Историками многих стран написано более чем достаточно о корейской войне, которая разразилась в июне 1950 года. Но по сей день никто точно не ответил на этот вопрос: кто развязал эту бессмысленную войну, которая унесла миллионы жизней? И раскрыть эту историческую правду не так просто, как некоторым кажется.
Во–первых, ни одна из сторон прямо или косвенно участвовавшая в этом конфликте не взяла на себя ответственности за ее развязывание, а документы и материалы того периода по сей день не рассекречены.
Во–вторых, подход многих исследователей к этой теме был и остается слишком идеологизированным, потому что исследователи были и остаются приверженцами разных политических идеологий и взглядов на происходившие в прошлом и происходящие ныне мировые события.
В–третьих, часть исследователей сосредоточивали и продолжают сосредоточивать внимание на отдельных узких вопросах, обходя более глубинные проблемы, которые привели к корейской войне.
В этом отношении отличается работа А. М. Ледовского, ученого и дипломата, который в то время был генеральным консулом СССР в Мукдене – столице Маньчжурии, которая служила тыловой базой КНР и СССР, используемой для оказания помощи Северной Корее и воевавшим на корейском фронте «китайским добровольцам».
После окончания корейской войны автор работы был заместителем Дальневосточного Отдела (департамен-та) Министерства иностранных дел СССР, затем советником посольства в США, находился на руководящей работе в высших государственных внешнеполитических органах Советского Союза, где тоже был причастен к корейским делам. Используя свой личный опыт и документы из Архива Президента РФ, он сумел увлекательно и доходчиво рассказать о многих событиях того времени. О поведанном им, неизвестном до сей поры, и пойдет речь.
ТАМ ПЕРЕСЕКЛИСЬ ИНТЕРЕСЫ СССР И США
Корейский полуостров был тем районом, где после Второй мировой войны пересеклись интересы Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Естественно, что это район был и сферой интересов недавно возникшей Китайской Народной Республики. Под влиянием победы, одержанной китайской компартией, у Мао Цзедуна созрела доктрина политического переустройства Азии по «китайскому образцу», т. е. путем вооружённого свержения всех существовавших там некоммунистических режимов, которые рассматривались им как «марионеткиимпериалистических держав». Позиция Сталина тоже была весьма своеобразна. В переговорах с китайскими руководителями он высказывал мысль, что Китай должен занять лидирующее положение в Азии. Он даже сформулировал идею создания Азиатской региональнойорганизации объединенных наций, в которой КНР должна была занять лидирующую роль. Он предлагал также Мао Цзедуну, чтобы КНР заняла ведущую роль в организации стран т. н. «Бандунгской конференции», где эту роль играл Советский Союз. Правда, и это нужно отметить, Сталин был против идеи «советизации» этих стран, чего нельзя было сказать о китайском руководстве, которое выступало за «революционные преобразования» в странах этого региона.
Дело дошло до того, что коммунистические партии, которые после войны пользовались довольно большим влиянием в Индии, Бирме, Индонезии и других странах, раскололись на две части. Одни из них придерживалась политической линии Москвы на сотрудничество со всеми национально – патриотическими силами и национальными правительствами своих стран, независимо от их классовой принадлежности и идеологических взглядов.
Другая часть коммунистов последовала маоцзедуновской линии – линии на отказ от такого сотрудничества и на вооруженную борьбу с целью захвата власти. Так появились по две коммунистических партии или группы почти в каждой из стран Юго – Восточной Азии.
Ситуация в Корее была весьма своеобразной. После оккупации Кореи японцами, многие корейцы вынуждены были покинуть свою родину и эмигрировать в Китай, в СССР и в другие страны. В Советском Союзе им была предоставлена возможность получить высшее и среднее образование, работу. Многие корейцы, в том числе будущий вождь КНР, служили в Красной и Советской Армии, участвовали в боях на советско – германском фронте и в войне против Японии.
Большая часть после капитуляции Японии возвратилась на родину. Причем, как правило, корейцы, жившие в СССР, переехали в Северную Корею. Корейские эмигранты в Китае, которые находились на гоминдановской территории, служили в войсках Чан Кайши. Те, кто находился в коммунистических районах – в частях Мао Цзедуна. Соответственно после капитуляции Японии первые возвратились в Южную Корею, вторые – в Северную. Вместе с корейцами, служившими в Советской Армии, они составили основное ядро северокорейской армии.
По данным Ледовского в Народно – освободительной армии Китая служило 16 тысяч корейцев, в том числе значительное количество командиров, которые и были затем использованы при формировании северокорейских. частей Вместе с этими людьми Ким Ир Сену были переданы 12 тысяч винтовок, 440 легких пулеметов, 180 станковых пулеметов, 72 орудия, 36 минометов, множество боеприпасов.
Иначе говоря, весь личный состав НОАК корейской национальности был передан китайцами вместе с вооружением Ким Ир Сену. Оставили ему свою боевую технику и советские войска, выведенные из Кореи. После этого у советской и американской сторон окончательно рассеялись всякие иллюзии, если таковые вообще существовали, относительно мирного объединения Кореи.
Правительство США активно взялось за создание и усиление южнокорейской армии, а правительство СССР – северокорейской. СССР и США стремились таким путем сохранить и укрепить свои позиции: СССР – в Северной Корее, а США – в Южной Корее. СССР хотел, чтобы у Ким Ир Сена была достаточно сильная армия, которая могла бы отбить атаки в случае нападения южнокорейской армии; США, со своей стороны, помогали Ли Сын Ману создать достаточно сильную армию, которая могла бы отбить атаки в случае нападения северокорейской стороны…», - сообщает Ледовский. Далее он утверждает, что при всем желании вытеснить американцев из Кореи и заставить их уйти подальше от советских границ, руководство СССР все же было против развязывания войны протии Юга, понимая, что в этом случае США не останутся сторонними наблюдателями и бросят на помощь южнокорейцам свои вооруженные силы, и в таком случае поражение Северной Кореи будет неизбежным. Оказать же прямую военную помощь им Советский Союз не сумеет, так как такая акция приведет к войне между СССР и США, т. е. к мировой войне. Такой же линии по тем же соображениям придерживалось в этом вопросе и США. Но события стали разворачиваться в ином направлении.
КУРС НА ВОЙНУ
У Ким Ир Сена и Ли Сын Мана были свои планы. Оба они стремились к скорейшему объединению своей страны, но каждый из них хотел, чтобы объединенная Корея была под его властью. Но поскольку мирным путем добиться этого было невозможно, каждый из них хотел эту проблему решить военным путем при содействии своих иностранных друзей. Ким Ир Сен рассчитывал на помощь СССР и Китая, а Ли Сын Ман – на поддержку США. Северокорейское руководство и лично Ким Ир Сен последовательно убеждали Сталина «дать добро» на освобождение Южной Кореи. Советский лидер какое – то время (до января 1950 года) колебался, однако затем изменил свою позицию, но при этом настаивал на участии Китая в этой акции. Мао Цзе Дун согласился. Правда, у Сталина все – таки были какие – то сомнения, но Ким Ир Сен его убедил в том, что северо–корейская армия достаточна сильна, чтобы разгромить южан. Китайцы тоже заверили вождя, что окажут помощь Северной Корее. И таким образом, вопрос о войне был решен окончательно.
25 июня 1950 года радиоволны на всех языках мира распространили сообщение: в Корее, в стране «Утренней свежести» началась война. Естественно, что правительство Ким Ир Сена объявило, что на КНДР (Северную Корею) напала южнокорейская армия Ли Сын Манна, что её атаки были отбиты и Народная армия Кореи (НАК) успешно двинулась на Юг.
Вслед за этим, отмечает Ледовский, из Пхеньяна последовали победоносные реляции о стремительном и триумфальном продвижении северокорейской армии на Юг. 27 июня 1950 года президент США Г. Трумэн отдал приказ военно – морским и военно – воздушным силам США оказать поддержку южнокорейским войскам. Авиация и боевые корабли США начали наносить ожесточенные удары как по наступающим войскам КНДР, так и по тыловым объектам, городам Северной Кореи. Тем не менее северокорейские войска продолжали продвигаться все дальше и дальше от 38 параллели на юг.
