НАШ МИР ПОЛОН ТАЛАНТОВ: ЮРИТА АРТ
Гость редакции «Русскоязычной Америки N-Y» известный художник из Великобритании, коллекционер произведений искусства, основатель галереи «Lady Ju» и международной премии животных «BadBoyLove» Юрита АРТ (Юрита КАЛИТЕ). Юрита родом из Риги, столицы Латвии, много путешествовала по миру, пробовала свои силы в самых разных сферах деятельности, прежде чем обосновалась в Лондоне и поняла, что главное её призвание — живопись. Упорный труд, природный талант и ярко выраженная склонность к творческой деятельности дали свои результаты и теперь Юрита признанный живописец, известный не только в странах Британского Содружества, но и в России и других республиках бывшего СССР.
Одна из картин Юриты Арт представлена в Букингемском дворце, за что она получила благодарственное письмо от Её Величества королевы Елизаветы II. В 2020 году Гильдией художников Великобритании Юрите присвоено звание «художник профессионал» (2-й Уровень), а в январе нынешнего года – профессиональный уровень «Художник копиист» от галерей Saatchi Art (Великобритания) и Singulart (Франция). Помимо собственно живописи, Юрита активно занимается общественной деятельностью, множеством благотворительных и просветительских проектов. Так, в апреле 2020 года Юрита получила благодарственное письмо «За волонтёрство во время вспышки COVID-19» от городского совета Вестминстера в Лондоне, а в ноябре 2021 года за профессионализм и неоценимый вклад в международное фестивальное движение награждена Дипломом конкурса «Звезды Альбиона» (Великобритания). За личные заслуги и вклад в укрепление дружбы между народами России и Великобритании Юрита Арт награждена Дипломом от Посольства Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании (декабрь 2021 г.)
Беседует с нашей гостьей писатель Евгений СКОБЛОВ.
1. Юрита, первый вопрос традиционный. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к живописи и кто стал для Вас творческим наставником?
Начала рисовать с детства. Лето я проводила на нашей даче в Меллужи Юрмала. Дедушка купил кисточки и краски. Рано утром, когда природа только просыпается, выходила на дюны, сидела смотрела вдаль моря и рисовала. А потом и все стены на даче были расписаны, а в каминном зале появился огромный парусник. Мама вспоминает что рисовать я начала раньше чем ходить, в квартире тоже были разрисованы все стены.
Был период путешествий по миру, жила в Швейцарии, Израиле, заехала в Лондон посмотреть на город, тут и осталась. Так, волею судеб я оказалась в Англии. Здесь в течение достаточно долгого времени развивала и достаточно успешно карьеру в области веб-дизайна, затем начала профессионально заниматься изобразительным искусством. В какой–то момент надоело просто зарабатывать деньги, и я начала жить так, чтобы иметь возможность выражать свои эмоции и чувства посредством художественного творчества. По случайности соседка оказалась профессором академии искусства Франции… ну и понеслось…
Затем я встретила преподавателя, Сергея Минина — профессионала и мастера высокого художественного уровня. Знания, которыми обладает Сергей Минин, вы больше не найдете нигде, он представитель «старой русской художественной школы», если можно так сказать. Мастера такого класса на вес золота и, если честно, мне выпала большая удача учиться у такого видного художника. Он иногда шутит: “Юрита не училась у кого попало, а пошла сразу по верхам”.
Сергей сначала опешил от моего напора, а потом любезно согласился терпеть все мои выходки. Он дотошно и последовательно выравнивал мои «зигзаги» и выводил моё творчество на профессиональный уровень. Сергей долгое время работал реставратором в Русском музее Таллина, каждое его историческое полотно это, по сути, шедевр, он так же расписывает алтари и создаёт иконы для храмов… Создал книгу на металле (единственный случай в истории Финляндии). Это уникальный человек!
Ну и главное – он терпит мой «милый» характер, за что ему большое человеческое спасибо!
