НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Интервью Верховного Атамана Всемирного Союза Казачьих Атаманов, председателя Координационного Совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана ЗАХАРОВА Юрия Филипповича газете “Русскоязычная Америка”, Нью-Йорк

Во-первых, благодарим Вас, г-н Атаман, за любезное согласие дать интервью нью-йоркской газете. Давайте начнем вот с чего. К сожалению, большинство американцев никогда не слышали о казаках, не знают их историю. Не могли бы Вы рассказать об этом героическом народе.

Очень рад вновь встретиться с американскими читателями. Это уже не первая наша встреча на страницах американских СМИ. Надеюсь, также слушателям США были интересны мои интервью, прозвучащие на старейшей русскоязычной радиостанции Америки «Надежда». Уверен, многие американцы никогда не слышал о казаках – поэтому сначала хочу рассказать об этом удивительном народе. Сложно исправить давно сложившееся мнение о казаках, сформированное мощной большевистской пропагандой. Та пропагандистская большевисткая ложь до сих пор не позволяет нашему народу вернуть себе чистое имя и должное отношение людей неказачьего рода. Подобная пропаганда бюрократической машины до сих пор очень сильна в Российской Федерации.

Кто мы? Кто такие казаки? Как объяснить понимание духа казачества правильно, неискаженно? Задавая себе вопросы о том, что есть слово «КАЗАК», откуда оно появилось, является ли слово «КАЗАК» самоназванием, сторонним названием либо аббревиатурой группы слов, утерянных ныне, я, как и многие исследователи, обращался к различным письменным источникам. Когда большевики обращались с этим вопросом к самим казакам, то получали ответ: «Казаки от казаков ведутся». Не поняв смысла ответа, не осознав сути вольного духа казачества, большевиками был сделан ложный, но политически удобный вывод о неприязни казаков к монархической власти. Поэтому, желая причислить многочисленное казачество к массам пролетариев, они придумали свое объяснение, на протяжении десятилетий, да и до сих пор широко принимаемое в массах: «казаки– беглые крестьяне, уходившие из-под власти помещиков на берега Волги и Дона».

Широко распространена точка зрения, высказанная Львом Гумилёвым про казаков как «особый субэтнос, впоследствии ставший этносом». Такую точку зрения поддерживает ряд российских этнологов и антропологов. Однако вопрос этноидентификации казаков является наиболее дискуссионным и вызывает самые противоречивые оценки историков и этнографов, которые указывают на различное этническое происхождение казаков, несмотря на распространённое мнение об их этнической общности.

Время появления и частого употребления слова «казак» относится ко времени правления Ивана Васильевича «Грозного», времени «Дикого поля» и похода казаков под предводительством Ермака Тимофеевича по найму купцов Строгановых для защиты от сибирского хана Кучума за Большой камень (за Урал). Но и в летописях X века уже упоминается «старый казак Илья Муромец».

Во времена правления царских династий в России было сформировано сословное общество, в котором внешние атрибуты, указывавшие на родовитость, имели важную роль. Так представители одного сословия не имели права одеваться и окружать себя предметами «статуса», относящимися к другому сословию. Например, боярские шапки, или количество лошадей, запряженных в карету, или ношение оружия. Казаки были освобождены от налогов, внешним символом права не платить налоги считался нашитый на шаровары лампас.

Корень КАЗ несет в себе изначальный первоисточник власти или воли, печать божьего промысла. На земле были и есть носители этого промысла, природные защитники, признанные на службу не за деньги, а по призванию, по воле высших сил. В древние времена к словам относились гораздо серьезнее, чем в настоящее время, называя себя «казак», человек брал на себя огромную ответственность перед горним миром. А уж если источник божественной власти был всегда, то и казаки были всегда. Их было мало в спокойные для страны времена, но их ряды пополнялись в критическое для Родины время.

