Дождливой осенней ночью запоздалый путник постучал в окованные железом двери старинного здания. Двери открыли, и продрогший, уставший человек вошёл. Войдя, перекрестился на нишу в стене. Он явно увидел там распятие. Но распятия в нише не было. Путнику путнику предоставили ночлег и желанную чашку горячего чая в башне старого монастыря. На утро радушные хозяева нашли его лежащим у дверей комнаты в невменяемом состоянии. Прошли часы, прежде чем человек пришёл в себя. Он говорил о каких-то привидениях, являвшихся к нему ночью, говорил много и сбивчиво. Периодически бледнел, руки у него нервно подёргивались...
Этот человек не первый и, как мы теперь понимаем, не последний, кому довелось и доведётся испытать на себе воздействие необьяснимых и таинственных сил, того, что ещё предстоит изучить и обьяснить учёным-уфологам. В Беларуси это явление не исследовалось, о нём не было принято говорить, а, тем не менее, западные земли литвинские изобилуют древними постройками старинными поместьями, а привидений и духов там отнюдь не меньше, чем в хвалёных шотландских замках.
По свидетельствам очевидцев, одно или несколько привидений, духов, или называйте их, как хотите, обитают в здании бывшего монастыря в живописном белорусском местечке Гольшаны, что на Гродненщине. Там живут люди, влюблённые в историю своего края, знающие много интересного и необычного. Стараниями ныне покойного директора местной школы, автора книги о истоиии Гольшан, Корзуна, создан при школе краеведческий музей. Местными энтузиастами проводятся истоические праздники, которые собирают у стен старого замка множество гостей из Беларуси и других стран. Помощь в организации праздников оказывают волонтёры из других регионов страны. Гостей пинимают радушно. Из-за отсутствия в местечке гостиницы люди остаются ночевать в домах гостеприимных жителей, иногда их размещают в старом здании бернардинского монастыря, где теперь филиал государственого художественного мукзея. И те, кто ночевал в башне...
Редактор программы БТ (белорусское телевидение) Любовь Егоренкова рассказывает о пережитом:
– Мы приехали туда с целью убедиться в том, что действительно существуют привидения. Моя подруга – материалистка, во всё это не верит. Я к разговорам о привидениях отношусь двояко, т.е. верю и не верю, но никогда их не видела. Хотела своими глазами увидеть и почувствовать всё. Нас очень хорошо приняли, замечательно угостили. В ту ночь мы уснули и ничего, конечно, не видели. Может, что и происходило, но мы крепко проспали до утра. Наутро, когда увидели, что ничего нет, даже загрустили. Днём, во врмя обеда обсуждая то, что привидения не хотят нам показываться, подруга вдруг говорит: ”Дама, ну приди, покажись нам. Мы же ради тебя приехали. Я тебя очень прошу”. Вечером нам протопили печку, поставили две кровати. Моя кровать стояла возле печки, а её – ближе к центру. Комната, как сейчас вспоминаю, шестиугольная. Я ложусь спать и интуитивно чувствую: что-то должно произойти. Я мысленно даже молитву прочитала. Думаю: “Чего я сюда приехала, не хочу всего этого видеть и слышать”. А подруга не выключала свет, читала книгу. Я попросила её включать свет ночью, если будет выходить, потому что одной как-то неприятно оставаться в этой комнате, пообещав включать, когда буду выходить я. Перед сном попросила сторожа разбудить нас, если начнутся звуки, которые там раздаются каждую ночь. Все свидетели рассказывают, что примерно около двух часов ночи слышен звук шагов по галерее, хотя там никого нет, и звук как будто слышится наверху.
