Нью Йорк. Солнечный день. Я иду по 13 West в сторону New School University. Я очень волнуюсь. Мне даже не верится, что через несколько минут я войду в двери лучшей джазовой школы мира. У входа меня настигает необыкновено красивая, высокая, грациозная женщина с огромными, тёмными, миндалевидными глазами. Все стоящие вокруг мужчины, в прямом смысле этого слова, сразу же выворачивают себе шеи в её сторону.
Она подходит ко мне безхитростно, словно ребёнок, улыбаясь какой-то особой улыбкой, в лучах которой я немного успокаиваюсь.
Это Элина Васильчикова. Элина любезно позволила мне поприсутствовать в аудитории во время её занятия со студентами, когда она будет проводить мастер-класс. Стройная, как девочка, она не идёт, а стремительно влетает в эти врата своего дворца, увлекая меня за собой. В 20 лет она была уже солисткой Ленинградского мьюзик-холла. В Америку приехала по приглашению американской неты, заметившей её на представлении. Молодой, талантливой артистке было предложено продюсирование. Элина приехала. На этом их участие в её судьбе закончилось. Она оказалась одна с маленькой дочкой Машей на руках в чужой стране. Ребёнка не на кого было оставить. Крошечная девочка присутствовала на всех маминых концертах, репитициях,слушала, просила показать, повторяла. Результаты не замедлили сказаться.
Как раз в этот момент в жизни Элины произошла удивительная встреча с легендарным джазовым саксафонистом Бэнни Голсоном. Услышав маленькую Машу, он дал согласие на предложение Элины принять участие в записи её дочери. Он пригласил не менее легендарных музыкантов: Рон Картер-бас, Кенни Баррон -пианист, Марвин Смитти Смис - ударные. Итак, Машеньку в шесть лет по проекту Элины записали с самыми знаменитыми джазовыми звёздами Америки. Это была сенсация.
Элину Васильчикову через три года после приезда в Нью Йорк пригласили преподавать технику вокала на джазовое отделение New School University. Уже десять лет она работает в этих.овеянных легендами, стенах.
Элина: Студенты, которые ко мне приходят, должны всё забыть и оставить за порогом моей аудитории, начать обучение с чистого листа. Иначе у нас ничего не получится. Главное, с чего я начинаю - я не разрешаю им кричать. Обучение пению включает в себя три важнейших аспекта: физический, психологический и эмоциональный. Знание секретов вокального мастерства, позволяют мне добиться удивительных результатов. Моя цель - найти настоящий голос данного ученика, добиться самого красивого звука, на который он только способен. Для достижения цели мне необходимы от студента желание научиться петь, дисциплина и доверие. Это только начало сложного пути открытия себя. Это совершенно стрессовая информация. Она складывается из приёмов вокального ремесла. Чтобы научиться читать, человек должен изучить азбуку.
- А потом?
- А потом всё зависит от музыкального дара и вкуса вокалиста. И всё, чему я их научу, позволит им выразить себя со всей полнотой. С опытом прийдёт мастерство. Часто ко мне приходят учиться вокалисты, уже успевшие поработать на большой сцене. Потому что им хочется выйти из тупика. С кем-то очень непросто, а кто-то уже сегодня приходит ко мне внутренне готовый принять в дар знания, которые когда-то я получила от своей учительницы Миры Львовны Коробковой.
Из класса Элины Васильчиковой вышло несколько поколений вокалистов. В этих стенах уже преподают её ученики - Джунко Арита, Илайже Диксон, который сегодня передаёт студентам в gospel хоре всё, чему она его научила. Валери Трот, Саша Добсон, Никол Гиланд - сегодня они концертируют по миру и поют в лучших джазовых клубах, куда их с удовольствием приглашают. Звезда выращивает звёзд.
Выпускники, бывшие её студенты, не забывают и любят свою учительницу, присылают письма, открытки со всех континентов, где они находятся на гастролях. Саша Добсон в одном из писем к Элине сказала: "Если мне суждено было придти в New School University только для того, чтобы встретить тебя, то это того стоило."
Говоря со мной, Элина успевает мне показывать сквозь стеклянные окна и двери, как проходят занятия в музыкальных студиях и аудиториях. Их проводят самые прославленные джазисты мира, музыкальная элита планеты: барабанщик Чико Хамилтон, саксофонист Джо Лавано, одна из немногих оставшихся в живых, сегодня уже легенда джаза певица Шила Джордан, саксофонист Чико Фриман, саксофонист Лу Табакен, пианист Кении Баррон и другие.
Я следую за ней, а нам навстречу идёт сам Рэджи Воркмен. -"Это знаменитый басист, который играл с Каунтом Бейси, Артом Блэйки, Тэллониусом Монком, Джоном Колтрейном, Редом Гарлэндом и т. д."- поясняет мне Элина.
Он подходит к нам,здоровается,спрашивает обо мне. Очень прост и дружелюбен. Никакого снобизма. Сказал, что любит русских музыкантов. Сразу же согласился выделить для меня время и дать интервью.
Ещё несколько шагов и мы попадаем в аудиторию с роялем на невысокой сцене. Постепенно приходят студенты. Среди них больше половины иностранцев. Белые, чёрные - люди с разных континентов, объединённые одним общим стремлением они все поднялись на сцену и началось колдовство. Как по мановению волшебной палочки они повторяли движения, дыхание, звуки, которые им показывала Элина. Она сначала работала с каждым в отдельности, а потом они уже это делали все вместе. Вокальные упражнения от еле слышного "пиано" незаметно перешли в "форте". Её глубокий бахатистый голос своей удивительной красотой покорял и завораживал. Я слушала, как она поёт задаваемые студентам музыкальные фразы, и мне представлялось, что я слышу гимн любви, гимн всему прекрасному.
Когда я бываю на концертах с участием Элины, каждый раз она восхишает многогранностью своего таланта - вокалистка, пианистка, актриса, легко владеющая своим телом, необыкновенно пластичная и экспрессивная. Во время её выступления мы попадаем в другое измерение, в котором происходит соприкосновение с настоящим искусством, и оно завораживает.
Я думаю, что эта встреча с Элиной Васильчиковой на страницах газеты "Русская Америка" послужит Вам тем самым мостиком, который приведёт Вас на один из её концертов.
Аннета МЕЙМАН
|