Необходимо признать, что Россия в современных ее границах была создана казаками. К моменту обрушения Царской империи в России было 12 казачьих войск. Времена смуты и революционных гонений, сменялись временами военного коммунизма, оттепели, застоя, перестройки, лихих 90-х. Казаки сохранились. Но это уже, безусловно, не те сословные казаки царской России периода правления Николая II Романова, это и не казаки периода царствования Ивана Васильевича (Грозного) и похода Ермака Тимофеевича за «Большой камень», и уж конечно не те былинные казаки, современники Великого Новгорода и Ильи Муромца. Но это, все же, КАЗАКИ. Нашив лампасы или надев папаху, человек не становиться казаком, это внешние признаки, скорее относящиеся ко времени сословного периода развития Российского общества. Казак – это не закостенелый, ортодоксальный индивид, зацикленный на своей исключительности, скорее это очень гибкий, адаптивный, пассионарный представитель своего народа. Казачья пословица гласит: «Казаком ты можешь родиться, казаком ты можешь стать, но казаком ты должен БЫТЬ». Вот это перманентное «БЫТЬ» и является главным в казаке.

Давайте теперь затронем трагическую судьбу казаков после захвата власти большевиками.

Сейчас мы активно работаем с архивными материалами. Надеемся на их аутентичность. В наши времена тотальной лжи и просачивающихся разоблачений о намеренном уничтожении архивов и подмене документов, на умелые подделки важно получить доступ к документам, пока кому-то не пришла в голову мысль их действительно подменить.

Масштаб бед, обрушившихся на мир в начале прошлого века – войны, эпидемии – известен всем. Казаки не стояли в стороне, не были ограждены от всех лишений, косивших прочие народы Европы. Народы России ко всему прочему разрывала еще и Гражданская война. Именно она принесла страшнейшую беду моему народу – казачество раскололось на белое и красное. До сих пор между нами нет мира.

Уставшие, израненные на фронтах Первой мировой казаки хотели мира и спокойствия – многие потом горько сожалели, что эта усталость взяла тогда – в 17-18 гг. XX века – над ними верх и не позволила вовремя осознать и легко задавить в ростке красно-коричневую чуму – большевизм.

К середине 1919 года эта большевистская масса была уже сильна и хорошо обучена вести грязную войну. Вот, например, Докладная записка от 6 июля 1919 г. в ЦК Российской Коммунистической Партии по вопросу о «казачьей политике» на Дону. «Сперва мы заигрывали с казачеством, давали ему автономию и выборную Советскую власть, согласившись даже на Донскую республику, создавали Войсковой казачий походный круг, издали декрет о льготах казачества. Потом, в связи с успешным продвижением Красной Армии к Ростову и Новочеркасску, у нас закружилась голова от успехов, и, почувствовав себя победителями, мы бросили вызов казакам, начав их массовое физическое истребление.

Бесспорно, принципиальный наш взгляд на казаков, как на элемент, чуждый коммунизму и советской идее, правилен. Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и всяческое заигрывание с казачеством. Ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость. И политика их массового истребления приведет к тому, что мы с Доном никогда не справимся, а если и справимся, то после долгой, кровавой и упорной борьбы. Опыт Вешенского восстания показал, что казаки чрезвычайно чутки к проводимой по отношению к ним политике и, раз загоревшись, пожар восстания быстро охватывает десятки тысяч казаков. Между прочим, ничто не содействовало так успеху восстания, как попавшие к ним, благодаря возмутительной расхлябанности местных советских органов, тезисы и директивы в ЦК партии по вопросу об отношении к казакам. Эти тезисы в руках казачьих офицеров послужили прекраснейшим материалом для агитации против Советской власти как явно стремящейся к уничтожению казачества. Отсюда и сила и отчаянное упорство восставших, которых мы не победили и которые достигли своей цели — соединиться с наступавшей казачьей армией. И это сделали те самые вешенцы, которые первые открыли путь Советской власти, первые перешли на нашу сторону».

Вплоть до середины 30-х гг. любое упоминание слова «казак» было под запретом, казаков не брали в РККА, дальнейшая политика раскулачивания окончательно убила хозяйственный уклад нашего народа – в основной массе одного из самых зажиточных в Российской Империи.

Ко Второй мировой казакам вернули право служить в армии. Были даже сформированы казачьи полки. Много родовых казаков –воинов руководили дивизиями, геройски сражавшимися с первых дней Великой отечественной на полях под Москвой и в самых ожесточенных схватках с фашистами.

