Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - исторически ставропи-гиальный мужской монастырь в городе Истра Московской области. Эту обитель в народе называют "Подмосковной Палестиной". Новоиерусалимский монастырь относится к числу самых известных и значимых обителей святой Руси.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь имеет большую и длин-ную историю, наполненную интересными событиями.Святейший Патриарх Никон, как и царь Алексей Михайлович Романов часто останавливались в селе Воскресенское. Им полюбилось и приглянулось это место за ту невидимую духовную составляющую, которую оно дарило, наполняя душу и сердце. Всем, кто бывал там, оно напоминало расположение святых мест Палестины. В дальнейшем Патриархом Никоном было принято решение о покупке села Воскресенского с окрестными деревнями и пустошами у тогдашнего его владельца стольника Романа Бобарыкина. Село было куплено в вотчину основанного ранее Патриархом Никоном Иверского монастыря. Были проведены работы по подготовке места строительства монастыря. Холм, на котором сейчас находится монастырь, был полностью очищен от леса, и на нем была построена деревянная церковь во имя Воскресения Христова. Вокруг обители был вырыт ров, над которым была возведена деревянная стена с восемью башнями. На башне над Святыми Вратами монастыря поставлен треугольный образ Воскресения Христова, написанный греческим письмом. Для возведения этого грандиозного комплекса были согнаны крепостные из обширных владений монастыря. В 23 уездах организованы многочисленные мастерские, а все необходимое для строительства и украшения колоссального собора делалось на месте. Для работ были привлечены лучшие мастера, которые и создали неповторимый, единственный в своем роде соборный комплекс, определивший значение всей обители.
В 1656 году патриарх Никон начал строительство нового монастыря, который по его замыслу должен был стать оплотом всего православного мира. Поскольку немногие в те далекие времена могли попасть на Святую Землю, а желающих прикоснуться к Святыням было много, новая Обитель по образу и подобию должна была полностью повторить знаменитый Иерусалимский храм Воскресения Господня и воспроизвести главные христианские святыни Палистины. Это дало бы возможность русскому народу созерцать места спа-сительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток. А для тех, кому все-таки посчастливилось побывать на Святой Земле, монастырь был неким памято-ванием, хранившимся в их умах и сердцах. Для большего сходства в Па-лестину был направлен монах Арсений Суханов. Он сделал все замеры и чертежи храмов.
В 1658 году на насыпанном холме в селе Воскресенское (ныне город Истра) началось строительство собора. Патриарх Никон воссоздал полное подобие величайших православных святынь – гробь Господень, Голгофу, Темницу в которую был посажен Спаситель и многое другое. После смерти основателя обители Патриарха Никона в 1681 строительство монастыря не остановилось, а сам он был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора. В конце XVII века деревянную монастырскую ограду заменили на каменную стену с башнями и надвратной церковью.
На всем протяжении царствования русских царей к Новоиерусалимской обители всегда было особое внимание и почитание. Воскресенский монастырь с ХVII до середины XX века был центром духовной культуры с библиотекой, обладающей богатейшим книжным собранием и церковным музеем. В 1749-1759 годах обитель была отделана внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли. Императрица Екатерина II жертвовала средства на благоустройство Воскресенского монастыря. Российские Государи в Воскре-сенском соборе устраивали престолы в память о рождении своих Наслед-ников. Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Прес-вятой Богородицы. Самые известные люди русской культуры и истории второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали в Ново-Иерусалимском монастыре как паломники.
После октябрьской революции 1917 года монастырь был разграблен. В 1919 году по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскре-сенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. Коло-кола Воскресенского собора были изъяты и переплавлены (кроме большого Трехсвятского колокола, одного среднего и одного малого колоколов). В 1921 году монастырь был превращен в музей.
Во время Великой Отечественной Войны в 1941 году Новый Иерусалим оказался в кругу ожесточенных боев за Москву. Здания и сооружения обители сильно пострадали, многие были полностью разрушены. Монастырь разгра-били и взорвали, разрушили все башни и колокольни. Огромный ущерб полу-чил и сам собор. В послевоенные годы в Монастыре были проведены рестав-рационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был воссоздан из руин, проведена большая работа по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора. Долгое время здесь находился музей.
18 июля 1994 года Воскресенский монастырь был возвращен Русской Пра-вославной церкви, Священный Синод Русской Православной Церкви заслушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначе-нии наместником обители архимандрита Никиту (Латушко). 23 июня 2008 года Cвященный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта наместником Воскре-сенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря. 25 сентября 2011 года в храме Рождества Христова Новоиерусалимского монас-тыря патриарх Московский и всея Руси Кирилл прочитал молитвы над игу-меном Феофилактом и вручил ему игуменский жезл.
