В 50-х годах прошлого столетия во всех партийных и непартийных документах утверждалось, что возникновение культа личности было связано с нарушением ленинских норм партийной жизни. Но руководство партии при этом явно лукавило. Насаждение культа личности вождей всегда было основной и главной задачей партийной пропаганды. Впрочем, справедливости ради отметим, что и другие партии создавали культ своих вождей. Естественно, что у большевиков для этого возможностей стало значительно больше. Да и возникла партия большевиков изначально как партия вождистского типа. В силу ряда причин, о которых написано достаточно много, Ленин просто не мог не стать вождём этой партии.
С учётом царистских тенденций в России идея вождя попала на весьма благоприятную почву. А с появлением вождя закономерно появляется его культ. Без вождей культа не бывает. Большевики же были слишком большими прагматиками, чтобы не воспользоваться подобной ситуацией и не создать культ общенационального, а затем и интернационального лидера. Начало созданию облика интернационального лидера было положено 3 апреля 1917 года, в день возвращения Ленина из эмиграции.
По этому случаю в Петрограде на Финляндском вокзале была организована торжественная встреча мало кому известного политического лидера и Питер впервые услышал выступление Ленина. Находившаяся в стране часть большевистского руководства организовало массовое, как сейчас говорят, шоу, претенциозный церемониал которого был рассчитан на то, чтобы придать этому событию государственно - политическую окраску. Именно тогда появились зачаточные формы феномена культа личности Ленина.
В печати начало создания культа личности нового вождя было положено его женой Надеждой Константиновной Крупской. В одном из первых биографических очерков о Ленине в газете "Солдатская правда" от 13 мая 1917 года он был представлен как "передовой борец рабочего класса". Очерк был отредактирован лично Ильичём. ( Н. К. Крупская. Странички из истории социал - демократической партии. О Ленине. Сборник. ). Начиная с 1918 года в России большими тиражами выпускались плакаты с изображением Ленина и других вождей. Ленин относился к этому весьма одобрительно. Так, 1 мая 1920 года он разрешил себя сфотографировать и снять на плёнку в роли участника "первого коммунистического субботника" на Красной площади.
К середине 30 - х годов численность людей, "несших" злополучное бревно с Лениным, возросло до нескольких тысяч человек. И каждый из них доказывал, что именно он участвовал в этой всемирно - исторической акции. Пришлось НКВД кое - кого даже утихомирить и отправить на заготовку строевого леса для народного хозяйства, ибо перенесённого Лениным и сподвижниками бревна было явно недостаточно для развернувшейся стройки. В период разгоревшейся гражданской войны соратники Ленина из руководства партии, равно как и симпатизирующие этой партии литераторы, часто предпринимали попытки создания форм культового почитания вождя. С этой же целью были использованы и покушение на Ленина, и юбилейные торжества, посвящённые его 50-летию ( 22 апреля 1920 года ). Кстати, с этим покушением до сей поры полной ясности нет. Возможно, работающий над историей этого периода известный исследователь Юрий Фельштинский скажет свое слово, чтобы наконец-то разобраться со всеми неясностями и догадками. Во всяком случае, напрашивается мысль, что покушение состоялось не без ведома некоторых ближайших соратников Ильича.
Особенно много усилий для создания культа вождя приложили Троцкий и Зиновьев. Зиновьев, к примеру, назвал Ленина "апостолом мирового коммунизма", а его работу "Что делать" - "евангелием искровцев", он же приписал вождю дар "провидца". Кстати, несколько слов о родственниках Зиновьева, в то время второго человека в партии, а затем главы Коминтерна.
Известный писатель Сергей Семанова в книге "Русско - еврейские разборки. Наша Родина - Советский Союз" описывает один случай.. "В августе 1978 год - сообщает он, - мне в очередной раз довелось побывать у Шолохова в Вешенской… Вдруг он спрашивает: "Скажи… , - правда, что жена Брежнева - родственница Зиновьева?".Чем на это оглушительное известие мог ответить член КПСС и редактор политического журнала? Только вежливой шуткой. Но вернувшись в Москву, просмотрел все доступные источники. Действительно, семьи обоих происходили из одного района на правобережье Нижнего Днепра. Тогда семьи местечковых евреев ( как и российских мещан ) были многочисленны, а родством, даже дальним, в той среде весьма считались. Что ж, автор "Тихого Дона" мог знать или догадываться о многом, нам недоступном".
Называет Семанов и фамилию жены Брежнева: Виктория Пинхусовна Гольдберг. Но прожили супруги скромно и добропорядочно. Сам Леонид Ильич женский пол обожал, но Викторию Петровну не обижал и был неплохим семьянином. Но вот наследства ей не оставил. И жила она после перестройки в большой нужде. Но это к слову.
Вернёмся к Ильичу. Только к первому.. К раздуванию культа нового вождя России немало усилий приложил и Максим Горький.
Именно он разукрасил свою юбилейную речь к 50-летию Ленина словами "священный", "легендарная фигура" и т. п. Серьезных попыток дезавуировать подобные заявления руководитель партии и страны не делал В 1919 - 1920 гг. на пластинку были записаны 13 кратких речей Ленина. Это, вообще - то, был первый случай подобного рода, когда грамофонная запись использовалась в подобных целях.
Ещё при жизни Ленина его именем были названы два города: в 1919 году - Ленинск, вблизи Царицына, и в 1922 году - Ульяновка, недалеко от Петрограда. О других вождях тоже не забывали. На карте появились города, носившие имена Троцкого, Зиновьева и многих других вождей народа. Любили они это дело! После отхода Ленина от дел, началась канонизация личности вождя.
|