№ 487

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Как вам такая точка зрения?
Дипломатическая Академия Министерства Иностранных Дел России отметила юбилей, свое 80-летие
Воскрешение Распутина
Гений философии

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив
Криминальная Америка
Личности
Цивилизация: культура
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: КУЛЬТУРА

ВОСКРЕШЕНИЕ РАСПУТИНА

Григорий Р.

В конце октября в России прошел сериал (8 серий) «Григорий Р. (Распутин)». Сериал настолько поразительный, что русская православная церковь не дала своего благословения на его съемки.

Почему же? Образ Распутина давно стал каноническим. Это — хлыст, в прошлом конокрад, темный сибирский мужик, прохиндей, шарлатан, ловко охмуривший религиозно-мистическую настроенную верхушку «высшего света», включая царскую семью. Варнак, пьяница, развратник, авантюрист, берущий огромную мзду за протекцию для назначения на высшие посты в государстве. Здравомыслящие члены семьи Романовых называли его злым гением России, истовые монархисты считали, что он бросает густую тень на саму идею монархии и приготовляет ее гибель, почему и решили его ликвидировать. Но… поздно.

Примерно таким был показан Распутин в фильме Элема Климова «Агония» (1974), но он долго лежал на полке и вышел на экраны в перестройку (1985), причем сначала его показали во Франции.

В новом фильме Распутин — праведник, пророк, ясновидец, богомолец, целитель, бессребреник, надежа и опора трона, истовый православный, спаситель России. Однако он ее не спас. Почему ? Ответ на этот вопрос есть главное содержание фильма.

Сюжетный ход в сценарии Ильи Тилькина и Эдуарда Володарского придуман таким. Керенский вызывает следователя по особым делам Генриха Свиттена и говорит ему, что Россия находится в ужасном состоянии (лето 1917 г.), его, премьера, поносят со всех сторон. На самом же деле до такого бедственного состояния Россию довела прошлая власть и ее символ — Распутин. Посему Свиттену надлежит провести расследование по делу старца, собрать материалы, показывающие, что Распутин — вор, убийца, развратник, шарлатан, раскольник, погубитель России. Это он и тогдашнее правительство виновны во всем, а не Керенский и его временное правительство.

Во всем фильме только следователь идет под вымышленным именем. Все остальные персонажи названы своими подлинными именами — от Николая Второго до убийц Распутина Феликса Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича. На самом деле расследование проводил Владимир Руднев. Почему бы режиссеру и авторам сценария не сказать, что речь идет о Рудневе? А потому, что отчет следователя Руднева, по которому якобы написан сценарий, не подтверждает сенсационного открытия авторов фильма про то, что Распутин — это светлая личность и спаситель России.

В фильме Свиттен-Руднев ездит по местам боевой славы Распутина с установкой: нужно собрать свидетельства о порочности и преступлениях гнусного старца, но с изумлением постепенно убеждается, что люди говорят ему совершенно иное: большего правдолюба и честняги, настоящего целителя и патриота мир не видел. Коней он отдавал почти даром. Про коней сказано, что он уводил их от хозяев-мучителей. Так что был не только гуманистом, но и конеистом. Отшельника не убивал, а, наоборот, тот пытался убить Распутина. Помогал бедным. Даже своим врагам помогал. Вот характерная сцена.

В доме Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге некие революционеры — эсеры или анархисты устраивают сильнейший взрыв. 23 человека убито, 40 ранено. Дочь Столыпина Наталью взрывной волной выбрасывает в окно, у нее отнимаются ноги. Царь, давно знающий чудодейственную духовную силу старца, настоятельно просит Столыпина пригласить его домой для исцеления болящей. Тот, «скрипя сердцем» (дочь — любимица) зовет. Первые слова Распутина при встрече с премьером: «Я знаю, что ты меня ненавидишь, но это ничего. Ты любишь Россию. Это главное. Дочери твоей помогу». Вот так, встретились два государственника и общественное благо поставили выше личных обид.

Подходит к постели Натальи, пронзительно смотрит (гипнотический взгляд кудесника), говорит «Выздоровеешь. Пойдешь». И она — идет. Кадр, достойный праздника Святого Йоргена. Тут же, кстати, преподобный Григорий Ефимович предсказывает скорую насильственную смерть премьера, а заодно и свою. Столыпин сражен чудом и благородством Григория Ефимовича.

На самом же деле Столыпин никогда не приглашал Распутина в дом, Наташа осталась калекой, да и никакого предсказания не было. Столыпин полагал присутствие Распутина при дворе большой опасностью для престижа государя и чреватым для судьбы России.

В начале 1911 года решительный премьер представил монарху обширный доклад о Распутине, составленный на основании следственных материалов Синода, с просьбой устранить занозу. Как раз после этого Николай II и предложил главе правительства встретиться со «старцем», чтобы развеять негативное впечатление, сделанное на основании собранных документов. Вот что на самом деле писал Столыпин о встрече с целителем в своем рабочем кабинете:

«Он бегал по мне своими белесоватыми глазами, произносил какие-то загадочные и бесполезные изречения из Священного писания, как-то необычно водил руками, и я чувствовал, что во мне пробуждается непреодолимое отвращение к этой гадине, сидящей напротив меня. Но я понимал, что в этом человеке большая сила гипноза и что она производит какое-то довольно сильное, правда, отталкивающее, но всё же моральное влияние. Преодолев себя, я прикрикнул на него и, сказав ему прямо, что на основании документальных данных он у меня в руках и я могу его раздавить в пух и прах, предав суду по всей строгости законов о сектантах, ввиду чего резко приказал ему немедленно, безотлагательно и, при том добровольно, покинуть Петербург и вернуться в своё село и больше не появляться»

(Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор. Жизнь и смерть Петра Столыпина. — М.: Недра, 1991)

Дочь Столыпина Мария Бок пишет:

«Хотя Распутин в те годы не достиг еще апогея своей печальной славы, но близость его к царской семье тогда уже начинала возбуждать толки и пересуды в обществе. Мне, конечно, было известно, насколько отрицательно отец мой относится к этому человеку, но меня интересовало, неужели нет никакой возможности открыть глаза государю, правильно осветив фигуру «старца»! В этом смысле я и навела раз разговор на эту тему. Услышав имя Распутина, мой отец болезненно сморщился и сказал с глубокой печалью в голосе:

— Ничего сделать нельзя. Я каждый раз, как к этому представляется случай, предостерегаю государя. Но вот что он мне недавно ответил: «Я с вами согласен, Петр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы».

Конечно, всё дело в этом. Императрица больна, серьезно больна; она верит, что Распутин один на всем свете может помочь наследнику, и разубедить ее в этом выше человеческих сил. Ведь как трудно вообще с ней говорить. Она, если отдается какой-нибудь идее, то уже не отдает себе отчета в том, осуществима она или нет».