Но Вторая мировая для некоторых представителей нашего народа в очередной раз оказалась ловушкой. Понадеялись, сделали неправильные выводы, обманулись, были обмануты и в очередной раз истреблены сотнями тысяч… До сих пор, ввиду разных обстоятельств, политкорректности, политических договоренностей стран, эта тема фактически табуирована. Возможно, когда-то придет время рассказать и эту историю полностью.

Вы являетесь Верховным Атаманом Всемирного Союза Казачьих Атаманов. Чем занимается эта организация?

В первый раз я посетил Соединенные Штаты с дружественным визитом в 2008 году. Именно тогда, в октябре 2008 года, находясь в гостях у казаков Америки, встретившись с прямыми потомками – детьми казаков и казачьих атаманов, вынужденно покинувших Родину, я остро осознал, что без примирения и объединения казаков, разбросанных по всему миру, нам не выжить. Тогда нами в Нью-Джерси был принят и опубликован Меморандум о создании Международной неправительственной организации Всемирный Союз казачьих Атаманов, основной целью которого является признание мировым сообществом факта геноцида нашего народа во время богоборческой революции 1917 года в России, а затем в Советском Союзе, когда физическому уничтожению и изгнанию за границу было подвергнуто свыше семидесяти процентов нашего народа.Тогда основным лозунгом в отношении казачества, которое столетиями было Православным Христовым Воинством, стали слова Льва Троцкого-Бронштейна: «Единственным народом, способным к самоорганизации на территории бывшей Российской Империи являются казаки: они должны быть поголовно уничтожены».

Официально зарегистрировать организацию мы смогли только в 2012 году, в Казахстане исключительно благодаря, мудрому отношению руководства нашего государства ко всем этносам, оказавшимся на земле Казахстана, в числе которых и казаки. Главными целями нашей деятельности является возрождение, развитие и пропаганда казачьего наследия и традиций. Консолидация и координация деятельности казачьих организаций, интеграция их в гражданское общество и в систему международных неправительственных организаций. Установление и осуществление взаимодействия Союза, как выразителя интересов казачьих организаций всего мира, с международными межправительственными организациями. Признание мировым сообществом, Организацией Объединенных Наций казачества – народом, который подвергся геноциду коммунистической власти, что будет служить развитию и укреплению позитивных процессов, как в наших странах, так и в международных отношениях. ВСКА обеспечивает сотрудничество и согласование деятельности казачьих организаций, направленных на защиту всего спектра прав и свобод человека, независимо от национальной, религиозной, языковой гражданской принадлежности. Мы оказываем содействие образованию новых и укреплению действующих казачьих организаций путём оказания им правовой, информационной, организационно-технической и по возможности, материальной помощи с привлечением их к деятельности в составе Союза. Наши активисты – волонтеры организуют комплексное изучение истории и культуры казачества, а также экономических, социальных, правовых, экологических и других проблем казачества, на основе этих исследований мы издали несколько книг, постоянно печатаем статьи-исследования в нашей газете «Казачий курьер», до пандемии активно проводили встречи, фестивали, совещания и форумы, сейчас проводим их в онлайн формате.

Известно, что в 2014 году, в Донбассе и Луганске в боевых столкновениях между сторонами, принимали участие и казачьи подразделения. В различных СМИ много писалось, что Вы, г-н Атаман, участвовали в миротворческих миссиях, старались прекратить эту братоубийственную войну. Пожалуйста, расскажите об этом.

В уставе ВСКА прописано, что наша организация оказывает «содействие консолидируемым действиям казачества по предотвращению и урегулированию социальных и национальных конфликтов; оказание помощи казакам-беженцам и вынужденным переселенцам». Я много и подолгу беседовал с потомками белого казачества за рубежом и четко осознал, второй раз нельзя наступить нам на те же грабли – прощения нам не будет. Тогда в 1917-м именно этот раскол определил нашу судьбу на 70 лет. Допустить его второй раз – было бы предательством по отношению к своему народу. Тогда, с огромным трудом удалось прекратить братоубийственную войну. Казаки ушли с поля боя. За этот акт казаки Украины наградили меня Звездой героя казачества Украины и также просили передать Звезду героя президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Я выполнил их просьбу на Сессии Ассамблеи народа Казахстана, передав награду казаков Украины под аплодисменты зала – представителей всех этносов нашей страны. Именно, в Казахстане, наш народ, веками испытывавший общие сложности – и климатические, и из-за удаленности от морей и основных технологичных центров, но сплоченный дружбой и духом гостеприимности – понимает роль мирного сосуществования.

