Во второй половине XX века начинается трансформация всей культуры, в том числе и художественной литературы постсоветского пространства. Кризис государства, кризис господствующей идеологии приводит к кризису в мышлении творческих масс. Была разгромлена коммунистическая идеология, которая считалась единственно правильной в сознании людей постсоветского пространства..
Над страной пронеслась, словно смерч, ветер перемен. Рухнула великая держава. Развалился он словно песочный дом, хоть не было сокрушительного удара. Ибо насильственная власть недолговечна. Она находится всегда на мине замедленного действия. И вот взрыв! Лопнул правды шар надутый! Оно взломало устоявшиеся в сознании людей единственную идеологию, единственную правду, единственную святыню, которая впиталась в сознание людей с молоком матери.
Человек переходного времени. Каков он? Каков его внутренний мир? Человек застойного времени прозябший под гипнозом лживой, утопической мифологии, привыкший к чёрно-белой краске. В конце беспощадно брошенный на произвол судьбы. Как он реагирует на радугу цветов бренности? Какой цвет ему по вкусу теперь. Или он верен своим принципам и ему дорог в бренном мире лишь чёрно-белый цвет. Единственно правильная и неповторимая правда жизни. Правда, которую не поколебать даже крушением грозной системы. Правда! Святая правда в мире бренном одна, как сама жизнь, как солнце, как Земля. Это аксиома правды. И если в сердце творческого человека с переменой жизненных обстоятельств зародилась ещё другая правда, то это можно назвать лишь беспринципностью или самой бесстыдной, наглой ложью. Где нет принципа там нет идеи. Ведь идея она одна и она должна вести нас по жизни до конца. Прежде чем донести до народных масс свою идею, свою мысль, свою правду, надо бы прежде всего самому автору убедится внутри в правдивости собственных идей, преследуемой цели, собственной идеологии.
После крушения грозной державы в постсоветском пространстве прослеживается двойственная правда в художественной литературе. Одна правда - коммунистическая, воплощение на практике идей научного коммунизма, проходящая в своём развитии две ступени низшую называемую социализмом, и высшую называемую полным коммунизмом. После крушения тоталитарной системы и с появлением отдельных самостоятельных государств, каждая страна взяла свой курс дальнейшего развития и здесь от коммунистической бредни ничего не осталось. И тут в художественной литературе постсоветского пространства появляется другая правда, соответствующая существующему строю. И как один все писаки бросились в новый омут правды с головой, полностью забыв первую коммунистическую. Восхваляя то рыночную экономику, то гласность и в конце как оправдание всем прошедшим правдам пресловутую демократию сегодняшний пишущий человек погряз в болоте лжи. А как понимает человек постсоветского пространства демократию? Не как ли всё дозволенность?! Когда можно говорит всё и делать что хочется. Применяя термин демократия они не утруждают себя тем, чтобы раскрыть человеку своего склада сущность его. Объясняя основные принципы демократии. Разумеется искать голую демократию это абсурдно, но идти по пути демократии, приближаясь к истинным принципам её – это высшее проявление гуманности государственной политики. Чаще государственная монархия скрывается под маской демократии.
Современная демократия постсоветского государства это трансформация и деформация прежних устоев общества. Общество, которое долгое время было подвёргнуто застою, жило под дурманом единой идеологии коммунизма не могло и не может переродится в качественно новое состояние сразу, скачкообразно. Тем более, что не прослеживается яркая научно-обоснованная теория развития общества. После развала храма надежд люди, народ постсоветского пространства преодолевая различные препятствия, натыкаясь на айсберги некомпетентности властей продвигаются медленно вперёд. Лишь народ и общество страдало от противоречивости и непоследовательности проводимых преобразовании в странах постсоветского пространства. Человек постсоветского пространства – это человек особого склада ума. Это человек воспитанный на утопических мировоззрениях оторванных от действительности. Он твёрдо верил и жил мечтами об особом обществе всех благ и всегда жил верой, что рано или поздно человечество придёт к нему. Развал храма надежды потрясло людей, человека постсоветского пространства.
Смысл и назначение мировой художественной литературы – это сказать человечеству аксиому правды, единственную и неповторимую, которая не требует доказательств.