В итоге я экстерном сдала все необходимые экзамены в Гильдию художников Великобритании и меня приняли с квалификацией 2-го уровня профессионального художника. Проверяли все очень строго — технику, рисунок и прочее. Изучали уже готовые картины и вынесли вердикт: подходит (улыбается). Так и втянулась с головой в творческую жизнь. Теперь и сама выставляюсь, и других пропагандирую. В 2016 открыла свою лондонскую галерею Lady Ju Gallery и с тех пор участвую в развитии галереи и интеграции новых технологий в сферу искусства. Одновременно занимаюсь реализацией и продвижением произведений изобразительного искусства в социальных сетях, организацией выставок и прочим в этом порядке.
2. Кого из художников прошлого и современности Вы можете считать для себя примером в живописи?
Несмотря на получение сертификата в Университете Тель-Авива, я продолжаю изучать изобразительное искусство и дизайн в Лондонском университете искусств и на курсах в Лондоне и Европе. Вообще, как постоянно практикующий живописец я работаю в жанре пейзажа, анималистики.
Благо мой наставник, Сергей Минин, в ходе уроков живописи, рисунка направил мои действия в нужном направлении в самом начале учебы. Я и теперь постоянно изучаю технику и творчество великих. Часами слушаю – смотрю – разбираюсь. Поражает их виртуозное владение техникой и подача эмоций. Я вообще считаю что картина должна быть живая и как бы разговаривать со зрителем. Я всегда стараюсь добиться этого в своих работах. Это как раз тот случай, когда мимо каких-то картин зритель проходит не задерживаясь, а перед некоторыми стоит часами…
Так я стою перед незаконченной «Мадонной» Рафаэля или, например, «Жеребцом» Джорджа Стаббса. Не пойму почему, но эта работа завораживает, хотя жеребец не скачет в пространстве, просто привстал на задние ноги, а все равно глаз не оторвать, поэтому всё возвращаюсь и возвращаюсь к картине. У меня в национальной галерее уже есть своё место откуда стою и смотрю… Незаконченная «Мадонна» Рафаэля («Мадонна Конестабиле», 1502-1504 г.г.) хорошо показывает последовательность работы над фигурами в картине. Очень интересны и техника, и манера автора. Графика Дюрера восхищает… попыталась повторить его зайца. Внуку Ванечке понравился мой заяц он долго его рассматривал). Конечно, классическая живопись. Рембрандт – техника плюс история картины, так сказать провенанс, очень поучительно. Насмотрелась на Сальвадора нашего Дали и Пикассо. У меня есть несколько работ в подобном стиле. Ваяю исключительно следуя коммерческой логике “людям это нравится, вот я и рисую”. А деньги я люблю, их вообще надо любить, как и женщину, а то не будет ни того ни другого (улыбается).
3. Как Вы полагаете, повлиял ли Ваш переезд в Англию на реализацию себя в творчестве?
Думаю что да. До этого рисование было для меня просто хобби. А в Лондоне нельзя просто рисовать, тут надо активно двигаться. Мое хобби превратилось в коммерческий бизнес, я начала набирать вес и получать серьезные заказы.
Процесс моего творчества основан на эмоциях и энергии в момент создания работы и зависит от реальной ситуации в моей жизни, в жизни населения мира, в условиях быстрых, иногда молниеносных перемен. По этой причине мои работы побуждают зрителей интерпретировать их по-своему, вызывают у людей разные чувства в зависимости от их индивидуальных переживаний и воспоминаний.
В этом плане сила и энергия Лондона конечно сработала и дала мощный заряд. Вообще, в Лондоне очень высокие требования, особенно к людям творческих профессий: вы должны быть лучше – выше – круче – интереснее!
Глубокое заблуждение тех, кто считает что успех пришел потому что ты в Лондоне (в географическом смысле). Само по себе проживание здесь ничего не дает кроме неоправданной гордости. Мне пришлось собрать все свои знания и умения, закупать необходимую технику, начать срочно и быстро учиться тому что не умею, но крайне необходимо. Ведь современный художник это совокупность нескольких умений и техник, и выделяет художника как раз виртуозность владения ими.
Кроме того что вы должны рисовать так, чтобы зритель был заинтересован, надо еще и создать площадку чтобы зритель на вас пришёл – и это все должны сделать вы сами и преподнести владельцу галереи на «блюдечке с золотой каемочкой». А он еще будет думать, связываться с вами или нет, и если предстоит платить, то за что конкретно?
Арт в Лондоне это очень дорогое удовольствие и доступно далеко не всем. Я часто бесплатно выставляю картины на улицу в подарок прохожим и они просто их забирают.
Таким образом я пытаюсь подарить частичку искусства тем, у кого нет денег на его покупку. Люди «хотят искусства», запрос на него есть в обществе. Опять же – Лондон это уровень.Моя Картина в Букингемском дворце – это уже уровень.
В апреле 2020 года картина маслом «Мой пес, Плохой мальчик Тайлер» (англ. “My dog Bad Boy Tylor” ) была выбрана в подарок королеве Елизавете II. Потом я получила благодарственное письмо с комплиментами от Ее Величества Королевы из Вестминстерского замка. Сначала картина висела во дворце. А когда Елизавета II вместе со своим ныне покойным мужем Филиппом отправились на карантин в Виндзорский замок, то взяли с собой и моего Масика… (в родословной он значится как Bad Boy Tyler: дословно — Плохой Мальчик Тайлер, но дома я называла его Масиком).
Масика оценила всемирная благотворительная организация животных PDSA, назвав его Собакой Великобритании 2020 года и отметив в категории «Добрый характер».
Среди других псов он был самым маленьким хвостатым доктором. Больные гладили собак, играли с ними. В своем письме королева Елизавета II как раз написала, что она очень тронута историей Масика. Выразила огромную благодарность за нашу благотворительную деятельность.
Все это дало мне возможность в 2019 году основать награду для животных BadBoyLove Commendation. Премия была призвана отметить беспрецедентную преданность и обогащение, которые животные привносят в нашу жизнь.
В октябре 2020 года Арт Галерея в центре Парижа выбрала мою работу “Знак Зодиака Скорпион” из серии Гороскоп для своей постоянной экспозиции. Барельефная картина выполнена в современном стиле, это смесь нескольких техник – лепка – покраска – позолота — лакировка. Все это снято на видео и смонтирован видеоролик о процессе создания работы, что позволяет зрителям погрузиться в таинственный процесс создания: замес гипсовой массы, ваяние изгибов, нанесение цвета. Подходящая музыка под видео и все это завораживает, картина оживает..
Зритель воспринимает информацию и визуально и на слух и эмоционально, и когда вы затрагиваете все струны души – то вот он — «творчески-энергетический» посыл зрителю.
В январе 2022 года Галерея Saatchi Art (Великобритания) выбрала мою работу “Шагал который гулял по променаду” для своей постоянной коллекции и включило мое имя в список коллекционных художников. Сказали что картина необычная, потому интересная. В этой работе я хотела показать на контрасте изменения, которые происходят в нашем мире. Как известно, Шагал был личностью, что называется влюбленной и нравственной, а современность отличается сексуальной свободой.
В марте 2022 года я получила заказ на большую работу акрилом с позолотой “Ночная Вода 44”, для клиентки в Америку от галереи во Франции. Это поистине мистическая работа, а мистика, как известно всегда и во все времена завораживала.
Интересна история этой картины, так сказать провенанс.
Первоначально был оригинал маленького размера 20х20см, он уехал в Россию. Потом из Америки заказали точную копию но большого размера 100 х 80 см. Сейчас вот ещё вариант 90 х 60 см для Франции, работа выполнена под трель соловья.
Таким образом, это уже третья копия выполненная с оригинала, вот такая популярная работа.
А начинала эту картину, не поверите, не помню уже что-то рисовала такое грандиозное, и просто осталось немного краски, но жалко было выбрасывать. Нашла у себя в запаснике маленький холст и быстро за 15 минут накидала остатки краски в такое вот изображение. В результате получилась такая мистическая картина, что только за последний год заказано уже 3 копии разного размера. Вверху то ли птица то ли цветок… кстати, птицу там одна дама из Америки увидела, её цитата: “пролетает то ли журавль то ли лебедь”.
