ГОРЯНЕ – КТО ОНИ?
8—9 сентября 1944 года в ходе Второй мировой войны стремительно продвигавшейся на Запад Красной Армией на Балканах была проведена «Болгарская военная операция». Хотя она и называлась военной, никакого сопротивления советским войскам на территории Болгарии оказано не было, поскольку велика симпатия болгар к русским как освободителям от многовекового турецкого рабства. Однако впоследствии ситуация изменилась.
Всё было не так
12 августа 1944 года правительство СССР потребовало от правительства Болгарии прекратить оказание помощи немецкой армии. 26 августа 1944 года правительство Болгарии объявило о полном нейтралитете страны и потребовало вывода германских войск с её территории. Но 2 сентября правительство Ивана Багрянова (1891 — расстрелян 1 февраля 1945) ушло в отставку и вместо него было сформировано правительство Константина Муравиева (1883 — в 1945 приговорён к пожизненному заключению, умер 31 января 1965).
Поскольку к началу осени на территории Болгарии находилось ещё порядка 30 000 немецких военнослужащих, несмотря на заявление
о нейтралитете, правительство СССР расценило деятельность правительства Муравиева как продолжение внешней политики правительства Багрянова и 5 сентября объявило Болгарии войну. В тот же день министр-председатель Муравиев запретил деятельность партий Отечественного фронта. 7 сентября болгарские коммунисты узнали, что Красная Армия готова оккупировать Болгарию, и ЦК БКП назначил восстание в Софии на 9 сентября.
К 9 сентября передовые части Красной Армии вышли на заданный рубеж, а корабли Черноморского флота вошли в порты Варны и Бургаса. К тому времени германский флот по приказу своего командования был затоплен, а его моряки покинули Болгарию.
В ночь на 9-е сентября началось восстание в Софии, вместо свергнутого правительства Муравиева, образовано правительство Отечественного фронта во главе с Кимоном Георгиевым, и с 22 часов 00 минут того же дня активные действия советских войск на территории Болгарии были прекращены. Правительство Отечественного фронта объявило войну Германии и Венгрии, распустило Народное собрание (парламент) и полицию, предприняло чистку в государственном аппарате и армии, издало приказ об эвакуации частей болгарской армии из Греции и юго-восточных районов Югославии. Цель переворота была достигнута, однако подавляющее большинство жителей страны было недовольно сменой государственного курса. Одни тихо бурчали над стаканом ракии, другие же перешли к вооружённой борьбе против коммунистов.
Здесь надо внести ясность. После Октябрьского переворота в России и последовавшей Гражданской войны, в Болгарии обосновалась значительная часть русского офицерства в эмиграции, образовав одну из самых многочисленных зарубежных диаспор. Наблюдая со стороны за действиями СССР по отношению к Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Румынии и другим странам, многие болгары отчётливо понимали, что советское не есть русское, хотя были и те, кто искренне заблуждался. И лишь спустя два поколения любовь к русскому народу подменилась любовью к советскому, пока не пошёл обратный процесс.
И болгары против
О том, что «лесные братья» действовали на территории Литвы, а им подобные формирования — на территориях других советских республик — многие, по крайней мере, слышали. Но о том, что на территории ставшей Народной республикой Болгарии действовало жестокое, хорошо организованное сопротивление, основу которого составляли крестьяне, бывшие полицейские и царские офицеры, я, скрупулёзно изучавший историю Балкан от хана Кубрата и до наших дней, узнал впервые лишь на днях. Скудна информация, в открытом доступе отсутствуют подробности операций по его уничтожению и по сей день.
Считается, что болгары, в отличие от восточных немцев, венгров, чехов и поляков, не имели вооружённого сопротивления советскому режиму и коммунистическому правлению. Однако факты говорят об обратном. Болгары не только сопротивлялись коммунистической экспансии, но и фактически являлись первыми в Восточной Европе, вставшими на путь массового вооруженного сопротивления, вслед за которыми в 1953 году восстало население ГДР, в 1956-м — Венгрии, 1968-м — Чехословакии и лишь в конце 1970-х — Польши. Противостояние болгар было не только самым ожесточённым, но и самым продолжительным.
А мы не знали. Большинство болгар — тоже
В первые месяцы после «революции 9 сентября» в результате захлестнувших страну репрессий, проводимых новой властью при поддержке «освободителей», были убиты или бесследно исчезли почти 30 000 болгар. И это не могло не вызвать ответной реакции. Спонтанное противодействие советизации и сопровождавшему её красному террору вскоре приобрело организованные формы и вылилось в мощное Горянское движение сопротивления. Поскольку первый отряд, в считанные дни выросший в бригаду имени «доктора Г.К. Димитрова», был образован в лесах на старых Осоговских горах в районе Кюстендила, участников сопротивления стали называть «горянами» (от слова «гора» — по-болгарски — «лес» — прим. авт.).
Изначально занявших непримиримую позицию было не более 2000, однако вскоре единомышленников стало уже 10 000, и их круг рос с ужасающей быстротой. К движению примыкали представители всех слоёв болгарского общества. Согласно архивным документам «Державной сигурности» (ДС, «Государственная безопасность», болгарский КГБ — прим. авт.), повстанцами становились крестьяне, военные офицеры, полицейские и люди других профессий, до этого представлявшие различные политические течения: националисты, троцкисты, анархисты, даже бывшие коммунисты! Поддержать соотечественников прибывали и болгары, включая кадровых военных, из-за рубежа.
В декабре 1944 года и в первые месяцы 1945 года «Державна сигурность» сообщала о более ста выявленных незаконных вооружённых формированиях. Начальник военной разведки генерал Петр Вранчев (1901—1970) 26 октября 1945 года информировал о выявленных воинских частях и боевых отрядах в Кюстендиле, Хасково, Пловдиве, Карлово, Неврокопе (с 1951 г. — Гоце Делчев) и других округах. Только в Кюстендиле зафиксировано 15 незаконных боевых групп и организаций. Если в 1945 году все они насчитывали всего 178 горян, то в конце 1953 года было заявлено о разгроме 736-и нелегальных организаций, насчитывающих 384 000 человек.
В марте 1948 года тысячи милиционеров заблокировали большую часть Северного Пирина и осадили Горну Джумаю (с 9 мая 1950 г. — Благоевград). 31 марта в плотном кольце окружения покончил с собой лидер местных горян Герасим Тодоров.
Наиболее мощное Горянское движение действовало в северо-западной Болгарии. Так, группа, которой в ДС присвоили имя Иуда, неоднократно совершала нападения на местные коммунистические организации и чиновников, способствовала переходу беженцев через границу, уничтожала пособников новой власти. На репрессии членов семей группы отвечала ещё большей жестокостью.
Пика горянство достигло в 1950—1952 гг. когда высшую степень негодования населения вызвали экспроприация земель и коллективизация, от которой селяне, не сумевшие отстоять свой скот и инвентарь, бежали в леса и горы, а то и за границу. Многие взялись за оружие. Введение продразвёрстки по советскому образцу спровоцировало многочисленные беспорядки и акции протеста даже среди женщин-селянок, породив не только антисоветские, но и антирусские лозунги: «Почему вы отбираете наш хлеб и отдаёте его русским? Вы хуже коммунистов!».
В мае 1951 года на Сливенских Балканах из раздробленных партизанских соединений была сформирована повстанческая армия, в которую стекались люди со всей страны. Назревало общенациональное восстание против коммунистического режима. Власти испугались не на шутку и для ликвидации Горянского движения создали XII отдел «Державной сигурности». На борьбу с повстанцами были подняты милиция и внутренние войска, насчитывающие 13 000 человек. Чтобы помешать воссоединению с вновь прибывающими, они блокировали Сливен. Многих заподозренных в связях с сопротивлением расстреливали на месте без суда и следствия. Шедшая на подмогу повстанцам чета (рота) Георгия Маринова Стоянова-Тырпана (по прозвищу тестя Тырпанов, 1915 — казнён 12 декабря 1951, прозван в народе Бенковски за схожесть идей и методов с болгарским революционером Георги Бенковски, наст. Гаврил Груев Хлытев, 1843 — погиб в ходе подавления Апрельского восстания 12 (24) мая 1876) была окружена 6000 солдатами и милиционерами, но после 48-часового боя сумела прорваться в горы, потеряв 40 человек убитыми. Спустя пару недель его отряд, получив пополнение, вновь был готов сражаться с антинародной «народной» властью. В 1952 году формирование Тырпана после пленения и гибели своего командира объединилось с другими горянами. Сообща они заняли и в течение нескольких дней удерживали село Раково, держа в страхе Сливен.