Основная часть Семиреченского казачьего войска проживает в Республике Казахстан. Как сохраняются и развиваются многовековые казачьи традиции у Семиреков?

Семиреки – часть казахстанского казачества входят и в ВСКА. Семиреки, ныне полностью казахстанские казаки. Генетически это были выходцы, в основном, из сибирских казаков. В 2022 году мы отпраздновали 155-летие Семиреченского казачьего войска и Семиреченского края. У казаков Семиречья особая ответственность, на их земле находится единственная в Казахстане и СНГ уцелевшая историческая казачья управа, восстановленная мною на личные средства в 2012 г. Здание было в плачевном состоянии, но, слава богу, не уничтоженное, расположенное на своем исконном месте у первого православного храма г. Верного. Кстати, в первоначальном виде Софийский храм не сохранился, но был восстановлен по архивным документам уже в постсоветское время.

13 июля 1867 г. указом императора Александра II утверждается Положение Военного Совета империи “Об учреждении Семиреченского казачьего войска”. Задачами его являлись: окончательное закрепление за Россией нового края; его освоение; охрана границы; составление части вооруженных сил в регионе и империи. Штат войска был определен в два полка шестисотенного состава: Семиреченскийказачий № 1 полк на основе 9-го полкового округа, Семиреченский казачий № 2 полк – на базе 10-го полкового округа Сибирского войска. В 1869 г. в состав войска была включена тысяча калмыков, бежавших из Китая, принявших российское подданство. Всего в Семиреченском войске стало насчитываться 43 офицера, 123 урядника и 2366 казаков. 27 октября 1867 г.была открыта Семиреченская область в составе Туркестанского генерал-губернаторства, центр новой области укрепление Верное было переименовано в г. Верный, в состав области входили уезды Сергиопольский, Копальский, Верненский, Иссык-Кульский и Токмакский. Во главе области находился военный губернатор со званием командующего войсками области, одновременно – наказной атаман Семиреченского казачьего войска. Первым военным губернатором, командующим войсками Семиреченской области и атаманом Семиреченского казачьего войска в течение 15 лет являлся Г.А. Колпаковский. Он был избран “Почетным стариком Больше-Алматинской станицы” и “Вечным шефом 1-го Семиреченского казачьего полка”, которому было присвоено его имя. Такой чести ранее был удостоен только атаман Ермак, имя которого было присвоено 1-му Сибирскому казачьему полку. Семиреченское казачье войско в1868–1881 гг. подчинялось Туркестанскому, в1882–1897 гг. – Омскому, в1898–1917 гг. – сноваТуркестанскому военным округам.

Сейчас мы работаем над возвращением имени Колпаковского старейшему проспекту Алма-Аты, некогда носившего его имя. Вторая задумка – присвоить имя его адъютанта – Сарыбая би Айдосулы улице в Алма-Ате. На нащ взгляд, городу стоило бы отметить их 200-летие. К сожалению, никаких мероприятий в городском масштабе не было запланировано и не было проведено. Плохо, что не чтит нынешнее поколение основателей и защитников города.

Вас, уважаемый Юрий Филиппович, хорошо знают в США. Вы ежегодно выступаете с докладами в одном из Комитетов Организации Объединенных Наций, несколько раз выступали в эфире старейшей русскоязычной американской радиостанции “Надежда”. С большим интересом в США был встречен выпуск международной газеты “Америка – Казахстан”, издателем и главным редактором которой были вы. Расскажите о вашей международной деятельности. И будет ли продолжен выпуск этого интересного и очень нужного издания?

Ситуация в комитете по НПО в ООН несколько лет была для нас больной темой, В ООН мы пытались получить статус, с тем чтобы получить возможность с трибуны ООН привлечь внимание государственных и общественных организаций, включая международные, к проблемам, поднимаемым казачьими организациями мира. К сожалению, на протяжении 5 лет и 11 заседаний члены комитета – представители Российской Федерации – искусственно затягивали выдачу нам такого статуса, создавая препятствия, никак не относящихся к сути общественной деятельности ВСКА.