4. Каким образом или под влиянием каких факторов к Вам приходят идеи сюжетов картин?
Из жизни, все сюжеты из реальной жизни что нас окружает.
Собаки это «моё всё», я с ними живу. Портреты друзей из Facebook – 5-ти минутный карандаш (он же тренировка для рук по утрам, дабы рука линии не забыла), тоже это из жизни. Своими произведениями я стремлюсь просвещать людей и обогащать их духовный мир, потому хочу рисовать красоту. Моя миссия состоит в том, чтобы помочь и в какой-то мере объединить художников со всего мира. Мой опыт работы в галереях включает общение с художниками и их представителями. По этой причине я черпаю вдохновение из общения с художниками, их страсть подпитывает мою собственную энергию.
Некоторые сюжеты тяжело даются, а с графикой я дружу. В графике сюжеты ложатся сразу без проблем. А вот цветовое решение может долго никак не приходить. Вроде и нормально, а мне не то и не так… то есть, они хороши для зрителей, но меня не устраивают. И день за днем пробую варианты, пока не получу удовлетворения). По натуре я перфекционист и это моя проблема, видимо.
Некоторые картины приходят во сне, и тогда я сразу встаю и переношу его из воображения на бумагу а потом дорабатываю в цвете. Так было с работой “Улочка Трокшню. Рига. Латвия”. Нарисовала все правильно, а эмоций нет. Очень хотелось внести исторический момент и привнести движение в картину. Все думала, ну какое движение можно втиснуть в «большую» картину на 10 квадратных сантиметров?
Думала, думала, и так и сяк, пересмотрела много архивных рисунков и гравюр с изображением средневекового города, и да – есть! вот оно! – элемент повседневной жизни города того времени – лошадь везет повозку – вот вам и история, и движение, и сразу три объекта: лошадь, извозчик и повозка. Картина молниеносно ожила.
Акварель “Синяя нагота” просто приснилась во сне и утром быстро накидала на бумагу. Заказ был от клиентки, звучал дословно так (ее цитата): “Нарисуй Современную Любовь”.. Хм… таки удалось и она в восторге от увиденного (улыбается)
В 2021 году я делала большой проект про море и парус. Северный поход на яхте через Балтийское и Северное моря, я рисовала прямо с видео, что называется, вживую. Ребята в походе снимали каждый день на видео и присылали мне, мы все время были на связи. Я нарисовала серию картин и смонтировала 30-ти минутный документальный фильм на реальных событиях: “Северный поход. 19 дней на яхте в море. Июнь 2021: Балтийск (Россия) – Балтийское море – пролив Каттегат – Марстранд (Швеция) – пролив Скагеррак – Северное море”. Поход по скандинавским странам на утлом, но несокрушимом судне с настоящим капитаном.
Столько замечательных кадров, рисунков и картин. Это и видеосъемка с дрона и с яхты, и легенды местности, исторические справки и комментарии. Немного юмора… как же без него. Звуковые эффекты вовлекают зрителя в саму гущу событий…
Вы так же увидите как создавались картины из серии “Наше море”. Почему – “наше” – спросите вы? Потому что так называл его мой друг Володя, он его снимал, а я рисовала… Мы видели его одинаково… Вступительное слово я говорю на мосту Вестминстер в Лондоне, на фоне Парламента Великобритании. Живая музыка шотландской волынки, музыкант на мосту исполнил ее специально для этого фильма.
В Лондоне презентация этой серии имела большой успех. Несколько картин, акварель и масло, купили практически сразу после начала презентации. Одну работу запросили в музей в России, но владелец портрета капитан Дядя Коля отказался отдавать картину, сказал что мой подарок он никому не отдаст и музей обойдется без его портрета. Портрет второго моряка Володи был заявлен и подтвержден на выставку 2022 в престижную королевскую галерею Mall Galleries в Лондоне (около Букингемского дворца). Однако в феврале этого года я попала под политический каток и меня сняли с выставки, так как был заявлен портрет русского моряка..