Что скажут потомки читая двойственную правду в творчестве современных авторов? Коль живёшь в стране с коммунистической идеей, то жить воспевая и восхваляя её идеалы. А далее с крушением её чернит то, что только вчера тебе было так дорого, что воспевал и восхвалял. И снова сочинить новую себе песню на тему существующей идеологии. Где здесь принцип писаки? Где его правда жизни, которую он может сказать обществу. Двойственная правда тождественно равна лжи. Что ложь, что двойственная правда – это одно понятие. От замены места слагаемых сумма не меняется. Это – аксиома правды. Двойственная правда пишущего человека опасна, как пагубная идеология, которая отравляет сознание людей и приводит их к заблуждению. Тем больней и пагубней действие двойственной правды на общество, на людей, что она прослеживается в творчестве многих вчерашних авторитетов советской литературы. Ведь истина в мышлении людей должна быть одна.
История человечества знает очень много примеров борьбы идеологии. Когда каждый философ имел только свою собственную точку зрения и отстаивая свою позицию боролся за него до конца. У него была научно-обоснованная теория, которую он нёс на сердце до конца. И тут всегда разгорались страсти. Разумеется, здесь не обойти борьбу на фронте идеологии. Но в борьбе рождается истина. А когда у писаки прослеживается двойственная правда то это как дворцовая поэзия, которая была призвана восхвалят в прошлые века подвиги и деятельность царей, властителей. От них до наших дней не дошло почти ничего. Зато поэзия воспевающая истинные события эпохи, раскрывающая все положительные и отрицательные стороны общественного строя своего времени дошла до наших дней, как в устном народном творчестве, так и в письменном. Ибо мудрее и благороднее народа нет никого. И его величество Народ, не даст забыт правду о себе и передаёт из поколения в поколение историю своего развития. Его взлёты и падения, его изобретения и крушения, великие войны мира, которые потрясли всю планету, горькие часы поражении. Ибо воспевание двойственной правды нарушает законы природы, законы бытия. Ведь в мудрой природе нет двойственности. Она не оборачивается назад, не нарушает свои, незнакомые ещё людям, законы своего развития. Она неизменно идёт лишь вперёд. Она может засохнут, может быть уничтожена, но никогда у неё нет второй правды. Пишущий человек точно так же должен преследовать одну единственную правду, которая горит в его душе. Он должен идти в дебрях жизни по одной тропе воспевая единственную правду. Он должен до конца нести горькую, тяжёлую, опасную правду, иначе ему нечего делать в художественной литературе. Ведь из книг люди узнают о правде общества, о его изъянах, достижениях, положительных и отрицательных сторонах. Что толку от того, что ты занимаешься воспеванием господствующего класса, его интересов, нисколько не интересуясь содержанием написанного. Ведь настоящая художественная литература ценится не наградами авторов полученными разными тёмными способами. Она ценна своей мыслью, своим мудрым словом, которая проливает свет в сердца людей.
Кто из нас в детстве не зачитывался сказками допоздна следуя за любимыми героями по узким тропам злой судьбины мачехи, по горам, по долам, по морям сражаясь с семиглавыми драконами и побеждая злых духов, перехитрив саму Бабу-Ягу. И наши сердца наполнялись гордостью за своих героев отважных, дерзких, храбрых. Кому из нас не хотелось подражать им и быть такими же отважными, добрыми, отзывчивыми, храбрыми. Сегодняшняя художественная литература постсоветского пространства лишена идеалов. Многие авторы увлёкшиеся страшными детективами и неправдоподобной фантастикой не могут ответит на вопрос, каков он герой сегодняшнего дня. Ибо общество, в котором они живут лишена идеалов. И многие занимаются лишь восхвалением несуществующих достижении общества. А нужна ли она?
Простой пример: если человек заболел, то какова будет его реакция на слова восхваления его личности, например, какой он умный, какой он красивый и т.д. Разве страждущему человеку нужны такие слова. Нет! Ему нужен врач, лекарь, знахарь, хоть кто, кто бы мог помочь ему излечить его от недуга, кто бы мог облегчить его страдания. Точно так же зачем нужен народу, человечеству пустые слова, которые не несут истину, не проливают света в сердца людей, где нет правды единственной, святой. Человеку выброшенному бурей жизни в океан бренной нужна художественная литература здоровая, принципиальная, бескомпромиссная, как спасительный родник в пустыне утоляющий жажду. Художественная отточенность и святая правда – вот, что может быть залогом успеха любого художественного произведения.
Роза БЕКНИЯЗОВА, Кандидат технических наук для “Русской Америки, NY”
|