Сначала мечты кажутся невозможными, затем неправдоподобными, а потом неизбежными. Кристофер Рив.
10 октября 2004 года в Нью-Йорке в возрасте 52 лет скончался киноактер Кристофер Рив. Его самой известной ролью стал Супермен. На экране скромный и застенчивый очкарик-репортер в критические минуты преображался и становился героем, который мог остановить Землю ради спасения любимой девушки. В реальной жизни Риву также удалось совершить подвиг, пусть и не столь эффектный, как на экране, но по сути сопоставимый с подвигами супергероя - подобно Супермену, он дал парализованным людям надежду, доказав, что сила духа способна творить настоящие чудеса.
Есть актеры, с которыми навсегда будет ассоциироваться только одна роль, что бы они потом ни играли. В России такими актерами стали Александр Демьяненко ("Шурик") и Владимир Конкин (Шарапов). В США это Майкл Джей Фокс - Марти Макфлай из "Назад в будущее" и Кристофер Рив - Супермен из одноименного фильма.
Кристофер Рив родился 25 сентября 1952 года в Нью-Йорке. Когда ему было четыре года, его родители (журналистка Барбара Джонсон и профессор Франклин Рив) развелись. Кристофер жил попеременно то с матерью, то с отцом, учился в частной школе в Принстоне и с восьми лет стал выступать в ученических постановках. В девять лет Рив был выбран для участия в оперетте "Гилберт и Салливан". Оперетту ставил профессиональный театр "Маккартер". В дальнейшем Рив играл именно там, причем его талант проявился столь ярко, что уже к 16 годам у молодого актера появился свой агент.
После окончания школы Кристофер Рив поступил в Корнельский университет, где изучал музыку, английский язык и театральное искусство. В 1974 году, после выпуска, он и еще один его однокурсник были отобраны в числе кандидатов на учебу в Джуллиардской школе исполнительских искусств в Нью-Йорке. Однокурсника звали Робин Уильямс - еще одна будущая звезда. В 1976 году Рив дебютировал на Бродвее в пьесе "Вопрос притяжения", где он стал партнером Кэтрин Хэпберн.
В 1978 году Рив отправился в Лос-Анджелес, получив небольшую роль в приключенческой ленте о подводниках "Погружение 'Серой леди'". Критика мимоходом отметила высокого юного красавчика-офицера из команды спасателей, хотя на экране он показался всего несколько раз и произнес пару фраз типа "Курс пятнадцать, румпель сто двадцать". После выхода фильма на экран Рив решил принять участие в кастинге на главную роль в грядущей экранизации комиксов о Супермене и, обойдя две сотни кандидатов, получил контракт. Звездный час Рива пробил.
Самый известный супергерой
...Под внешним фантастическим покровом комиксов скрывается животрепещущая реальность. Вот почему эти рассказы в картинках вопреки самим себе, подобно поэзии, являются как бы абстрактным изображением правды. Сверх того, они обладают свойством, которым не всегда могут похвастаться солидные литературные произведения: они редко бывают скучными.
Кино и комиксы появились на свет практически одновременно. Первая публичная демонстрация кинофильма состоялась в 1895 году, благодаря братьям Люмьер. Первый комикс в журнальном формате был выпущен годом позже - в 1896 году (хотя, в принципе, дату рождения комикса можно отодвинуть как угодно далеко - хоть ко временам наскальной живописи). Союз между этими двумя искусствами был предрешен. Комикс настолько похож на раскадровку (покадровый режиссерский план фильма), что кажется: фильм готов, осталось только его снять.
Само слово "комикс" произошло от английского выражения comic books (в вольном переводе - "веселые картинки"). К 1930-м годам комиксы перешли со страниц периодики в сборники книжек, и тогда же установился стандарт периодичности - книжка (выпуск) с очередными приключениями героя появлялась раз в месяц. Для удобства читателя книжки нумеровались.
Комиксы гораздо раньше кино научились приемам монтажа и умению рассказать внятную историю. Но комиксы по какой-то непонятной причине долгое время сковывали воображение художников. И если кино стало пространством, где власть фантазии абсолютна, то комиксы долгое время рассказывали вполне занимательные, смешные, но довольно непритязательные истории. Лишь в июне 1937 года в продажу поступил первый выпуск комикса о новом герое - Супермене. На обложке человек в синем трико и красном плаще поднимал над головой автомобиль. Так впервые в мир комиксов вошли супергерои - люди со сверхъестественными способностями.
ДРУГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ГЕРОИ КОМИКСОВ
БЛЕЙД (Blade) - охотник за вампирами, впервые появился в комиксах "Могила Дракулы" в 1970-х годах, автор Марв Уолфман
ЛЮДИ ИКС (X Men) - комикс про людей с паранормальными способностями впервые был напечатан в 1963 году, автор Крис Кларемонт
ЧЕЛОВЕК-ПАУК (Spiderman) - сверхчеловек, которого укусил паук-мутант, впервые появился в 1962 году, автор Стэн Ли
КАПИТАН АМЕРИКА (Captain America) - Стивен Роджерс, атлет с "неразбиваемым щитом", стал супергероем в результате облучения "вита-лучами", комикс про его похождения появился в 1940 году, авторы Джо Саймон и Джек Керби
Супермена придумали два друга - Джером Cигел и Джо Шустер в 1936 году. И потребовалось несколько месяцев на то, чтобы убедить издательство DC Comics опубликовать первую книжку о приключениях героя, обладавшего невероятной физической силой и умением летать. Новый персонаж моментально превзошел по популярности всех других и стал любимцем Америки. Америки, переживавшей годы Великой депрессии, которая царила как в экономике, так и в душах людей. Взрослые американцы лечились от нее голливудскими фильмами, дети - комиксами. На другие развлечения денег тогда почти ни у кого не было.
Супермен вел неутомимую борьбу с нарушителями закона и порядка. Он был облачен в экстравагантные одежды и наделен сверхъестественными качествами, которые делали его непобедимым. Он был неуязвим для пуль и не носил оружия: зачем оружие обладателю кулака, один удар которого способен превратить самую крепкую в мире челюсть в мешок толченых ракушек?
Зерна упали на благодатную почву. Нация приняла комиксы о супергероях потому, что в 1920-1930 годы авторитет закона в Америке был слаб, и людям казалось, что искоренить преступность можно лишь с помощью каких-то внеземных сил. Представителями этих сил и стали сверхъестественные "обычные герои", успешно сражавшиеся с преступниками.
"Репортер застенчив. Он носит очки с толстыми стеклами и безропотно подчиняется придирчивому начальнику и сварливой приятельнице. Но вот в больнице случается пожар. Сотням пациентов угрожает страшная смерть - сгореть заживо. Редактор посылает репортера на место пожара. Репортер выбегает из редакции и мчится в ближайшую телефонную будку. И тут Кларк Кент сбрасывает одежду. Долой очки... рубашку... брюки. Вот он появляется в дверях. В глазах у него стальная отвага. На нем красный плащ и синее трико, плотно облегающее могучее тело. И вдруг - чудо из чудес! - он отрывается от земли, проносится над городом, но не для того, чтобы писать о пожаре, а чтобы потушить его, энергично дуя на огонь".
Примерно такими делами Супермен и занимался с редким постоянством. Большинство родителей, учителей и детских психологов объявили комиксам войну - за то, что комиксы полны сцен насилия и членовредительства. Но для миллионов ребятишек приключения Супермена и других подобных ему героев были пропуском в иной мир, чудесный и увлекательный, в мир, где добро всегда торжествует над злом.
Супермен открыл золотой век в истории комиксов. Уже через несколько месяцев после появления новой серии ежемесячный тираж похождений Супермена превысил полмиллиона экземпляров, а чуть позже перешагнул и миллионную планку. Супермен обогнал по числу читателей самый популярный журнал Америки - "Тайм". К началу Второй мировой войны рисунки с приключениями Супермена перепечатывали 230 американских газет, что увеличило число поклонников еще в десятки раз.
На экране Супермен впервые появился в начале 1940-х годов. Художники-мультипликаторы Макс и Дэйв Флэшер создали образ Человека из Стали в нескольких коротких, десятиминутных сериях. В 1952-57 годах по американскому ТВ шел сериал "Приключения Супермена" с Джоржом Ривзом в главной роли.
И вот в 1978 году режиссер Ричард Доннер снял полнометражную экранизацию комикса про Человека из Стали. В фильме снялись такие легенды кино, как Марлон Брандо и Джин Хэкмэн, но звездой фильма стали не они, а дебютант Кристофер Рив. Позже он вспоминал, что для этой роли специально набрал лишних 15 килограммов, а при игре вдохновлялся образом звезды 1930-1950 годов Кэри Гранта.