28 июня войсками КНДР была взята столица Кореи – город Сеул. По сообщениям Пхеньяна, контроль был установлен над 90% территории Южной Кореи. США потребовали созыва Совета Безопасности ООН для рассмотрения ситуации на Корейском полуострове. Москва демонстративно отказалась участвовать в его работе, оценив помощь американских войск как «интервенцию». Однако меры американского правительства были одобрены, а вслед за этим Совет Безопасности принял новую резолюцию, в которой всем странам – членам ООН предлагалось оказать помощь Южной Корее. Естественно, Москва объявила эти решения незаконными. Война стала приобретать международный характер.
Свой взгляд на характер этой войны Сталин изложил в письме к президенту Чехословакии Готвальду. В нем отмечалось: »Во – первых, США, как и любое другое государство, не может справиться с Китаем… Америка должна надорваться в этой борьбе. Во – вторых, надорвавшись на этом деле, Америка будет неспособна в ближайшее время на третью мировую войну. Стало быть, третья мировая война будет отложена на неопределенный срок, что обеспечит необходимое время для укрепления социализма в Европе. Я уже не говорю о том, что борьба Америки с Китаем должна будет революционизировать всю Дальневосточную Азию. Дает ли все это нам плюс с точки зрения баланса мировых сил? Безусловно, дает…»
Таким образом, вовлечение Китая в этот конфликт было предрешено еще до начала боевых действий. Но США продолжали наращивать свою мощь в регионе. Удары авиации усиливалась. Вскоре в бой вступили американские войска морской пехоты, высадившиеся в Инчхоне. За ними последовала переброска других крупных частей «войск ООН». Развернулось мощное наступление, в ходе которого пал Пхеньян и почти вся Северная Корея была захвачена. И вот тогда, 24 октября 1950 года на корейский фронт двинулись войска «китайских народных добровольцев». Это были регулярные войска Народно – освободительной армии Китая. Не называя вещи своими именами, руководство КНР отказывалось таким образом признать, что Китай является прямым и непосредственным участником войны в Корее. Главнокомандующим этими «добровольцами» был назначен заместитель министра обороны КНР генерал Пэн Дэхуай. Так разгорелась корейская война, жестокая и бессмысленная.
По данным, приводимым Ледовским из американских источников, США потеряли в той войне почти 34 тысячи американских солдат и офицеров. Следует учесть, что в войне в полной мере участвовали советские военно – воздушные силы. С корейской стороны там просто других не было. Эта война ознаменовалась первыми воздушными боями с применением исключительно реактивных самолетов – американские F – 86 «Сейбр» сражались с советскими МиГ – 15. В корейской войне впервые свое слово сказали ударные вертолеты.
Корейскаявойна обошлась обеим сторонам почти в два с половиной миллиона убитых и раненых, в том числе погибло почти миллион китайцев. Общие безвозвратные потери советских частей и соединений составили более 315 человек. Всего советская авиация потеряла 335 самолетов и 120 летчиков.
После трех лет кровавых сражений война остановилась на линии, разделяющую Корею, откуда она и началась. 27 июля 1953 года в Пханмун-джоме было подписано соглашение о прекращении огня. Помимо колоссальных материальных и человеческих жертв, результатом её явилось то, что, начавшись под лозунгом «объединения страны», она ещё более осложнила эту задачу и сделала её настолько трудной, что вот уже более полувека корейцы Юга и Севера стремятся расчистить путь навстречу друг другу, но их усилия все ещё остаются безуспешными.
В то же время война продемонстрировала невозможность решения корейской проблемы военными методами. Этот конфликт также показал, что путь к урегулированию обстановки на Корейском полуострове нужно искать исключительно на основе диалога, мирными дипломатическим средствами, хотя КНДР явно к этому не предрасположена. А наличие ядерного оружия в руках северокорейцев, делает их еще более несговорчивым.
Хотя эта война продемонстрировала, что Объединенные Нации перед лицом неприкрытой агрессии способны к совместным действиям, она не смогла положить конец напряженности между двумя Кореями – эта напряженность сохранилась по сей день.
Вилен ЛЮЛЕЧНИК, “Русская Америка, NY”
|