Ах, эти старые письма, крошечные частицы прошлого. Они возвращаются к нам из глубин времени, чтобы приоткрыть легкую завесу воспоминаний. Мы часто спрашиваем себя: какими были наши знаменитые предшественники? Как они жили, любили, что переживали, когда расставались. Чем их личные проблемы тогда, отличалась от наших, теперешних. И, когда читаешь эти пожелтевшие страницы, понимаешь, они были такие же, как и мы. Их волновали те жe чувства, одолевали те же мирские тяготы!
«…Я потерял разум, умираю, пылаю от любви и желания. Подушка, на которой ты спишь, во стократ счастливее моего сердца. Ты приходишь ко мне ночью, но, к сожалению, только во сне…»
Это строчки из письма выдающегося физика ХХ века Альберта Эйнштейна своей возлюбленной – Милеве Марич. Переписка двух ярких личностей дает нам возможность лучше понять Великого ученого, жизнь которого никогда не ограничивалась одной лишь наукой.
Они познакомились в 1897 году в Цюрихе, в политехническом институте, где оба постигали азы знаний. Она – юная сербка, будущий математик, он – будущий создатель Теории относительности. Их роман развивался стремительно. Молодой красавец покорил славянское сердце замкнутой Милевы. Но судьба не всегда благоволит влюбленным. Они вынуждены расстаться, и письма спешат к своим адресатам…
«Из наших встреч родилось особое чувство, которое пробуждается каждый раз помимо моей воли. При малейшем воспоминании я мысленно возвращаюсь в свою комнату, где я вас ждала…»
Страсть переполняет их, они уже не могут обходиться друг без друга.
«Я с грустью вспоминаю, - пишет молодой Эйнштейн, - о днях нашей поэтической печали. Сидя часами около вас, моей очаровательной и прекрасной спутницы, я вдруг осознал нашу полную близость и невероятное родство наших душ и тел» и прощаясь: «…Дружески и более, ваш Альберт».
«Потому что ты мне так дорог и ты так далеко от меня, что я не могу тебя поцеловать я пишу тебе, чтобы спросить, нравлюсь ли я тебе так же, как ты нравишься мне? Ответь мне немедленно»
Эйнштейн возвращается в Цюрих в сентябре 1899 года, но перед этим сообщает Милеве: «Мы устроим игру, и будем вспоминать, что с нами было, сравнивая наши воспоминания. Мои воспоминания окрашены в цвета радости… Потом мы сразу же возьмемся за теорию Гельмгольца по электромагнетизму»
Она не только влюблена в него, но и разделяет его научные взгляды. А разве можно устоять перед женщиной, которая в письме между строк признаваясь в любви, попутно обсуждает теорию электромагнитного поля!
«Как счастлив и горд я буду, когда мы оба доведем работу над относительным движением до победного конца»
Милева становится помошником Эйнштейна в его исследованиях. С ней он обсуждает идеи своих новых научных работ, без нее чувствует одиночество.
«Как может вас не быть рядом со мной!» - восклицает в письме будущий ученый.
Он решается рассказать о своих отношениях матери. У нее – обморок. Какой ужас! Эта сербка старше ее обожаемого мальчика на четыре года! Возможно, эта резко негативная реакция его родителей на женитьбу во многом осложнила их отношения. А также отсутствие работы, неустроенность и материальные трудности мешают Эйнштейну принять решение. Они скитаются по квартирам. Вскоре выясняется: Милева ждет ребенка. Извечный вопрос мужской половины человечества в этой ситуации: что делать?
В январе 1902 года Милева родила дочку Лизерл. Но проблемы не исчезают, и они принимают непростое решение – отдать девочку в богатую бездетную се-мью родственников Милевы. Теперь негодуют ее родители и требуют немедленно уйти от Альберта. Но она не делает этого, а наоборот умоляет возлюбленного как можно скорей узаконить их отношения.
В ответ получает письмо, датированное 20 января 1903 г.
«Если хочешь замужества, ты должна согласиться на мои условия, вот они:
Во-первых, ты будешь заботиться о моей одежде и постели.
Во-вторых, будешь приносить мне трижды в день еду в мой кабинет.
В-третьих, ты откажешься от всех личных контактов со мной, за исключением тех, которые необходимы для соблюдения приличий в обществе.
В-четвертых, всегда, когда я попрошу тебя об этом, ты будешь покидать мою спальню и кабинет.
В-пятых, без слов протеста, ты будешь выполнять для меня научные расчеты.
В-шестых, не будешь ожидать от меня никаких проявлений чувств.
Милева принимает условия, и вскоре они становятся мужем и женой.
В 1905 году в журнале «Annalen der Physik» была опубликована Теория относительности, и для Эйнштейна открывается новый этап в его научной деятельности. В 1911 году в Праге он получает звание профессора, в 1912 году в Цюрихе – высшее профессорское звание. А в 1913 году его избирают в Прусскую Академию наук в Берлине. Его взгляды получают признание и поддержку в европейской научной среде. Он разъезжает с лекциями по столичным университетам, слава его растет.
А Милева послушно занимается детьми. К этому времени их уже двое: Ганс-Альберт и Эдуард.
Некоторые биографы ученого утверждали, что математические расчеты в работах Эйнштейна делала Марич, и ей принадлежат отдельные положения теории относительности. А кто-то считал, что ее поддержка была скорей эмоциональной. Но, не окажись с ним в этот момент жизни такой преданной и любящей женщины как Милева, врят ли великий физик изрек:
«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»
Когда в 1921 году Эйнштейн получил Нобелевскую премию, большая часть гонорара была отдана Милеве.
А пока молодой талантливый ученый быстрыми шагами поднимается на вершину своей славы.
Однажды, будучи в гостях у дяди в Берлине, Альберт влюбляется в свою кузину – Эльзу Левенталь. Она молода, красива, эмансипированна, мечтает об артистической карьере. У нее растут две маленькие дочки от первого брака. Для Милевы это удар. Она долго не соглашается на развод, но Альберт настаивает, и, лишь к 1919 году, их пути расходятся окончательно. Он переезжает в Берлин. В отличие от первой жены, Эльза была далека от работ своего мужа, и всю жизнь пыталась оградить его от бытовых проблем. Этот брак давал ему свободу и оставлял наедине с самим собой.
«Я никогда беззаветно не принадлежал ни стране, ни государству, ни кругу друзей, ни моей семье. Внешние условия играли второстепенную роль в моих мыслях и чувствах. Восприятие мира рассудком, отбрасывая все субъективное, стало сознательно или бессознательно моей высшей целью. Еще юношей, не полетам развитым, я уже ясно осознал бесплодность надежд и чаяний, исполнения которых большинство людей добивается всю жизнь. Материальное благополучие и счастье никогда не казались мне единственной целью жизни. Я даже склонен сравнивать такие моральные цели с амбициями свиньи»
В 1933 году нацистская партия приходит к власти в Германии. Эйнштейн очень четко представлял политическую обстановку того времени и понимал, что предстоит пережить человечеству в будущем, поэтому открыто выступал против новых порядков.
В письме, написанном в этот год Милеве Марич, он очень верно оценивает ситуацию:
«Не могу понять, как это весь мир остается слепым к тому пеклу, которое для него готовит Гитлер и вся его банда фашистов»
Эйнштейн принимает решение покинуть Германию и переехать с семьей в США. Научный мир Америки с радостью воспринял эту новость. В 1940 году он становится профессором физики в новом Институте фундаментальных исследований в Пристоне (штат Нью-Джерси) и получает американское гражданство.
В это время Эйнштейн активно выступал против разработки и создания ядерного оружия, понимая, какой вред это может нанести человечеству. В последние годы жизни он занимался единой теорией поля и хотел с помощью одного единственного уравнения очертить взаимодействие трех основных сил: электромагнитной, гравитационной и ядерной.
Но 18 апреля 1955 года лопнула аорта и остановилось сердце автора теории относительности. Без лишнего ажиотажа, тихо, в присутствии самых близких, его тело предали кремации близ Трентона, захоронение праха было проведено тайно. Но есть версия, что по его желанию, вместе с ним погребли и пепел черновиков его последних научных разработок. Вероятно, он считал, что эти знания могут навредить человечеству. Что это были за работы, не знает никто. Ответ на это вопрос великий ученый унес с собой.
Эйнштейн был человеком больших страстей, из его автобиографических заметок видно, как сильно он старался подавить свои эмоции, и его попытки восторжествовать над ними, не принесли желаемого. Это понятно из слов, написанного им краткого некролога на смерть своего лучшего друга Мишеля Бессо.
«Как человеком я больше всего восхищаюсь им за то, что он прожил долгие годы не просто в мире и согласии, но в полной гармонии с женщиной. Он справился с тем, в чем меня дважды постигала позорная неудача»
Ирина ЛУКЬЯНОВА, “Русская Америка, NY”
|