Разгромить и подавить всеми доступными средствами
Стихийные массовые выступления были в шаге от общенационального народного бунта, когда на борьбу с «наиболее активными враждебными элементами на селе: кулаками, не сложившими оружие оппозиционерами, бывшими полицейскими и бывшими царскими офицерами» были брошены все силы.
Не обходилось и без предательств. Так, любовница одного из милиционеров, связанная с горянами, выдала целый родопский отряд, 45 членов которого были расстреляны, а остальные отправлены в лагеря. Другая «засланная селянка», жена одного из горян и дочь коммуниста, предложила вывезти членов группы на грузовике в Грецию, но согласившихся 15 горян привезла во двор, окружённый милиционерами. Третья доставила повстанцам в сливенский отряд отравленную муку…
Мощный удар был нанесён 29 апреля 1951 года, в ночь с Великой субботы на Пасху (Великден). Операцией против главных сил горян руководили лично прибывшие в Сливен бывший террорист, а в то время — ярый сталинист, председатель Совета министров и руководитель болгарской компартии Вылко Червенков (1900—1980) и бывший в 1941—1944 гг. руководителем террористических групп БКП, министр внутренних дел Георгий Цанков (Веселинов, 1913—1990). Однако битва со сливенскими горянами дала понять болгарским коммунистам, что никакие жестокие репрессии и массовые убийства без Советской армии не сохранят им власть, поскольку коммунисты не имели общественной поддержки. Несмотря на то, что за семь лет с 9 сентября 1944 года число коммунистов в Болгарии выросло в десять раз с 25 000 до 250 000, крестьян в стране было более 750 тысяч. Ни запрет в 1946 году их партии БЗНС (Болгарский земледельческий народный союз), ни казнь их лидера Николы Петкова (1893 — убит 23 сентября 1947) и заключение в лагеря членов партии, ни разгон в 1948-м БРСДП(о) (левой объединённой рабочей социал-демократической партии), не сломили их. Селяне представляли серьёзную опасность для коммунистического режима. К тому же, их поддерживали бывшие полицейские. Кстати, аж до ноября 1962 года на Болгарию из Греции вещал «голос болгарского сопротивления» радио «Горянин».
Вновь организованные болгарские народные спецслужбы оказались бессильны перед хорошо подготовленными и знакомыми с тонкостями оперативной работы полицейскими, не принявшими новую власть. Несколько попыток ликвидировать сопротивление не увенчались успехом. Более того, на них горяне отвечали более жестокими преступлениями, направленными против коммунистов и их пособников. И тогда болгарские товарищи призвали на помощь советских военных оперативников. Ими была разработана операция, аналоги которой встречались во время противостояния белогвардейскому подполью и немецким диверсионным формированиям, работавшим в глубоком советском тылу, и сводилась к… созданию аналогичного псевдобандформирования. С неизвестной группой горяне решили встретиться и обсудить возможность воссоединения. Та пришла с Востока утром на восходе солнца, ослеплённые которым повстанцы не смогли сопротивляться, и все были уничтожены.
***
До подавления Венгерского национального восстания в 1956 году большинство болгар жили в надежде возвращения к историческим устоям. Но до падения коммунистического правления власти заявляли, что болгары никогда не сопротивлялись советизации. В противном случае они должны были признать, что сломили сопротивление болгарского народа исключительно силой советского оружия. С сентября 1944 года было уничтожено более 140 000 болгар, в основном интеллектуалов, порядка 250 000 человек репрессированы, заключены в тюрьмы и концентрационные лагеря. По этой причине в 2001 году Национальное собрание Республики Болгарии объявило коммунистический режим в Болгарии преступным. Но тема Горянского движения остаётся в Болгарии самой закрытой до сих пор. Авторское исследование продолжается.
Николай ЗАМЯТИН,
писатель, журналист, издатель.
Болгария.
Для “РА NY”