(М. П. Бок «Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине», Нью-Йорк 1953 г. http://ldn-knigi.lib.ru/Rusknig.htm)

Все сцены в фильме о добродетелях старца примерно такой же степени достоверности. Или еще хуже. Одна из ключевых — это попытка Распутина предотвратить войну «с германцем». Уж он и так, и сяк. Стращает, предрекает неминуемые беды, смерть свою, царя, всей его семьи, революцию, распад и гибель России, мор и глад во всем мире. Почти преуспел. Царь стал склоняться к покою. Но… Злые Силы не дремлют. Некие раскольники из РПЦ настропалили поклонницу старца фанатичку Хионию Гусеву убить своего «духовного лидера». Очень подходящее имя оказалось у этой суки для такого злодейства — Хиония. Сказали ей, что старец вовсе не святой, а переодетый дьявол. Сказали как раз накануне приезда Григория Ефимовича в свое родное село Покровское под Тобольском. Хиония его там встретила как родного и всадила тесак ему в брюхо. Задела брызжейку. Другой бы на месте умер, но Григорий подобрал требуху и кинулся бежать. И вправду, живуч был чрезвычайно. Однако же весь июль 1914 г. провалялся в беспамятстве в больничке, а тут как раз война и началась. Одолела вражья сила Россию.

Старец пришел в себя, налился ядреной мощью и снова стал бороться за бога, царя и отечество. За мир во всем мире. Очень много энергии расходовал на это. И на сеансы исцелений. И вот тут авторы фильма нашли замечательный ход.

То, что Гришка был чрезвычайно распущен и патологически похотлив, был не просто слух. Или некое мнение. Даже возникла версия, что у него была постоянная эрекция, так что он, как юный пионер, был всегда готов. Ну, это уж слишком. Тогда у него быстро бы возникла гангрена с отсечением и ужасным горем для лучших половин многих высших чиновников. Его подвиги в ресторанах, с цыганами, его оргии были не раз зафиксированы полицией, особенно сцена, где он, размахивая любимым органом, орал цыганкам: люби бескорыстно! Сфотографированы. Попадали в отчеты. Газеты, несмотря на запреты писать о Гришке, публиковали скандальные материалы, подвергаясь после этого штрафам и закрытию. Слишком силен был журналистский соблазн, чтобы отказаться от такой сенсации. Все это до сих пор есть в архивах. Как быть?

Отменная сцена. Распутин предлагает одной совсем молодой даме в награду за ее исцеление вступить с ним в половую связь. Та очень благодарит за помощь, но смущенно и даже немного с негодованием отказывается. Старец, поджав губы – неблагодарная скотина – уходит. Рядом сидит более опытная дама высшего света и укоряет молодку за глупость. Григорий Ефимович, назидательно говорит она, тратит всю свою жизненную энергию на помощь болящим. Когда он проводит сеансы исцеления, он почти умирает. Ему нужно восполнять утерянную ради нас силу. И получает он ее свыше во время плотских слияний. Да, то вовсе не грубые половые акты, как думают непосвященные, а высший дар христианской любви. Вы должны помочь Григорию Ефимовичу, как он помогает всем нам. Такой вот русский тантризм.

Но разве вы бы пошли на это? — восклицает невинная девушка. — Конечно, отвечает та. Я не раз ему принадлежала.

- А как же ваш муж?

- Мой муж рад. Он счастлив от того, что с моей помощью может послужить России. И так же считают все мужья нашего круга, жены которых помогают обрести старцу целительную мощь и пророческий дар.

Сцена снята на полном серьезе. Без всяких признаков пародии. Хотя вообще-то вполне точно воспроизводит психологию женского окружения старца.

Такое русское чудо не могло не беспокоить заграницу. Распутин в фильме был гениальным, божественным провидцем. Пророком. Он предсказал и смерть Столыпина, и свою, и царской семьи. Если его не будут слушать. Читал в сердцах людей. Он бескорыстно помогал больным, увечным, бесноватым, любым попавшим в беду. В самую большую беду попала Россия. Хотел отвести трагедию России — остановить войну с Германией. Пытался уговорить царя замириться с немцем ради спасения трона, династии, России. И вот такого чистого гения извели Злые Силы. Англичанка не уставала гадить.

Ужасный заговор врагов России. Гомосеков-любовников Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича. Тупиц вроде как бы монархиста Пуришкевича. Яд принес доктор Станислав Лазоверт. Он же нанес третий, контрольный выстрел в голову святого. Но то был вовсе не русский доктор. А английский шпион. Вроде бы агент Освальд Рейнер. Но если присмотреться, то еще худший агент, личный друг Черчилля Вернер Кэлли. Освальд Рейнер еще мог промахнуться, но друг антисоветчика Черчилля — никогда. Потом все скопом топили тело в Неве.

Возмездие свершилось в предсказанные провидцем сроки. И династия пала, и монархия, и Россия.

Такой душераздирающий эпилог. Распутин по (сериалу) олицетворял, повторю, лучшие качества русского человека. Он носил на себе не вериги, а духовные скрепы. Образец патриота: преданность царю, верность православной церкви, щедрость и готовность все отдать ради страны, ради России. Клеймил либералов-революционеров. Да, все отдал, включая собственную жизнь. Он ведь предупреждал: сначала меня погубят дворяне, а потом и ты погибнешь. Значит, своей смертью я подаю знак: сделай все, как я тебе говорил раньше. Не случайно документальный фильм, вышедший сразу по следам премьеры (1 ноября) называется «Григорий Распутин. Жертвоприношение». Может быть, ты, царь, спасешься, говорил своей жертвой Распутин и говорит ныне в фильме «историк» 1-го канала Медведев. Но и там враги помешали.

Новый Распутин нужен России

Сейчас положение России чем-то похоже на то, в каком страна оказалась в 1916 году, почти сто лет назад. Значит, все те же заветы. Ожидание чуда от человека из народа. Быть с церковью, верить вождю, не умничать, сторониться геев, отвращаться от либералов и пятой колонны. Таким пророком может быть не новый Распутин, а старый Путин. Но Распутин подает пример.

Стало быть, верность, преданность, зов патриотизма, ненависть к либералам и к Англии, Америке, вообще к Западу, засылающих своих агентов в Россию. «Умрем же под Москвой» и «На миру и смерть красна» — эти две заповеди уже были произнесены национальным лидером Владимиром Четвертым. И сериал, и фильм «Жертвоприношение» были сняты на казенные деньги, шли по Первому каналу. В этом году в правительственной «Российской газете» была опубликована большая статья о пророчествах Распутина.

Чуть раньше снят 10-серийный православный фильм «Григорий Новый». Фамилию Новых (не Новый) дала Распутину царица, дабы отмежеваться от неприличной фамилии Распутин. Фильм предваряется словами режиссера Виктора Рыжко:

«Христолюбивый Старец, друг и сомолитвенник Царской Семьи — Григорий Ефимович Распутин-Новый — стяжал дары пророчества, исцелений, прозрение будущего и пламенной молитвы. Августейшая семья глубоко почитала народного праведника и искренно была убеждена в святости Григория Распутина. Для меня он — святой человек».

Потом был еще величальный фильм с Распутиным-Депардье, который так восхитился духом старца, что испросил российское подданство и на следующий день получил. Не чудо ли?

Вполне вероятно, что скоро Григория выдвинут на канонизацию. На приобщение к лику святых. В пару св. Георгию Победоносцу дадут Григория Бедоносца. В фильмах он подается не просто как святой, но даже как русский Христос. Страстотерпец. Взял грехи-беды людей на себя и понес. Друг Дугина Душенов уже предлагал причислить Распутина к лику святых. Поспешил. Потом еще отсидел три года за разжигание, вернулся, а место уже забито режиссерами и актерами во главе с Машковым-Распутиным.

