- Артур, по манере таца, по таланту и мастерству тебя можно сравнить с великим в недавнем прошлом танцором, народным артистом СССР Махмудом Эсамбаевым. Говорили тебе об этом?
- Конечно! Очень многие подходили ко мне после концертов в Москве и говорили это.
- Кстати, я где-то слышал, что Махмуд Эсамбаев подарил тебе свои сценические костюмы...
- Он обещал мне их подарить. Эсамбаев часто приходил в наш дом в Душанбе и я танцевал для него индийский танец. Эсамбаев говорил маме, что я - его продолжение, что он искал мальчика, который смог бы продолжить его творческий путь. Но, к сожалению, мы уехали из Таджикистана и наши пути разошлись.
- Как освещались твои московские гастроли в прессе?
- Меня снимало японское телевидение, индийский импресарио приглашал дать концерты в Индии. Что меня больше всего поразило? Наверное то, что в Россию я попал первый раз, меня там никто не знал, но встречали меня, как звезду первой величины. Мой номер продолжался семь минут. И эти семь минут пролетали как одно мгновение. На последнем концерте меня провели к Юрию Михайловичу Лужкову, который при всех мне сказал: “Видишь, как тепло тебя принимает публика, поэтому мне бы хотелось, чтобы ты переехал сюда, в Россию, жил и выступал здесь”.
- Искусству Востока много веков, за это время сложились традиции, которые нужно соблюдать, но жизнь идет вперед, и, наверное ты стараешься, в традиции танца Востока добавлять что-то новое, свое?
- Хочу сказать, что искусство Востока сейчас очень модно в мире, я например видел, как в Москве русские девушки покупают в магазине арабские диски. Почти в каждом американскрм клипе присутствуют ин-дийские мелодии.
- Но когда ты танцуешь, например, индийский танец, ты же не делаешь движения, с которыми танцевали этот танец, например, в 17 веке?
- Конечно нет. Я осовремениваю его. В моих танцах огромную роль играют руки. Их необычные загибы, повороты. Вообще, движения рук - это мое лого, именно по ним любой зритель может отличить мой танец от танцев сотен других исполнителей. И даже “Калинку” я попробовал осовременить, добавив к чисто “русским движениям” индийские и таджикские. И получился оригинальный ремикс.
- Любой танец начинается с изучения движений, национального стиля. Откуда ты это берешь?
- Например, движения к индийскому танцу ставила мне мама. А вообще, с самого детства я, как бы, находился в этой культуре, по многу раз смотрел индийские фильмы, индийские мелодии звучали в моей голове. Сейчас в моем репертуаре есть индийские танцы: “Змея” и “Пав-лин”, там звучит народный инструмент ситар, элементы группы “Энигма” и публика просто в восторге от всего этого. Ведь искусство Востока очень доходчиво, трогает душу.
- Последнее время в моду вошли латиноамериканские танцы, например салса. Танцуешь ли ты их?
- Я, конечно, танцую и салсу, но это не мое, у меня другое направление, в котором я чувствую себя уверенно и не боюсь конкурентов.
- Однажды я видел в твоем исполнении испанский танец “фламенко” и поразился, что даже в эту классику ты вносишь что-то свое...
- В Лас-Вегасе, мое “фламенко” увидела одна из профессиональных танцовщиц этого жанра, пригласила в свою студию и поставила мне несколько танцев. И все равно я стараюсь вносить в них что-то свое, оригинальное, например, движения рук за головой. У испанских классических танцоров фламенко работают только ноги, я же стараюсь использовать и движения тела, его пластику.
- Что ты думашь о будущем. Хочешь создать собственный театр, стать хореографом?
- В Лас Вегасе я уже работал хореографом, ставил постановки танцорам и цирковым артистам. Но я стремлюсь сделать сольную карьеру, выучить обширный репертуар. А еще мечтаю найти хорошего импрессарио, который бы вложил в меня деньги.
- Спасибо за это интервью. От имени читателей “Русской Америки” желаю тебе новых прекрасных танцев, крупнейших залов и долгих аплодисментов восхищенных зрителей.
Интервью взял: Аркадий Мар
|