№ 385

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Заговор, который провалился
Враг Америки и России
Главный строитель социализма
"Русские торги"
в Нью-Йорке

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

"РУССКИЕ ТОРГИ" В НЬЮ-ЙОРКЕ.

Sotheby's

В Нью-Йорке прошла ежегодная неделя русских торгов всемирно известного акционерного дома “Сотбис”.

На весенние торги в этом году было представлено 529 уникальных экспонатов мирового значения, включая шедевры изобразительного искусства, полотна Айвазовского, Харламова, Маковского, Сомова, Зоммера, Бурлюка, Рериха, Тропинина, Коровина, Кустодиева, Верещагина, других мастеров. Традиционно в торги включены лучшие произведения искусства русских ювелирных фирм - “Фаберже”, “Братья Грачевы”, “11-я артель”, “Спигель”, “Густав Клингерт”, “Хлебникова” и др.

“Сотбис” также порадовал прекрасной подборкой художественного фарфора, выполненных мастерами фирмы “Гарнера”, императоского завода, мануфактуры Юсуповых.

Настоящими топами аукциона являлась коллекция художественной бронзы Лансере и каслинского литья из коллекции семьи Якоба Штерна, племянника Леви Страуса, основателя всемирно известной джинсовой империи “Ливайс”.

Интерес к этой выставке-продаже привел в Нью-Йорк крупнейших коллекционеров, дилеров и инвесторов со всех уголков мира - России, Украины,Туркмении, Белоруссии, стран Балтии, Японии, Бахрейна, Австралии, Канады.

Естественно, на аукционных торгах присутствовал и весь цвет американской индустрии искусств, любители и коллекционеры, банки и инвестиционные фирмы.

Приехали все! Одни с любопытством, другие - с профессиональным интересом.

Специально для гостей аукционный дом “Сотбис” в главном выставочном зале устроил прием с прохладительными напитками, прекрасным шампанским, закуской и улыбками, музыкой, светом, а, главное, шедеврами искусства, на которые все могли полюбоваться, обсудить в кулуарах предстоящий аукцион.

Вопрос, чтокупить, сколько заплатить и на какой теме русского искусства остановить свой выбор не прекращался. Одни кивали головами, ставив загадочные знаки в каталоги торгов, отмечая понравившиеся экспонаты, другие - перезванивались по телефону с потенциальными заказчиками. Но все были согласны - выбор очень широкий и шедевры присутствуют.

Организаторы русских торгов “Сотбис” Джералд Хилл, Соня Беккерман, Алла Розенфельд, Скотт Митчел, Ольга Осипенко поработали на славу. То, что было показано понравилось всем. Но немногие знают, сколько профессионализма, знаний, личных способностей, таланта необходимо совместить для подготовки таких торгов. На “Сотбис” отбирается лучшее из лучших, тематически, проводятся профессиональные исследования, экспертиза подлинности, исследование рыночной стоимости. И провести такую работу с более чем пятьюстами различными и уникальными в своем роде предметами антиквариата - целое искусство за которым стоят годы профессионализма.

Пользуясь случаем хочу от всего сердца поблагодарить организаторов этого праздника русского искусства за прекрасную подготовку и подбор уникальных экспонатов, а также тот труд, который они вложили в любимое дело.

Аукцион торгов стартовал в штаб квартире дома “Сотбис” в Большом зале ровно в 10 часов утра с первого лота - золотых часов, подписанных “поставщиком императорского двора Павлом Бурэ”. Традиционно, на часах был выгравировандвухглавый орел Российской империи, что естественно привлекло внимание большинства гостей, присутствовавших на аукционе из России. При стартовой цене в $3000, этот лот был продан ударом молотка за $5000.

Новому владельцу эти прекрасные часы с уникальным швейцарским механизмом стоили $6000 с учетом процента аукционного сбора.

Хочу обратить внимание читателей на то, что финальная стоимость проданного предмета не включает аукционный сбор и федеральный налог. Но на предметы с большой стоимостью этот налог добавляет существенное ценовое значение.

В этой статье я буду приводить три цены: первую стартовую (оценочная стоимость-низший порог), вторую - продажа - удар мототка и третью финальную цену с учетом аукционного сбора.

В зале наблюдалась оживленная конкуренция, т.к. в начале аукциона были представлены серебро, эмаль и награды Российской империи.

Итак, лот №7. Золотые часы в эмалевой раме фирмы Фаберже со стрелами и жемчугом вокруг циферблата, работы мастера Михаила Першина периода 1900 года с пробирными клеймами 56 золотого стандарта и 88 серебрянного стандарта с выгравированным номером каталога фирмы Фаберже 3136 в футляре оригинального выпуска.

Зал живо реагировал за ходом продажи этого предмета.

Итоги таковы: $80000 - $200000 - $240000.

Финал продажи - три стартовые цены! Грандиозный успех, и еще раз подтверждение интереса к раритетам фирмы Фаберже работы лучших мастеров.

Награды Российской Империи также привлекли к себе большое внимание.

Лот №9 - Орден “Большой Крест Святой Екатерины” периода 1800 в золоте эмале и брильянтах, с надписью “За заслуги в обществе”, утвержденный Петром 22 ноября 1714 года.

Примечательно, этот “Большой Крест Ордена Святой Екатерины” был лимитирован к награждению числом 12, лиц, принадлежащих императорской фамилии, а Малый Крест был лимитирован награждением 94 лиц, включая иностранцев. Как высший российский орден для Великих принцесс, он стал самой престижной наградой Императорского Дома династии Романовых. Как специалист в русской наградной системе, я заметил, что на этом ордене не хватает важного атрибута - банта с алмазами. Это и сыграло значительную роль в том, что при относительно невысокой стартовой цене - $70000 продажа состоялась ниже оценочной стоимости за $55000 - $66000.

Результаты аукциона следующей награды Российской Империи таковы - Золотой орден “Св. Владимира 4-ой степени с мечами” - $4000 - $5000 - $6000.

Лот №11. Редкая “Звезда ордена Св. Станислава в серебре и эмали в редкой разновидности не для христиан” (в центре орел вместо красного эмалевого креста) более редкая версия ордена. Результаты торгов $5000 - $5000 - $6000.

Далее были представлены уникальные предметы в серебре и эмали, что естественно вызвало бурную конкуренцию.

Для примера: Лот №17. Русский позолоченный в эмали стакан работы Федора Рюкерта, Москва,периода 1890 года в разноцветном эмалевом исполнении традиционного русского стиля.

Итоги торгов $12000 - $20000 - $24000.

Практически все лоты серебрянной группы были удачно проданы.

Огромныйинтерес вызвал выдающийся предмет лота №32 первого дня торгов - миниатюрное кресло “бомбоньерка” - уникальная и редкая работа фирмы “Фаберже” в золоте и эмали мастера Михаила Першина Санкт-Петербург, 1899-1903года.

По информации представленной в каталоге аукциона “Сотбис”, этот предмет принадлежал ранее семье одной из европейских императорских фамилий. Стартовая цена “бомбоньерки”в $1000000 после оживленных торгов выросла в два раза до $ 2000000, а окончательная цена, составила победившему коллекционеру из России в $2 280 000 .

Жестокую конкуренцию покупателю составили коллекционеры и дилера, присутствующие на торгах, а так же покупатели (инкогнито, делающие ставки по телефону). Группа российских коллекционеров и диллеров активно поддерживала своего соотечественника. Когда цена с одного миллиона долларов постепенно увеличивалась и дошла до двух миллионов, россияне скандировали: “Виктор, вперед!”.

И предмет этого стоил.

Оживленно проходила продажа набора из 12 тарелок “кремлевского сервиза”, производства русской императорской фарфоровой мануфактуры, Сант-Петербург, периода императора Николая I (1825-1855 гг.).

В центре каждой тарелки - двухглавый орел на зеленом фоне и надпись по кругу (НИКОЛАЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ) в стиле (РОССИКА) - древнерусский стиль. Итак, три цены продажи этого лота: $50000 - $75000 - $90000.

Аукцион больших блюд 19 века русского фарфорового завода Попова также прошел с успехом. Блюда были проданы за $20000 - $32500- $39000.

Далее, в продажах приняла участие группа предметов из фарфора, лоты 100 - 154.

Результаты аукциона подтвердили растущий интерес к изделиям из фарфора ведущих производителей - заводов и мануфактур, имя которых навсегда вошло в историю произведений искусства лучших мастеров Российской империи.

Отмечу также несколько интересных предметов из этой группы, хотя вся фарфоровая группа представляла большой интерес.

Лот №112. Пара русских фарфоровых ваз периода 1830 года. Каждая ваза расписана аллегорическими сценами с обнаженным женским образом и двумя ангелами (типично для стиля ампир того времени). Экспонаты подписаны авторами - Голов и Мещеряков. Экспертиза аукционного дома “Сотбис” установила, что эти вазы производства императорского фарфорового завода, С.Петербург.

При предварительном осмотре перед торгами автором этой статьи было определено, что одна ваза находилась ранее в реставрации и была восстановлена. Это же было отмечено и в каталоге, что еще раз подтверждает честность и порядочность экспертов аукционного дома “Сотбис”, имя которого выражает доверие и уважение в мире искусства и является эталоном определения экспертизы и стоимости на “арт и антик рынке”.

Хочу также отметить, что такие факторы, как реставрация, хотя и правильно выполненная специалистами, значительно влияет на стоимость предмета и интерес к нему. Но, в данном случае, сыграла важную роль именно красота предмета искусства и степень редкости, что принесло следующий результат.

При начальной цене торга в $30000 лота №112 русская пара фарфоровых ваз была продана за $90000 , а их окончательная стоимостьсоставила $108000,что показало их уникальность, красоту, подлинность, именно то, что высоко ценят собиратели старины.

Традиционно выше начальной стоимости продались лоты 113 и 114 - русские фарфоровые тарелки из коронационного сервиза царя Николая Первого, производства русской императорской фарфоровой мануфактуры, С. Петербург, периода 1826 года. Начав продажу со стоимости двадцать тысяч долларов, торги их закончили одинаково: $37500 - $45000 за каждый предмет.

Лот №120 - русская фарфоровая тарелка из военного сервиза периода царя Николая Первого 1825-1855 гг., расписанная в центре, из сюжета баталий наполеоновских войн с офицером на скачущем боевом коне через редуты. Исполненная и подписанная художником Щетининым, маркированная голубым кобальтовым штампом императорской фарфоровой мануфактуры и датированная 1831 год, она продалась за начальную стоимость лота - $80000 - $96000.

Примечательно, что лот №140 - фигура водоноски русской императорской мануфактуры С. Петербург раннего периода - 1885-1820 и изготовленная с модели скульптора Степана Пименова продалась довольно удачно. При высокой начальной оценочной стоимости $15000 она ушла за $22000 - $26400.

По мнению специалистов антиквариата именно фигуры удерживают рост в ценообразовании фарфоровых предметов прикладного искусства.

Очень многие коллекционеры выступают за натурную художественную ценность, предпочитают собирать фарфоровые фигурки, среди которых особенно ценится знаменитая серия заводов “Гарднер” - “Народы и типажи России”. В последнее время на различных аукционах появляются подобные предметы из частных коллекций, которые пользуются высокой ценностью в коллекционной среде.

Советский агитационный фарфор “Советика”, т.н. предметы агитационного искусства победившего пролетариата, представленный на этом аукционе, пользовался повышенным спросом.

Лот №153 - советская фарфоровая тарелка из серии “Книга - история Октябрьской революции 1917 года”, выполненная по дизайну Зинаиды Кобылецкой. Тарелка рассписана открытой книгой и газетой “Петроградская правда” на заднем плане, изготовлена в стиле раннего советского авангарда, согласно фабричным штампом и датированная 1921 годом на бывшей императорской фабрике (имперский штамп закрыт черным овалом), впоследствии “Ломоносовским фарфоровым заводом”.

При стартовой цене в $7000 тарелка была продана за $16000-$19200.

Следующий лот №154, абсолютно идентичный предыдущему, но имеющий различие в том, что на представленной тарелке присутствовала незакрытая маркаштамп периода Николая Второго и дата 1899, естественно принесла лучший результат вследствии уникальности предмета.

При аналогичной стартовой цене - $7000 продажа закончилась $18000 - $21600.

На этом завершилась первая сессия первого дня торгов дав передышку на раздумья участникам в последующей второй сессией, открывшейся во второй половине этого же дня, где были представлены лоты с №155 по №305.

Вторая сессия продаж открылась оживленными торгами. Зал был переполнен покупателями. Более тридцати операторов телефонов находились в контакте с клиентами во всем мире. Это напоминало самые оживленные торги нью-йоркской фондовой биржи, только, в данном случае, вместо нефти, зерна и хлопка на торг были выставлены предметы антиквариата русского искусства.

Итак, очередь дошла до оружия.

История коллекций во всем мире отмечает повышенный интерес к собиранию оружия, и предметов военного антиквариата. Богатейшие коллекции Оружейной Палаты Кремля, Царско-Сельского и Гатчинского арсеналов, собрание холодного оружия в коллекции Эрмитажа поражают своей непревзойденностью, подбором экспонатов и коллекций, начало которым положили цари и императоры Российской Империи.

В связи с изменением законодательства в кодексе Российской Федерации в отношении коллекционирования, собирательства и приобретения холодного и огнестрельного оружия, произошел геометрический скачок в росте цен на рынке военного антиквариата. Собирали в России и раньше, но теперь, когда можно открыто выставить и показать свои коллекции, не боясь закона, российские коллекционеры стали скупать все и вся на ведущих аукционах мира, в том числе и на этом аукционе “Сотбис”.

Предлагаю вашему вниманию лот №167 - бронзовую пушку для салюта 18 века, изготовленную мастером Евгением Аретти на краснолаковом расписном лафете со стволом, выполненным в стиле древнерусского искусства с монограммой и символикой оружейного герба и надписью по русски: Евгений Аретти. Длина пушки 107 см. Естественно, в виду уникальности и сохранности данного предмета к нему было привлечено внимание ведущих коллекционеров и дилеров мира.

При старте $6000 торги закончились, в два раза превысив начальную цену - $13000 - $15600. По неофициальным данным, ранее эта пушка находилась в Ливадийском дворце и коллекционер из Украины, приобретя ее, вернул орудие на историческую родину.

Ну что ж, Украина вооружается. Пусть антикварным оружием, но в рабочем состоянии.

Кстати, консул Украины, посетив выставку и, обратив внимание на этот предмет, точно заметил: - “Наша пушка. Хорошо сделана. Наши и купят!”

Из холодного оружия топ лотом считался №168. Редчайший офицерский палаш периода 1710 года, с монограммой “СВ” и золотой надписью насечкой вокруг креста на ножнах: “Господи, храни люди твоя!”. Клинок палаша сохранился в идеальном состоянии, с четко читаемой надписью на латыни: “Виват Царь Петр Алексеевич, 1710 год” с одной стороны и гравированным двухглавым орлом на другой.

Продажная цена этого палаша побила ожидаемые результаты и удивила всех. Старт - $40000.Продано за $75000 - $90000.

С лота №177 по лот №220 высталялись на продажу бронзовые скульптуры из личной коллекции Якова Штерна, племянника основателя фирбы “Левис Страус”. Суперклассные вещи были выставлены в этой группе: казаки, витязи, герои былин, знаменитости российской истории.

Наиболее интересным лотом стал экспонат под № 196 - “Бронзовый запорожец с саблей”, работы Станислава Левандовского - 63, 5 см, изготовленный в Вене в 1886 году. При старте в $7000 торги остановились ударом молотка аукционера на $20000 - $24000. Скульптура досталась любителю казацкой старины славной Запорожской Сечи.

Торги первого дня двух сессий аукционного дома Сотбис принесли необычайный успех - общая продажа составила более 12 миллионов долларов и еще раз подтвердила закономерность роста цен на предметы антикварного русского искусства.

Да, искусство растет в цене, господа коллекционеры. Поэтому, спешите вкладывать ваши деньги с пользой и выгодой, получая при этом культурное и эстетическое наслаждение. Удачи вам, дамы и господа!

Уверен, что многие читатели согласятся с моим мнением и, в дальнейшем, будут посещать торговый дом “Сотбис”, который проводит более семисот выдающихся аукционов в год.

Об итогах продаж следующего дня - второй половины русских торгов живописи и современного искусства читайте в следующих номерах нашей газеты.

По вопросам этой статьи и участия в аукционах обращайтесь по телефону:
212-810-9306.
USA Cossacks, Ataman General Serge Tsapenko.
P.O.Box 4383, Greenville, DE 19807


Сергей ЦАПЕНКО,
эксперт международной категории, победительмировых выставок, обладатель Гранд При, Член СП Москвы, член Пен клуба.

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2007 Russian America, New York