Заветы создателей всех этих фильмов, идущих в праймтайм на центральных каналах, и статей в правительственных газетах нынешним жителям России столь очевидны, что не заметить их не сможет и самый ограниченный обыватель. И это, конечно было отмечено некоторыми рецензентами фильма. Вот пишет обозреватель «Новой газеты» Слава Тарощина в статье «Есть Распутин — есть Россия»

http://www.novayagazeta.ru/columns/65956.htm

«История вообще не самая надежная дама. А наша, сегодняшняя, и вовсе напоминает шлюху, готовую переспать с любым дежурным лидером общественного сознания.. Это о Распутине, чья драма без малого век спустя предстала перед благодарными потомками в новом свете. Два сериала о мятежном старце, один за другим, то с Депардье, то с Машковым — не случайность, а направление. Перспективное направление пропагандистской мысли, ставящей в центр российской жизни (сегодня и всегда) мировой заговор против великой державы. На помощь Киселеву—Соловьеву—Толстому бросили Распутина. Старец в трактовке режиссера Андрея Малюкова возложенное на него доверие оправдал сполна. Хотя, строго говоря, никакой трактовки нет. Есть горячее желание поменять идеологические знаки, вследствие чего сериал рушится карточным домиком. По поручению Керенского следователь Свиттен должен явить городу и миру список преступлений Распутина. Но вот беда — их, оказывается, нет, а есть череда наветов и случайностей. Распутником, говорят, слыл? Ложь. Он даже самую близкую к нему женщину, фрейлину Вырубову, не трогал, она так и умерла девственницей, в чем призналась лично Малюкову (это режиссер сериала — В.Л.). Слабый пол любил платонически. Подойдет к бездетной даме, положит руку на живот, заглянет проникновенно в глаза и тихо молвит: «К осени понесешь». И ведь «несли» все, как миленькие. Бедный Свиттен! Ему поручили уголовку расследовать, а пришлось изучать оттенки светозарного нимба от Григория Р.

И все бы ничего. В конце концов, постоянная перемена знаков — самое стабильное, что есть в нашем отечестве».

Да уж. От «разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее» (Ленин) до святого, утопление которого означало утопление России (Машков).

Есть смысл немного сказать о реальной истории.

Следователь Владимир Руднев в своем отчете действительно пишет, что он не нашел доказательств прямого участия Распутина в политике. Но он понимал под этим приказы по министерству внутренних дел, дипломатические ноты, переговоры с монархами и президентами. Это было бы и невозможно для Распутина, имеющего специально для него придуманную должность «возжигателя царских лампад». Но по требованиям Гришки («просьбам») на высшие посты России назначались нужные определенным чинам люди. А уж через них проводилась нужная политика.

Процитирую кое-что из отчета Руднева:

ПРАВДА О РУССКОЙ ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ И ТЕМНЫХ СИЛАХ

Состоя товарищем прокурора Екатеринославского окружного суда, 11-го марта 1917 г., ордером министра юстиции Керенского, я был командирован в Петроград, в чрезвычайную следственную комиссию по расследованию злоупотреблений бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.

В Петрограде, работая в этой Комиссии, я получил специальное поручение обследовать источники "безответственных" влияний при Дворе, причем этому отделу Комиссии было присвоено наименование "Обследование деятельности темных сил".

Григорий Распутин был принят во Дворцах Великих Княгинь Анастасии и Милиции Николаевен, а затем через посредство последних знакомится с г. Вырубовой, тогда еще фрейлиной Танеевой, и производит на нее, женщину истинно религиозно настроенную, огромнейшее впечатление; наконец, он попадает и в Царский Двор. Здесь, у него, видимо, пробуждаются заглохшие низкие инстинкты, и он превращается в тонкого эксплуататора доверия Высоких Особ к его святости.

Входил Распутин в Царский Дом всегда с молитвой на устах, обращаясь к Государю и Императрице на "ты" и трижды с ним лобызался, по сибирскому обычаю. Вместе с тем он говорил Государю "моя смерть будет и твоей смертью", и при этом установлено также, что при Дворе он пользовался репутацией человека, обладавшего даром предсказывать события, облекая свои предсказания в загадочные формы, по примеру древней Пифии.

Источником средств для Распутина служили те прошения разных лиц по поводу перемещений, назначений, помилований, которые составлялись на Высочайшее Имя и передавались во Дворец через его руки. В целях большей авторитетности Распутин поддерживал такие ходатайства при беседе с их Величествами, облекал их в особые формы предсказания, подчеркивая, что удовлетворение этих просьб ниспошлет особые дары и счастье Царской Семье и стране.

Но имеются указания, что в пьяном виде он старался создать иллюзию своей интимной близости к высшим кругам, в особенности перед теми, с которыми он был в приятельских отношениях и которым он был обязан своим возвышением. Так, например, при обыске у епископа Варнавы была найдена телеграмма Распутина на его имя: "Милый, дорогой, приехать не могу, плачут мои дуры, не пущают". (имеются в виду царица и ее окружение — В.Л.).

032
Распутин в окружении свои «дур». Здесь старцу 46 лет. Вскоре будет убит.

Распутин по природе был человек широкого размаха. Двери его дома были всегда открыты. Там всегда толпилась самая разнообразная публика, кормясь на его счет. В целях создания вокруг себя ореола благотворителя по слову Евангелия: "Рука дающего да не оскудеет", Распутин, постоянно получая деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств, широко раздавал эти деньги нуждающимся и вообще лицам бедных классов, к нему обращавшимся тоже с какими-либо просьбами, даже и не материального характера. Этим он создавал себе популярность благотворителя и бессребреника.

Кроме того, большие суммы Распутин сорил по ресторанам и загородным садам, вследствие чего никаких особенных средств после его смерти семья его, проживавшая в Сибири, не получила.

Следствием был собран многочисленный материал относительно просьб, проводимых Распутиным при Дворе; все эти просьбы касались, как было выше указано, назначений, перемещений, помилований, пожалований, проведения железнодорожных концессий и других дел, но решительно не было добыто никаких указаний о вмешательстве Распутина в политические дела, несмотря на то, что влияние его при Дворе, несомненно, было огромное. Примеры этого влияния очень многочисленны; так, между прочим, при обыске в канцелярии Дворцового коменданта генерала Воейкова, было обнаружено несколько писем на его имя такого содержания: "Генералу Фавееку. Милой, дорогой, устрой ее. Григорий". На подобных письмах оказались отметки, сделанные рукой Воейкова, сводившиеся к указанию имени, отчества и фамилии просителей, их места жительства, содержание просьбы, отметки об удовлетворении просьбы и об оповещении просителей, тождественного содержания <письма> были обнаружены и у бывшего Председателя министров Штюрмера, а равно и у других высокопоставленных лиц.

Признавая на основании всего следственного материала несомненно его большое влияние на Царскую Семью, этот же следственный материал приводит к несомненному же заключению, что источником влияния Распутина при Дворе была наличность высокого религиозного настроения Их Величеств и вместе с тем их искреннего убеждения в святости Распутина, единственного действительного предстателя и молитвенника за Государя, Его Семью и Россию перед Богом.

Этим влиянием Распутина на Царскую Семью старались, конечно, пользоваться ловкие люди, способствуя тем самым развитию в нем низких инстинктов. Особенно ярко это сказалось в деятельности бывшего министра внутренних дел А.Н. Хвостова и директора Департамента полиции Белецкого, которые, чтобы упрочить свое положение при Дворе, вошли в соглашение с Распутиным и предложили ему такие условия: выдавать из секретного фонда Департамента полиции ежемесячно по 3000 рублей в месяц и единовременные пособия в различных суммах по мере надобности за то, чтобы Распутин проводил при Дворе тех кандидатов, которых они будут указывать на желательные для них посты. Распутин согласился… см. http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra8/ra8-148-.htm

Ниже я дополню эти сведения из других источников.

У Распутина был свой личный финансист и секретарь (ранее ювелир) Арон Симанович и именно через него действовали те, кто для успеха своих финансовых и прочих дел хотели бы иметь в лице министров своих людей. Особенно интересовали их посты министров внутренних дел, торговли, финансов и юстиции, а чуть позже пост самого премьер-министра. Открываем книгу Симановича «Распутин и евреи» и читаем главу «Как состоялись назначения министров»:

«С тех пор, как Распутин возымел решающее значение при назначении министров, он постоянно искал подходящих кандидатов. Так как личные качества протеже ему были мало известны, то… он постоянно обращался ко мне с просьбами указать подходящих лиц. Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого-либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата».

Вот так — «возвращаясь к нам». А кандидат уже давно был подобран, так что оставалось только назвать имя. И называлось. Так были назначены министры МВД Хвостов и Маклаков, директор Департамента полиции С.Белецкий, несколько оберпрокуроров Синода (Саблер, Волжин, Раев), а незадолго до падения династии — полубезумный сифилитик Протопопов (широко, широко был распространен этот «сильный гусарский насморк» в высших кругах, и это тоже свидетельствует о социальном здоровье высшего общества), затем министр юстиции Щегловитов, Добровольский, министр торговли и промышленности Шаховской, министр финансов Барк…

Да что там министры! «Если выбор был затруднительным, — пишет Симанович, — то на помощь нам приходил Манасевич-Мануйлов (журналист, в прошлом сотрудник МВД и тертый калач. — В.Л.). По его совету был назначен Штюрмер председателем совета министров. Манасевич-Мануйлов рекомендовал нам Штюрмера как «старого вора и жулика» и ручался за то, что Штюрмер исполнит все наши пожелания». Сам Манасевич стал секретарем Штюрмера. Фамилия Панин, которую присвоили Штюрмеру, не изменила его воровской натуры, так что даже Николай II вскоре оторопел от безобразий премьера и в запальчивости приказал 'убрать Штюрмера в 24 минуты'.

А.Н.Баханов в своем исследовании «Сумерки монархии» М.1993 г., в котором он скорее принижает влияние Распутина, чем превозносит его, и то приводит целый список из 11 высших должностных лиц, назначенных по требованию «старца».

Увольняли одних, находились другие, такого же рода (только за время войны сменилось четыре (!) премьер министра — выживший из ума почти 90-летний Горемыкин, Штюрмер, Трепов, Голицын).

Ну, а Гришке перепадало — ящики его любимой мадеры и сотни тысяч на развеселую жизнь по ресторанам и гулянкам. Симанович с точностью счетовода приводит массу цифр: Рубинштейн пожертвовал Распутину 200 тысяч, Манус передал 100 тысяч. Несколько тысяч для Распутина считались неприличным вознаграждением. А ведь это — фантастически огромные деньги (средний заработок квалифицированного рабочего составлял 50 рублей в месяц)!

Из воспоминаний Татьяны Григоровой-Рудыковской « ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ.

http://www.grigorov.ru/memory/vrema_sobytia_ludi.html

«Здесь все ему (Распутину) были знакомы, наперебой старались угодить, привлечь внимание. Он развязно сел за стол, обращался к каждой по имени и на «ты», говорил броско, иногда пошло и грубо, подзывал к себе, сажал на колени, ощупывал, поглаживал, похлопывал по мягким местам и все «осчастливленные» — млели от удовольствия! Смотреть на это было противно и обидно за женщин, унижающихся, потерявших и своё женское достоинство и фамильную честь. Я чувствовала, как кровь приливает к лицу, мне хотелось закричать, стукнуть кулаком, что-то сделать. Нахально обращаясь к кому-то из присутствующих, он произнёс: «Ты видишь? Кто рубашку-то вышивал? Сашка!» (подразумевается государыня Александра Фёдоровна). Ни один порядочный мужчина никогда не выдал бы тайны женского чувства. У меня от напряжения в глазах темнело, а распутинский взгляд нестерпимо сверлил и сверлил. Я отодвинулась ближе к хозяйке, стараясь укрыться за самоваром. Мария Александровна с тревогой посмотрела на меня. … «Машенька», — раздался голос, — «хочешь вареньица? Поди ко мне». Машенька торопливо вскакивает и спешит к месту призыва. Распутин закидывает ногу за ногу, берёт ложку варенья и опрокидывает её на носок сапога. «Лижи» — повелительно звучит голос, та становится на колени и, наклонив голову, слизывает варенье… Больше я не выдержала. Сжав руку хозяйки, вскочила, выбежала в прихожую».

Дам слово истовому монархисту, дворцовому коменданту генералу В.Н. Воейкову, который всячески пытается уберечь имя августейших особ от наветов. Именно ему передавали записки о пропуске Распутина во дворец. Воейков в своих воспоминаниях»С царем и без царя» вынужден написать такие строки:

«Распутин, принимая во дворце личину праведника, на стороне не стеснялся, пользуясь выгодами своего положения, удовлетворять свои подчас дикие инстинкты. В Государственной думе Распутин был оценен как подходящий для антидинастической пропаганды элемент. Так же смотрела на него и еврейская пресса, не жалевшая красок для описания жития старца Распутина.

Она ему приписывала и пропаганду фетишизма, говорила о будто бы вырытой на его усадьбе в Покровском яме, в которой происходили моления; цитировала его поучения, исходившие из того, что грех для покаяния Богу угоден так же, как и подвиг, т.к. без греха нет и покаяния. Словом, личность Распутина представляла из себя прекрасный материал для жадных до сенсаций корреспондентов.

Такой тип мог расцвесть только при содействии самого общества. К его услугам была окружавшая его толпа, своим раболепством доводившая Распутина до того, что он, якобы для одоления беса, разрешал поклонницам облизывать его грязные руки. Приемная неграмотного сибирского мужика стала местом особого паломничества. И не одни проходимцы собирались в этой приемной.

Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы… » (стр.95)

Да, концепция греха старца оригинальна: грех нужен для спасения. Его формула: Не покаешься — не спасешься. Не согрешишь — не покаешься. Посему грешил Гришка с упоением и религиозным рвением. А с ним и значительная часть высшего общества. Гришка именовал свои врачевания «изгнанием блудного беса». Поражал бес молодых и красивых девиц. Именно им и отдавал свою целительную силу старец. Имеется свидетельство страстной поклонницы старца Ольги Владимировны Лохтиной. Жена действительного статского советника. Блистала в свете, была близка с царской четой. Похоже, страдала шизофренией. Вела дневники, тщательно копируя всю корреспонденцию Распутина, попадавшую ей в руки. Часть ее дневников оказалась у монаха Илиодора и он, после вражды со своим патроном Распутиным, использовал дневники в своей книге «Святой черт». На упреки Илиодра в том, что старец под предлогом исцеления и изгнания блудного беса совращает и растляет сотни девиц, среди которых были и монашки, Лохтина отвечала: «Ничего здесь неладного нет; для святого — все свято. Что отец Григорий такой, как все люди что ли? Люди делают грех, а он тем же только освящает и низводит благодать Божию!». http://book.e-reading-lib.org/chapter.php/150363/3/Trufanov_-_Svyatoii_chert.html

Разложение власти шло с пугающей быстротой. Многие действительно государственные люди пропадали в липкой паутине бесконтрольного властолюбия. Тот же отставной премьер Витте стал завсегдатаем распутинского общества, поскольку очень хотел снова стать председателем совета министров, да плохое здоровье (увы, говорят, застарелый сифилис) и смерть в 1915 году помешали.

До 1-го сентября 1911 года на пути начавшегося зловонного потока стоял Столыпин. Но и его начинало сносить: вопреки мнению Петра Аркадьевича на пост обер-прокурора Синода по требованию Гришки был назначен старый проходимец Саблер, не имеющий абсолютно никаких данных и прав занимать этот высший пост в церковной иерархии. Но кабинет министров еще как-то держался. Царь стал выказывать по отношению к Столыпину явное неудовольствие. Это живо почувствовали приближенные. И вот результат: начальник киевской охранки Кулябка с разрешения товарища министра МВД, отвечающего за царскую охрану генерала Курлова, дает билет в оперный театр агенту охранки Дмитрию Богрову (инструкции строжайше запрещали появляться осведомителям в местах присутствия высочайших особ и министров — осведомители были людьми сомнительными), который стреляет 1 сентября 1911 года в Столыпина и смертельно ранит его. Столыпин жил еще пять дней, но Николай, который сидел в царской ложе в театре и был свидетелем покушения, ни разу не навестил своего премьера и даже не присутствовал на похоронах, укатив отдыхать в Ливадию, куда к нему, между прочим, приезжал Распутин.

Фальшивый пророк

Наибольшую посмертную славу Распутину принесло не врачевание и не его загулы, а пророческий дар. Из статьи в статью, из книги в книгу, а теперь из фильма фильм повторяются его невероятные по точности предсказания. В одних и тех же словах. Самое известное вот это:

Я чувствую, что должен умереть ещё до нового года. Но я хочу, все же, открыть русскому народу, Отцу, Матушке Русской и Детям, что им предстоит. Если я буду убит простыми разбойниками, моими братьями — русскими крестьянами, тогда ты, Царь Российский, не бойся, оставайся на троне и правь, и не бойся за своих детей, ибо они будут царствовать ещё сто лет и сверх того. Если же меня убьют дворяне, то на руках их останется кровь моя, и 25 лет они не смогут смыть ее. Им придётся покинуть Россию. Тогда братья будут убивать братьев, и убьют друг друга. И 25 лет не будет дворян в государстве. Царь земли русской, если тебе ненавистен звон колокола, возвещающего, что убили Григория, то ты должен знать это. Если твоя родня приведет к моей смерти, то никого из твоего семейства ни детей, ни родных не останется в живых через два года. Они будут все убиты русским народом… Молитесь, молитесь и будьте сильными, помните о вашем святом семействе.

И прелестная концовка:

Сии записи пока я живой ни один живой человек не увидит. Убить меня не можно. Убьют Григория, похоронят Григория. А может, и не похоронят. В воде утопят, в огне сожгут, а я жив буду

Григорий Ефимович Распутин

То есть, предсказание о смерти Распутина можно было прочесть только после его смерти. Это все равно, как завтра предсказывать погоду вчера. Именно не до, а после убийства Столыпина начали распространяться слухи о том, что Распутин прямо предсказывал скорую гибель премьера. Поп-расстрига Илиодор (в миру Сергей Труфанов) в своей книге «Святой чёрт» цитирует якобы слова Распутина: «Ведь я за семь дней предсказал смерть Столыпина».

Да-с, все предсказания Распутина появлялись всегда задним числом.

Впрочем, иногда есть и про будущее.

Дама Евгения Павлова из правительственной «Российской газеты» восхищается старцем. Вот тут она цитирует его пророчество про третью мировую войну:

«Люди идут к катастрофе. Самые неумелые будут править повозкой и в России, и во Франции, и в Италии, и в иных местах… Человечество будет раздавлено поступью безумцев и негодяев. Мудрость закуют в цепи. Невежественный и властный будет диктовать законы мудрому и даже смиренному. А потом большая часть людей поверит во власть имущих, но разуверится в Боге… Кара Божья будет не скора, но ужасна. … Мир ожидает три «молнии», которые последовательно спалят землю меж священных рек, пальмовый сад и лилии. С запада придет кровожадный князь, который поработит человека богатством, а с востока придет другой князь, который поработит человека нищетой». Евгения Павлова. «Пророчества Григория Распутина, которым лучше не сбываться» http://www.rg.ru/2014/01/21/rasputin-site.html

Вот такой русский Нострадамус. Но кое-где чувствуется не слишком грамотный перевод (спалят землю меж священных рек, пальмовый сад и лилии).

Меня заинтересовало: где ссылки на источники этих пророчеств? Их нигде нет. Приводят их разные авторы как само собой разумеющееся. Видно, что просто переписывают друг у друга. Но где они были опубликованы впервые? Пришла мысль, что пророчества писались изначально не на русском языке. Что где-то изготовлена русская клюква в стиле а ля рюсс для среднего иностранца, взыскующего сибирской экзотики.

Распутин при жизни опубликовал две брошюры: « Житие опытного странника (1907), «Мои мысли и размышления» (1915).. Обе прочел, благо они имеются в сети. 033

Нет там никаких пророчеств. А что есть? Да разные как бы путевые заметки и религиозно-мистические рассуждения. Причем видно, что тексты писали или, как минимум, серьезно правили какие-то литераторы средней руки, ибо малограмотные каракули старца, дошедшие до нас в его записках, не позволяют надеяться на его авторство. Приведу примеры из брошюр Распутина:

Житие опытного странника 1907 г.

http://3rm.info/19188-zhitie-opytnogo-strannika-moi-mysli-i.html

Ходил в Петров пост на острова и там собирал лыко; таскал больше чем за полверсты в озеро мочить. Хлеба кушал малость, а оводов и комаров от себя не отгонял. В пять часов вечера я снимал рубашку, клал сто поклонов и творил Иисусову молитву.

Я действительно получил пользу от оводов и комаров, цифра неписанная, и научился всякому терпению, вообще ударам или изнурению тела. Еще в петровские ночи я пахал, оводов тоже не убирал с себя – пускай покушают тело и попьют дурную кровь. Я размышлял: и они Божие создание, так и я сотворен Богом.

Спутана вся Россия и не признает в ней паства своего пастыря, то есть на родине надо любить родину и в ней поставленного Батюшку – Царя – Помазанника Божия. Много, много я кое-где бывал: бывал у сановников и офицеров и князей даже, пришлось Романовское поколение видеть и быть у Батюшки Царя. Везде нужны подготовка и смирение и любовь».

Истории про кормление оводов и комаров, пожалуй, превосходят подвиги будды. 034

Григорій Распутинъ.

Мои мысли и размышленія.

Краткое описаніе путешествія по святымъ м?стамъ и вызванныя имъ размышленія по религіознымъ вопросамъ.

ПЕТРОГРАДЪ.

1915.

Н?тъ лучше, когда ?дешь въ Іерусалимъ, видишь берега святые, гд? апостолы спасались, ходили по этимъ берегамъ и не разъ переправлялись зд?сь по этому м?стусъ берега на берегъ, изъ города въ городъ! Подумаешь, что и народъ?детъ со страхомъ и такъ легко зд?сь молиться. Видишь, какъзд?сь о вс?хъ путешественникахъ апостолы молились; потому и на мор? легко молиться, что Богъ премудростью тамъ кормитъ и млекомъ питаетъ.

Что реку о такой минут?, когда подходилъ ко Гробу Христа. О, какое впечатл?ніе производитъ Голгофа. Тутъ же въ храм? Воскресенія, гд? Царица Небесная стояла, на томъ м?ст? сд?лана круглая чаша и съ этого м?ста Матерь Божіясмотр?ла на высоту Голго?ы и плакала, когда Господа распинали на Крест?. Какъ взглянешь на м?сто, гд? Матерь Божія стояла, поневол? слезы потекутъ и видишь передъ собой, какъ это было.

Боже, какое д?яніе совершилось! и снялиТ?ло и положили внизъ. Какая тутъ грусть и какой плачъ на м?ст?, гд? Т?ло лежало!

Боже, Боже, за что это? Боже, не будемъ бол?е гр?шить, спаси насъ своимъ страданіемъ.

Достигли Ге?симаніи, гд? Господь нер?дко бес?довалъ со своими учениками до Его тяжелыхъ вздыханій и моленій о Чаш? Смертной. Поклонились недостойные тому м?сту, гд? мы Его окровавленными слезами оплаканы и облиты Его кровью; какъ посмотришь, что мы зд?сь на томъ самомъ м?ст?, гд? Онъ молился; вся толпа всколыхнулась, кто плачетъ, кто глубоко вздыхаетъ, у всякаго слезы текутъ. http://az.lib.ru/r/rasputin_g_e/text_1915_moi_mysli_i_razmyshlenia-oldorfo.shtml

Ну, вот в таком духе все размышления. Именно такими он покорял высший дамский свет.

Перечитал разные воспоминания. Дочери Распутина Матрены, дочери Столыпина Марии, мемуары Юсупова, «Страницы моей жизни» ближайшей подруги царицы фрейлины Вырубовой, биографию князя Дм. Павловича, дневники Пуришкевича (сцена убийства Распутина описана здесь: http://www.doc20vek.ru/node/1452), Николая Второго, его переписку с женой, книгу дворцового коменданта Воейкова ( С царем и без царя), дневники Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, и пр. 035

Нет там никаких пророчеств старца — и баста. Есть упоминания, что Распутин предостерегал царя против своей возможной смерти. Вполне понятно , что он хотел заручиться большей охраной и вообще таким образом упрочивал свое положение при дворе: пока он жив и благополучен, благополучна и царская семья. Есть достоверные сведения о том, что он не хотел войны. Помимо общих опасений, у него был сын, которого он хотел уберечь от призыва в армию. Многие опасались войны. Для этого вовсе не нужно обладать провидческим даром. Да и какие прозрения, если он охотно поехал домой к Феликсу Юсупову, где заговорщики приготовили его убийство. Феликс замечает по этому поводу: «Особенно поражало меня то, что Распутин, который все чуял и угадывал, теперь был так далек от сознания своей близкой смерти». Феликс Юсупов. Воспоминания. Конец Распутина. http://www.rummuseum.ru/lib_yu/yusup_rasput13.php

Впрочем, Распутин не раз предсказывал выздоровление цесаревича Алексея — и тот выздоравливал. Точный расчет: если бы Алексей умер, то это старец объяснил бы действием злых чар своих недругов и завистников. Но если выздоравливал, то его слава и ореол божьего человека сильно возрастала и он в глазах царицы становился совершенно непогрешимым и абсолютно необходимым. А что касается его смутных речений про конец династии, то такие ужасания были традицией русского старчества и гибель царской семьи предрекал еще Серафим Саровский как расплату за грехи людей.

Методом постепенных приближений мне удалось докопаться до первоисточника годами цитируемых пророчеств Распутина. Ответ поразителен: все его пророчества сочинил итальянец (в 1993 г.), некто Рэнцо Баскера (Renzo Baschera).

Вскоре я нашел сайт, где собраны эти пророчества по-русски:

http://int-max.net/7h_istoria.htm 036

Рэнцо Баскера — это своего рода итальянский Дэн Браун. Тот написал как бы исторический роман «Код да Винчи», в котором в полумистическую интригу внедрены разные исторические имена и реалии. А этот итальянец сочинил книгу «Пророчества Распутина» (Le Profezie di Rasputin). Вот так она выглядит:

Аннотация (на итал.) в переводе гласит:

«Распутин был монахом — странствующим проповедником. У таких проповедников было много последователей среди народа. Они имели славу целителей, пророков, миротворцев и защитников бедных. Распутин был как раз таким, но он обладал среди них самым большим пророческим даром. В своих письмах он предсказал насильственную гибель Романовых, Первую и Вторую мировые войны. Он также предсказал крах Советского Союза и возвращение на трон России потомков Николая II, которые должны радикально изменить отношения между людьми». 037

Прорчество про то, что на трон России вернутся потомки Николая II и радикально улучшат нынешние отношения между людьми, в правительственной «Российской газете» не перепечатали. Как-то это отдавало бы национальным предательством. Распутин как бы чернил Путина и его окружение. Пришлось старца и его итальянского родителя отцензуровать.

Кстати сказать, более известной и прибыльной оказалась для итальянца не эта книга про Распутина, а другая — про некую монашку из Дрездена. И еще про всяких «чудесатых». Про кудесницу из Дрездена сообщается:

«Вышла книга «Пророчества монахини из Дрездена», оригинальное итальянское название Le profezie della monaca di Dresda. Этот роман Ренцо Баскера написан в форме эссе, в котором анализируются несколько рукописей, якобы найденных в начале 19-го века. Эти рукописи содержат пророчества о судьбе последних пап, о великих европейских династиях, о техническом прогрессе, о нескольких катастрофах в конце времен. События в романе прослеживаются до конца 30-го века».

Печет истории с прорчествами этот Ренцо как пирожковая машина.

038
Бойкий сочинитель из Италии

Что ж, можно порадоваться, что и для Европы наш Распутин принес какую-то пользу. Дал пропитание писателю. И еще для ансамбля Бони-М, у которого самым большим хитом оказалась песня «Распутин» с рифмой RASPUTIN Russia's greatest love machine (Распутин, огромная русская любовная машина), которая заканчивалась словами «Ох, уж эти русские!» (Oh, those Russians…). http://www.azlyrics.com/lyrics/boneym/rasputin.html

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Из Воспоминаний премьера В.Н.Коковцова (1911-1914 гг.).

Встреча с Распутиным и письма императрицы Александры Федоровны Распутину.

В тот же самый день я был поражен получением письма от Распутина, содержавшего в себе, буквально следующее: Собираюсь уехать совсем, хотел бы повидаться, чтобы обменяться мыслями; обо мне теперь много говорят —назначьте когда. Адрес Кирочная 12 у Сазонова».

Своеобразная орфография, конечно, мною не удержана. Первое движение мое было вовсе не отвечать на письмо и уклониться от этого личного знакомства. Но подумавши, я решил все-таки принять Распутина как потому, что положение Председателя Совета обязывало меня не уклоняться от приема человека, взбудоражившего всю Россию, так и потому, что при неизбежном объяснении с Государем мне важно было сослаться на личное впечатление. Не без влияния было и мое опасение вызвать неудовольствие со стороны Государя за то, что я не принял человека, просившего быть принятым. Теплилась у меня и надежда на возможность доказать этому человеку, какую яму роет он Царю и Его власти тем, что повсюду растут и углубляются слухи о его близости к Царскому Селу. Решившись на этот шаг, я просил зятя моего Мамантова (так у Коковцова, потом фамилию всегда писали как Мамонтов — В.Л.) , давно знавшего Распутина, присутствовать при нашей встрече для того, чтобы был свидетель ее, имеющий возможность, в случае надобности, подтвердить то, что происходило, или опровергнуть неизбежные небылицы. Я назначил прием вечером в среду, 16 — го февраля (1912 г.), довольно поздно, так как провел весь день в Думской Бюджетной Комиссии. Эта первая встреча оставила во мне самое тягостное впечатление.

Когда Распутин вошел ко мне в кабинет и сел на кресло, меня поразило отвратительное выражение его глаз. Глубоко сидящие в орбите, близко посажены е друг к другу, маленькие, серо-стального цвета, они были пристально направлены на меня, и Р. долго не сводил их с меня, точно он думал произвести на меня какое-то гипнотическое воздействие или же просто изучал меня, видевши меня впервые. Затем он резко закинул голову кверху и стал рассматривать потолок, обводя его по всему карнизу, потом потупил голову и стал упорно смотреть на пол и — все время молчал.

Мне показалось, что мы бесконечно долго сидим в таком бессмысленном положении, и я, наконец, обратился к Р., сказавши ему: «Вот Вы хотели меня видеть, что же именно хотели Вы сказать мне. Ведь так можно просидеть и до утра».

Мои слова, видимо, не произвели никакого впечатления. Распутин как-то глупо, деланно, полуидиотски осклабился, пробормотал: «Я так, я ничего, вот просто смотрю, какая высокая комната» и продолжал молчать и закинувши голову кверху, все смотрел на потолок.

Из этого томительного состояния вывел меня приход Мамантова. Он поцеловался с Распутиным и стал расспрашивать его, действительно ли он собирается уехать домой. Вместо ответа Мамантову, Распутин снова уставился на меня в упор обоими холодными, пронзительными глазами и проговорил скороговоркой: «Что ж уезжать мне, что ли. Житья мне больше нет и чего плетут на меня». Я сказал ему: «Да, конечно, Вы хорошо сделаете, если уедете. Плетут ли на Вас, или говорят одну правду, но Вы должны понять, что здесь не Ваше место, что Вы вредите Государю, появляясь во дворце и в особенности рассказывая о Вашей близости и давая кому угодно пищу для самых невероятных выдумок и заключений». «Кому я что рассказываю,—все врут на меня, все выдумывают, нешто я лезу во дворец, — зачем меня туда зовут» —почти завизжал Распутин.

Но его остановил Мамантов, своим ровным, тихим, вкрадчивым голосом: «Ну, что греха таить , Григорий Ефимович, вот ты сам рассказываешь лишнее, да и не в том дело, а в том, что не твое там место, не твоего ума дело говорить, что ты ставишь и смещаешь Министров, да принимать всех, кому не лень идти к тебе со всякими делами, да просьбами и писать о них, кому угодно. Поду май об этом хорошенько сам и скажи по совести, из-за чего же льнут к тебе всякие генералы и большие чиновники, разве не из-за того, что ты берешься хлопотать за них? A разве тебе даром станут давать подарки, поить и кормить тебя? И что же прятаться —ведь ты же сам сказал мне, что поставил Саблера в Обер-Прокуроры, и мне, же ты предлагал сказать Царю про меня, чтобы выше меня поставил. Вот тебе и ответ на твои слова. Худо будет, если ты не отстанешь от дворца, и худо не тебе , а Царю, про которого теперь плетет всякий кому не лень языком болтать».

Распутин во все время, что говорил Мамантов, сидел с закрытыми глазами, не открывая их, опустивши голову, и упорно молчал. Молчали и мы, и необычайно долго и томительно казалось это молчание. Подали чай. Распутин забрал пригоршню печенья, бросил его в стакан, уставился опять на меня своими рысьими глазами. Мне надоела эта попытка гипнотизировать меня, и я ему сказал просто: «напрасно Вы так упорно глядите на меня, Ваш и глаза не производят на меня никакого действия, давайте лучше говорить просто и ответьте мне, разве не прав Валерий Николаевич (Мамантов), говоря Вам то, что он сказал. Распутин глупо улыбнулся, заерзал на стуле, отвернулся от нас обоих в сторону и сказал : «ладно, я уеду, только уж пущай меня не зовут обратно, если я такой худой, что Царю от меня худо».

Я собирался было перевезти разговор на другую тому. Стал расспрашивать Распутина о продовольственном деле в Тобольской губернии—в тот год там был неурожай,—он оживился, отвечал очень здраво, толково и даже остроумно, но стоило только мне сказать ему: «вот, так-то лучше говорить просто, можно обо всем договориться», как он опять съежился, стал закидывать голову или опускал ее к полу, бормотал какие-то бессвязные слова «ладно, я худой, уеду, пущай справляются без меня, зачем меня зовут сказать то, да другое, про того, да про другого….» Долго опять молчал, уставившись на меня, потом сорвался с места, и сказал только «ну, вот и познакомились, прощайте» и ушел от меня.

Мы остались с Мамантовым вдвоем, пришла в кабинет жена и стала меня расспрашивать о моих впечатлениях. Помню хорошо и теперь то, что я сказал тогда по горячим следам, что повторил через день Государю и повторяю себе и теперь. По-моему Распутин типичный сибирский варнак, бродяга, умный и выдрессировавший себя на известный лад простеца и юродивого и играющий свою роль по заученному рецепту. По внешности ему не доставало только арестантского армяка и бубнового туза на спине. По замашкам—это человек способный на все. В свое кривляние он, конечно, не верит, но выработал себе твердо заученные приемы, которыми обманывает как тех, кто искренно верит всему его чудачеству, так и тех, кто надувает самого своим преклонением перед ним, имея на самом деле в виду только достигнуть через него тех выгод, которые не даются иным путем.

Потом Государь спросил меня: «а какое впечатление произвел на Вас этот «мужичок»?

Я ответил, что у меня осталось самое неприятное впечатление, и мне казалось, во все время почти часовой с ним беседы, что передо мною типичный представитель сибирского бродяжничества, с которым я встречался в начале моей службы в пересыльных тюрьмах, на этапах и среди так называемых «не помнящих родства», которые скрывают свое прошлое, за пятнанное целым рядом преступлений, и готовы буквально на все, во имя достижения своих целей. Я сказал даже, что не хотел бы встретиться с ним наедине, настолько отталкивающая его внешность, неискренне заученные им приемы какого-то гипнотизерства и непонятны его юродства, рядом с совершенно простым и даже вполне толковым разговором, на самые обыденные темы, но которые также быстро сменяются потом опять таким же юродством.

Чтобы не дать повода обвинять меня в предвзятости или преувеличении, я сказал Государю, что осуждая Распутина за его стремление выставлять на показ его встречи с теми, кто оказывает ему милость,— я еще боле осуждаю тех, кто ищет его покровительства и старается устраивать свои делишки, пользуясь его кажущимся влиянием.

Во все время моего доклада, Государь упорно молчал, смотрел большею частью в сторону, в окно—признак того, что весь разговор ему неприятен —а когда я закончил и сказал, что я считал, своим долгом лично доложить как было дело и предупредить новые легенды, столь охотно распускаемые досужими вестовщиками, Государь сказал мне, что он очень дорожит такой откровенностью, но должен сказать мне, что лично почти не знает «этого мужичка» и видел его мельком, кажется не более двух-трех раз и притом на очень больших расстояниях времени.

На этом и кончилась вся наша беседа, и более я ни разу не имел случая говорить с Государем о Распутине, несмотря на то, что до моей отставки прошло еще ровно два года.

******

Я видел ясно, что влияние этого человека велико, и что мне необходимо быть особенно осторожным, и я стал нетерпеливо ждать, как будут развиваться события, которые обострялись день ото дня.

Как-то вечером Макаров (министр внутренних дел — В.Л.) позвонил ко мне по телефону и сказал, что ему нужно посоветоваться со мною, но по нездоровью он не выходит из дома. Я пошел к нему на Морскую и узнал от него, что он напал на след подлинного письма Императрицы к Распутину и при нем еще 4-х писем к нему же Великих Княжен, что эти письма находятся в руках одного человека, мне, да и ему, Макарову, совершенно неизвестного, получившего их из рук какой-то женщины, пробравшейся в монастырь к Илиодору, который передал их ей из опасения, что их могут отобрать у него при обыске. По словам Макарова, женщина эта объяснила, что Илиодор получил эти письма непосредственно от Распутина, в бытность его в гостях у него в селе Покровском, летом, по-видимому, еще 1910 г., когда оба они были еще в величайшей дружбе. Илиодор рассказал этой женщине, что Распутин вовсе не хвастался этими письмами, а просто показал их ему, а затем разрешил даже Илиодору взять их только потому, что этот последний усумнился вообще в их существовании, предполагая, что Распутин рассказывал о своей близости ко Двору, только для того, чтобы втирать очки темным людям.

Макарова чрезвычайно заботил вопрос о возможности изъять эти письма из обращения, так как он опасался, что появление их в фотографированном виде могло породить еще больший скандал, нежели печатные копии, и он просил моей помощи в этом деле. Мы условились, что Макаров постарается сначала подействовать на обладателя этих писем уговором и убеждением в необходимости изъять их из обращения, затем, если это не подействует, постараться купить их, для чего я согласился открыть необходимый кредит, если же и это не поможет, то мы условились, что он будет изыскивать всякие иные способы.

Три-четыре дня после этого нашего свидания, Макаров, все еще не выходивший из дома, опять попросил меня придти к нему, и сказал, что письма у него, что ему удалось достать их без особого труда, так как человек, в руках которого они находились, оказался вполне порядочным, и после первых же слов согласился отдать их, понимая всю опасность хранения их, и сказал даже, намекая на бывших друзей Распутина Илиодора и других, —«эти люди не задумаются просто задушить меня, если я их не отдам по их требованию».

Макаров дал мне прочитать все письма. Их было 6. Одно сравнительно длинное письмо от Императрицы, совершенно точно воспроизведенное в распространенной Гучковым копии; по одному письму от всех четырех Великих Княжен, вполне безобидного свойства, написанных видимо под влиянием напоминаний матери, и почти одинакового свойства. Они содержали в себе главным образом упоминание о том, что они были в церкви и все искали его, не находя его на том месте, где они привыкли его видеть, и —одно письмо, или вернее листок чистой почтовой бумаги малого формата с тщательно выведенною буквою А., маленьким Наследником.

…Содержание письма Императрицы, в особенности некоторые выражения его, вроде врезавшегося в мою память: «мне кажется, что моя голова склоняется, слушая тебя, и я чувствую прикосновение к себе твоей руки», конечно могли дать повод к самым непозволительным умозаключениям…

Мы стали разбираться с Макаровым, что ему делать с этими письмами. Первое его побуждение было просто спрятать их, чтобы они не попали в чьи-либо руки, но я это решительно отсоветовал ему, говоря что его могут заподозрить в каких либо недобрых намерениях. Затем он высказал намерение передать их Государю, против чего я также категорически возразил, говоря, что этим он поставит Государя в крайне щекотливое положение и наживет себе в лице Императрицы непримиримого врага, так как Государь не замедлит сказать ей о получении писем, и Императрица не простит ему этого поступка.

Я советовал Макарову попросить у Императрицы личную аудиенцию непосредственным и притом собственноручным письмом и передать ей письма из рук в руки, сказавши ей совершенно открыто, как попали он к нему. Макаров обещал последовать моему совету, но поступил как раз наоборот. На, следующем же всеподданнейшем своем докладе, имея эти письма под рукою и заметивши, что Государь находится в отличном настроении духа, Макаров рассказал Ему всю историю этих писем и вручил конверт с ними Государю.

По собственному его рассказу, Государь побледнел, нервно вынул письма из конверта, и взглянувши на почерк Императрицы, сказал: «да, это не поддельное письмо», а затем открыл ящик своего стола и резким, совершенно непривычным Ему, жестом швырнул туда конверт.

Мне не оставалось ничего другого, как сказать Макарову: «зачем же Вы спрашивали моего совета, чтобы поступить как раз наоборот, теперь Ваша отставка, обеспечена». Мои слова сбылись очень скоро.

Не прошло немного дней с отъезда Государя, едва Он успел доехать до Ливадии и отойти от Петербургских впечатлений, как снова всплыл наружу Распутин со всем его окружением. Почти за выездом Государя уехавший, было, в Тобольскую губернию Распутин снова неожиданно появился в Петербурге».

http://www.library6.com/books/309772.pdf

P.S.

Еще о письме царицы Распутину, которое упоминает премьер Коковцов. Мы помним, что по рассказу Макарова Николай Второй сразу же узнал почерк жены и бросил письмо в ящик стола. После этого о подлиннике ничего не известно. Но еще до этого оно ходило в списках и даже попало в печать и в книгу Сергея Труфанова (иеромонаха Илиодора). Вот как выглядит это письмо:

«Возлюбленный мой и незабвенный учитель, спаситель и наставник. Как томительно мне без тебя. Я только тогда душой покойна, отдыхаю, когда ты, учитель, сидишь около меня, а я целую твои руки и голову склоняю на твои блаженные плечи. О, как легко мне тогда бывает. Тогда я желаю все одного: заснуть, заснуть навеки на твоих плечах, в твоих объятьях. О, какое счастье даже чувствовать одно твое присутствие около меня. Где ты есть. … Скоро ли ты будешь опять около меня. Скорее приезжай. Я жду тебя и мучаюсь по тебе. Прошу твоего святого благословения и целую твои блаженные руки. Во веки любящая тебя Мама».

http://book.e-reading-lib.org/chapter.php/150363/2/Trufanov_-_Svyatoii_chert.html

Конечно, можно толковать эти строки как проявление религиозно-мистической экзальтации царицы, что и делает Коковцов, вспоминая их в весьма вольном и смягченном виде («мне кажется, что моя голова склоняется, слушая тебя, и я чувствую прикосновение к себе твоей руки»). Но скажите, что должен был думать простой русский человек, читая эти откровения царицы в письме Распутину ? Дело не в том, аутентично или нет само письмо (вопрос этот не решен, Горький, например, верил). А в том, что этому верили в народе, пели скабрезные частушки : «Царь с Георгием (орден), а царица — с Григорием» и это подрывало устои монархии сильнее любых поражений на фронтах или нехватки хлеба в столице.

Самодержавие было обречено.


Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон, США.
Для "Русской Америки NY"

наверх
вернуться к содержанию номера


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2014 Russian America, New York