- Во Франции в 1994г. в Париже Ваша бронзовая скульптура "Рождение Нового Человека" была выбрана специальной комиссией ЮНЕСКО как уникальное по пластике произведение и установлена во дворе штаб-квартиры ЮНЕСКО рядом с работами Пикассо, Шагала, Джакометти, Мура, Миро. Был заказ, или Вы сами захотели создать это произведение?
- Я на тему Колумба, создал композицию, где постарался объяснить, как Европа нашла Америку. Родился новый человек. Это яйца. Из них родился новый человек Колумб. Скульптура, высотой 45 метров стоит в Севилье в Испании. Европейцы моментально схватили и поставили в Севилье. А совсем недавно во французском городке Капт Де Аг я установил скульптуру Оноре де Бальзаку.
- У вас большие планы, утверждают, что Вы собираетесь несколько памятников Оноре де Бальзаку установить во Франции.
- Да. А в Италии я суйчас установил памятник Гоголя в Риме и скульптуру святого Николая городе Бар.
- Над чем Вы работаете сегодня?
- Меня потрясла трагедия 11 сентября и я сделал предложение в Нью Джерси. Мой проект смотрел президент Буш. Смотрел бывший мэр Нью Джерси, который скоропостижно скончался, о чём я сожалею и сочувствую его семье и близким. Всем этот проект понравился. Мы договорились. Я заканчиваю работу над скульптурой. Её отливают на заводе в Санкт Петербурге. Она 30-ти метровая. Я уже больше 20-ти метров сделал и продолжаю работать над уникальной пространственной композицей, где будут указаны фамилии всех жертв, погребённых 11 сентября под обломками разрушенного террористами Международного центра. Работа будет передана в дар от Российского народа, у которого до сегодняшнего дня при одном воспоминании стоят слёзы в глазах и ещё добавилось, что в Асетии такая трагедия произошла. Мы очень реально смотрим на угрозу, которую для всего мира представляют террористы. Сейчас мне очень хочется создать образ Ченгиза Айтматова.
- Вы часто бываете в Америке. Где Вам больше нравится бывать и с кем Вы здесь общаетесь?
- Америку я люблю, и особенно Нью Йорк, он очень хорошо на меня действует. У меня здесь много друзей. Я обожаю этих людей, и актёров и политиков, которых я принимал у себя дома. Я контактирую с Де Ниро, Лайзой Минели и другими великими актёрами. Я принимал Буша в Москве у себя в мастеркой, Бейкера, Клинтона, Шульца. Шульца и в Москве и в Тбилиси. Так что много есть хороших людей, которые у Вас здесь живут и мы с ними общаемся. Потом я преподавал живопись на первом, втором и третьем курсе Брокпортского Государственного Университета Изящных Искусств. Так что я контактирую и с педагогами и со студентами, которым я преподавал.
- Зураб, Вы занимаетесь большой общественной работой. Создали три музея в Москве. Хотелось бы знать историю их создания.
- Меня единогласно выбрали президентом Российской Академии Художеств, которой исполняется 250 лет. Мы контактируем с Французской Академией Художеств Де Базар, испанской, итальянской академиями. Ведём огромную воспитательную работу с художниками нового поколения. Эта наша главная задача и забота. В Россие и в частности в Москве не было ни одного музея современного искусства. Я добился и создал два таких музея. На улице Петровка 35 и в Ермолаевском переулке. Кроме этого открыл огромный музей рядом с Академией, где выставлены мои работы и работы других художников. Мы там проводим и международные выставки. Очень много художников из Америки, Италии, Франции, Испании представлены были у нас на выставках. В этом году была грандиознейшая выставка. Её утсроили Швейцария, Австрия, Италия и так далее. Демонстрировались шедевры мирового искусства. Это три музея в Москве, которые я открыл. Но я не успокаиваюсь. Хочу создать карусель в филиале Московского Музея Современного Искусства, и в Тбилиси, и в Санкт - Петербурге, и в Париже, и в Нью Йорке. Карусель, которая будет показывать имена новых художников - богатство каждого государства. Народ многих не знает. Это даст возможность развивать и рождать новое поколение.
- Зураб Константинович Вы лауреат Ленинской премии. Вы когда-нибудь делали памятник Ленину?
- Нет. Кстати, когда я получил Ленинскую премию, ко мне в мастерскую приезжали корреспонденты из Америки и искали Ленина. И они удивились. У меня свободная пластика, свободная тема. Это было как раз в тот период, когда происходил перелом. Политика политикой, но знающих людей очень много в Россие.
- Все знают, какой Вы жизнерадостный человек. Любите помогать людям, любите делать подарки.
- Это гены. Вы знаете, родители меня научили.
- Вы были близким другом Владимира Высотского и даже устроили его свадьбу. Как это было?
- Мы безусловно были друзья. Часто встречались. Тогда ни у него, ни у меня не было больших возможностей. Он всегда волновался, когда приезжала Марина Влади. Они пригласили меня к себе на свадьбу. Там были Андрей Вознесенский с женой Зоей Богуславской, Саша Мита, Лиля Мита, Любимов... У нас на всю коьпанию только две бутылки шампанского и яблочный пирог, который Лиля Мита сделала. Высотский лежит, на гитаре играет и поёт без души. А у меня такой характер, как будто это я виноват, что свадьба не идёт, как полагается. И я предложил Володе полететь в Тбилиси справлять свадьбу. Потому что там у меня были родители и совсем другие возможности. Он обрадовался и мы все полетели в Тбилиси. Ну там конечно свадьба была сказочная. Неделю гуляли. Гуляние было удивительное. Грузины не давали петь Высотскому. Они пели его песни, стихи читали. Марина была самая счастливая. А потом под утро он никого не захотел больше слушать, встал и начал петь. Вот такой образ Высотского я сейчас и создал. Сначала сделал горельеф, где он играет и поёт о белой лошади. На этом я не успокоился и сделал круглую чутырёх метровую скульптуру Володи Высотского и Бродского.
- Уже в юности Вы побывали во Франции. Тогда Россия считалась довольно таки закрытой страной. Как Вам Это удалось?
- Моя жена была урождённая Андроникошвили или Андронникова. Её тётя с первой эмиграцией уехала во Францию. Она пригласила к себе нас с супругой. Жену почему-то не пустили, а отпустили вдруг меня. Там все удивлялись, почему? Просто были такие дурацкие законы, чтобы не остались во Франции вдвоём. Эта поездка сыграла хорошую роль в моей судьбе. Я был принят Шарлем Де Голем. Сейчас я создал памятник Де Голю.
- Вы тогда же познакомились с Марком Шагалом?
- Да. Я потом часто бывал во Франции. Он очень любил, когда я приходил к нему в гости. Последний раз я был у Шагала за три месяца до его смерти. Он очень плохо выглядел. Я предложил супруге Шагала привезти Марка в Москву. У меня там был прекрасный врач. Она вроде бы согласилась, но так и не приехала. И я очень тяжело перенёс его смерть.
- Что бы Вам хотелось вспомнить о Марке Шагале? Какой он был человек?
- Он тоже приезжал Москву и мы там встречались. Когда Марк начинал хвалить мою живопись, я краснел, не знал куда мне деться. Потом он написал хороший отзыв обо мне. Я не мог опубликовать, потому, что очень хвалил, так, что не повериш. Такой гигант и тебя хвалит. Я и у Пикассо бывал тоже. И у Сальвадора Далли. Мы с ним и его супругой Галой встречались в Нью Йорке. Вместе в Организации Объединённых Наций были.
- Вы и с Сикейросом были знакомы?
- Да. Сикейрос специально приехал в Тбилиси. А потом в Адлер. Я там тогда работал, делал оформление детского бассейна. Он наблюдал целую неделю за моей работой и назвал это добрым искусством, объёмной живописью.
- Зураб, Вы так много всего делаете, когда Вы успеваете творчески работать?
- Я учился у Пикассо, у Шагала. Тому, как у них был расписан весь день. Да и история искусства даёт хорошие примеры. Посмотрите как работали Мозаччо, Донателло. У меня гениальные педагоги были. Если у тебя есть желание работать, ты не можешь остановиться. Я Был в Хорватии. До Этого побывал на Олимпиаде в Греции. Я вернулся из Греции и привёз сорок три работы. А в Хорватии я был пять дней и привёз восемь работ. Потому, что не могу спокойно спать. Хочется всё увиденное перенести на бумагу, на холст. Вот такая жизнь у профессионалов. Пианист каждый день тренируется и художник должен каждый день работать. Потом другое поколение оценит настоящие работы. Я пишу очень много работ. Дай бог, чтобы осталася хоть одина шедевром, я буду благодарен. Вот с чем я живу. Люблю бога, своих близких и свою палитру.
Аннета Мейман
|