№ 331

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
День Победы в Сити Холле
Конец русского Харбина
Лос-Анджелес - жемчужина Калифорнии
Hui Morgen, дорогие читатели!
Михаил Юпп:
каббалистический цикл озарений

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

КОНЕЦ РУССКОГО ХАРБИНА.

Наряду с интеллигенцией, решившей переждать трудные времена в спокойном Китае, здесь было немало агентов ОГПУ, занимавших различные должности в аппарате советской администрации КВЖД, Генерального консульства, торгпредства. Большой интерес об этом времени представляют воспоминания М. Л. Шапиро - русской эмигрантки, окончившей в Харбине юридический факультет, занимавшейся журналистикой и преподаванием. Она отмечает, что русская колония в Харбине составляла особую часть послереволюционной эмиграции. Здесь осело много русских, в том числе немало русской интеллигенции. Работали высшие учебные заведения, издавались русские газеты и журналы. Можно сказать , что Харбин был столько же русским городом, сколько и китайским. Особое положение эмигрантов в Харбине определялось ещё и тем, что, поддерживая связи (родственные, дружеские, культурные ) с западными эмигрантами, они не теряли связи с Россией - до 1935 года - сохранялись обширные контакты с советскими гражданами, служащими КВЖД.

В 1935 году советская часть дороги была продана японцам, а служащие - несколько десятков тысяч человек - увезены в Союз ССР. Судьба их была печальной. Это был первый исход. Следует отметить, что работа на КВЖД имела ряд преимуществ. Она была достаточно высокооплачиваемой, был и ряд других социальных льгот. Принятие советского гражданства стало той ценой, которую пришлось заплатить определённой части эмигрантов за сохранение своего социального статуса.

По данным, приводимым Я. Писаревской, к началу 30-х годов прошлого столетия в Маньчжурии проживало 150 тысяч советских граждан, около 100 тысяч эмигрантов и 15 тысяч, принявших китайское подданство. К середине 20-х годов Харбин разделился на советскую и антисоветскую части - на "красный" и "белый". Была в городе большая советская колония. Соответственно, и школы. . На протяжении 20-х вплоть до середины 30-х гг. в Маньчжурии успешно действовала подпольная комсомольская организация.

В марте 1921 года, вспоминает М. Шапиро, состоялся Первый съезд российского комсомола в Северной Маньчжурии, а к 1923 году были созданы и первые пионерские отряды. К 1921 году КВЖД имела 40 школ для детей советских граждан. И при всех были пионерские и октябрятские ячейки. Естественно, преподавание в этих школах велось по советской системе. Но все эти организации действовали нелегально. В то время, когда пропагандистская машина усиленно работала, созывая под знамена коммунизма новых приверженцев, "советская административная верхушка Северной Маньчжурии благополучно обуржуазивалась. В жизни ведущих советских работников…успешно сочетались служение "большевистским идеалам" со вполне буржуазным бытом и кругом интересов. Роскошные особняки с прислугой, яхты, рестораны стали нормой жизни для большинства начальников…", - отмечает цитируемый мною автор М. Л. Шапиро.

В 1929 году КВЖД было захвачено китайцами и китайская администрация депортировала почти всех ответственных советских сотрудников КВЖД. Большинство активистов - подпольщиков после увольнения со службы стали узниками китайских тюрем и концлагерей. Некоторых из них удалось переправить через границу нелегально. После стабилизации обстановки и возвращения советской администрации к январю 1930 года большинство арестованных были отпущены и депортированы в СССР. Депортация 1929 - 1930 гг., а также массовые партийные чистки ослабили ряды коммунистических и комсомольских ячеек, которым до 1935 года так и не удалось восстановиться.

В 1932 году японская армия вступила в Харбин. И если большинство белоэмигрантов восприняла установление оккупационной власти японцев с надеждой на "законность и порядок, возможность мирного труда и нормальной жизни", то для советской колонии это было началом конца харбинского благополучия. И тем не менее в целом японцы относились к гражданам СССР лояльно, а представители Советского Союза отвечали тем же. С началом советско - германской войны, по данным М. Л. Шапиро, настроения приблизительно 80% восточной эмиграции изменилось. "Нашествие Гитлера на Россию, - отмечала она, - тяжёлые дни первого периода войны , блокада Ленинграда, бои под Сталинградом - всё это всколыхнуло русские сердца. Воевала Россия, - пусть отделённая от нас другим мировоззрением, - но это была наша Родина, любимая, по которой мы тосковали столько лет в изгнании, землю которой попирал враг. Многие из нас забыли старую боль и старые обиды и всей душой сочувствовали победе Родины….". Но вместе с подобными настроениями, естественно, были и другие. В работе Сергея Чуева "Проклятые солдаты. Предатели на стороне !!! рейха" сообщается в связи с этим ряд интересных фактов.

В 1925 году в Харбине была образована "Российская Фашистская организация", к 1931 году разросшаяся в партию. Возглавлялась она опять - таки жителем Благовещенская на Амуре, бывшим советским студентом из этого города Константином Родзаевским. К концу 1930 года партия насчитывала 23 тысячи человек и имела 48 отделов на территории 18 стран. На территории Маньчжурии имелись значительные вооруженные силы белой эмиграции, которыми командовал атаман Семенов и некоторые другие генералы. Забегая вперед, отметим, что в 1945 году Семенов заявил о своем присоединении к генералу Власову и его организациям.

В 1934 году японцами было создано Бюро по делам русской эмиграции ( БРЭМ). Вот это бюро и руководило действиями враждебной Советскому Союзу частью русской диаспоры. Мало того, японцы приняли закон о воинской повинности для эмигрантов как одной из народностей коренного населения Маньчжоу - Го. По данным Чуева, русская бригада принимала участие в Номонханском сражении ( в СССР это сражение было более известно по названию реки Халхин - Гол ) в 1939 году. Однако личный состав бригады, пехотинцы, стали лёгкой добычей советских огнемётных танков. Подавляющее большинство солдат и офицеров погибли. Кстати, офицеров для многих и многих русских формирований готовили несколько военных училищ , функционировавших на территории Маньчжурии. Эти войска должны были стать основой новой русской армии после свержения власти большевиков. Русская бригада имела и своего героя. Им стал погибший под советской бомбёжкой Михаил Натаров, радист.

В Харбине на Соборной площади был воздвигнут 50 метровый обелиск с замурованной в него урной с прахом героя. Впоследствии оказалось, что командир этой бригады полковник Гурген Наголян являлся много лет агентом советской разведки После вступления советских войск в Харбин в 1945 году четырехтысячная бригада самораспустилась без единого выстрела. Кстати, японское командование также создавало отряды из нанайцев и орочен - прирождённых охотников - промысловиков, которые использовались для подрывной деятельности против СССР. В ответ на эти действия, советские органы Госбезопасности стали создавать на советской сопредельной территории свои "добровольческие" отряды из местных жителей , имевших огнестрельное оружие - охотников, работников лесоохраны, пасечников, рыбаков и т. п . контингента. На службе у японских военных властей состояло много эмигрантов - украинцев, татар, армян, грузин, евреев, бурят, нанайцев, якутов. Конец всем этим формированиям положили победы над Германией и Японией. Но российская диаспора оказалась расколотой. Хотя значительная её часть сочувствовала Советскому Союзу, участь и тех и других оказалась печальной.

| 1 | 2 | 3 |

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York