В июле американцы простились с величайшим доктором 20 века - доктором
Дебейки. Все газеты, телевидение рассказывали о его достижениях в сердечно-сосудистой хирургии, его операциях, научных наградах и заслугах.
Я никогда не встречалась лично с доктором Дебейки, но слышала рассказы врачей, медсестёр, пациентов, его друзей о нем. Попытаюсь написать не только о его вкладе в медицину, но прежде всего о его человеческих качествах, о его незаурядной личности.
За свою 75-летнюю карьеру доктор Дебейки провёл более 60 000 операций. Да, и немудрено. Доктор Дебейки работал по 20 часов в день, 7 дней в неделю. Его любимая фраза была, что сон - напрасная трата времени и близок к смерти для человека. Он говорил, что если человек доживёт до 60 лет и будет спать 8 часов в сутки, то проживёт всего 40 лет. Хотя при перелётах в другие города или страны он засыпал сразу же через минуту после посадки в самолёт, просыпаясь при приземлении. Смеялся, что так он обманывает разницу во времени и избегает jetlag.
О его трудоспособности ходили легенды. Так один из его бывших студентов и глава Ben Taub General Hospital - доктор Кен Маттокс (Ken Mattox) вспоминает, что "однажды у доктора Дебейки было запланировано 35 операций в различных операционных комнатах. Мы начали в 7:30 утра и около 12:30 после полудня следующего дня мы практически закончили. Все были просто измучены. А доктор Дебейки выглянул из операционной и ни к кому не обращаясь, воскликнул: "Кому-нибудь ещё нужна операция? Мы только начали разогреваться!"
Доктор Дебейки был не только гениальным хирургом, новатором, изобретателем в медицине, он был великим организатором в области здравоохранения. Ещё в годы Второй Мировой войны благодаря доктору были спасены жизни тысячам американских военных. Им были организованы Мобильные Армейские Хирургические Госпитали (M.A.S.H.), которые позволяли в течение 10 минут доставить раненого с поля боя и произвести хирургическую операцию. После окончания второй мировой войны доктор Дебейки убедил руководство армии США в необходимости создания особой системы здравоохранения для военных и ветеранов армии США. Он привлек лично 100 военных хирургов, прошедших Вторую Мировую войну, для создания системы госпиталей для ветеранов. В настоящее время в стране насчитывается 171 госпиталь и около 150 клиник, обслуживающих ветеранов американской армии.
Самый большой по площади и по количеству пациентов находится в Хьюстоне. Я часто бывала и бываю в нем, так как мой муж - ветеран американской армии. Уже на моей памяти в 2004 году хьюстоновскому госпиталю для ветеранов было присвоено имя доктора Дебейки. При входе в госпиталь в фойе висит портрет доктора в военной форме времён Второй Мировой войны.
Дебейки сохранял свою физическую форму, вес в течение всей своей жизни. Конечно, он много работал, не пил, не курил, питался по своей собственной системе. Утром - стакан сока, пропускал ланч, обед - рыба и овощи, раз в неделю позволял себе стейк. Правда, будучи рожденным в Луизиане, обожал соус табаско и мог полить им 50 долларовый стейк в одном из самых дорогих ресторанов Нью-Йорка.
Его кабинет в Методистском госпитале Хьюстона находился на 9 этаже и доктор Дебейки никогда не пользовался лифтом. " Трата времени", - говорил он.
В этом госпитале (The Methodist Hospital) доктор Дебейки проделал сотни операций на сердце. Благодаря ему, его открытиям в области сердечно- сосудистой хирургии была спасена жизнь моего американского мужа. Ему было проведена открытая операция на сердце - восстановление сердечного клапана и шунтирование. Находясь в госпитале, я разговорилась случайно с одним из докторов. Узнав, что я - русская, он начал вспоминать Россию, Москву, русских людей. Оказывается, он был в составе команды доктора Дебейки, прилетавших консультировать президента Б. Н. Ельцина в 1996 году. Последние его слова были: "Как русские хорошо нас принимали!"
В 2001 году Хирургический Центр Методистского госпиталя также был назван именем доктора Дебейки -The DeBakey Heart Center.
Научный и организаторский талант, непоколебимая уверенность в том, что жизнь и здоровье людей должны быть главным приоритетом государства позволяли ему убеждать сильных мира сего выделять деньги на систему здравоохранения в стране и научные разработки.
Он был дружен с 6 президентами США: Джоном Кеннеди, Линдоном Джонсоном, Джимми Картером, Рональдом Рейганом, обоими Бушами. Не сложились отношения у доктора лишь с президентом Ричардом Никсоном, но доктор ДеБейки не унывал и продолжал свою медицинскую практику. Особо тёплые отношения были у ДеБейки с техасцем - Президентом Линдоном Джонсоном, вернее, вначале с Вице-Президентом при Президенте Кеннеди. Он был его тайным пациентом, так как у Линдона Джонсона были проблемы с сердцем и он опасался, что огласка может повлиять на его политическую карьеру.
Организация на территории Техаса, в Хьюстоне космического агенства НАСА в шестидесятых годах позволила доктору Дебейки привлечь к своей работе ведущих инженеров НАСА, содавать уникальные приборы для сердечно-сосудистых операций, использовать спутниковые системы для трансляции своих первых открытых операций на сердце на другой континент.
Что же отличало доктора Дебейки от других знаменитых медицинских светил XX века? Гениальность? Работоспособность? Безусловно, но главное - преданность своему делу и человечность. Он оперировал знаменитостей, простых американцев и уделял всем одинаковое внимание. Был суров в работе, не прощал лени и ошибок. Не придавал значения деньгам, хотя был очень богатым человеком. Жил в одном из самых престижных районов Хьюстона - River Oaks- районе миллионеров, нефтяных магнатов, арабских шейхов, принцесс и мог плавать в бассейне с друзьями его детей из обычных простых американских семей. Я спросила Тома - одного из ветеранов, среднего американца, знавшего доктора лично.
- Что Вас больше всего поражало в докторе Дебейки?
- Человечность и руки. Необыкновенно большие кисти и пальцы! Руки настоящего хирурга.
Невозможно перечислить награды и достижения доктора Дебейки. Они займут не одну страницу, но имя доктора останется в памяти тысяч, спасённых им и его учениками, людей.
В одном из недавних интервью доктора Дебейки спросили, что в каком столетии Вам бы хотелось заниматься медициной: 100 лет назад, сейчас или в будущем столетии?
- Сейчас... сегодня.Наше столетие обещает быть самым интересным из всех времен. Медицинские достижения, происходящие сейчас, особенно, в области генетики и развитии стволовых клеток, настолько велики! Я бы сказал, что сейчас - самое лучшее время для работы.
Ответ доктора Дебейки - слова ненасытного человека - исследователя, великого хирурга - практика.
Вечная ему память!
Ольга ВИТТИНГТОН, “Русская Америка, NY”
|