Так называется книга Леонида Млечина, в которой ставятся вопросы: ради чего Сталин это сделал, какие тайные интересы связывал с Ближним Востоком, что принесло России сближение с арабским миром? Вопросы непростые. И сегодня от них пытаются уйти. Нельзя не отметить, что нужно было обладать определённой долей мужества, чтобы заявить на весь мир, что еврейское государство создано руководителем СССР. Ведь некоторые могут автора не понять и навесить ярлык антисемита. Делать это у нас умеют Но исследователь привел неопровержимые доказательства. Многое из того, о чём говорится в работе столь популярного историка и политолога, нам ранее известно не было.
По поводу роли Сталина Леонид Млечин замечает:"Не Сталин создал Израиль. Такова была воля большинства государств, входивших в ООН. Но я уверен, если бы не Сталин, еврейское государство в Палестине вряд ли появилось. А его решение определило не только судьбу современного Ближнего Востока, но и повлияло на политическую историю Советского Союза и Соединенных Штатов. Доказательством этой точки зрения служат сотни документов из архива внешней политики России. Они собраны в два двухтомных сборника…". Вот такую политическую интригу завернул историк. И вокруг неё и развернул полемику. Строго говоря, можно было дать обзор этих документов из сборников Но я посчитал нужным лучше написать рецензию на книгу Млечина и ознакомить с её содержанием наших читателей. И сделано это по ряду причин. Во-первых, Млечин явно симпатизирует Израилю, оставаясь при этом на почве достоверных фактов. Во-вторых, автор книги относится к политической элите нынешней России, поэтому его точка зрения по проблемам Ближнего Востока представляет значительной интерес. И в-третьих, в исследовании приведены весьма интересные факты, которые до сей поры не были известными и которые не приводятся даже сборниках документах, о которых речь шла выше. Естественно, в рамках одной статьи нельзя в полной мере раскрыть содержание книги, которая читается на одном дыхании. Поэтому речь пойдет о наиболее важном, на мой взгляд, в этой работе.
НЕМНОГО ИСТОРИИ.
Как известно, создание еврейского государства зависело во многом от американских и британских политиков. Но абсолютное большинство этих деятелей возражало против появления еврейского государства. И оно бы не появилось, если бы не Сталин…Сразу же возникает вопрос: а как же Декларация Бальфура, в которой признавалось право евреев на свою государственность? Действительно, Декларация была. Но автор оценивает её несколько иначе, чем все остальные. И его можно понять. В этом документе, кроме всего прочего, говорится: "Правительство Его Величества относится благосклонно к созданию в Палестине национального очага для еврейского народа и сделает все от него зависящее, чтобы облегчить достижение этой цели…"
Все хорошо. Прекрасно. Но есть одна тонкость, на которую обратил внимание автор рецензируемой книги. "Формула "национальный очаг" была подобрана с дипломатической осторожностью. Что же это такое - обещание евреям создать собственное государство или всего лишь намерение обеспечить им некую автономию в Палестине? Толковать формулу " национальный очаг, - отмечает Млечин, - можно было по - разному - в зависимости от собственного желания и настроения. А настроения британского правительства менялись в зависимости от политической ситуации…". И действительно, очень скоро политика Англии в Палестине изменилась Евреев там было мало, арабов много . Англия предпочла сделать ставку на арабов, хотя в годы Первой мировой войны они испортили немало крови руководителям Британской империи. По этому поводу Ллойд - Джордж высказывался весьма откровенно:" Палестинские арабы, которые могли быть во многом полезными, во время войны оказались жалкими трусами. Они сражались вместе с турками против нас". Впрочем, такое было и во Второй миррой войне. Только тогда они искали союза с нацистской Германией. Американский президент Вудро Вильсон тоже был за создание еврейского государства. Но вскоре он умер, и мнение политической элиты США несколько изменилось. А ведь уже в 1918 году была возможность создать еврейское государство. Вот некоторые аргументы, которые приводятся в книге в пользу этого тезиса.
