Документы на многих лайнерах приходится сдавать. В обмен на них пассажиры получают специальные карты, которые являются одновременно и пропуском на корабль после прогулок по очередному портовому городу, и «морским» способом оплаты приобретенных на борту товаров и услуг. Так что о наличных на борту можно забыть - расплачиваться «земными» деньгами придется только при покупке фишек в казино. Все остальные расходы будут занесены на карту, и озаботиться вопросами оплаты нужно будет только в последнее утро путешествия. В стоимость путевки обычно входит шестиразовое питание во время плавания и трехразовое во время стоянок в порту, а также все безалкогольные напитки и посещение развлекательных мероприятий, кинозалов, библиотек, дискотек и уроков. Закуски и напитки, указанные в меню Room Service, входят в стоимость путевки. Правда, за их доставку принято оставлять чаевые: от 2 до 5 долларов. Платить придется за алкогольные напитки в барах, за услуги прачечной и химчистки и за посещение салонов красоты и массажных кабинетов. Если есть желание пополнить гардероб, то корабль для этого - подходящее место, ведь он является экстерриториальной зоной. Его территория не принадлежит какому-либо определенному государству, поэтому товары в магазинах не облагаются большинством налогов, а значит, стоят меньше, чем в магазинах.
Организаторы водных путешествий часто включают в программу приемы и гала-ужины. Так что, собираясь в поездку, дамам в первую очередь в чемодан стоит положить вечерние наряды, а кавалерам - фраки и костюмы. Правда, на некоторых суднах мужчины имеют возможность брать фраки напрокат.
Неожиданных учебных тревог во время вечерних коктейлей ожидать не стоит. Как правило, они проводятся в первый же день плавания, причем участие в них остается на уровне рекомендаций.
Боязнь морской болезни, как правило, гораздо больше, чем реальная возможность ею заболеть: по статистике этим недугом страдают не более 5-7% людей. Для тех, кто имел несчастье попасть в эти проценты, на борту круглосуточно работают медицинские кабинеты.
Набирать с собой лекарств, спасающих от укачивания, не имеет смысла: все современные лайнеры оборудованы стабилизаторами качки - специальными винтами, установленными поперек киля. При наклоне судна винты начинают вращаться, возвращая судно в ровное положение. В результате даже при шестибальном шторме, когда волны достигают высоты трехэтажного дома, вино из бокалов не прольется, а на сцене клоуны продолжат жонглировать ножами.
Если во время автобусных путешествий без нескольких экскурсий с гидом не обойтись (их заранее включают в стоимость путевки), во время морских плаваний путешествия по очередному городу - дело исключительно добровольное. Тем, кто захочет отправиться на экскурсию, придется подумать об этом заранее: в каюте будут специальные формуляры с перечнем экскурсий, сдавать которые нужно за день до прибытия в порт.
За день до окончания круиза по каютам разносят таможенные декларации и бирки, которые нужно прикреплять к багажу. Чемоданы необходимо выставить в коридор до одиннадцати часов вечера. При этом важно запомнить цвет бирки - тогда найти багаж после высадки будет намного проще. Много багажа брать с собой не стоит - правила по весу багажа на круизных лайнерах не отличаются от правил для самолетов: за багаж весом более 20 кг придется платить отдельно (по 3 доллара за каждый лишний кг).
На больших круизных лайнерах может быть более тысячи номеров. При этом стоимость номеров одной и той же категории, расположенных на разных палубах, может различаться в пределах 300-500 долларов. Поэтому, прежде чем покупать путевку, стоит внимательно изучить расположение предлагаемой каюты на корабле. Практически все каюты на борту круизных лайнеров подходят для размещения семей из четырех человек. Самые экономичные варианты - внутренние каюты (Inside). Такие номера не имеют окон и расположены не по борту, а внутри палубы. Их площадь составляет от 14 до 18 кв. м. в зависимости от размера судна.
Дороже обходится проживание во внешней каюте с окном (Outside). Она располагается по внешнему борту палубы, а окном служит иллюминатор. Площадь таких номеров - от 15 до 22 кв. м.
Outside Superior - это, как правило, внешняя каюта с окном, расположенная на одной из верхних палуб. Стоимость номеров на кораблях растет по мере того, как каюты приближаются к верхней палубе. Обычно в Outside Superior окна уже не круглые, а большие и прямоугольные, кроме того, в них имеются уголки для отдыха с диваном и креслом. Если окно заменить на балкон, цена может вырасти еще на 200 евро, а в номер добавятся столик и шезлонги.
Самыми дорогими каютами традиционно считаются мини-сьют (Suit), панорамик сьют (Panoramic Suit) и гранд сьют (Grand Suit). Площадь мини-сьюта, как правило, достигает 30-40 кв. м., при этом в номере по-мимо умывальника и душа имеются ванна и джакузи. На большом балконе также стоят столик и шезлонги. Площадь в панорамик сьют достигает 50 кв. м., кроме того, в этих каютах, как правило, есть большие стеклянные стены, отделяющие комнату от балкона.
Гранд сьют - самая дорогая каюта корабля: ее стоимость может в 2,5-3 раза превышать цену на путешествие в каюте Inside. Как правило, она рассчитана на проживание двух человек, но в некоторых случаях возможно размещение и трех членов се-мьи. Размеры каюты достигают 58-60 кв. м., в номере туристы смогут найти самую дорогую видео- и аудиоаппаратуру.
Татьяна СЕЙРАНЯН, “Gzt”
|