совпало с грохотом траурного салюта и произвело неизгладимое впечатление на помятые лица членов политбюро. Эти кадры потом никогда не повторяли, их видели только в прямом эфире. Леонид Ильич пережил в своей судьбе много ударов, но этот его доконал.

В общем панихида с танцами вышла про Галича знатная. Но он как раз ее переживет. Как пережил и свое первое упокоение на кладбище Сен Женевьев дю Буа.

Иногда исполнители с казенным рвением пропускали слова, строчки и даже целые абзацы в песнях Галича, даже и самые ключевые, как, например, стороки “Не зови меня, я и сам приду”, отчего смысл текста был извращен.

Торжественная панихида по Галичу оказалась дикой смесью из отчетно-перевыборного доклада (официальная часть) и художественного отделения. С таким отличием от стандарта: там была полностью официальная часть с докладом, а потом художественная часть с пенями и плясками, а здесь куски доклада перемежались со вставными номерами самодеятельности. Или это была сходная смесь из торжественной части и художественной на фестивале искусств братской республики. Познер зачитал кусок доклада, потом некто спел песню. Снова Познер с сонным рылом , и снова песня. Танцев не было, если не считать за таковые шевеления Познера на трибуне.

Конечно, не было в программе концерта песни Галича “Петербургский романс” – это там, где “Можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь в тот назначенный час”? Ее не было вообще ни в одном концерте. И то сказать – песня подпадает под призывы к несанкционированному митингу, неповиновению властям, к насильственному свержению законной власти и прочему экстремизму.

Я выше написал, что пока почти не было откликов на этот поразительный перформанс по повторному уничтожению Галича. Все таки кое-что проскочило. Например, статья “Галич как алиби” в “Новой газете”. Название говорит о том, что нынешние власти, давая в прайм тайм концерт в честь Галича как бы говорят: Галич – это наше алиби. То есть, все, о чем он пел – это те самые недостатки, которые мы изжили. Мы – победили. Это – наша заслуга. Сам факт, что мы разрешили чествовать Галича, доказывает, что ничего из того, о чем он надрывно пел, ныне не существует. Каждый, кто знает песни Галича,+ легко может процитировать строки именно о сегодняшнем положении дел. Массовка готовилась профессионально: “Две шустрые девушки с холодными глазами отдают распоряжения массовке: «Те, кого отобрали, проходите, остальные стоят тут. Кто наши, первый ряд занимаем. Нет, сюда ходить запрещается». Дресс-код: корпоратив в бухгалтерии”. Песни с аллюзиями не пели. Даже такую шутку не произнесли:

Мы поехали за город,

А за городом дожди,

А за городом заборы,

За заборами – вожди.

Там и фауна, и флора,

Там и галки, и грачи,

Там глядят из-за забора

На прохожих стукачи.

Это примерно все так и осталось. Разве что наряду со стукачами все в видеокамерах. Хотя кое-что из песен “со значением” попадалось, например, “Ошибка”.

Где полегла в сорок третьем пехота
Без толку, зазря,
Там по пороше гуляет охота,
Охота, охота,
Там по пороше гуляет охота,
Трубят егеря!

Но формально правильно: теперь охота не гуляет пешком, теперь она летает на вертолетах и бьет меж глаз горных архаров, занесенных в Красную книгу. Да и год не 43-й.

Пел эту песню певец-патриот Скляр. Пел совсем не в эстетике Галича. И не в этике. Вот песни «Возьмем Манхэттен, а потом Берлин» и «Когда война на пороге,/Нам слышен голос заветных времен,/Русские своих не бросают — это закон», написанную в разгар событий в Крыму и на Донбассе – это его репертуар.

Да уж, как пишет Ян Шенкман в “Галич как алиби” “Сегодня, в 2018-м, не только Крым наш, но и Галич”.

Тут можно ответить словами Галича:

Дали зрелищ и хлеба,
Взяли Вислу и Татры,
Землю, море и небо,
Всё, мол, наше, а так ли?!

Дня осеннего пряжа
С вещим зовом кукушки
Ваша? Врете, не ваша!
Это осень Костюшки!

Небо в пепле и саже,
От фабричного дыма Ваше?
Врете, не ваше!
Это небо Тувима!

Сосны – гордые стражи,
Там, над Балтикой пенной,
Ваши?
Врете, не ваши!
Это сосны Шопена!

Паясничают гомункулусы,
Геройские рожи корчат,
Рвется к нечистой власти
Орава речистой швали…

Участники действа: Владимир Познер, Александр Ширвиндт, Александр Градский, Андрей Макаревич, Сергей Шнуров, А.Скляр, Елена Камбурова, Владимир Качан, Дмитрий Харатьян, Валентина Бирюкова, Ольга Кормухина, Екатерина Гусева, Баста, Александр Маршал, Олег Митяев, “Чайф”, Николай Фоменко, Александр Филипенко, Игорь Миркурбанов и др.

И вот для контраста, вечер 100-летия Галича, проведенный в ЦДЛ с ведущими Юлием Кимом и внуком Галича Павлом Галичем, актером театра им. Ермоловой. Совсем другое дело. Там был настоящий Галич и настоящие его почитатели. Теплая, доверительная атмосфера, естественные интонации дружеской компании, отличное исполнение (особенно Максим Кривошеев). Да, там мы снова были с нашим Александром Аркадьевичем.


Валерий Лебедев.
Бостон.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх