Русская ухмылка Европы
Россию никто никогда не изгонял из ПАСЕ. Санкции, которые были наложены на эту страну после оккупации ею Крыма и Донбасса, предусматривали всего лишь ограниченное участие российской делегации в процедурах ассамблеи. Никакого другого инструмента, для того чтобы продемонстрировать свое отношение к вопиющему нарушению международного права, у ПАСЕ просто нет. С 2016 года Россия из-за наложенных на нее санкций бойкотировала работу ПАСЕ, с 2017 года не платила взносы. По уставу СЕ двухлетняя задолженность по взносам влечет за собой исключение из организации. Германия и Франция, председательствующая сейчас в Комитете министров СЕ, а также генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд выступали против исключения России. 17 мая в Хельсинки комитет министров СЕ поддержал предложения, позволяющие возвратить Россию в ПАСЕ. Отказаться от участия в работе ассамблеи решила сама Россия. Это не ПАСЕ ставила ультиматумы Москве, а Москва – ПАСЕ. Это спикеры Государственной думы – вначале Сергей Нарышкин, а затем Вячеслав Володин – шантажировали приезжавших в Москву руководителей ассамблеи тем, что российская делегация не вернется к работе в ПАСЕ без полного снятия любых ограничений на ее пребывание в организации. Это в Москве решили перестать платить членские взносы в СЕ и таким образом “завербовали” чиновников из аппарата организации. Это в Москве стали подводить ситуацию к исключению страны из СЕ, чтобы поставить международное сообщество перед простым выбором: либо с Россией без санкций, либо вообще без России.
Судя по откровенному высказыванию президента Франции Эмманюэля Макрона на совместной пресс-конференции с президентом Украины Владимиром Зеленским, по тому, как отвечали на вопрос о возвращении России в ПАСЕ федеральный канцлер Ангела Меркель и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, решение о возвращении России в организацию принималось отнюдь не депутатами. Оно было согласовано на самом высоком уровне. Это не просто Запад и его общественное мнение устали от противостояния с Кремлем. Это лидеры западных стран устали от противостояния с Кремлем, так ничего и не добившись от Путина. За возвращение России в ПАСЕ единогласно проголосовали двенадцать стран: Андорра, Австрия, Азербайджан, Кипр, Испания, Франция, Ирландия, Исландия, Норвегия, Сербия, Сан-Марино и Турция. Одиннадцать государств поддержали это решение простым большинством голосов. Это — Армения, Бельгия, Швейцария, Чехия, Германия, Хорватия, Италия, Молдавия, Нидерланды, Португалия и Словакия. Дания, Финляндия, Лихтенштейн, Румыния и Словения пока не определились. Против возобновления полномочий России высказались большинство депутатов от Великобритании, Польши и Швеции. Единогласно против участия Москвы в предстоящей летней сессии выступили Эстония, Грузия, Литва, Латвия и Украина. Сам этот расклад выглядит весьма показательным. Из стран, имеющих с Россией общую границу, ее возвращение в ПАСЕ поддержали только Азербайджан и Норвегия.
Решение европейских парламентариев исключить санкционный механизм из арсенала ПАСЕ без всякой натяжки можно назвать историческим. Глобальные последствия этого нововведения еще предстоит осмыслить, но уже первый результат принятия резолюции по данному вопросу вверг в кризис европейский законотворческий институт. Даже несмотря на то, что за резолюцию, возвращающую Россию в ПАСЕ полноправным членом без всяких ограничений, проголосовало подавляющее число евродепутатов.
В числе главных лоббистов возвращения России в ПАСЕ – парламентские делегации Франции и Германии, двух крупнейших европейских держав. Лидеры этих стран хотят сохранить возможность диалога с Россией. Почему этот диалог необходимо вести именно в ПАСЕ, они не объясняют. Впрочем, президент Макрон нашел один аргумент: если Москва хлопнет дверью Совета Европы, то российские граждане потеряют возможность апеллировать к Европейскому суду по правам человека. Этот аргумент приводят и многие российские правозащитники, неплохо пригретые властью и успешно ведущие дела в Европейском суде в Страсбурге. На это намекает и российская власть, угрожающая оставить российских граждан без международной защиты.
Полноценное членство РФ в Парламентской Ассамблее предполагает, что Москва выплатит свою задолженность перед этой организацией. Кажется, главная причина вероятного возвращения России в ПАСЕ заключается в том, что Совету Европы очень нужны российские деньги.
Смирившись с полноценным возвращением России в ПАСЕ, придется смириться и с депутатами от аннексированного Крыма. А как быть с другими депутатами Госдумы, которым в порядке санкций запрещен въезд в Евросоюз? Их теперь придется впускать, а о санкциях забыть? Ведь состав национальной делегации формирует страна-участник и ПАСЕ этот процесс не контролирует. Сколько еще придется испить из чаши позора европейским парламентариям, сейчас даже трудно представить.
Что может подумать любой интересующийся актуальной международной политикой человек с планеты Земля, узнав, что Россия возвращается в ПАСЕ? «Боже мой, какая прекрасная новость! — должен воскликнуть такой человек. — Это же означает, что Россия освободила захваченных в Керченском проливе моряков, восстановила контроль Украины над российско-украинской границей, вывела бандформирования из Донбасса, как минимум анонсировала переговоры о статусе Крыма, признала политическую ответственность за сбитый гражданский ‘’боинг’’ и инициировала уголовное преследование виновников этого страшного преступления». И это лишь минимальный список мер, при выполнении которых можно было бы с некоторой натяжкой приветствовать снятие с России ограничений в рамках ее участия в ПАСЕ.
Однако в этом самом месте любого здравомыслящего человека с планеты Земля будет ждать жесточайшее разочарование, потому что ничего из вышеописанного не случилось. ПАСЕ восстановила в полном объеме полномочия России, тем самым волей-неволей легитимировав и аннексию Крыма, и оккупацию значительной части Украины. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что делегация этой страны после принятия столь поразительного решения покинула зал заседаний, а постоянный представитель Украины при Совете Европы был немедленно отозван и покинул Страсбург.
Две стороны в этом принципиальном споре можно обозначить как «прагматиков» и «скептиков». Конечно же, прагматиков их непримиримые оппоненты назовут коллаборационистами, соглашателями, а то и вообще полезными идиотами Путина. Скептиков, в свою очередь, заклеймят как радикалов, русофобов и безответственных политиканов.
Учитывая столь консолидированный характер голосования, можно с уверенностью утверждать, что возвращение России в ПАСЕ, чьи полномочия ограничили после аннексии Крыма, было поддержано политическим руководством ведущих европейских стран. И это тот самый случай, когда последствия решения могут быть куда более серьезными, чем причины, по которым оно было принято.
Совершенно очевидно, что голосование в Европейском парламенте, наделяющее Российскую Федерацию всеми утраченными ранее полномочиями, — крупнейшая внешнеполитическая победа Владимира Путина с момента аннексии Крыма. И не столь важно, каким способом эта победа была добыта — путем долгих дипломатических переговоров или традиционно коррупционным. Важно другое: можно сколько угодно рассуждать про гуманитарную составляющую и про очевидную важность для граждан России оставаться под юрисдикцией ЕСПЧ, но приходится признать, что один из главных европейских институтов де-факто согласился и с аннексией Крыма, и с оккупацией Украины.
С точки зрения прагматиков, полноценное членство России в Совете Европы и в подведомственных ему органах (Комитет министров, Парламентская ассамблея, Европейский суд по правам человека – ЕСПЧ) уже оказало значительное благотворное воздействие на политическую трансформацию, на развитие правовой культуры и на положение с правами человека в России.
Чаще всего ссылаются на такие примеры, как реформа пенитенциарной системы, создание института уполномоченных по правам человека, отмена смертной казни, принятие закона об альтернативной гражданской службе и так далее. Большое число российских граждан добились материальной компенсации за незаконные задержания или преследования, обращаясь в ЕСПЧ. При всех очевидных проблемах между Россией и Советом Европы история их отношений – это история успеха, считают прагматики, а потому в ней нельзя ставить точку.
Скептики, со своей стороны, обращают внимание на то, что российские власти нередко действуют вопреки европейскому правосудию и не выполняют неудобные для себя решения ЕСПЧ. Более того, даже когда российская сторона вынуждена платить компенсации по решениям Страсбургского суда, она не готова делать надлежащие выводы из этих решений и в достаточной мере корректировать законодательство и правоприменительную практику.
В итоге, по мнению скептиков, ситуация с правами человека в России не улучшается, а ухудшается. Соответственно, история отношений России и Совета Европы – история не успеха, а неудачи. Следовательно, использование этого аргумента для обоснования возвращения российской делегации в ПАСЕ в лучшем случае – наивность, в худшем – лицемерие.
А наиболее оптимистично настроенные прагматики вообще полагают, что возвращение России в ПАСЕ может оказаться переломной точкой в отношениях Москвы и Европы, обозначить начало восходящего тренда в этих отношениях.
В стане «российской политической элиты» всеобщее бурное ликование. Причины на поверхности. Посрамлены те, кто до сей поры утверждал, что внешняя политика Путина ведет к ослаблению режима. Авторитет Путина внутри российской власти в одночасье вырос до небес, а все разговоры про возможный «раскол элит» как фактор скорых политических перемен утратили какой-либо смысл. Ни о каком расколе в ближайшее время не стоит даже говорить — налицо мощнейшая консолидация вокруг вождя-победителя, который в конченом итоге подмял под себя окружающий мир. По крайней мере — его важнейшую европейскую часть. И в определенном смысле у Путина теперь карт-бланш на почти любые агрессивные действия в отношении соседей, не говоря уже о подведомственном народе!
До тех пор, пока Россия или какое-либо другое государство формально не исключено из Совета Европы, необходимые условия полноценного участия в ПАСЕ – это только уплата членских взносов и беспрепятственный допуск в страну комиссара СЕ по правам человека. Собственно говоря, именно эта позиция и легла в основу соответствующего решения, восстанавливающего полномочия российской делегации.
Причин для решения ПАСЕ было несколько. Во-первых, это членские взносы России как члена Совета Европы. Во-вторых, идея, которую начал продвигать Кремль и которую затем подхватили те в Европе, кто хочет улучшения отношений с Москвой, состоит в том, что если у России не будет права голоса в Парламентской ассамблее, то она вообще выйдет из Совета Европы и лишит своих граждан доступа к ЕСПЧ. Это был кремлёвский шантаж, которому, к сожалению, помогла какая-то часть российских правозащитников.
Таким образом, у европейских стран, прежде всего у Германии и Финляндии, главных «спонсоров» возвращения России, появился ясный гуманитарный аргумент. Но Кремль воспримет это не просто как одноразовую акцию, а как один шажок на пути признания российского суверенитета над Крымом, отказ в чём и был причиной лишения Москвы права голоса в ПАСЕ. Более того, зная психологию кремлёвского руководства, можно предположить, что они воспримут это как карт-бланш на новые действия в отношении неугодных Кремлю стран.
Прежде всего, возвращение в ПАСЕ свидетельствует о символическом повышении рейтинга российской власти, которую представляют так называемые депутаты. В политике важны не только действия, но и символы, и случившееся — важный символ того, что Запад смирился если не юридически, то хотя бы морально с тем, что Украина потеряла Крым навсегда. Это также символ того, что если ты нарушаешь международные права и права человека, но терпелив и продолжаешь стоять на своём, то рано или поздно твои оппоненты сдадутся.
Да, аннексию Крыма пережили тяжело, но пережили же! И вот спустя пять лет Европа смирилась и, поджав хвостик, легла в ноги к великой державе… Цена вопроса смешная — семьдесят миллионов евро (наш долг по взносам в ПАСЕ). Любой сечин вынул бы эти деньги из правого кармана, а из левого добавил бы столько же на чай… Конечно, бывшие республики СССР, а ныне независимые государства — в панике: они под прямой и непосредственной угрозой вторжения в любой момент. И это касается отнюдь не только Украины с Грузией, вооруженный конфликт с которой в ближайшее время теперь выглядит более чем вероятным. (Любой же успех надо закреплять по горячим следам. Этот урок Путин усвоил очень хорошо.)
Итак, прагматики победили. Победа была выкована не в Страсбурге ночью 24 июня, а месяцем ранее в Хельсинки, где 17 мая Комитет министров Совета Европы поддержал предложения, позволяющие вернуть Россию в ПАСЕ.
Большую роль в победе прагматиков сыграли Германия и Франция, председательствующая сейчас в Комитете министров, а также уходящий генеральный секретарь Совета Европы – патриарх норвежской и европейской политики Турбьёрн Ягланд, который не хотел перекладывать проблему российского членства в ПАСЕ на плечи своего преемника.
В заявлении ПАСЕ по итогам голосования, которое прошло в среду, 26 июня, говорится о том, что Ассамблея проголосовала за подтверждение полномочий российской делегации, так как «желает поддерживать диалог как средство достижения долгосрочных решений».
ПАСЕ подавляющим большинством голосов отклонила все поправки об ограничении прав российской делегации. Одобрена только одна поправка – призыв к Москве “сотрудничать с учреждениями по мониторингу прав человека, в том числе в полном объеме и не препятствуя прямому доступу ко всем объектам, где Россия ведет операции
В сообщении ПАСЕ также подчеркивается, что Ассамблея приняла резолюцию на базе доклада британского парламентария сэра Роджера Гейла. В резолюции речь идет о том, что российскую делегацию могут «призвать к отчету» — на основе «ценностей и принципов организации».
В этой резолюции ПАСЕ выдвигает пять конкретных требований к России: отпустить 24 пленных украинских моряков; безотлагательно заплатить взносы в бюджет Совета Европы; полноценно сотрудничать со следствием по делу о гибели “Боинга” в Донбассе; прекратить преследования геев, особенно в Чечне, и наказать преступников; сотрудничать с мировым сообществом в расследовании убийства Бориса Немцова. Украина предлагала расширить этот список новыми нарушениями прав человека в аннексированном Крыму и в Донбассе.
Мониторинговый комитет ПАСЕ должен представить доклад о выполнении Россией ее обязательств не позднее апрельской сессии 2020 года.
В ответ на эти домогания в МИДе России только хмыкнули: это всего лишь ни к чему не обязывающие рекомендации.
Россия официально отказалась выполнять требования международного трибунала об освобождении 24 украинских моряков. Как сказали сегодня в российском МИДе, еще накануне они отправили соответствующие ноты как в судебную инстанцию, так и в посольство Украины. Ситуация с моряками не может рассматриваться международным трибуналом, — вновь напомнили на Смоленской площади.
Сразу после принятия резолюции о подтверждении полномочий российской делегации в полном объеме представители Украины покинули ПАСЕ. Солидарность с украинцами, как сообщила «Европейская правда», выразили еще шесть делегаций: Грузии, Польши, Словакии, Литвы, Латвии и Эстонии.
О чем говорит этот демарш? О том, что демократия в этих семи странах еще в зачаточном состоянии. Что им не так уж и ценны принципы демократии, ибо если большинство делегатов ПАСЕ проголосовало за резолюцию, игнорировать решение, принятое большинством, могут только противники подлинной демократии. Видимо, в этих странах хотят жить не по демократическим принципам, а по понятиям.
Либералы хотели бы, чтобы Россия превратилась в окончательный и бесповоротный Мордор. Собственно, они такой ее и видят уже сейчас. Членство в европейских организациях и участие в их работе – самое верное средство от мордоризации. И напомните, эта вот приостановка членства – она что, за пять лет хоть в чем-то помогла? Хоть одну проблему решила? Нет ведь. А вот окончательный разрыв с ПАСЕ, ЕСПЧ и т.д. чреват очень тяжелыми проблемами
Единственная победа либералов: делегаты ПАСЕ отказались утвердить кандидатуру российского депутата Леонида Слуцкого на пост вице-председателя ассамблеи. Слуцкий, возглавляющий комитет Госдумы по международным делам, находится под санкциями ЕС в связи с агрессией России против Украины. Журналистки ряда российских изданий обвиняют Слуцкого в сексуальных домогательствах. Россия имеет право на одно из 20 кресел вице-спикеров. Во втором туре Слуцкий получил 105 голосов “за” и 154 “против”. Пост вице-спикера от России пока остается вакантным.
Это только на первый взгляд может показаться, что возвращение России в ПАСЕ носит формальный характер и никакого серьезного влияния на европейскую политику не окажет. Окажет, и немалое! Дело не только в том, что путинские посланцы внесут свою лепту в общеевропейскую говорильню и получат дополнительную площадку для лживой пропаганды. Это было бы еще полбеды. Хуже то, что авторитарный российский режим значительно укрепляется, самоутверждается и растет как на дрожжах в результате принятия таких решений. Становясь крепче, самоуверенней, он будет еще решительнее вмешиваться в ход мировых событий, в том числе внутриевропейских. Простили Крым и Донбасс? Тогда мы идем к вам! Сначала попробуем Белоруссию и Северный Казахстан, потом приглядимся к бывшей советской Прибалтике и левобережной Молдавии, а там недалеко и до бывших законных российских владений – Польши и Финляндии. И, в конце концов, мы брали Берлин и все уже знают, что “можем повторить”!
Те, кто думает, что лучше немножко уступить, чтобы не потерять все, поймут, как они заблуждались, именно тогда, когда потеряют все.
А что же дальше? Что последует за сдачей позиций Советом Европы? Похоже, встав на этот путь, Европа покатится дальше по наклонной плоскости. В кампании санкций против России участвуют Евросоюз, НАТО, G8, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейская ассоциация свободной торговли, Европейская организация по безопасности аэронавигации, Совет государств Балтийского моря, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и некоторые другие международные организации. Кто из них дрогнет первым вслед за Советом Европы?
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон.
Для “PA NY”