Я уснула. Просыпаюсь от стука в дверь нашей комнаты. Вижу, подруга встала и открыла дверь. В комнату упала полоска света. Она вышла, а свет не включила. Но мы же договаривались!.. Слышу её удаляющиеся шаги. Чувствую – что-то начинает происходить. Что-то реальное и не реальное, но не сон, потому что я открыла глаза и видела, как, она вышла. Тогда я, в предчувствии чего-то ужасного, страшного, зажмурила глаза и сама себе сказала: “Делайте со мной что хотите, я глаза е открою и смотреть на это не буду”. Глаза я, конечно, иногда приоткрывала, но ничего не видела. И вдруг, в очередной раз, открыв глаза, вижу, что сверху на меня опускается какая-то тёмная масса. Что-то вроде бетонной плиты, такое тяжёлое и чёрное. Я закрыла глаза и чувствую, как “это” с такой силой надавило на меня, что если бы это происходило в вашем материальном мире, то из меня должны были бы кишки выпрыгнуть. Но обошлось. “Это” опять поднимается и снова падает и придавливает меня. То же самое произошло и в третий раз. Я открываю рот, чтобы подать голос, а голоса никакого нет. И меня парализовало, сковало. Не могу встать с кровати, руками, ногами пошевелить не могу. Лежу. Думаю: “Будь что будет, вставать я не буду”.
... Проснулась где-то в шесть утра. Вспомнила, что, когда всё это происходило, кровать подруги была пуста. Теперь она спала, накрывшись с головой одеялом, хотя в комнате было жарко натоплено. Подруга встала, вышла, вернулсь назад. Я спрашиваю:
– Ты ночью выходила?
– Нет.
– Как же, – говорю, – я ведь вполне реально видела, как ты выходила, когда постучал сторож, и закрыла за собой дверь?
– Так вот, послушай, что я видела. Когда я перстала читать, то выключила свет, легла, но не спала и смотрела в окно. ( Окна в комнате расположены друг против друга – прим. Л.Е.) В одном из них появился какой-то силуэт. Я закрыла глаза, думала, что показалось. Открываю – силуэт уже по эту сторону окна. Очень изящный, тонкий силуэт в длинном платье. Впереди как бы разрез и какое-то свечение. Силуэт смотрит на мня, а я – на него, не в силах ни пошевелиться, ни закрыть глаза, ни крикнуть. Продолжалось это минут десять-пятнадцать. Силуэт то приближался, то отдалялся. Я зашевелилась – дама тоже зашевелилась и потом немного отдалилась. Совладав с собой, я посмотрела в твою сторону. Тебя не было, но над твоей кроватью висело тёмное облако. Это облако трижды опускалось над кроватью. Мне стало жутко, и я накрылась с головой одеялом. Потом, решив посмотреть, что происходит, выглянула из-под одеяла и увидела, что силуэт, словно начал таять. Он становился всё бледнее и бледнее. Я накрылась с головой и быстро уснула.
– На протяжении двух недель я продолжала ощущать что-то ледяное. Мы ещё прогулялись по местечку. Гольшаны оставили хорошее впечатление. Но меня всё время преследовала мысль, что если “это” там поселилось, там живёт, значит, кому-то это нужно, и вторгаться в их жизнь не надо. Я думаю, что через эту комнату проходит зона, необходимая для деятельности того, что там живёт. Именно там, так как в других местах в этом монастыре никто ничего не видел.
Мы ночевали в этом монастыре не один раз и всегда слышали те же звуки: шаги, а через какое-то время звук чего-то сыплющегося. Причём. Всегда в одно и то же время...
Но здесь стоит прервать повествование очевидцев и вместе с читателем совершить небольшой экскурс в историю. Летопись указывет, что Гольшаны основаны в 1280 году братом Великого князя Наримунта Гольшей. Он и основал династию князей Гольшанских. Представители этого славного рода получили герб с изображением Погони, Труб, Гипоцентавра и Леливы. Венчает герб великокняжеская корона. Род Гольшанских имел большое влияние в Великом Княжестве Литовском. Зофья Гольшанская вышла замуж за Ягайло, стала колролевой и основательницей династии Ягелонов, королей польских. Однако в 1481 году князь Иван Гольшанский за участие в заговоре против Казимира Ягелона был казнён. С того времени род Гольшанских начал приходить в упадок. В середине XVI века княжна Гольшанская присоединила наследственное имение к владениям своего мужа Павла Сапеги, который развернул здесь бурную деятельность: построил новый замок, храм с монастырём, бумагоделательную фабрику...