Америка моментально "подсела" на захватывающую и увлекательную фантазию о герое, который в младенческом возрасте был отправлен родителями в иную галактику накануне гибели планеты Криптон. Попав на Землю, в Америку, он рос под именем Кларка Кента, пока не узнал о своем космическом происхождении и не получил могущество и неуязвимость. Никто из работников редакции одной из газет в городе Метрополисе даже не догадывался, что под видом робкого журналиста в очках скрывается благородный и всесильный Супермен, всегда готовый прийти на помощь честным и добрым людям.
Помимо великолепных спецэффектов, получивших премию "Оскар", а также доброго юмора, фильм полюбился еще и тем, что история Супермена была удачно вписана в период американской жизни от 1940-х до 1970-х годов, и, таким образом, максимально приближена к реальной жизни зрителей.
Фильм имел невероятный успех, попав в "десятку" самых кассовых лент за всю историю американского кино, - он и сегодня сохраняет место среди пятидесяти наиболее прибыльных фильмов. Следом появились еще три серии "Супермена" и даже "Супергерл" - кинокомикс о кузине Стального человека.
Естественно, что фильм породил целую серию "производных" от Супермена героев: Супермальчика, Супердевочку, Суперсобаку, "великолепную пятерку" суперженщин - Мисс Удивительная, Женщина-Паук, Рыжая Соня, Мадам Ксанаду и Чудо-Женщина. Благодаря супергероиням ежегодный тираж комиксовой литературы в Соединенных Штатах возрос до четверти миллиарда экземпляров, неоднократно перекрыв тираж самой издаваемой книги - Библии.
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Актерам, которым приходится на экране изображать однополую любовь, поцелуи даются нелегко. Чтобы выполнить свой профессиональный долг, они прибегают к различным уловкам - зажимают губы, закрывают глаза, не дышат. В 1982 году Майкл Кейн и Кристофер Рив, снимавшиеся в фильме "Смертельная ловушка", поступили просто. Перед тем как начать лобызаться перед камерами, они заперлись в своей гримерной и залпом выпили по бутылке бренди. Сцена была снята с одного дубля.
Фильмы о Супермене принесли Риву феноменальную популярность. Но к чести актера, он был далек от желания почивать на лаврах "суперменского" успеха и брался за самые разные роли: от злодеев до гомосексуалистов. Тень Кларка Кента нависала над Ривом, и он пытался от нее ускользнуть. В общей сложности Рив снялся в 17 игровых фильмах, в том числе создав запоминающиеся образы в "Смертельной ловушке" (1982, в паре с Майклом Кейном), в "Умнике с улицы" (1987), в "Переключая каналы" (1988, с Кэтлин Тернер), в дюжине телефильмов, а также сыграл почти в 150 пьесах.
Рив играл у таких режиссеров, как Сидни Люмет и Джеймс Айвори в "Бостонцах" и в "Отблесках дня" соответственно, он снялся у Джона Карпентера в фантастической ленте "Деревня проклятых". В выборе ролей он был придирчив - так, он отклонил предложения сняться в фильмах "Американский жиголо" (роль ушла к Ричарду Гиру), "Бегущий человек" и "Вспомнить все" (обе достались Арнольду Шварценеггеру). И всегда предпочитал киносъемочной площадке театральную сцену, считая ее главной для актера. Он выступал в театрах практически по всей стране.
Долгое время Кристофер Рив участвовал в благотворительных акциях и кампаниях, направленных на защиту окружающей среды, детей и прав человека, помогал "Международной амнистии", работал в организации "Спасем детей". Рив был талантом многогранным: он великолепно играл на пианино, был прекрасным спортсменом и сам, без дублеров, исполнял трюки в фильмах, дважды в одиночку перелетал Атлантику на маленьком самолете, был опытным яхтсменом, аквалангистом, дельтапланеристом.
Супермен в жизни
Еще одной страстью Рива были лошади. И эта страсть в итоге стала для него роковой. 27 мая 1995 года, во время скачек в Виргинии, он получил тяжелейшую травму: во время прыжка через барьер конь сбросил наездника, и Кристофер, запутавшись в уздечке, приземлился на голову. Актер впал в кому. По иронии судьбы именно в это время он работал над телевизионным проектом, посвященным технике безопасности при обращении с лошадью.
Врачи диагностировали перелом позвоночника. В те дни чуть ли не вся Америка приникла к экранам телевизоров, ловя сообщения о состоянии здоровья своего любимца. Лучшие американские врачи делали все возможное, чтобы спасти актеру жизнь. После шести месяцев лечения в Кесслеровском реабилитационном центре в Нью-Джерси Рив вернулся домой. Он был практически полностью парализован ниже плеч, не мог самостоятельно дышать, а говорить мог только при помощи вставленного в трахею аппарата.
В первые месяцы после травмы Рив помышлял о самоубийстве. Но справившись с отчаянием, он продолжал жить и работать, научившись существовать вне своего тела. Рив говорил, что все люди в той или иной степени являются узниками жизни. Кого-то жизнь обделила способностью мыслить, кого-то - двигаться. Но редкий человек мог бы так справиться с тяжелой ситуацией, как справился с ней Кристофер Рив.
Рив не оставил своей активной общественной деятельности, он продолжил принимать участие в благотворительных акциях, боролся за права инвалидов, выступал в университетах и колледжах, проводя кампании за сбор средств на исследования в области спинномозговой хирургии. Свою славу Рив использовал для того, чтобы помогать другим. Он присутствовал в Капитолии, когда Конгресс обсуждал расходы на здравоохранение и на медицинское страхование. Он говорил очень тихо, но его голос был слышен практически всей Америке.
Несмотря на почти полный паралич, актеру удалось дебютировать в кино в качестве режиссера. Он поставил телевизионный фильм "В сумерках", рассказ о молодом парне, больном СПИДом, который возвращается домой умирать. В фильме Рива снялись такие известные актеры, как Глен Клоуз, Бриджит Фонда и Вупи Голдберг. В 1997 году фильм получил 5 номинаций на премию "Эмми".
В апреле 1997 года Кристофер Рив был удостоен чести открыть собственную звезду на голливудской Аллее славы. За неделю до этого торжественного события Рив случайно сломал руку. Тем не менее, Рив приехал на церемонию. Он поблагодарил режиссеров, принявших его в свою гильдию, и сказал: "Этим я открываю новую главу в своей жизни, и вы не представляете, как много это для меня значит".
Будучи парализованным, он вновь снялся в кино - сыграл в римейке триллера Хичкока "Окно во двор" прикованного к инвалидному креслу фотографа, помогающего раскрыть убийство. За эту роль он получил награду Актерской гильдии.
Старшие дети Рива, дочь Александра и сын Мэтью, сняли документальный фильм о главном подвиге своего отца - победе над тяжелейшей травмой, отчаянием. За проявление силы духа, достойное настоящего Супермена, Кристофер Рив был удостоен национальной американской награды "За мужество".
В своих снах я хожу. Я никогда не вижу себя в инвалидном кресле. Подсознание отказывается принимать тело в его нынешнем виде. И по утрам мне необходимо минут двадцать, чтобы выплакаться, свыкнуться с тем, что я утратил, и в конце концов сказать себе: а теперь - вперед!
В 1998 году Рив опубликовал автобиографическую книгу "Все еще я", в которой рассказывал о своей жизни и борьбе с несчастьем. Название автору подсказала его жена, Дана. В самые тяжелые дни, когда Рив помышлял о самоубийстве, она сказала ему: "Ты - все еще ты, и я люблю тебя". Книга в одночасье стала бестселлером. Над автобиографией Рив работал несколько лет. Это был поистине героический труд, потому что Рив писал сам, используя управляемый голосом компьютер. Своей книгой, говорил автор, он хотел объяснить людям, что можно жить полноценно и со сломанным позвоночником, хотел вдохновить их мужественно переносить собственные невзгоды.
В феврале 2003 года Кристоферу Риву была сделана экспериментальная операция. К парализованной диафрагме актера врачи подсоединили электростимулятор, который вызывает сокращения главной дыхательной мышцы. После падения с лошади его диафрагма не работала, и дышать Рив мог только с помощью специального респиратора. В результате вмешательства хирургов Рив мог относительно долго обходиться без респиратора и даже чувствовать запахи. В марте, через несколько недель после операции, Рив впервые выступил по телевидению без аппарата искусственного дыхания. Когда он улыбнулся, аудитория единогласно зааплодировала.
Буквально до последних дней Рив верил, что еще сумеет встать с инвалидного кресла. Вера основывалась не на предчувствиях, а на твердом знании. Рив внимательно следил за новейшими медицинскими исследованиями в области регенерирования спинно-мозговых нервных окончаний. Незадолго до своего 50-летия он заявил журналистам, что на своем юбилее надеется произнести тост, стоя перед своими друзьями: "Я верю, что это возможно, и это будет моя победа!"
Рив бросил судьбе вызов, достойный Супермена. Но, в отличие от кино, эту высоту он взять не смог.
Сергей КАРАМАЕВ Lenta.Ru
|