Остановите Землю! Я сойду…
Все это меня разозлило основательно и я быстро набросала графику на злобу дня. Зрителей очень затронул этот сюжет, поэтому было принято решение положить его маслом на холст большого размера. Рабочее название картины “Безумный мир”, главная идея – борьба добра и зла, белое и черное, небеса и ад. Графика легла сразу и на отлично, немного подправила руку Бога под руководством Сергея Минина.
Цвет в акварели пока не идет, пытаюсь нарисовать чёрного дьявола в чёрном аду… Но. Уже виден свет в конце туннеля, окончательное видение геенны огненной.
5. Юрита, а что привлекает Вас в Лондоне с художественной точки зрения, как живописца? Расскажите как складывается Ваша художественная и общественная деятельность в Англии.
Как живописца меня в Лондоне не привлекает ничего, от слова совсем, творить тут не интересно. Каждый день то разборки с коммунальными компаниями, то с телефонными операторами, «глаз да глаз» за банковским счетом, нервотрепка еще та! Мне просто повезло жить около воды, у Темзы, и у меня есть небольшой садик где растут деревья, я там рисую на природе, так сказать. Как живописца меня больше привлекает домик в горах или дача в Юрмале у моря где-нибудь..
Лондон привлекает с финансовой позиции, тут надо деньги зарабатывать: все главные выставки здесь и это престижно – выставиться в Лондоне. Если смотреть с этой точки зрения, то, пожалуй да.
Давайте разделим: художественная и общественная деятельность – это одно, а создавать картины – это другое. Надо либо творить, либо заниматься общественной работой. На все не хватает ни времени, ни здоровья. Как правило, серьезные проекты планируются заранее, поэтому можно совмещать без ущерба. Когда начинаю рисовать, ухожу в астрал, отключаю все телефоны чтоб никто не сбивал с позитивной энергетики и не портил нервы.
Много лет занималась международным проектом «Баскетбол и искусство» (англ. “Basketball and The Arts”). Академия баскетбола NASSA и я, мы вместе попытались остановить преступления с применением ножей, привлекая подростков в свою мастерскую по спорту и искусству. Рисовала с детьми на баскетбольном корте. В ноябре 2019 в Россотрудничестве (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, прим.) состоялась большая художественная выставка «Юрита — моя история» под идеей «Искусство и баскетбол. Остановим преступность с ножом и спасем человечество».
За это получила награду “Золотая звезда 2019”, ее мне вручил сам достопочтенный член парламента Стивен Тиммс (The Rt Hon Stephen Timms MP), вручение состоялось в парламенте Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Награда вручена по рекомендации Наташи Харт MBE, кавалера Ордена Британской империи и президента академии баскетбола Newham All Star Sports Academy (NASSA).
В 2021 году меня пригласили в серьезный проект «Звезды Альбиона» международный конкурс искусств тут в Лондоне, артисты, певцы, художники, танцоры. Это был очень интересный опыт: я принимала участие в качестве председателя жюри в номинации «Визуальное искусство».
Все таки наш мир полон талантов – надо их только заметить и дать им возможность себя проявить.
Финальный гала-концерт и выставка картин проходили в Посольстве Российской Федерации в Соединенном Королевстве в декабре 2021 г. С приветственной речью выступил его превосходительство господин посол России в Великобритании Андрей Владимирович Келин.
Во время вспышки коронавируса COVID-19 я начала волонтерскую деятельность в гражданском обществе района Вестминстер в Лондоне. Конечно, чтобы быть вместе в трудные времена и помогать своему сообществу. Я устраивала выставки по приглашениям в пенсионные дома для престарелых, и для тех, кто закрыт дома в изоляции. За эту работу получила «Благодарственное письмо за волонтёрство во время вспышки COVID-19» от городского совета Вестминстера в Лондоне, подписанное советником Мелвином Капланом, заместителем руководителя и членом кабинета министров по вопросам финансов Вестминстера.
Пару лет я занималась волонтёрской деятельностью от Координационного совета русскоговорящих соотечественников в Великобритании и Северной Ирландии, за что была награждена в 2021 году Дипломом за личные заслуги и вклад в укрепление дружбы между народами России и Великобритании от Посольства Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании.
После нового года я приостановила активную общественную деятельность и переключилась на себя и своё творчество.
6. Влияют ли на Ваше творчество другие виды искусства — литература, например, театр или кино? И если да, то каким образом?
Я натура эмоциональная и конечно, когда смотрю кино или слушаю оперу, то испытываю эмоции. Иногда бывает что мысль о картине в моей голове еще не сформировалась окончательно, но идея есть и я о ней думаю.
И вдруг… музыка из фильма (например) просто в полной гармонии ложится на образ – и вот оно, бинго! – всё сложилось как надо! Я вкладываю эти эмоции в картину и несу людям позитив. И они это чувствуют, судя по отзывам.
Я бы сказала так: картина это своё-родное – как ребёнок, её надо прожить, пропустить через себя каждый миллиметр, как кусочек себя самой.
Поэтому всегда говорю, что для меня наивысшая радость это видеть восторженные глаза моих зрителей, когда они смотрят на мои картины.
7. Расскажите о Ваших увлечениях помимо изобразительного творчества. О Вашей активной творческой деятельности в Интернете много хороших отзывов из России и Европы.
Мои увлечения это мотоциклы, видеокамера, путешествия и собаки. Недаром говорят, что все мы родом из детства. По сути, я выросла на берегу моря. Там красиво, сразу родятся пейзажи и хочется гонять на мотоцикле. Байк – это адреналин и скорость. По наблюдениям знакомых, когда я в бешенстве, у меня получаются шедевры (смеётся)
В Лондоне особо не покатаешься, и дорого, и активное движение, да и что толку гонять то среди домов… Видеокамера — это и путешествия, и возможность поделиться с людьми, показать что-нибудь красивое, интересное, необычное.
Собаки.. у нас в семье всегда были собаки, это ангелочки на земле. Ах, если бы люди умели любить как собаки…
За отзывы спасибо, людей не обманешь, они все понимают и видят. Раз пишут такие отзывы, значит я не зря живу на этой планете. Спасибо им!
8. Ваше творчество охватывает сразу несколько жанров — пейзаж, портрет, анималистика, натюрморт. Какой из них Вам ближе всего, или вызывает наибольшее вдохновение?
Конечно, анималистика. Моя собака была для меня как ребёнок, и сейчас я продвигаю премию «BadBoyLove», считаю, что дала ему вторую жизнь через эту премию. Я говорю с животными на их языке. Если надо будет выбирать: человек или собака, я встану горой за собаку.
Этот как раз тот случай: чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак.
9. Совсем недавно Вы выступили в качестве художника — иллюстратора некоторых прозаических работ наших писателей. Как Вы оцениваете это новое направление в Вашей работе?
Фантастический опыт, очень интересный! Никогда раньше не придавала такого значения профессии иллюстратора, ну нарисованы картинки, мол, и что тут такого…
В связи с погружением в этот вопрос, подняла информацию, почитала, изучила, а не так-то все и просто, я вам скажу.
Надо очень тонко прочувствовать основную нить темы, чтобы в одной картинке выразить всю суть задумки автора. Ведь читатель посмотрит на картинку прежде чем прочитает книгу. Стало быть, рисунок это часть маркетинга: будет читатель читать книгу или не будет?
Всему основа первое восприятие, то есть картинка. Понравится картинка – книгу прочитают, не понравится — могут и мимо пройти… В общем, иллюстрацией можно либо уничтожить, либо возвысить.
Другими словами, вы сразу выступаете в нескольких ролях: и художник и психолог, и маркетолог и программист.
10. Каковы Ваши творческие планы?
Хочу очень сделать историческую серию, почитатели просят привести выставку в Ригу. Пока останавливает вопрос финансирования и, главное – что потом с этими картинами делать? Всё-таки размеры полотен планируются большого размера, и куда их потом?
А так, готовлю выставку художников из народа, пишу сценарий нового фильма, работаю над проектами… развиваюсь.
Юрита, большое Вам спасибо. От имени американской газеты “Русскоязычная Америка NY” и ее читателей желаем Вам доброго здоровья, благополучия и новых больших творческих свершений!