Герой моего интервью - человек, который при жизни стал Бессмертным. Он единогласно по отделению скульптуры был избран Членом Академии Изящных искусств Франции - знаменитой Академии Буссмертных. Это действительный член - академик, вице-президент Академии творчества, Президент Российской Академии Художеств, Президент Московского международного Фонда содействия ЮНЕСКО, Чрезвычайный и Полномочный посол - Посол Доброй Воли ЮНЕСКО
Церетели Зураб Константинович.
Я думаю, что его имя знакомо многим. Он Герой Социалистического труда (1991г.); Народный художник Российской Федерации (1994г.); Народный художник Грузии (1978г.); Народный художник СССР (1979г.); Лауреат Ленинской премии (1976г.); дважды Лауреат Государственной премии СССР (1978,1983г.г.); Лауреат Государственной премии России (1996г.); профессор; профессор Брокпортского Государственного Университета Изящных Искусств (штат Нью-Йорк, США, 1979г.); Лауреат Премии Пикассо (1994г.); Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996г.); Кавалер ордена Дружбы Народов (1994г.). Действительный член Академии творчества СССР - 1989.
Автор более двух тысяч живописных полотен различных жанров. Автор множества монументальных работ, украшающих города нашей планеты и уже вошедших в историю искусства.
Зураб Константинович был с краткосрочным визитом в Нью Йорке и, не смотря на очень жёсткий рабочий график и занятость, любезно согласился сказать несколько слов для читателей газеты Русская Америка.
- Зураб, я думаю, что всем было бы интересно познакомиться с вами поближе, узнать что-то о вашей семье - например были ли в ней художники.
- Бабушка мне объясняла всё - как надо жить, как надо работать с утра до вечера, чтобы чего-то добиться. Вот я и стараюсь. Я никогда не забуду, как бабушка тихо тихо читала мне Ахматову, Цветаеву - уникальнейшие шедевры выражающие, уникальнейшие мысли. Она читает читает читает, потом объяснит всё тоже тихо, чтобы другие соседи не узнали. Мой дядя был художник. Мы жили в Тбилиси все вместе. Я смотрел на то, как он рисовал и сам научился рисовать. А потом, после школы, я сразу же потупил в Тбилисскую Академию Художеств. Это была самая сильная академия.
- Ваша бабушка знала русский язык? Она читала по русски?
- Да, и бабушка, и родители, и моя тётя. Они учились в Санкт Петербурге. Грузинская интеллигенция - это был совсем другой класс. Они получали образование или в Германии, или в Санкт Петербурге, или в Англии.
- Целый цикл Ваших работ посвящён Тбилиси.
- Я долго жил в Тбилиси и много работ написал за этот период. Даже потом, в 1980 году в Москве, когда я стал художником международной Олимпиады и мною была проделана огромная работа, я жил и работал то в Тбилиси, то в Москве. Сейчас я заканчиваю большой комплекс, посвящённый истории Грузии.
- Вы установили памятник в Лондоне, в Сити Сохо.
- И не только в Лондоне. Я работал в Японии - Токио и Осака, в Бразилии, в Вашингтоне, Нью Йорке, Португалии, Франции, Сирии... Во многих государствах я работал. А в Лондоне мои эскизы понравились Элизабэт Тэтчер и представителям королевской фамилии. Поступил от них заказ. Так туда попали мои работы. У Вас в Америке я поставил три скульптуры. Первая - монумент "Счастье детям мира" в Брокпорте (США, 1979г.) посвященный Специальным летним детским спортивным играм для больных детей в фонд Керри Дешайбер в 1979 году. Он покрыт сложным рисунком, выполненным в технике чеканки по металлу. Вторая - монумент "Прометей" - "Наука, образование - миру" - посвящен студенчеству, установлен перед зданием Брокпортского университета штат Нью-Йорк в 1979г.. А третья моя работа в Америке - это монумент "Добро побеждает Зло", установленный перед зданием ООН в Нью-Йорке в 1990 году. Монумент символизирует окончание холодной войны, фигура Святого Георгия как бы парит на поднявшемся на дыбы коне, золотое копье, увенчанное крестом, наносит разящий удар Злу - змею, при создании образа которого я использовал металл и части ракет "Першинг-2" и СС-20, уничтожаемых в соответствии с Договором о сокращении ядерных вооружений.
- Совсем недавно Вы подарили копию монумента "Добро побеждает Зло" Ульяновскому музею.
- Да, верно. Я подарил им работу так же сделаную из металла ракет "Першинг-2" и СС-20. Только копия маленькая, модель, величиной в 1 метр.
- Хотелось бы узнать историю создания монумента.
- Когда списали ракеты "Першинг-2" и СС-20 и мир успокоился, у меня родилась идея. Кто мог их списать? Я подумал, что ими могут быть только святые люди, цель которых - спасти человечество. Георгий Победоносец уничтожает дракона. "Першинг-2" и СС-20 - это дракон.
- Вы автор памятника жертвам Холокоста. Почему Вы взялись за эту тему?
- В Москве есть Поклонная гора. Я там создал аллею Победы. Поставил огромный обелиск, высота которого соизмеряется колличеству дней, которые воевали, 1043 дням. Внизу воин взял знамя и прошёл все города и страны до рейхстага. Создали музей, основанный на этнографических материалах. А отдельно стоит трагедия народов на всех языках: на украинском, на русском, на грузинском, на адзербайджанском, на еврейском. На всех языках идёт тот крик души, который я постарался донести до всех. Я создал ещё две таких композиции. Одну подарил городу Одессе и ещё одну поместил в Москве в музей.
- Присутствует ли в Ваших планах желание поместить свою работу в Израиле?
- Конечно, у меня есть идеи, которые хочется воплотить на Святой земле. У меня там много друзей. Общаемся. Дружим. Много грузинских евреев уехало туда. Мы контактируем. Они приезжают в Москву. Поддерживаем друг друга.
|