№ 332

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Решение негритянского вопроса в США
Интервью с Кареном Шахназаровым
Вам хочется в круиз?
Поэт Александр Дорин

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

ИНТЕРВЬЮ С КАРЕНОМ ШАХНАЗАРОВЫМ.

- Карен, я всегда свои интервью начинаю с того, что прошу рассказать героя моей будущей статьи немного о себе. У Вашего папы древняя княжеская фамилия Мелик - Шахназарян. Фамилию переделали, чтобы избежать репрессий?

- Нет, я не думаю. Наверно она русифицировалась, потому что семья в Баку жила. На самом деле корни этой фамилии прослеживаются из Нагарного Карабаха и изначально она была Мелик - Шахназар, потом стала Шахназарян. А потом , когда в Баку жили мои прадедушка, дедушка, отец там родился - мы превратились в Шахназаровых. Я знаю, что наша фамилия достаточно известная в Карабахе. Наш род пересекается с родом Флоренских по линии матери Павла Флоренского, карабахской армянки. Её род был родственен с родом Шахназаровых. Об этом мой папа пишет в своих мемуарах.

- Ваш папа был очень интересный человек, работал в правительстве.

- Да, он был помощником Михаила Сергеевича Горбачёва. В Америке эта должность называется спич райтер. Писал для Горбачёва речи, доклады...

- А Ваша мама?

- Мама закончила ГИТИС по специальности театровед, но никогда не работала и посвятила свою жизнь папе.

- Ваш папа был очень занятой человек. Кто в большей степени оказывал на Вас влияние и воспитывал Вас?

- Папа действительно был очень занятой человек. Он много работал. Рано уходил, поздно приходил. Наверное в большей степени это была всё-таки мама. Но тем не менее папа конечно же со мной общался и оказал на меня достаточно сильное влияние. Он был человек очень яркий, необыкновенно эрудированный. Привил мне любовь к книге.

- Какое у Вас самое яркое воспоминание детства?

- Их несколько. Да, кстати из детсва с нами приходят такие яркие пятна. Одно из них - это когда я был совсем маленький. Мы тогда жили в бараке. Папа приходил с работы и, поскольку он сказок не знал, он мне рассказывал всякие приключеньческие романы типа "Остров сокровищ". Я думаю, это одно из самых ярких воспоминаний.

- Вы наверно были не очень послушным ребёнком, скорее всего драчуном, так мне представляется.

- Я был достаточно подвижным человеком. Любил играть в футбол. Школу закончил плохо. В институте кстати потом учился хорошо. А в школе, да, я был несколько рассеяным.

- Но ведь Вы же были творческим мальчиком. Занимались живописью.

- Да, у меня была какая-то к этому делу тяга, и я занимался живописью. Ещё очень любил читать. Причём читал всё подряд и запоем, часто вместо уроков и по ночам, с фонариком под одеялом до трёх утра. Потом конечно в школу вставал никакой.

- Где и с кем Вы занимались живописью?

- Я занимался живописью с частным преподавателем, армянским художником, репатриантом из Франции. Весь очень изысканный, своеобразный. Совсем молодой парень, лет 25-30, он оказал на меня весьма положительное воздействие. Унего было очень мудрёное имя, кажется Арамис Арамисович. Весёлый, с бородой. Почти как настоящий Арамис. Так как в то время моя любимая книга была "Три Мушкетёра", конечно же за имя Арамис и за сходство я его сразу полюбил. И учил он меня очень хорошо. Мы изучали разные техники: масло, темперу, акварель. Плюс к этому он много всего знал и массу интересных историй мне рассказывал о жизни художников...

- Сегодня Вы хоть немного пишете, рисуете?

- Практически нет. Могу оператору кадр вчерне нарисовать.

- Когда Вы работаете с художником постановщиком, Вы можете таким образом Высказать свои идеи.

- Какое-то понимание живописи, композиции у меня есть. И конечно же это важно для моей профессии, помогает мне в работе.. Живопись - один из важнейших источников для кинорежиссёра.

- Когда Вам захотелось стать режиссёром?

- Вы знаете, я вообще принадлежал к тому поколению, которое очень любило кино. Сегодня у подростков компьютеры появились, игры компьютерные. Тогда кино было главное. И мы смотрели всё подряд из того что выходило на экраны. И я помню, что мне нравилось абсолютно всё. Мне нравился сам процесс, то, что происходит на экране. Я хотел сначала работать в кино как художник. Но когда я понял, что для поступления во ВГИК на художественный факультет нужно иметь среднее художественное образование, я переориентировался на режиссуру.

- Вы учились у такого замечательного преподавателя Игоря Васильевича Таланкина. Скажите пожалуйста несколько слов о нём и об этом периоде.

- С удовольствием. Это тот случай, когда мне много, я считаю, дал мастер. Многому меня научил, за что я ему очень благодарен. И до сих пор я ему показываю свои фильмы. Ценю, что он мне говорит. С учителями у меня правильные отношения сложились. Не всем так везло. Когда я пришёл на Мосфильм, то начал работать с Данелией. Он мне тоже помогал. Был для меня учителем.

- Что Вы хотели бы сказать о Ваших сокурсниках?

- Со мной учился Павел Чухрай, он правда успел закончить операторский во ВГИКе, и пришёл к нам на режиссуру сразу на второй курс. Радион Нахапетов к этому времени закончил актёрский факультет ВГИКа и тоже пришёл на режиссуру. Он был тогда молодой и известный актёр. Вальгес Пульпа сейчас работает в Литве. Пожалуй это наиболее известные имена. На самом деле процент творческих судеб, сложившихся удачно в этой профессии невелик. Бывают курсы, которые в лету канунули. А курс Ромма дал Тарковского, Шукшина...

- Карен Георгиевич

- Лучше просто Карен. У нас у режиссёров нет отчества. Ещё когда на курс пришёл, мне сказали: "Знаешь старик, забудь про отчество." Такая у нас профессия.

- Хорошо Карен. Ваши фильмы получают признание у миллионов зрителей. Награды на престижных международных кинофестивалях. Когда Вы работаете над фильмом, Вас посещает предчуствие, что он может стать таким звёздным?

- Когда был помоложе, я больше об этом думал. Сейчас я стал по другому ко всему относиться. Я понимаю условность всех успехов в кино. Настоящую его ценность проверяет время. Если картина смотрится хотя бы лет через десять, тогда в ней хоть что то есть. Потому, что кино, оно очень быстро устаревает и сходит с экранов. Я думаю, что это самое главное. Всё остальное - фестивали, призы, конечно же очень приятно, но для меня не главное. В современном мире кино очень много комерции, игры. Много привходящих абстоятельств, и достаточно всё условно. Когда я делаю фильм, мне хочется в него вложить что то такое, что бы это осталось, задело зрителей. Понятно, что всех не заденешь, хотя бы часть.

- Вы для своих фильмов пишете сценарии в соавторстве с Александром Бородянским.

- Да, много лет. Он мой близкий друг, уже почти родственник, наверное.

- Когда Вы стали сценаристом?

- В школе я что то писал, во ВГИКе. После ВГИКа я опубликовал две мои повести. "Курьер" - это моя повесть была. А после встречи с Сашей Бородянским стал постоянно работать над сценариями. Он кстати сам мне первый предложил писать вместе. Когда я его пригласил на один проект, он вдруг мне говорит, давай вместе писать. И я бы сказал, что он очень много дал мне, как профессиональный сценарист.

| 1 | 2 |

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York