Хочется отметить прекрасную работу Заны Плавинской, альманах "ЛИКИ, КЛИКИ, ГЛЮКИ АНАТОЛИЯ ТИМОФЕЕВИЧА ЗВЕРЕВА."
С первых же строчек, начиная с эссе "ОТРАЖЕНИЕ", альманах звучит, как поминальный набат по творческим личностям, щедро одарённым ярким талантом, но не сумевшим преодолеть все ужасы внешнего мира и рано погибшим, кто от алкоголизма, кто от наркотиков. Зана следует совету Вольтэра и "о мёртвых говорит только правду", но не всю... Весьма объективно звучит "похвальное" слово Музам 60-х. А затем Вас ждёт прелестный экскурс по истории женской эмансипации, творческих успехов, разочарований...
Эссе "АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ" Плавинская начинает с воспоминаний о Звереве его близкого друга Дмитрия Плавинского. Затем идёт список Зверевских трактатов, приводятся некоторые его афоризмы, стишки, парадоксы. После этого она сама вступает в уже сотканную ею основу, по которой вышивает из переплетений и сочетаний различных событий жизни Анатолия Зверева незабываемый, и волнующий воображение образ больного шизофренией гениального художника, музыканта-импровизатора и герантофила.
Здесь так же приводится история его бурного романа с Оксаной Асеевой, вдовой известного поэта и дамой весьма преклонного возраста. Романа, вызывавшего сочуствие у всей Москвы к обоим. Интересны отступления с комметариями и размышлениями об автопортрете и его месте в творчестве художников.
И в заключении, как мажорный аккорд, искрящееся юмором воспоминание об инцинденте между Анатолием Зверевым и поэтессой Алёной Басиловой, пришедшей на помощь к поэтессе Аделине Адалис.
Я видела подлинник портрета Алёны, нарисованный незлопамятным Зверевым сразу же после этого инциндента и висящий сегодня у неё на кухне. Алёна, которую Зана Плавинская нежно называет Басей, тоже зла не стала держать. Со Зверевым у них были потом прекрасные отношения. Зана создала в своём эсссе настолько пленительный образ Алёны Басиловой 70-х, что на её Басю уже невозможно смотреть другими глазами.
В состав альманаха так же вошли стихи Анатоли Зверева, Алены Басиловой, воспоминания и стихи Валентина Хромова, Дмитрия Плавинского, Игоря Маркевича, Вячеслава Калинина...
Тираж: 500 нумерованных экземпляров З. Н. Плавинская. Текст. Составление. 2003 Издательство "Магазин Искусства". 2003
А ещё, несколько слов о издании альманаха "ХАРИТЫ И ХЕРУВИМЫ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ХАРИТОНОВА", посвященном Александру Васильевичу Харитонову, близкому другу Анатолия Зверева и Дмитрия Плавинского. Зана Плавинская самозабвенно воспевает "волшебные сказки его полотен", удивительно тонко подмечает специфику творческого почерка. Складывается впечатление, что с нами о художнике говорит художник, знающий во всех тонкостях особенности работы с материалами... и психолог. Она не берёт на себя роль судии, рассказывая о его пути "через своё неопрятное прошлое, через все достоевские страдания бурной молодости". В состав альманаха так же входят стихи и проза Александра Харитонова, воспоминания Дмитрия Плавинского, воспоминания и стихи Валентина Хромова, письма Геннадия Блинова, воспоминания и стихи Галины Андреевой, стихи поэтов Николая Шатрова и Станислава Красовицкого. Тираж: 300 нумерованных экземпляров З. Н. Плавинская. Составление. 2004 Издательство "Магазин Искусства". Оформление. 2004
На самом деле изданных альманахов намного больше, чем указано мною выше. И от каждой строчки, вышедшей из под пера Заны Плавинской и посвящённой ушедшим из жизни авторам в чёрной серии или ещё живым авторам в белой серии, сквозит удивительной нежностью, теплом, трепетным и доброжелательным отношением. Будучи беззаветно верной памяти своих друзей и честной в описании того, чему ей довелось стать свидетелем, она, никого не оправдывая и не обвиняя, донесла до нас не только рисунок их мирской жизни, в которой, по понятиям принятым в обществе, они были мягко говоря несовершенны. Ей удалось откинуть туманное покрывало грехов, обволакивающее мемуарными сплетнями окололитературных авторов эти имена, и донести до нас всю красоту и чистую энергетику их таланта.
В завершение хотелось бы привести слова Заны Плавинской: "...Она (жизнь) не подчиняется законам классицизма и соцереализма: смешное и грозное, нелепое и трагическое бесконечно смешиваются, как все краски на палитре художника, пока не превратятся в чёрное или белое, пока не исчезнут за горизонтом наших понятий, превратившихся в единую неделимую точку."
Аннета Мейман
|