НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ПРОТОПОП АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ

Аввакум Петров или Аввакум Петрович (рожд. 25 ноября (5 декабря) 1620 г., – смерть 14 (24) апреля 1682 г.) – видный русский церковный и общественный деятель XVII столетия, священник, протопоп.

Протопоп Аввакум – одна из наиболее ярких личностей в истории России. Он был человеком огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во времена гонений на него. Он с детства приучался к аскетизму. Отвращение от всего мирского и стремление к святости он считал до такой степени естественным для человека, что не мог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских утех и отступления от обычаев веры. Многие почитали его за святого и чудотворца.

Важным фактом русской истории XVII столетия был церковный раскол, явившийся в результате церковной реформы патриарха Никона. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов, подрывавших авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Было лишь неясно, что брать за основу — переводы на старославянский язык византийских богослужебных книг, сделанные до падения Константинополя в 1453 г., или сами греческие тексты, в том числе те которые были исправлены после падения Константинополя.

По указу Никона в качестве образцов взяли греческие книги, при этом в новых переводах появились разночтения с древними. Это послужило формальным основанием для раскола. Более существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а три раза, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него.

Все они имели отношение к чисто обрядовой стороне, и не касались существа православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, которые не желали смириться с ростом государственной и помещичьей эксплуатации, с возрастанием роли иностранцев, со всем тем, что казалось им несоответствующим традиционному идеалу «правды». Раскол начался с того, что патриарх Никон во всех московских церквах запретил двоеперстие. Кроме этого, из Киева он пригласил ученых монахов для «исправления» церковных книг. В Москву прибыли Епифаний Ставинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, которые немедленно занялись монастырскими библиотеками. Все привычное рухнуло враз – не только церковь, но и общество оказалось в глубоком и трагическом расколе.

Против Никона ополчились в первую очередь «боголюбцы», или «ревнители благочестия», во главе которых стоял Стефан Вонифатьев. Кроме этого, большой активностью выделялись настоятель Казанской церкви на Красной площади Иван Неронов, протопопы – костромской Даниил, муромский Логгин, темниковский Даниил, юрьевский Аввакум. В этот кружок входил также Никон, потому «ревнители» поддержали его избрание в патриархи.

«Боголюбцы» считали, что необходимо навести порядок в церкви, искоренить равнодушное отношение мирян к церковным службам и обрядам, ввести проповеди. По их мнению, исправление богослужебных книг должно было производиться не по греческим, а по старинным русским рукописям. С большой настороженностью они относились ко всему иноземному, неприязненно воспринимали проникновение элементов западной культуры в Россию.

С ними отчасти был согласен и царь Алексей Михайлович, хотя он по другому представлял себе сущность церковных преобразований.

Первые же действия нового патриарха убедили «ревнителей» в том, что они глубоко ошибались в отношении староверия Никона. Отмена двоеперстия моментально вызвала повсеместное негодование. О Никоне начали говорить как о «латыннике», предтече антихриста.

Никон расчетливо и быстро убрал со своего пути неугомонных ревнителей. Первым подвергся опале Стефан Вонифатьев. Его постригли в монахи, и в скором времени он скончался в никоновском Иверском монастыре. Вслед за ним был осужден и Неронов, которому вменялось оскорбление личности патриарха. Свою жизнь он закончил архимандритом монастыря в Переяславле-Залесском.

Из всех расколоучителей самой суровой оказалась участь протопопа Аввакума. Еще в сентябре 1653 г. его отправили в ссылку в Тобольск, откуда спустя 3 года его перевели в Восточную Сибирь.

Путешествие Аввакума по Сибири

О многолетнем пребывании в Даурии, о муках, выпавших на долю его семьи, Аввакум ярко, образно повествует в своем «Житии». Вот только один эпизод из этой книги:

«Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. В иную пору протопопица бедная брела, брела, да и повалилась и встать не может. А иной томной же тут же взвалилася: оба карабкаются, а встать не смогут. Опосле на меня бедная пеняет: „Долго ль, протопоп, сего мучения будет?“ И я ей сказал: „Марковна, до самыя до смерти“. Она же против: „Добро, Петрович, и мы еще побредем впредь“».

В начале 1661 г. Алексей Михайлович позволил Аввакуму возвратиться в Москву. Аввакум воспрянул духом, сочтя, что государь отвернулся от никониан и теперь будет во всем слушаться староверов. На самом деле ситуация была намного сложнее.

Как и следовало ожидать, властолюбивый Никон не пожелал удовлетвориться второй ролью в государстве. Опираясь на принцип «священство выше царства», он попытался полностью выйти из подчинения светской власти и утвердить свое верховное господство не только над церковными людьми, но и над мирянами. Крайне обеспокоенные таким поворотом дела, бояре и высшее духовенство начали все более противиться церковным реформам, несмотря на то что за их проведение непосредственно выступал Алексей Михайлович.

Постепенно между царем и патриархом назревало охлаждение. Никон, мало вникавший в существо закулисных интриг, не мог даже помыслить о перемене отношения к себе государя. Наоборот, он был уверен в незыблемости своего положения. Когда же Алексей Михайлович выразил неудовольствие властными действиями патриарха, Никон 11 июля 1658 г., после службы в Успенском соборе, заявил народу, что покидает свой патриарший престол, и удалился в Воскресенский монастырь. Этим он рассчитывал окончательно сломить слабовольного царя, но не учел роста влияния на него старообрядчески настроенного боярства.

Заметив свою ошибку, Никон попытался возвратиться назад, однако это еще больше усложнило дело. При установившейся зависимости русской церкви от светской власти выход из создавшегося положения целиком зависел от воли царя, но Алексей Михайлович колебался и, не желая уступить притязаниям своего недавнего «собинного друга», в то же время долго не мог собраться с духом, чтобы нанести ему последний удар. Зато его новому окружению удалось устроить возвращение в Москву протопопа Аввакума и других членов бывшего кружка «боголюбцев». Ничего не зная в Даурии об этих обстоятельствах, Аввакум связывал свой вызов с победой староверия.

Почти на протяжении двух лет добирался он до Москвы, неустанно проповедуя по пути свое учение. Каково же было его разочарование, когда он увидал, что никонианство в церковной жизни повсюду пустило корни, а Алексей Михайлович, охладев к Никону, тем не менее не собирался отказываться от его реформ. В нем с прежней силой пробудилась страстная готовность бороться за свои убеждения, и он, воспользовавшись благоволением государя, подал ему пространную челобитную.

«Я чаял, – писал Аввакум, – живучи на востоке в смертех многих, тишину здесь в Москве быти, а ныне увидал церковь паче и прежняго смущенну». Он забрасывал царя челобитными с протестом против никонианства и самого патриарха Алексею Михайловичу хотелось привлечь на свою сторону неустрашимого «ревнителя благочестия», так как это позволило бы в корне заглушить все более нараставшую народную оппозицию.

Оттого он, не выказывая прямо своего отношения к челобитным Аввакума, попытался склонить его к уступчивости обещанием сперва места царского духовника, затем, что гораздо больше привлекало Аввакума, справщика и Печатном дворе Одновременно от имени царя боярин Родион Стрешнев уговаривал протопопа прекратить свои проповеди против официальной церкви, по крайней мере до собора, который обсудит вопрос о Никоне.

Тронутый вниманием государя и надеясь, что ему будет поручено исправление книг, Аввакум некоторое время действительно пребывал и умиротворении. Такой поворот событий пришелся не по душе староверам, и они бросились со всех сторон уговаривать протопопа не оставлять «отеческих преданий». Аввакум возобновил свои обличения никонианского духовенства, называя их в своих проповедях и писаниях отщепенцами и униатами. «Они, – утверждал он, – не церковные чада, а диаволя». Государь увидал, сколь беспочвенны его надежды на примирение Аввакума с церковью и, поддавшись уговорам духовенства, 29 августа 1664 г. подписал указ о высылке Аввакума в Пустозерский острог.

1666 год, февраль – в связи с открытием церковного собора Аввакума привезли в Москву. Его вновь попытались склонить к признанию церковных реформ, но протопоп «покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл». В результате 13 мая Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик.

После суда Аввакум вместе с другими расколоучителями был отправлен в заключение в Угрешский монастырь, откуда его поздней перевели в Пафнутьев-Боровский. В специальной инструкции, присланной игумену того монастыря, предписывалось Аввакума «беречь накрепко с великим опасением, чтобы он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть».

. Его еще надеялись сломить при помощи вселенских патриархов, которых ждали на собор для низложения Никона.

Патриархи прибыли в Москву в апреле 1667 г.

Потому как с Никоном все уже было решено и его низложили с патриаршества 12 декабря 1666 г., им не оставалось ничего другого, как основательно заняться Аввакумом. Протопопа доставили им 17 июля. Долго уговаривали они его, советуя смириться и принять церковные нововведения.

«Что ты так упрям? – говорили патриархи. – Вся наша Палестина, и Сербия, и Албания, и волохи, и римляне, и ляхи – все тремя перстами крестятся, один ты упорствуешь в двоеверии».

«Вселенские учители! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам. А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго Махмета, – да и дивить на вас нельзя: немощни есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, божиею благодатию, самодержество. До Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна».

После этого Аввакум отошел к дверям и лег на пол со словами: «Посидите вы, а я полежу».

Больше он не слушал ни насмешек, ни увещеваний. 1667 год, август – Аввакума вывезли в Пустозерск. Там томились его семья, множество других старообрядцев. В пустозерский период Аввакум полностью разработал свое расколоучение. Он выступал за старину, отнюдь не думая пренебрегать настоящим: просто его видение современной действительности противоречило господствующим тенденциям эпохи. Московская Русь перестраивалась на иных духовных началах, всемерно сближая свои культурные и мировоззренческие ориентации с общехристианской и западноевропейской традициями.

Идеология Аввакума несла отпечаток воззрений той части русского крестьянства, которая под воздействием усиливающегося крепостничества по существу превращалась в полных холопов и рабов. Они выступали за сохранение своих прежних привилегий, отвергали все церковные преобразования, стихийно сознавая их связь с новой политической системой. Крестьяне толпами снимались с насиженных мест, уходили в глухие леса Севера и Зауралья, не страшась ни преследований правительства, ни анафем духовных пастырей.

Ежегодно увеличивалось количество массовых самосожжений. В огне нередко люди гибли сотнями и тысячами. К примеру, в начале 1687 г. в Палеостровском монастыре сожглись больше 2000 человек. 9 августа в том же году в Березове Олонецкого уезда – больше 1000. И подобных фактов было множество.

Обо всем этом Аввакум хорошо знал и всячески побуждал старообрядцев к самосожжению. В «Послании к некоему Сергию» он написал: «Наипаче же в нынешнее время в нашей России сами в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестии, яко и древле апостоли: не жалеют себя, но Христа ради и Богородицы в смерть идут». В этом же послании Аввакум рассказывал об одном из таких массовых самосожжении: «Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли».

Протопоп советовал Сергию: «Что ты задумался? Не задумывайся, не размышляй много, пойди в огонь, – Бог благословит. Добро те зделали, кои в огонь забежали… Вечная им память». Только в 1675–1695 годы было зарегистрировано 37 «гарей» (то есть самосожжений), во время которых погибли не меньше 20 000 человек.

Так Аввакум стал первым и чуть ли не единственным проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. И посему, воздавая ему должное, как блестящему проповеднику; оратору и писателю, мы находим закономерным, что он в итоге разделил участь всех ересиархов.

Между тем почил в бозе государь Алексей Михайлович, и на престол взошел его сын Федор. Аввакуму казалось, что о нем попросту позабыли. Он старел, невмоготу становилось выдерживать тоску и одиночество в глуши. И он сделал шаг навстречу своей гибели. 1681 год – Аввакум отправил царю Федору послание, в котором фанатично и безрассудно излил все накопившееся за долгие годы раздражение против церкви и духовенства.

«А что, царь-государь, – писал он, – как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю».

Может быть, царь не придал бы значения этому письму, если бы преподобный не упомянул ниже о его покойном батюшке: «Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, – слышал я от Спаса; то ему за свою правду. Иноземцы, что знают, что ведено им, то и творили. Своего царя Константина, потеряв безверием, предали турку, да и моего Алексея в безумии поддержали».

Царь Федор не питал никакого сочувствия к старообрядцам и воспринял послание Аввакума как угрозу существующей власти, лично самому себе. Хлопотать же за Аввакума было некому: при московском дворе не оставалось больше ни одного из его прежних доброжелателей; их вытеснили «киевские нехаи» – ученые монахи во главе с Симеоном Полоцким. И Аввакума «за великия на царский дом хулы» было приказано сжечь вместе с тремя его единоверцами.

Сожжение протопопа Аввакума

1682 год, 14 апреля – закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности. До нас дошли очень скудные подробности этой казни. Известно, что совершилась она при большом стечении народа. Узников вывели из-за тюремного тына к месту казни. Аввакум заблаговременно распорядился своим имуществом, раздал книги, нашлись для смертного часа и чистые белые рубахи. И все равно зрелище было тягостным – загноенные глаза, обрубленные усохшие руки. Теперь Аввакума, Федора, Лазаря и Епифания никто не уговаривал отречься.

Палачи привязали осужденных к четырем углам сруба, завалили дровами, берестой и подожгли.