Игумен Феофилакт, в миру Григорий Александрович Безукладников, ро-дился 1 декабря 1963 года в Пермской области в семье священника. После окончания школы поступил в Одесскую духовную семинарию. В конце учебы поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. После окончания семинарии был пострижен в монашество с именем Феофилакт, позже был положен в сан иеродиакона. Поступил в Московскую духовную академию, через год был возведён в сан пресвитера. Три года служил в Оптиной пустыни. Когда перед монастырем стал вопрос об открытии его подворья в Москве, по решению духовного собора был направлен в столицу. C 1991 по 2009 год являлся настоятелем храма Живоначальной Троицы в Останкине города Моск-вы. Был возведён в сан игумена. В марте 2003 года назначен благочинным Всехсвятского округа города Москвы. C 2005 по 12 декабря 2008 года был настоятелем храма Иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на Ходын-ском поле города Москвы, а также председателем Богослужебной комиссии города Москвы и благочинным Всехсвятского округа города Москвы. И, как уже говорилось ранее, 6 мая 2008 года был назначен, а 23 июня утверждён наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального муж-ского монастыря. С 2012 года также является духовником православной клас-сической гимназии во имя иконы Божией Матери "Знамение" в Ховрине города Москвы.
В настоящее время монастырь переживает самую большую за свою исто-рию реконструкцию и реставрацию. В 2008 году после посещения Новоиеру-салимского монастыря первыми лицами государства, для воссоздания истори-ческого облика и восстановления святой обители был создан Благотвори--тельный Фонд, сопредседателями попечительского совета которого являются Патриарх Кирилл и премьер Дмитрий Медведев. Впервые церковь вместе с государством восстанавливает эту святыню, чтобы вернуть ей красоту и славу. Как сказал Патриарх Кирилл «Мы восстанавливаем не стены, и не золотые только купола, мы восстанавливаем обитель. Без монашеской жизни стены разрушаются, даже если о них заботятся опытные специалисты. Только живая молитвенная жизнь, только монашеская община способна сохранить стены, потому что сохраняется и согревается дух».
Количество прихожан обители постоянно растет, теперь многие уже и не представляют себе жизни без нее. Принимаются паломники, которые своим молитвенным участием поддерживают монастырь.
В числе таких паломников была и наша небольшая группа, для которой Игумен Феофилакт провел небольшую экскурсию. Он показал нам главный объект святой обители – Воскресенский собор, в точности повторяющий Храм Воскресения в Иерусалиме. Главная часть собора - четырехстолпный храм. С востока к нему примыкает подземная церковь Константина и Елены, а с запада - ротонда, завершенная первоначально белокаменным шатром, перекрывав-шим огромный пролет в 22 метра. Помимо основных частей собора в его огромном внутреннем пространстве разместились 29 приделов и отдельных церквей, часть из которых внутристенные. В северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора находится могила его основа-теля - патриарха Никона. Как рассказал Игумен Феофилакт, Никоном была придумана особая система безопасности и отхода в случае внезапного - на монастырь. Отсюда и строительство многих подземных сооружений, по сути, превративших монастырь в неприступную крепость.
Обязательными атрибутами строительства того времени были различные коммуникационные и противоосадные подземные сооружения - тайники, слухи, вылазы. Путь отступления мог быть только один - под землей. Наличие подземных ходов в монастырском комплексе позволяет предположить существование тайного хода из подвала скита на территорию монастыря, тем более, что одной из ближайших построек являются патриаршьи палаты. Буквально недавно были обнаружены новые подземные сооружения – а это начало большой и кропотливой работы по их изучению и восстановлению.
Игумен Феофилакт также рассказал нам много интересного о проведении реставрационных работ, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин. Последние пять лет все постройки монастыря, включая Воскресенский собор, были одеты в строительные леса. Сверху лесов был натянут полиэтилен с утеплителем. Тепловые пушки поддерживали плю-совую температуру даже при сильных морозах. А внутри в три смены работа-ли одновременно 1500 реставраторов. По воспоминаниям Игумена Феофи-лакта, когда он пришёл в обитель, здесь был только один насельник, иеро-диакон. Служба проводилась только по субботам, воскресеньям и празд-ничным дням. Иногда службы шли под грохот перфораторов и визг болгарок. Но все понимали, что это временно.
Сейчас братии более 10 человек, богослужения - трижды в день, проводят-ся Крещение, венчание. В настоящий момент происходит возведение новых сооружений площадью двадцать восемь тысяч квадратных метров. 30 сентяб-ря 2013 года состоялось торжественное открытие одного из главных объектов обители - Колокольни Воскресенского собора. За 20 лет возрождения бого-служебной и монашеской жизни в Новоиерусалимской обители прошло нема-ло значимых и юбилейных для монастыря событий. Закладывались и освя-щались храмы и приделы, торжественно отмечались юбилейные годы, связан-ные как со Святейшим Патриархом Никоном, так и с основанным им монас-тырем. Проникнуть в тайну Новоиерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей.
Рассказ Игумена Феофилакта также как и сама обитель произвели на нас огромное впечатление, и наполнили нас духовной теплотой и силой.
Новый-Иерусалим – это Русская Палестина, как воплощение образа Святой Земли. Ансамбль Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря - это ярчайшее созвездие святынь, создающее пространственный образ Святой земли. Мы припадаем к Святыням Новоиерусалимского монастыря с благого-вением и глубокой верой в то, что получаем благодать Святой земли.
Артур ЦАПЕНКО Собственный Корреспондент «РА NY»
Фото автора
|