Одно из самых значительных мест в Великом Княжестве Литовском с течением времени превратилось в местечко, но оно сохранило средневековый колорит и сочетает в себе современное с историческим так органично, что, приезжая сюда, ощущаешь себя как бы в двух эпохах одновременно. Поэтому легенды и предания, живущие здесь, воспринимаются как вполне реальные события. Поговаривают, что Дама, являющаяся перепуганным гостям местечка, бывшая возлюбленная князя. В порыве ревности тот обвинил молодую красавицу в измене, и она, спасая свою честь, выбросилась из окна башни замка. С тех пор она периодически является ночным посетителям. Замок приходил в упадок. Галереи, соединявшие угловые башни, а именно на них в полночь видели Белую Даму, разрушились. Поговаривают, что Дама перебралась в монастырь. Это здание стало с некоторых пор местом обитания нескольких призраков.
Рассказывают старожилы (а легенда эта предаётся из поколения в поколение), что когда по приказу пана Сапеги пристраивали к стене храма здание монастыря, то свежеположенная кладка разваливалась, стена неоднократно обрушивалась. Кто-то злой подсказал строителям, как избежать гнева грозного властителя этих мест, порекомендовав замуровать в кладку молодую красавицу. Первой в руки тёмных средневековых парней попала молодая жена одного из каменщиков. Принесла любящая обед своему родимому, а коллеги его, её и замуровали. Что стало с тем мужиком – неведомо, но стена после того не рушилась, а монастырь стоит до сих пор и продолжает удивлять происходящими там чудесами, наукой пока не обьяснёнными. Уже в наше время, в 1995 году, во время реставрационных работ строители обнаружили скелет, замурованный в стену. Скелет извлекли, и тотчас же жуткая трещина молнией расколола все стены в монастыре. Как видим, обе жертвы нравов средневековья – женщины, и относиться к мужчинам неприязненно у них есть основания. Потому-то путешественники-мужчины от привидений гольшанских настрадались значительно больше, нежели женщины. Дама в чёрном вообще не может терпеть мужчин. Белая же нравом помягче.
Старожилы в Гольшанах уже не удивляются ничему. Всё здесь окутано загадками и тайнами. Старая деревянная мельница. Стоит она на воде около полутора веков. Не гниёт, не рушится. Расположена в непосредственной близости от монастыря. Считается, что и там обитают некие силы (то ли добрые, то ли злые). После полуночи гуляющие обходят это тихое место стороной. Сама же мельница в лунном свете приобретает какой-то неестественный вид, да и при дневном освещении удивляет необычностью цветовых тонов. Одни обьясняют это окаменевшим слоем муки, больше чем за столетиенакопившемся на наружных стенах, другие – наличием сверхестественных сил. Но и те и другие войти внутрь не решаются.
Гольшанские легенды многочисленны и жутковаты. Неоднократно повторяется мысль о том, что город проваливался сквозь землю. По одной из них, в полночь к девушке явился умерший жених в свадебном наряде, велел взять с собой хлеб, молитвенник и чётки. Их ожидала свадебная карета, запряжённая тройкой вороных лошадей. Направились к храму. “Бросай хлеб – там ты не будешь есть” – сказал жених. Бросила. “Бросай молитвеник – там ты не будешь читать”. Невеста повиновалась. “Бросай чётки – там ты не будешь молиться”. Она бросила, и город вместе с храмом провалился под землю.
По другой версии город ушёл под землю, когда к нему приближалась вражеская рать. Ещё живут люди, которые своими глазами видели отверстие на месте ушедшего под землю храма. И если в то отверстие бросали монету, то летела она долго, потом слышался звон.
Согласно ещё одному преданию, здесь находился город. Дочь князя полюбила молодого крестьянина. Родители её, как водится, были против неравного брака. Молодые обвенчались тайно и без родительского благословения. В бессильной ярости княгиня вымолвила: “Пусть они провалятся вместе с этим городом!” Так и произошло. Город провалился, а на месте замка выросла гора, на месте домов – погорки. Гора эта – городище, где сейчас расположен замок. В местечке был найден клад – полторы тысячи серебрянных монет XIV – XV в.в. Но это в самом местечке. А вот на городище вести раскопки местные жители не дадут, будь ты хоть трижды археолог. Множество запретов, передающихся из поколения в поколение, обещают страшные кары и проклятия за раскопки городища. Город снова может провалиться сквозь землю или его зальёт потопом.