Об интервью на радио и издании газеты «Америка – Казахстан». Я получал много откликов о моих выступлениях на американском радио – должен сказать, все только позитивные. Газета «Америка – Казахстан», вышедшая в Нью-Йорке, была разослана по всему Казахстану – ее получил каждый депутат, каждый профильный министр в нашей стране. Многие выражали благодарность за то, что газета, знакомит американцев с нашей страной – Республикой Казахстан, рассказывает о жизни народов Казахстана, их традициях, экономике, культуре. Несомненно, проект нужно развивать и продолжать. Работаю сейчас с профильными министерствами, пытаюсь их заинтересовать,чтобы получить поддержку. Без этого сейчас сложно.

После визита Первого президента РК г-на Нурсултана Назарбаева в Соединенные Штаты начали активно развиваются связи между нашими странами. Как в развитии и укреплении таких связей могут поучаствовать казаки?

Как народная дипломатия, в первую очередь. Посмотрев на работу ООН во время сессий комитета, понял, что тяжелая бюрократическая машина –завела мир в тупик. Посмотрите на положение во всех отраслях жизнедеятельности человека: климат, ресурсы, человеческий потенциал, эпидемии, нищета, войны, дележка ресурсов, беженцы…

Народная казачья дипломатия поможет вывести общение на живой человечный уровень. Это и переговорный процесс – с людьми на местах лучше говорит человек, знающий жизнь, а не чинуша в галстуке. И бизнес – без подпольных течений, откатов и взяток – напрямую, не только прибыли ради, но и ради общества. И образование – не пропаганда, а живое общение и живое слово. Стремимся к этому, работаем, привлекаем волонтеров. Отрадно, что сейчас таких людей всё больше!

Седьмого декабря 2022 года Экономический и Социальный Совет ООН на своем итоговом заседании единогласно принял решение о предоставлении Всемирному Союзу Казачьих Атаманов специального консультативного статуса. Что для казачества значит получение статуса в ООН? Как это событие повлияет на объединение мирового казачества? В каких вопросах мировой политики может поучаствовать в этом статусе казачество?

Консультативный статус — это официальное подтверждение отношений между неправительственными организациями и Организацией Объединенных Наций, позволяющее нам участвовать в работе ООН. Для нас это единственный официальный «пропускной пункт» в систему ООН. Итак, в чем преимущества получения такого статуса? НПО, аккредитованные при Экономическом и Социальном Совете ООН, могут участвовать во многих мероприятиях, в том числе, в основных сессиях, а текже в работе функциональных комиссий и вспомогательных органов, Совете по правам человека, и даже при определенных условиях в Генассамблее. Мы получаем постоянные пропуска как в Штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, так и в Отделения в Вене и Женеве, имеем право посещать официальные заседания, представлять письменные заявления до начала сессий, выступать с устными заявлениями, участвовать во встречах с официальными делегациями правительств, должностными лицами ООН и представителями других НПО, организовывать и посещать параллельные мероприятия, которые проводятся в рамках сессий, участвовать в дискуссиях, интерактивных диалогах и групповых обсуждениях.

Наконец-то, мы получили возможность с трибуны ООН привлечь внимание международных государственных и общественных организаций, к проблемам, поднимаемым казачьими организациями. 7 декабря 2022 года Экономический и Социальный Совет ООН на своем итоговом заседании единогласно принял решение о предоставлении нам специального консультативного статуса. Письмо-уведомление нам было прислано 29 декабря.

Нам удалось почти невозможное – в ООН не было до сих пор ни одной казачьей организации, имевшей такой статус, никто с казаками не считался и не консультировался. К сожалению, казачество сейчас разрозненно более, чем когда-либо со времен окончания Второй мировой войны. Не побоюсь сравнить нынешнюю ситуацию с периодом 1917–1922 гг. Мы надеемся на объединение казаков всех стран рассеяния – это более 40 государств – с тем чтобы наши голоса слились в единое целое. Именно так мы будем услышаны.


Интервью провела Эльвира ЖАХИНА.
«РA NY»


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх