В январе 1946 года начальник Главного управления по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) НКВД СССР генерал-лейтенант А.3. Кабулов подписал аналитическую справку о версии самоубийства Гитлера. В ней отмечены некоторые сомнения, основанные на отдельных противоречиях в показаниях свидетелей. В частности, были поставлены вопросы: почему ни один из источников не говорит, что стало с останками Гитлера в дальнейшем после их сожжения; почему нет данных о вызове врача для констатации смерти; почему имеются различия в показаниях о выносе тел в сад рейхсканцелярии и об участниках этой процедуры (кто выносил, а кто только сопровождал); почему различны мнения свидетелей о внешнем виде выносимых останков; до конца ли были сожжены трупы главных нацистов; почему останки были обнаружены солдатами взвода «Смерш» раньше, чем на это место показал немецкий охранник Менгесхаузен, и так далее.
Любопытно, что относительно свидетельства Менгесхаузена в справке отмечено: «Он единственный дал показания о заколке трупов, оказавшиеся правильными».
На основании таких, по мнению авторов документа, «серьезных противоречий» предлагалось объединить все имеющиеся материалы Оперативного управления ГУПВИ НКВД, ГУКР «Смерш» НКО СССР и аппарата Серова в Берлине для «тщательной и жесткой перепроверки всей группы фактов». Может быть, Кобулова и его подчиненных, помимо отмеченных ими противоречий, смущал и тот факт, что после захвата имперской канцелярии, 4 мая 1945 года был обнаружен труп двойника фюрера - Густава Велера (этот сюжет был отснят на кинопленку).
В результате инициативы ГУПВИ специально созданная комиссия в 1946 году провела дополнительные раскопки на месте обнаружения трупов Гитлера и Евы Браун. При этом был найден фрагмент черепа. В акте записали: "Левая теменная часть черепа с выходным пулевым отверстием». Следует заметить, что в акте экспертизы от 8 мая 1945 года при обследовании останков обгоревших трупов было отмечено, что «крышка черепа частично отсутствует». В ходе дополнительного расследования в бункере нашли следы крови на обивке дивана, на котором, по описанию Линге, фюрер покончил жизнь самоубийством.
В связи с передислокацией отдела контрразведки «Смерш» З-й ударной армии трупы, которые исследовались в мае 1945 года, были уже в начале июня перезахоронены в лесу в районе города Ратенов. По указанию начальника ГУКР «Смерш» Группы советских оккупационных войск в Германии генерал-лейтенанта П.В.Зеленина, 21 февраля 1946 года останки были перезахоронены на территории военного городка в Магдебурге, где располагался отдел контрразведки «Смерш» З-й ударной армии. Причем результаты повторных исследований также в то время не оглашались.
По всей вероятности, смерть Гитлера и все обстоятельства вокруг этого события сразу стали важным элементом политической игры между союзниками по антигитлеровской коалиции. Думается, что Сталин это прекрасно понимал и умело использовал во взаимоотношениях с Западом. Многочисленные свидетельские показания и результаты опознаний и медицинских экспертиз подтвердили факт гибели Гитлера. Но Сталин не торопился с обнародованием этих выводов. Он рассчитывал свои политические ходы на много лет вперед.
Сталин узнал о гибели вождя нацистов после того, как 1 мая в 3 часа 50 минут на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал Кребс. Парламентер заявил, что уполномочен установить контакт с Верховным Командованием Красной Армии для проведения переговоров о перемирии. В 4 часа генерал В.И.Чуйков доложил Г.К..Жукову по телефону, что Кребс сообщил о самоубийстве Гитлера. Жуков сразу же позвонил Сталину. По словам маршала, Сталин сказал следующее: «Доигрался, подлец. Жаль, что не удалось взять его живым. Где труп Гитлера?»» По сообщению генерала Кребса, труп Гитлера был сожжен на костре.
26 мая 1945 года на встрече с представителем американского президента Гарри Л. Гопкипсом он заявил, что будто бы «Борман, Геббельс, Гитлер и, вероятно, Кребс бежали и в настоящее время скрываются»». Эту версию Сталин повторял не раз, хотя ему уже докладывались результаты опознаний и медицинских исследований.
Наиболее расхожей версией была молва о побеге Гитлера на самолете или на подводной лодке, слух о том, что он укрылся где-то в Парагвае или Аргентине.
А вот кусок из книги британского разведчика Тревора Ропера: "9 июня, маршал Жуков публично сделал заявление представителям прессы, в котором описал последние дни в Имперской канцелярии... "Обстоятельства весьма мистические,— сказал он.— Мы не идентифицировали труп Гитлера. Я не могу сказать ничего определенного о его судьбе. Он мог в последний момент улететь из Берлина". После этого слово взял комендант Берлина генерал-полковник Берзарин. Он сказал ещё более удивительные вещи: "Мы нашли всевозможные трупы, среди которых, может быть, находится и труп Гитлера, но не можем утверждать, мёртв ли он. По-моему мнению, Гитлер лег на дно и скрывается где-нибудь в Европе, возможно, у генерала Франко...""
В 1948 году «трофеи»» из бункера в виде вещественных доказательств (обгоревшие предметы, протез Геббельса, а главное - фрагменты челюстей и зубов, по которым проводилась идентификация трупов Гитлера, Евы Браун и других) из Германии были направлены в Москву, в следственный отдел 2-го Главного управления МГБ СССР, который суммировал все факты, связанные с обстоятельствами смерти главарей рейха.
Хватит пока что цитировать. Итак, уже тогда Кобулову было ясно, что Гитлер мертв, но вот что касается его трупа и идентификации - тут были большие неопределенности. Далее началась малая советская мистика. До публикации Льва Безыменского "Смерть Адольфа Гитлера" (1968) вообще в советской прессе никогда не признавалось, что труп Гитлера давным-давно был найден. Зато у Безыменского он не только был найден и совершенно достоверно опознан, но и полностью сожжен еще до выхода книги, то есть до 1968 года. Это всесожжение станет совсем забавным, когда мы увидим документ с грифом "Совершенно секретно", из коего следует, что полностью уже не раз сожженные тела были уничтожены только в 1970 году.
|