Я в очередной раз приехал в городок, чтобы собрать дополнительные свидетельства очевидцев, переговорить с местными исследователями и ещё раз самому прикоснуться к колоритным отголоскам нашей истории. Вопросы заезжего журналиста по поводу необычных явлений воспринимались как что-то само собой разумеющееся. Молодые жители городка предложили свои услуги в качестве гидов. Душной июльской ночью мы гуляли в окрестностях замка. В лунном свете возвышался силуэт католического храма. Прошли мимо часовни, и вышли на окраину. Возле старой мельницы остановились. Спускаться к воде парни не решились. Что-то действительно настораживало и пугало. На том конце местечка звучала дискотека, где-то светились окна. Такое сочетание реального и мистического. Седая старина и современные парни с двумя-тремя серьгами в ухе... Я решил непременно продолжить поиски истины.
Рассказывает Наталья Метельская, физик-ядерщик (Академия наук Республики Беларусь):
– Всё произошло после экскурсии, которую я организовала для моих друзей. Желающих посмотреть гольшанский монастырь. Собрался полный автобус. Экскурсия удалась. Нас прекрасно приняли там, даже угостили.
Итак, монастырь построен по галерейной системе. Он примыкает в виде буквы “П” к боковому фасаду храма, образуя встроенный двор, куда невозможно попасть снаружи, а только через монастырь. Часть галереи используется под музей (бывшая трапезная), а в другой части живут священник и его помощники. Сохранилась единственная башня на углу монастыря, где сейчас находится кабинет заведующей музея. Предположительно там была отапливаемая часовня. Напротив входа в часовню в стене имеются две ниши и на уровне с ними, слева и справа, два окна. Скорее всего, в тех нишах когда-то висели распятья.
Я всегда пытаюсь обьяснить непонятные явления с материалистической точки зрения. Возможно, звуки слышатся из-за того, что раньше всё это двухэтажное отапливалось тремя каминами. Стены там имеют толщину 1,5 – 2 метра. В толще стен располагалась система дымоходов. Всё строение отапливалось тёплым дымом. По этой системе дымоходов звуки доносятся до той части здания, где теперь живут священники.
Однако возвратимся к событиям, которые произошли после той экскурсии. Я с моей подругой заинтересовались историями о привидениях монастыря и решили переночевать там. В первую ночь ничего не произошло. Результатом второй ночи, проведённой в монастыре, было подтверждение существования неких таинственных сил. Может, они существуют на самом деле, а может, это архитектура здания создаёт такое настроение, такой резонанс в душе. Что-то происходит в психике человека, и он начинает действительно что-то слышать, видеть, чувствовать. Концентрация неких то ли магических, то ли физических сил находится ближе к нишам. И вот я легла спать именно там, а моя подруга – у стены, в самом тёмном и тёплом месте, у печки. Подруга уже уснула. А где-то около часа ночи я почувствовала, что теперь должно что-то произойти. Это действителдьно было какое-то физическое ощущение. Смотрю на потолок. Рисунок его стал меняться, поочерёдно изображая узоры потолков других помещений. Ни в одном помещении монастыря рисунок потолка не повторяется. В нашей же комнате он напоминал шестиконечную звезду. Шесть нервюр (рёбер жёсткости) сходятся в центре. В свете полной луны происходящее виделось хорошо. И потом я увидела, что нервюры стали продолжаться, будто хотят сомкнуться вокруг меня. И всё это сопровождалось каким-то ритмичным стуком. Возможно, если бы я была одна, мне пришлось бы почувствовать то, что чувствовали одинокие командированные, которых утром находили в бессознательном состоянии у дверей комнаты и которые потом рассказывали, что ходили по потолку. Я сразу поняла, почему они ходили по потолку. Он смыкался вокруг них и создавал одно пространство. Вокруг них был только потолок. Однако проделать это со мной таинственным силам не удалось. Я думаю, потому, что рядом у стены спала моя подруга. И эти нервюры, дойдя до того места, где она спала, не могли сомкнуться – она им мешала. Так длилось примерно с полчаса. Я обратила внимание на окно и чётко увидела за ним тёмный силуэт женщины. Отчётливо было видно, что она в узкой длинной юбке, что её волосы зачёсаны наверх. Я отчётливо видела её тонкую шею, её тонкие руки. Это была молодая женщина. Было видно, что она движется вперёд и в то же время как бы остаётся на месте. Я не заметила, как силуэт каким-то образом перешёл через окно и был уже здесь, в комнате. Я не ощутила, чтобы от привидения исходила какая-то враждебность, наоборот. Однако становилось несколько неприятно от происходящего. Я поступила так, как поступают дети: повернулась на бок, хотя это потребовало определённых усилий, и накрылась с головой. Только через несколько минут одним глазом выглянула и увидела. Что силуэт стал каким-то туманным, мглистым. Через несколько минут всё уже исчезло. Интересно, что подруга во время моего свидания с привидением отсутствовала. Как она выходила, я не видела. Утром я не знала, как сказать о том, что со мной призошло. Думала, что начнёт смеяться, не поверит, но та сама проснулась с большими глазами: “Знаешь ли ты, что я сегодня ночью почувствовала?” Её ощущения были отличны от моих, но соотносились с ними.
Много интересного рассказывают жители Гольшан. Например, о том, как понёс человек крестить двенадцатого ребёнка в церковь, а священник возьми да пошути: “Дай бог, чтоб ты каждый год приносил крестить по ребёнку”. Папаша не понял шутки и пожелал: “Дай бог, чтобы каждый год здесь по попу умирало”. Так и получилось. У мужика каждый годрождался ребёнок, и каждый год умирал священник местного прихода. Чтобы снять проклятье, пришлось церковь снести и построить её в другом месте.
Ещё говорят, что в башне уже разрушенного замка жил монах, и мужское привидение, являющееся в галерее монастыря, некоторые связывают с ним.
Одни с убеждённостью подтверждают, что или они сами, или их родственники сталкивались с чем-то подобным. Другие мягко уходят от ответа. И лишь один в стельку пьяный мужчина средних лет категорически заявил, что никаких призраков в Гольшанах он не видел, а потому их нет.
А вот Чеслава Акулевич, директор Гольшанского филиала Национального художественного музея, рассказывает:
– За 9 лет я сменила 12 наручных часов. Долго в рабочем кабинете ими не попользуешься. В электронных быстро садится питание, а потом они просто выходят из строя. Механические же сначала начинают отставать, а затем также перестают идти. Стало уже традицией дарить мне часы и на день рождения, и на 8 марта. Настенные часы вешать в кабинете никто и не решается: “Зачем портить вещь?” За время моей работы пришлось столкнуться со многими пока необьяснимыми явлениями... Как-то приезжали телевизионщики, шесть раз пытались снять сюжет в галерее, но у них так ничего и не получилось. Кроме того, один из участникоы сьёмочной группы упал и оказался в клинике. Причём упал на ровном месте. Продолжить сьёмки удалось лишь в замке. Что-то в монастыре чростно сопротивлялось постороннему вмешательству. Приезжали сюда делать замеры фона. Определили наличие сильного электромагнитного поля. Может, это загадка архитектуры, а может, это и есть нераскрытая тайна наших предков. Оставленная нам, чтобы мы задумались. Точно также. Как и останки ротонды, замурованные то в стене, то в камине, то под алтарём. Как будто кто-то позаботился о сохранении частички истории для потомков.
Как-то была экскурсия. Школьник из 181-й минской школы вёл себя излишне оживлённо. Потом резко крутанулся на одной ноге, как балерина, и упал мне на руки. Я думала. Что это простохулиганская выходка, а он тяжелеет и оседает. Это был обморок. А когда он пришёл в себя, то рассказал, что посмотрел на потолок, заинтересовался рисунком свода, как вдруг эта звезда в центре начала вращаться, и с такой силой, что его начало затягивать, приподняло и... он потерял сознание.
Я обратился за оментарием к историку, директору краеведческого музея в Гольшанах Эдуарду Корзуну. Его отношение к происходящему в монастыре и окрестностях было достаточно скептическим, зато была рассказана интересная подробностьиз истории Гольшан, возможно, приоткрывающая завесу тайны происхождения мужского призрака. Эдуард Семёнович был немногословен: “Лет десять назад ко мне приезжали потомки знаменитого рода Минейко из Польши. Они рассказали, что слышали от родителей о рыцаре, замурованном в подвале замка”.
Каждый из сотрудников музея испытал на себе воздействие странных явлений. Как уже писалось, здание монастыря поделено попалам. Вторая половина принадлежит храму. Ходят слухи о том, что призраки на территории, принадлежащей храму, не появляются. То ли уважают шибко, то ли, как и люди, поделили здание между собой “чистые” и “нечистые” силы. Не могут дать обьяснение происходящему и служители культа.
Обратились родственники ребёнка, перепуганного привидениями, к священнику. Тот отрицал явление каких-либо призраков людям. Тогда дедушка спросил: “А как же быть с явлением Божьей Матери?” «Но это же бывает так редко”, – ответил святой отец.
Вот я и попытался выяснить ситуацию у всеми уважаемого пастыря, отца Станислава. Священник сам с необычными явлениями не сталкивался, но слышал о происходящем. Посоветовал за разьяснениями обратиться к исследователям, изучающим подобные проблемы.
Немало людей испытали на себе действие призраков. Рассказывает учащийся Гольшанской средней школы Игорь Самсон:
– В середине июня я шёл с танцев. Было это где-то в половине двенадцатого. Проходя возле монастыря, заметил женщину между деревьев. Она была в белом, а на голове что-то вроде фаты. Женщина как бы парила над землёй. Ног её не было видно. Правой рукой она звала меня к себе. Заметив это, я стал бежать, но какие-то иголки тянули меня назад. Что-то не давало бежать быстро. Эти иголки отпустили меня, только когда я забежал за поворот. По вечерам теперь обхожу это место стороной.
С аналогичным явлением встречался и учащийся средней школы №49. Вильнюса Алесь Десницкий, который приехал в Гольшаны на каникулы. 9 июля в половине первого ночи возле монастыря он увидел женщину “без ног”.
– Она висела в воздухе в полуметре от земли. Я испугался. Вскочил на велосипед, какие-то маленькие иголки вонзались мне в спину и не пускали. Было ощущение холода.
Вместо эпилога. Нам понравились Гольшаны. И мы понравились в Гольшанах, подружились. Дружба эта прочная и надолго. Нас пригласили на юбилей. И вот мы снова на Ошмянщине, в древних Гольшанах. Заходим в музей. С шутками по поводу привидений ставим вещи на то самое место в кабинете директора, которое показывают посетителям, как аномальное. И уходим на торжество в банкетный зал ресторана. Что-то тревожно. Почему-то вспоминается сумка, поставленная на “заколдованное” место. Почему-то кажется, что нужно было поставить левее или правее. Звучат тосты. Прекрасный праздник. Не успеваю закусить – теряю сознание. Никогда не “отключаюсь” после первой рюмки... Речь отнялась. Открыть глаза невозможно, и странные видения предстали... Потом всё исчезло, будто куда-то провалился. В себя пришёл в машине, как только выехали за пределы земли Гольшанской. И ясное сознание того, что отомстили привидения за то, что влез так настырно в сферу их обитания.
Прошло ещё время. Умер неутомимый исследователь гольшанской старины Эдуард Корзун, тщательно собиравший всё, что касалось любимой Гольшанщины. В созданном им музее хранятся и мои статьи о Гольшанах. В одну из последних поездок по западу Беларуси, заглянул в старинное местечко. Новости – как удар по темечку: В один из дней в музей зашла посетительница. На вид не здешняя, и никому не знакомая женщина пожилого возраста. Экспозиция её не заинтересовала, но, внимательно оглядев помещение, обратилась к сотруднице музея: “ Завесьте ниши и зеркала. Здесь должно произойти несчастье”. От неожиданности, сотрудница не успела спросить, что да как... Тем временем женщина сделала шаг к выходу и... исчезла. Через некоторое время услышавшей это предупреждение работницы музея повесился супруг. Несчастье произошло и в семье директора музея.
Долго ли ещё будут тревожить гольшанские призраки усталых путников и любопытствующих экскурсантов? Кого они проклинают? Что хотят сказать нам те, кто является к нам из другого мира? О чём предупредить? Много в мире есть необьяснимого. Кто мы? Что нас ожидает?
Не знаю. Не знают ни учёные, ни церковники, ни те, кому довелось с призраками встретиться. Так часто бывает – сознаёшь, что тебе подан какой-то знак. Но прочитать его не можешь. И нет ответа. И вряд ли будет.
Владимир ГУТКОВСКИЙ, Белорусская Ассоциация Журналистов, для “Русской Америки, NY”
|