НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Кладбищенские размышления

https://i.pinimg.com/ Могила Генри Лонгфелло

https://i.pinimg.com/ Могила Генри Лонгфелло

Дискутировали мы о бренности бытия на большом мемориальном кладбище Mount Auburn Cemetery (Марина, Сабирджан, я), там где Лонгфелло, Мэри Эдди Беккер (основательница Христианской науки врачевания и газеты Крисчен Сайенс Монитор) и много других известных фигур.

Памятники… Стелы, арки, столпы, часовни, шары, кубы, плиты разнообразных фасонов… Тем не менее, ни одной могилы старше 200 лет (170 – самая старая).

Я и начни свою старую идею (еще до получения известия): что эти памятники, этот мрамор и гранит? Тлен. Ни на каком кладбище нет ни одной могилы старше 250 лет. Никто не знает, куда делась великолепная усыпальница Александра Македонского, Платона. Но осталось слово Платона. И слово о подвигах Александа Македонского.

Сабирджан возражал, приводил примеры. Говорил так: В римском Пантеоне похоронен Рафаэль, т.е. мы имеем могилу, которой почти 500 лет – в два с половиной раза больше вашего предельного срока. http://www.greatbuildings.com/buildings/Pantheon.html. Другое захоронение, которое довелось видеть – мавзолей Исмаила Самани в Бухаре. http://www.ex-travel.ru/uz/photos/aaxu8o.html.Там уже набирается та самая тысяча лет. Ну и Тутанхамон. В Египте не был, но встречался с Тутанхамоном в Москве на выставке.

Я возражал. Это все не могилы. Могила Рафаэля – это музей. Также, как и, например, могилы в Успенском соборе – Ивана Грозного или еще более старые киевских князей. Тутанхамон – это археология. Точно такая же, как раскопки костяков неандертальцев. Картер открыл захоронение Тутанхамона в 1922 году, и Тутанхамон из разряда археология, минуя стадию кладбища, сразу же перешел в разряд музейных экспонатов. Кладбище только тогда существует, когда есть связь между усопшими и живыми Пока на могилу приходят потомки, которые помнят. Нет этой связи – кладбищу и могилам конец.

А вот слово нетленно. Написал «Диалоги» Платон 2500 лет назад – и ничего не устарело. Рассказы о подвигах Александра Македонского живы. А могил их давно нет и никто не знает даже, где они были. В общем, если и есть где, ну, не скажу бессмертие, но хотя бы долговечность – это в идеях, в словах, в текстах. Вот на этом мы и сошлись.Могила – это не просто останки «того самого человека». Это часть социального ритуала. То есть, могила должна быть не просто известна, но посещаема, дабы не заросла к ней народная тропа. Или хотя бы одного человека.

Когда археологи открывают некое захоронение, то они раскапывают не могилу, а «исторический факт». После чего останки в земле уже не могила, а либо экспонат, либо (какое-то время) объект научного изучения. В этом смысле, скажем, захоронения царей в Петропавловском соборе – не могилы, а часть музейной экспозиции.

Вот, например, могилы Хафиза и Саади, которым 700 лет. У меня нет уверенности, что это именно могилы названных поэтов. Откуда это известно? Кто проводил исследования? Это сейчас туда ходят люди и шепчут там стихи. А 500 лет назад ходили? Когда ходить-то начали? Вот так и ходят все 700 лет?

Ладно, допустим, мы имеем 700-летние могилы. Отсюда совсем не следует, что они сохранятся еще 300 лет. Ибо 300 лет – огромный срок. Это время существования всей романовской династии. За этот период возникла и погибла Российская империя. Можно, например, предположить, что между Ираном и странами Запада возникнет ядерный конфликт. И что тогда останется не только от тех могил, но и от всех шепчущих стихи?

Могила – всегда часть сакрального места, называемого кладбищем. Могила существует только тогда, когда к ней приходят для совершения некоего ритуала поминовения. Например (у русских) ставят на могилу стакан водки с краюхой хлеба, что есть остатки древнего обряда тризны, на которой пировали и усопшему (убитому) давали вкусить за компанию. Упомянутая вами «могила» князя Даниила Московского в Архангельском соборе в Кремле – часть музейной экспозиции. Не случайно Архангельский собор назван не в классе кладбищ, а в классе музеев. Вы можете себе представить, чтобы на захоронение, допустим Федора Ионановича (сына Грозного) ставили стакан водки с хлебом? И приходили вспомянуть его и всплакнуть?

Можно ли считать могилой захоронение Александра Невского? Его так называемую раку?

В мае 1922 года рака с мощами Александра Невского была вскрыта, при вскрытии было обнаружено:

«12 небольших костей разного цвета (значит от разных мощей). К тому же в раке оказалось 2 одинаковые кости одной правой ноги.

http://www.pravoslavie.ru/ Вскрытие раки Александра Невского в 1922 г.

Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время. “Мощи” из раки в 1989 году возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

Вскрытие провели публично: в лавру была приглашена общественность — работники райкомов партии коммунистов, представители воинских частей и другие граждане, включая даже попов. Операцию документировал знаменитый фотограф Карл Булла, а также кинооператор (была выпущена кинохроника «Вскрытие мощей Александра Невского»).

Понятно, почему с ракой вышел такой конфуз: согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згоре (сгорело)». То есть никаких мощей не осталось. Однако в 1547 г. Александр Невский был причислен к лику святых и под это дело изготовили новые мощи – набросали в раку всякого кладбищенского мусора. Позже, в списках летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписали и придумали, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара, при этом людям было небесное видение — князь Александр поднимался на коне вверх на небеса.

Фото: А. Свердлов/РИА Новости Рака Александра Невского в Эрмитаже.

Вот смотрите, кусочек из путеводителя по музею «Соборы Кремля»
«В 1630 г. по заказу царя Михаила Федоровича для мощей святого царевича Дмитрия (погибшего в Угличе за 30 лет до того – ВЛ) была создана серебряная рака. В 1812 г. во время захвата Кремля войсками Наполеона серебряная рака исчезла, а крышку спрятали верующие. Она сохранилась до наших дней и экспонируется в залах Оружейной Палаты. Мощи царевича также были спрятаны благочестивыми москвичами и не подверглись осквернению. Новую раку соорудили в 1813 г. стараниями московского митрополита Августина. Именно эта рака находится в соборе в наши дни».

Итак, что же это за могила? Это – музейная вещь, экспонат. Притом достоверность мощей Дмитрия под большим вопросом. Кто именно и где сохранял мощи во время обитания в Кремле Наполеона? Где были в это время другие останки? Почему их не спасали? Рака – тоже не та (та – «исчезла»). Где раки зимуют, а? И это всего-то за период менее 400 лет! Что и говорить тогда о временах в 1000 и более лет.

Вообще проблема могил – примерно такая же, как и проблема городов. Вот вечный город Рим. А что там осталось хотя бы со времен Адриана? Только пара развалин от Колизея и Форума. И это – все. Причем развалинами они были уже в Средние века. Со времени Возрождения их сохраняют как реликвию, предтечу романтиков. И не осталось ни одного здания, которые и составляли тот Рим. А ведь стояли когда-то до 7 этажей, с водопроводом и канализацией.

Башни “Близнецы” просуществовали всего–то 32 года. У вас есть уверенность, что Манхэттен будет выситься и через 300 лет? А через 1000? У меня есть уверенность, что через 1000 – точно не будет.


Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон.
Для “PA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх