«ДЕЛО» СЕСТРЫ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА ИЗРАИЛЯ
Так называется один из разделов сборника «Государственный антисемитизм в СССР… Документы», составителем которого является крупнейший специалист по истории советского еврейства Г.В.Костырченко. Этот раздел, посвященный судьбе сестры первого президента Израиля Хаима Вейцмана, выдающегося ученого – химика ХХ столетия, целиком представлен материалами из моей архивной коллекции. Сборник уникален по характеру содержания, научно –справочному аппарату. Ознакомившись с материалами, можно составить вполне реальное представление о характере политики советскогоруководство по отношению к своим согражданам – евреям. Но обратимся к делу сестры президента.
ОНИ БЫЛИ РОДОМ ИЗ ПИНСКА
Сегодня уже мало кому известно, что первый президент Израиля и выдающийся ученый – химик ХХ столетия Хаим Вейцман был родом из России – Беларуси и родился в городе Пинске. В разное время представители семьи Вейцманов, которые разделяли взгляды своего сына и брата – сиониста, выехали в Палестину. В России осталась одна сестра Хаима Вейцмана Мария Евзоровна и один брат. Само собой разумеется,что и она по своим воззрениям была сионистской. Но, по все видимости, семейные обстоятельства не давали возможности выехать в свое время в Палестину. Дело в том, что она была замужем за инженером Савицким Василием Михайловичем, русским по национальности, из Куйбышева, который был арестован в 1949 году и в момент ареста Марии отбывал наказание за антисоветскую деятельность в Иркутской области. По данным материалов, представленных Костырченко, арестована сестра первогопрезидента была в феврале 1953 года.
Факт в её судьбе немаловажный,сыгравший в последующих событиях решающую роль. Ведь через месяц ушел из жизни вождь народов, а это означало для неё и многих других арестованных, в то время, просто спасением. Но это будет потом. Тайное же наблюдение МГБ СССР за Марией Вейцман было установлено в 1948 году. Составитель сборника отмечает, что в записке на имя Сталина, Молотова, Жданова и Кузнецова содержались сведения о репрессированных и эмигрировавших родственниках М. Вейцман, которая в то время работала врачом медпункта Научно – исследовательского института авиационной технологии. «Абакумов уведомлял, что М. Вейцман шесть раз добивалась в 1926 – 1936 гг. разрешения на выезд в Палестинудля свидания с матерью, однако только одно прошение, поданное в 1926 году, было удовлетворено. Абакумов также сообщал, что Мария Вейцман и её брат Самуил в 1920 г.поддерживали связь с Троцким и Радеком, и потом очень лестно о них отзывались В заключение министр госбезопасности информировал:» В настоящее время Вейцман М. Е. выражает стремление выехать в Палестину, надеясь, что её брат Хаим Вейцман окажет ей необходимую помощь. МГБ СССР М. Е. Вейцман взята под чекистское наблюдение, в процессе которого установлены участившиеся в последнее времяпосещения её квартиры евреями, приносившими ей поздравления, в связи с назначением её брата временным президентом Израиля». В записке сообщается и факт встречи Хаима Вейцмана с Михоэлсом и Фефером в 1943 году во время пребывания последних в США. Но, видимо, тогда арестовать Марию не решились. Все – таки сестра президента только – что возникшего государства, в создании которого СССР сыграл немалую роль. Ну а в феврале 1953 года оказалось в самый раз. И внутренняя обстановка, и политика в отношении Израиля позволяли отбросить всякие нормы приличия. 10 февраля 1953 года появляется документ за подписью заместителя министра Госбезопасности СССР генерал – лейтенанта Огольцова и заместителя Главного военного прокурора Советской Армии генерал – майора Китаеав, выдержки из которого приведем.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
На арест ВЕЙЦМАН Марии Евзоровны.
Я, ст. оперуполномоченный отдела 2-го Управления ГРУ МГБ СССР майор госбезопасности Ковалец, рассмотрел имеющиеся в МГБ СССР материалы в отношении ВЕЙЦМАН Марии Евзоровны, 1893 года рождения, уроженки гор. Пинска, еврейки по национальности, беспартийной, с высшим образованием, граждански СССР, работающей врачом Госстраха, проживающей по Воротниковскому переулку, дом № 7/ 9, кв. 52.
НАШЁЛ: Вейцман, будучи настроена враждебно к существующему в СССР общественному и государственному строю на протяжении ряда лет систематически ведет среди своего окружения антисоветскую сионистскую агитацию, распространяет гнусную клевету в отношении руководителей партии и правительства, проявляет крайнюю озлобленность к главе советского правительства ( к Сталину)… Кроме того, ВЕЙЦМАН в силу своего враждебного отношения к СССР вынашивает план изменить Родине путем переезда в Израиль…ВЕЙЦМАН систематически слушает и распространяет среди своих знакомых антисоветские передачи «Голос Израиля», и «Би – би – си» . Преступная деятельность ВЕЙЦМАН М. Е. потверждается также другими имеющимися в МГБ СССР материалами. На основании изложенного
….ПОСТАНОВИЛ: ВЕЙЦМАН Марию Евзоровну подвергнуть аресту и обыску». Соответствующие подписи высокопоставленных лиц, придавших документу законную для того времени силу, были поставлены.
ТЮРЬМА БУТЫРСКАЯ
Следует отметить, что сестра первого Президента Израиля на допросах вела себя достойно, никого не оговаривала, хотя приходилось ей нелегко. Годы давали знать – ей ведь было более 60 лет. И жизнь была непростой. Протоколы дают представление о семье первого главы еврейского государства. 11 февраля 1953 года на допросе о составе семьи она подробно рассказа об этом. Данные весьма интересные. Приведем выдержки из протокола:
– Где вы проживали и чем занимались до 1908 года?
– Постоянно проживала в гор. Пинске с родителями… В 1907 г. я окончила экстерном гимназию и в 1908 выехала для продолжения учебы в гор. Цюрих ( Швейцария).
– В течение какого времени вы находились в Швейцарии?
– В Швейцарии я проживала начиная с 1908 г. и кончая 1912 года. Училась в Университете совместно со своей сестрой Анной Вейцман. После окончания университета возвратилась в Россию, где в том же 1912 году сдала экзамены на звание врача-лекаря…».
Далее она рассказала историю переезда семьи в период Первой мировой войны в Москву, где и работала всю жизнь по специальности в разных учреждениях. Затем ей были заданы ещё ряд вопросов.
– Назовите своих родителей и родственников и их род занятий.
– Отец мой – Вейцман Евзор Хаймович уроженец местечка Мотоль Гродненской Губернии. Постоянно впоследствии проживал в г. Пинске, являясь чиновником конторы по сплаву леса, в 1911 году, когда ему было 55 лет, умер. Мать моя – Вейцман Рахиль Михайловна, домохозяйка, умерла в 1935 году – 78 лет. Старшая сестра – Любжинская Мерьям Евзоровна… умерла в возрасте 80 лет в Лондоне…БРАТ – ВЕЙЦМАН ХАИМ ЕВЗОРОВИЧ ( Президент Израиля) с 17 лет проживал за границей. В начале, после окончания университета в гор. Женеве работал на кафедре органической химии доцентом, затем в 1906 г. переехал в Англию, где проживал до 1947 года в Лондоне, являлся профессором биохимии в одном из университетов ( в Манчестере ). Одновременно был почетным ректором Иерусалимского университета, куда периодически выезжал. После образования государства Израиль был избран президентом этого государства и занимал этот пост до дня смерти… Брат Вейцман Моисей Евзорович, 70 лет, профессор химии Иерусалимского университета. Постоянно после выезда за границу проживает в Палестине. Сестра Вейцман Фрума Евзоровна работала зубным врачом…В 1913 году выехала в Палестину с семьей, где проживала до самой смерти. Брат Вейцман Самуил Евзорович получил политехническое образование в Швейцарии. Возвратившись в Россию постоянно проживал в Москве. В 1938 году был арестован за контрреволюционную деятельность и в заключении умер.
Далее она сообщила, что в Израиле проживали ещё три сестры и один брат. Итого, в семье было 10 детей.Сообщила она сведения и о своем муже: “Муж мой – Савицкий Василий Михайлович, 1885 года рождения, уроженец гор. Куйбышев, с 1918 года и до ареста в 1949 году за антисоветскую деятельность в данное время отбывает наказание в иркутской области».
Вела себя сестра президента Израиля спокойно, никого не оговорила, своих взглядов не скрывала. На вопрос о своих «преступных замыслах» выехать в Израиль она с чувством собственного достоинства ответила: «Неотрицаю… Являясь еврейской националистской, я восхищалась героизмом израильтян во время войны с арабами. Впоследствии, когда образовалось государство и сформировалось правительство, моё желание попасть в эту страну ещё более усилилось. Я проявляла громадный интерес к этому государству, была в восхищении, что наконец евреи получили свою самостоятельность…Во всем этом немалая заслуга моего брата Хаима Вейцмана… Я лично настолько была от такого события в восторге, что, услышав по радио о признании государства Израиль Советским Союзом, от радости, охватившей меня, некоторое время была в обморочном состоянии…».
Согласимся, что отвечать следователю подобным образом в те страшные времена не всякий бы отважился. Особенно он интересовался её пребыванием в Палестине в 1926 году. Она даже не скрывала своего восхищения тем, чего к тому времени достигли на Святой Земле её соплеменники. На вопрос о своих впечатлениях при посещении Палестины в 1926 году она ответила : ” Прибыв в страну, где с давних пор проживает основная часть еврейского коренного населения, мне интересно было знать, как они устроили и устраивают свою жизнь, как обстоят дела с культурой и искусством, отношение к историческим памятникам. С этой целью я разъезжала по всем уголкам страны, посещала организованные в селах еврейские сельскохозяйственные общины, школы, детские сады, театр, кино и другие места, которые меня интересовали. Надо сказать, что по отношению к арабам, евреи во много раз лучше сумели построить в Палестине свою культуру и быт. Я также была весьма довольна жизнью моих родственников, которые хорошо устроились и были материально обеспечены».
Много, много вопросов было задано сестре первого президента Израиля. Но один выглядел просто комично. Вот как он был сформулирован и как прозвучал ответ:
– Следовательно, находясь в Палестине, вы непосредственно общались среди сионистов?
– Да, правильно. Проживая в 1926 году в Палестине, я общалась в кругу сионистов, которых представляли мои родственники. Вполне понятно, что большинство коренных жителей разделяли точку зрения моего брата Хаима Вейцмана, я имею в виду сионистские идеи, которые он проводил.
Следователь был поражен тем, что в Палестине, оказывается, все евреи были сионистами. Последний протокол допроса Марии Вейцман датирован 20 марта 1953 года. Вождь народов отошел в мир иной. Ситуация стала меняться буквально на глазах. О Марии как будто бы забыли. Но 28 июля1953 года о ней вспомнили и вручили обвинительное заключение. В нём было сказано, в чем она обвиняется:
“…ВЕЙЦМАН Мария Евзоровна, 1893 года рождения, уроженка города Пинска, еврейка, гражданка СССР, беспартийная, с высшим образованием, до ареста врач…, в том что среди своего окружения проводила антисоветскую агитацию, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 -10 1 УК РСФСР. Считая следствие законченным, а добытые данные достаточными для предания суду,…дело № 103 по обвинению ВЕЙЦМАН Марии Евзоровны направить на рассмотрение Особого Совещания при МВД СССР, предложив определить меру уголовного наказания ВЕЙЦМАН М. Е. 5 лет ИТЛ с применением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии». 12 августа 1953 года Особое Совещание постановило «Вейцман Марии Евзоровне за антисоветскую агитацию определить ПЯТЬ лет исправительно -трудовых лагерей, считая срок с 10 февраля 1953года. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии» ВЕЙЦМАН Марию Евзоровну от наказания и из-под стражи ОСВОБОДИТЬ».
Вот так закончилось дело сестры первого президента государства Израиль. Естественно, вскоре она выехалав Израиль. О её дальнейшей судьбе, судьбе её мужа – Василия Михайловича Савицкого мне ничего не известно. Может быть читатели о чём- нибудь знают. Документов по этому поводу я не встречал.
Вилен ЛЮЛЕЧНИК,
кандидат исторических наук, доцент, полковник в отставке.
Нью-Йорк. США.
Для “РА NY“