Накануне Первой мировой войны лорд Бальфур долго беседовал с Хаимом Вейцманом, предлагая ему создать государство в Африке, на территории нынешней Уганды. Там были незаселённые земли. Британские власти рады были бы появлению там трудолюбивых еврейских поселенцев. Вейцман был выдающимся учёным, сделавшим немало для Англии и её военной мощи. И относились к нему весьма уважительно. Так вот, в ответ на это предложение он ответил:
"- А если бы я предложил британцам устроить свою столицу в Париже вместо Лондона - Вы бы согласились?
- Но у нас уже есть Лондон, - с высоты своего положения ответил лорд Бальфур.
- Это так, - согласился Вейцман. - Но у нас был Иерусалим, когда Лондон был ещё болотом. И две тысячи лет, находясь в изгнании, евреи повторяли с неумирающей надеждой: "В будущем году - в Иерусалиме"
Вот такой состоялся разговор. Но очень часто можно услышать и мнение о том, что англичане и палестинские евреи не имели права делить чужую землю и отнимать Палестину у арабов, утверждая мысль о том, что Израиль - чужеродное тело в сердце арабского мира. В ответ на рассуждения подобного рода Млечин приводит весьма интересные факты, которые почему - то весьма редко используют в полемике с иными сомневающимися. При этом он не обращается к Библии, в которой провозглашено право евреев на эту Землю. Он обращается к реалиям недавнего прошлого. В действительности Палестина принадлежала тогда Оттоманской империи. "Державы - победительницы считали, что итогом Первой мировой войны должно стать предоставление независимости народам, томившимся под чужим игом Это произошло и в Европе, и на Ближнем Востоке.
Оттоманская империя распалась, и благодаря этому появились такие арабские страны, как Ирак, Сирия, Ливан". Причем, хочу подчеркнуть, границы нарезались весьма произвольно. Ирак англичане создали из трех провинций бывшей Оттоманской империи. Турки там были триста лет. В состав этого государства вошли и курды, которые стремились к своей независимости, и мусульмане - шииты и мусульмане - сунниты и представители других конфессий, которые, мягко выражаясь, не очень дружелюбно относились друг к другу. И тем не менее, никто не поставил под сомнение правомерность создания такого государства. В полной мере сказанное относится и к Сирии и Ливану. И народы этих регионов не возражали, что именно таким образом распорядились их судьбой. Так что и еврейское государство могло в то время возникнуть таким же образом и доктрина Герцля вполне могла быть реализована быстро и безболезненно.
И это было бы воспринято как должное в рамках глобального переустройства мира, которое тогда проводилось. Тем более, что евреи имели вполне обоснованные права на палестинские земли. "Изгнанные из Палестины евреи упрямо стремились вернуться, - отмечает автор рецензируемой книги.- Еврейские общины всегда существовали на палестинской земле. В Иерусалиме евреи жили на протяжении всех столетий - с одним перерывом, когда город захватили крестоносцы. За сто лет до появления Израиля, в 1844 году, в Иерусалиме жили 7 тысяч евреев, 3 тысячи христиан и 5 тысяч мусульман. К концу Х!Х века Иерусалим населяли 28 тысяч евреев и 17 тысяч мусульман и христиан. В момент провозглашения Израиля в Иерусалиме жили 100 тысяч евреев, 40 тысяч мусульман и 25 тысяч христиан". Так что для создания еврейского государства были все основания. Тем более, что и мандат на Палестину был предоставлен Англии с целью претворения в жизнь Декларации Бальфура. "Эти положения, - отмечается в книге, - , были включены в мирный договор с Турцией… С этого момента обещание создать "национальный очаг для еврейского народа" стало международно признанной обязанностью Англии…
30 июня Конгресс США, которые не вступили в Лигу Наций, принял резолюцию, в которой говорилось:"США благожелательно относятся к установлению в Палестине национального очага для еврейского народа". Но этого не произошло. Мало того, именно тогда англичане заложили основы будущих территориальных конфликтов. Голланские высоты были переданы Сирии, находившейся под французским управлением, а территории к востоку от реки Иордан - Трансиордании, там евреям было запрещено селиться. И только после трагедии мирового еврейства, после окончания Второй мировой войны еврейское государство было воссоздано
|