№ 332

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Решение негритянского вопроса в США
Интервью с Кареном Шахназаровым
Вам хочется в круиз?
Поэт Александр Дорин

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

РЕШЕНИЕ НЕГРИТЯНСКОГО ВОПРОСА В США.

КЕННЕДИ БЕРЁТСЯ ЗА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

13 июля 1960 года американская пресса ознакомила страну с только что принятой демократической партией предвыборной программой. Политические обозреватели немедленно указали на её примечательную черту: значительные и конкретные - в отличие от обычно неопределённых - обязательства по борьбе с дискриминацией афроамериканского населения. На протяжении всей истории США ни один кандидат в президенты от любой из политических партий не заходил на этот счёт так далеко, как сделал это тогда молодой лидер демократов Джон Кеннеди. Кандидат в президенты дал следующие обязательства. Прежде всего, обещалось без промедления представить в Конгрессе законопроект об обеспечении равенства прав негритянского населения с белыми; ускорить проведение в жизнь решение Верховного Суда от 17 мая 1954 года о десегрегации обучения в государственных школах; бралось обязательство покончить с дискриминацией в жилье и создать комиссию по справедливому найму; сделать постоянным органом комиссию по гражданским правам при президенте, регулярно докладывать факты дискриминации.

Помимо этого, ряд благ обещался и в других разделах программы - там где речь шла о борьбе с бедностью, об "экономическом билле о правах" для рабочих ( идея Франклина Рузвельта, которую вспомнил Кеннеди ), о социальном страховании, пособиях по безработице, повышении минимума заработной платы. Естественно, такая программа резко повысила рейтинг молодого политика. Афроамериканский избиратель, там, где он мог осуществить право голосовать, т. е. преимущественно в южных районах страны, - отдавал свой голос демократическому кандидату.

Это было в его традициях ещё со времен Франклина Рузвельта. Да и альтернативы по сути дела не было. Республиканцы кардинальных перемен не предлагали. Высказывания республиканской платформы в адрес "цветных" представляли маловпечатляющий набор общих фраз. Результаты голосования были легко предсказуемы. Семь из каждых десяти афроамериканских избирателей отдали свои голоса Кеннеди. В крупнейших промышленных центрах Севера и Северо - Востока - даже восемь из десяти. А. Шлезингер - младший, историк и ближайший советник Кеннеди, имел все основания сделать вывод, что "именно негры посадили его в президентское кресло ( перевес Кеннеди над Никсоном оказался крайне малым, всего в 100 тысяч )", - сообщает Ю.В. Полищук.

Само собой разумеется, что сразу сломать сложившуюся систему и традиции было просто невозможно, Поэтому Кеннеди начал действовать постепенно, решая проблемы в несколько этапов. Вначале был провозглашён путь "исполнительного действия", т. е. предполагалось использовать те способы преобразований,"которые конституция и сложившаяся политическая практика разрешали предпринимать правительству ( исполнительной ветви федеральной власти ) самостоятельно, без участия законодательной или судебной ветви. Следствием политики "исполнительного действия" было увеличение числа служащих в государственных учреждениях. Появились и приказы президента…о расширении полномочий комиссии по равным возможностям в найме на работу и о запрете в дискриминации на жилье…Первый приказ разрешал государственным органам привлекать к судебной ответственности компании ( из тех, что получали правительственные заказы ), проводившие дискриминации негров…Стало возможным даже отобрать заказ у таких компаний. Второе распоряжение объявляло незаконной дискриминацию в жилье, если последнее было построено с участием государственных средств", - сообщается в цитируемой мною работе.

"Исполнительное действие" проявило себя вмешательством в отдельные эпизоды дискриминации, что, впрочем, делалось и при прежних президентах. Правительство посылало войска в Алабаму, когда там пытались не допустить афроамериканца Мередита в университет штата. Оно поддержало "рейсы свободы", организованные для отмены сегрегации в системе межштатного сообщения ( автобусного ) на Юге. Оба раза расисты потерпели поражение. Но всем было понятно, что такое устранение частностей не могло, конечно, удовлетворить афроамериканские массы, хотя первые результаты были уже налицо. Так, с июня 1961 года по июль 1963 года число афроамериканцев - чиновников на низших должностях возросло почти в два раза, на высших - в полтора. Но в абсолютных цифрах этого было всё равно мало. Проблему нужно было решать кардинально.

В связи с этим Джон Кеннеди внёс проект закона ( правительственный билль о гражданских правах ) в Конгресс для обсуждения и последующего утверждения. Законопроект затрагивал четыре аспекта дискриминации - в найме на работу, политических правах ( голосование ), образовании и обслуживании. Что касается первого аспекта, то намечалось содействовать приобретению афроамериканцами квалификации, учитывая, что неквалифицированный труд более уязвим для безработицы и ниже оплачивается. На расширение профессионального образования планировалось израсходовать 400 миллионов долларов. Сумма по тем временам огромная. Кроме того, предусматривался закон по вопросам справедливого найма на работу, который возложил бы ответственность на предпринимателей и на профсоюзы. Комиссия по равным возможностям в найме должна была стать из временного органа постоянным. По части избирательных прав намечалось ускорить процедуру регистрации федеральными властями тех избирателей, которым местные власти в ней отказали; разработать правила ускоренного рассмотрения в судах дел о препятствовании в голосовании; запретить применять разные критерии при определении того, кто из граждан может голосовать на федеральных выборах и т. д. и т. п.

В области образования законопроект предлагал предоставить техническую и финансовую помощь тем школам, которые "находятся в процессе десегрегации", расширить программы обучения неграмотных и малограмотных взрослых лиц, дать министерству юстиции больше полномочий обращаться в суд в связи с дискриминацией в образовании. В сфере общественного обслуживания намечалось обеспечить равный доступ всех граждан ко всем видам обслуживания ( гостиницы, рестораны, парки, стадионы, магазины и т. п. ). Препятствование такого рода было бы основанием обращаться в суд со стороны потерпевшего. Предусматривалось применение и ряда других мер и созданию особых органов, которые сделали бы невозможной дискриминацию в сфере обслуживания.

Оценивая этот законопроект, следует отметить, что он представлял собой по существу первую попытку государственной власти в США в ХХ веке применить к негритянской проблеме орудие реформизма. И американская политическая система при всех её недостатках в то время, позволила решить эту болезненную проблему именно путём кардинальных реформ, а не путём, который марксисты именовали революционным и к которому неоднократно призывали. Забегая вперед, отметим, что путь, избранный народом Америки, оказался правильным и позволил показать преимущества демократии перед тоталитаризмом. А в то время это было весьма важно. Законопроект о гражданских правах был последним и самым значительным мероприятием правительства Кеннеди по афроамериканскому вопросу. Летом и осенью 1963 года оно главным образом занималось продвижением законопроекта через Конгресс.

Как и следовало ожидать, это было трудной задачей. Сопротивление конгрессменов - реакционеров было ожесточённым, использовалась обструкция. Но тем не менее сопротивление противников реформ было преодолено И, как говорится, без большой крови победа была одержана. Но это потом. При жизни президента Кеннеди, его предложения не вышли из стадии обсуждения. И только через год, в июле 1964 года, основные из них стали законом, подписанным уже Джонсоном. Но это отнюдь не умаляет величия президента Кеннеди, который вошёл в историю Америки как величайший реформатор

Вилен ЛЮЛЕЧНИК
| 1 | 2 |

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York