Народ снял шапки…

Л. Зданович
ред. shtorm777.ru

«Аз Аввакум протопоп тако верую» – Выставка в Москве

Митрополит Корнилий осматривает выставку. Фото: Ю.Зайцева.
http://www.blagovest-info.ru/

11 марта 2021 года в Москве в частном Музее русской иконы открылась масштабная выставка, посвященная истории и культуре старообрядчества. Выставка «Аз Аввакум протопоп тако верую» создана к 400-летию со дня рождения духовного лидера старообрядчествапротопопа Аввакума, 400-летие которого отмечалось в 2020 г.

«Огнепальный» протопоп Аввакум (1620-1682) – это ключевая фигура, духовный лидер, обладающий непререкаемым авторитетом среди староверов всех конфессий, сейчас на государственном уровне признан общероссийским феноменом, определившим путь развития общества на многие годы. Мощь его личности поразительна: яростный обличитель и народный заступник, горячий проповедник и смиренный молитвенник, авторитетный политик и духовный учитель – протопоп Аввакум оставил ярчайший след в истории и культуре России. Его образ, в котором соединялись дерзость и невероятная стойкость, нетерпимость ко злу и милосердие, задал высокую планку моральных качеств русского человека на несколько веков.

Прошедший сложный трагический путь, закончившийся сожжением в срубе, он проповедовал, что перед Богом все в нравственном смысле – «от царя до псаря» -равны. Несмотря на всю значимость фигуры протопопа Аввакума, до наших дней фактически не сохранилось подлинных предметов, ему принадлежавших. И это неудивительно, ведь последние 14 лет своей жизни он провел в опале, находясь в заточении в далеком Пустозерске – остроге, расположенном за Полярным кругом. Там он и был сожжен вместе со своими сподвижниками весной 1682 года. Поэтому наследие протопопа Аввакума – это, прежде всего, рукописные тексты, написанные им и его сподвижниками во время пустозерского заточения и объединенные в три рукописные книги, получившие название «Пустозерские сборники».

Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), представила один из центральных экспонатов – икону «Сожжение протопопа Аввакума» начала ХХ века. Фото: iknigi.net

На выставке в Музее русской иконы представлены оригиналы двух «Пустозерских сборников»: из собрания Дружинина (Библиотека Российской академии наук) и из собрания Барсова (Российская государственная библиотека). Третий сборник (из собрания Заволоко), содержащий текст знаменитого «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного», не покидает стен Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. На выставке представлена электронная копия этого уникального памятника. Таким образом, в рамках выставочного проекта впервые объединены все три сохранившиеся рукописные книги с текстами, написанными самим протопопом Аввакумом и его сподвижниками, ранее не экспонировавшиеся в одном пространстве. Кроме них в состав выставки вошли старообрядческие рукописи, более 70 икон XVII – начала XX века, меднолитая пластика, гравюры, а также уникальные географические карты из частного собрания известного коллекционера.

Среди экспонатов выставки есть и предметы, принадлежавшие главному антагонисту протопопа Аввакума – патриарху Никону: вериги и янтарные четки из музея «Новый Иерусалим». А также портреты патриарха и царя Алексея Михайловича, гравюры с видами городов и монастырей, с которыми была связана жизнь протопопа Аввакума. Все это воссоздает контекст эпохи, в которой велись непримиримые споры, приведшие к церковному расколу.

Раскол Русской церкви – церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве. Связан он с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые церковные обряды в целях их унификации с современными греческими. Реформа осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650-1680-х годах. Противники реформы, официально называемые старообрядцами, были объявлены еретиками и преданы анафеме на Московском соборе 1656 года (только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666 -1667 годов. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия. Один из главных лидеров сопротивления старообрядцев и был «Огнепальный» протопоп Аввакум.

Торжественная церемония открытия выставки, на которой присутствовало много почетных гостей, началась с выступления хора Духовного училища РПСЦ, который исполнил старообрядческие церковные песнопения, а также духовный стих о страданиях протопопа Аввакума в ссылке. Церемонию открыла Галина Абрамова – мама трагически погибшего основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова. Она рассказала, что выставка, посвященная культуре старообрядчества, была задумана сыном еще при жизни. Говоря о главном герое выставки, она подчеркнула «стойкость протопопа Аввакума, с которой он нес свою веру, проходя через многочисленные лишения, пойдя ради веры на смерть». «Его подвиг, подобно подвигу Христа, привел за собой целое течение старообрядчества», – сказала Г. Абрамова, отметив, что экспозиция дает представление о том времени, когда старообрядчество «было в расцвете».

Фото: Ю.Зайцева. http://www.blagovest-info.ru/

Цель данной выставки – представить церковный раскол с позиции современного научного знания: через призму произведений иконописи, документов, предметов материальной культуры. В основу концепции выставки лег конфликт эпохи, на многие годы определивший путь развития отечественной истории. Этот конфликт был выражен в непримиримых церковных спорах, литературной полемике и борьбе двух стилей иконописи: традиционного, более условного, и нового, «живоподобного», введенного Симоном Ушаковым и мастерами Оружейной палаты. Чтобы показать эпоху «бунташного» семнадцатого века во всей полноте – как время возрождения национальной государственности, обновления церковной жизни, рождения нового искусства и новой раскрепощенной личности – организаторы выставки собрали более 180 памятников культуры, строго следуя историчности и документальности. В состав экспозиции вошли как артефакты, хранящиеся в центральных музеях и библиотеках страны, так и произведения из региональных музеев и частных собраний, некоторые из которых будут экспонироваться впервые. Всего в выставке участвует восемнадцать культурных и религиозных организаций, а также частные коллекционеры Москвы и Петербурга.Выставка проходит при содействии Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), которая представила один из центральных экспонатов – икону «Сожжение протопопа Аввакума» начала ХХ века.

Митрополит Корнилий – епископ и предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) сказал много теплых слов об основателе Музея русской иконы и поблагодарил устроителей выставки за внимание к личности и подвигу протопопа Аввакума и к культуре старообрядчества. «Эта выставка помогает понять, что мы потеряли, где наш родной дом – Святая Русь. Очень важно, чтобы как можно больше людей соприкоснулось с нашей славной русской историей, чтобы напомнить о наших предках, которые не изменили православию; о том, что старообрядцы не появились вдруг после раскола, а были всегда, начиная с первых веков христианства. Что они отстаивали старую веру и как самую дорогую ношу дали ее нам, и в столетия гонений сохраняли веру, книги, пение, иконы, отдавая за это свои жизни. И нам надо веровать, как наши предки, несмотря на любые трудности и гонения, которые, может быть, будут еще. Пепел протопопа Аввакума должен стучать в наше сердце и звать нас, чтобы мы делали все, чтобы сохранить нашу душу и нашу православную Россию», – сказал митрополит.

Он сообщил, что прибыл на церемонию открытия выставки прямо из Абакана. В таежной глуши Хакасии он навещал известную отшельницу Агафью Лыкову, чтобы освятить ее новый дом. По словам митрополита Корнилия, Агафья Лыкова – «образец духовного мужества», она – из тех молитвенников, которые «продолжают подвиг, который начали наши предки и протопоп Аввакум». «Глядя на нее, можно увидеть, каким должен быть человек: она живет, трудится, молится, несмотря на голод, холод, болезни, медведей. Это слабая женщина, но дух ее бодр, может наш мир еще сохраняется по ее молитвам», – заключил глава РПСЦ.

Протоиерей Иоанн Миролюбов, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, устно передал устроителям и гостям выставки приветствие Патриарха Кирилла. Священник с сожалением говорил о нынешнем поколении, которое похоже на «манкуртов без роду и племени». Однако «народ сейчас находится в поисках своей идентичности, ищет свои корни», считает он и подчеркивает, что подобная выставка в этом смысле вносит большой вклад в возрождение «глубинной исторической памяти» и дает надежду на возрождение русской культуры. Ирина Поздеева, профессор МГУ им. Ломоносова, специалист по истории и культуре старообрядчества – один из кураторов выставки. По ее словам, в экспозиции собраны редчайшие памятники, которые позволяют увидеть то, что видели в свое время протопоп Аввакум и его соратники. Выставка посвящена старообрядческой культурной традиции, которая является «живой кровью народа», и в основе этой традиции, в первую очередь, лежит православная вера, подчеркнула Поздеева. Она добавила, что культура старообрядчества учит также традиции терпения, познания Священного Писания и Предания, укреплению семейных связей и еще одной традиции, которую она обозначила словами «кто если не я».

Выставка стала крупнейшей культурной площадкой, на которой никогда ранее не выставлялись в одном пространстве подлинные материалы, которых касалась рука Аввакума и его современников, все это воссоздает особую духовную среду того времени. По традиции выставка сопровождается изданием научного каталога, а также проведением круглого стола с участием авторов издания и приглашенных экспертов.

Участник выставки, Собкор «РА NY» в Москве Артур ЦАПЕНКО и директор музея Русской иконы Задорожный Николай Васильевич.


Артур ЦАПЕНКО,
Собкор «РА NY» в Москве


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх