№ 412

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
«Перезагрузка»:
от слов к делу
Привлечение к простому виду
Троцкий и Сталин
Старичье, вы мое старичье

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

«ПЕРЕЗАГРУЗКА»: ОТ СЛОВ К ДЕЛУ.

Спичпайтер вице-президента Джона Байдена, наверно не ожидал, что его строка для выступления на мюнхенской конфкренции по безопасности о необходимости «перезагрузки» отношений Москвы и Вашингтона - «hit the reset button» - станет такой популярной и будет бесконечно цитироваться, как сторонниками, так и противниками кардинального пересмотра американо-российских отношений. В любом случае, уже совершенно очевидно, что Россия должна быть благодарна судьбе за то, что на выборах американского президента победил Обама, так как в противном случае шансы на улучшение отношений между Россией и США были бы невелики, а скорее всего, наметилась бы тенденция к их резкому ухудшению. От Обамы определенно идут вполне позитивные сигналы, однако, к сожалению, Москва, за исключением риторики о готовности к новым подходам в своей внешней политике, пока каких-то важных встречных предложений не делает.

Более того, российский президент уже допустил, по крайней мере, две ошибки, совершенно непонятные для всех тех, кто стремится к сближению двух стран. Первая это та, что в день инаугурации нового президента США Медведев объявил о намерении разместить ракеты в Калининградской области, если США не откажутся от установок ПРО в Чехии и Польше. Но ведь еще до этого Обама неоднократно заявлял, что этот проект Буша не является для него приоритетным. В конце концов, Медведев мог бы сделать это заявление по дипломатическим каналам или по «горячей линии», но делать это публично в день инаугурации, конечно не самый лучший вариант. Разумеется, это было тут же подхвачено западной прессой, и если раньше, в былые времена, позиция правой, наиболее антисоветской прессы как-то уравновешивалась левой, которая была более умеренной по отношению к СССР, то теперь, как левая, так и правая пресса высказывают жесткие антироссийские взгляды, и для них такое заявление Медведева было прекрасным «подарком».

Далее, президент Киргизии Курманбек Бакиев объявляет о закрытии американской военной базы в Манасе и, естественно, у него есть на это полное право. Но зачем делать такое острое заявление в Москве, причем сидя рядом с российским президентом? Он мог это сделать в Бишкеке, или, по крайней мере, в Вашингтоне. Но когда Бакиев это делает, сидя рядом с Медведевым, то все понимают, что это результат давления Кремля. Россия использует двойственный подход - убежден не самый худший ястреб, а скорее прагматик в новой администрации глава Пеннтагона Роберт Гейтс. «С одной стороны она шлет положительные сигналы, что готова сотрудничать с США в Афганистане, а с другой стороны, работает против Америки в вопросе киргизской авиабазы», - говорит Гейтс. Вслед за ним сорок членов американского конгресса направили письмо Обаме с требованием не свертывать программу ПРО в Восточной Европе. Другие американские эксперты выражаются еще резче, обвиняя Обаму и его команду в наивности или даже некомпетентности, когда та высказывается в пользу перезагрузки отношений между Россией и США, т.е. о желании начать эти отношения с чистого листа. А газета Вашингтон Таймс не постеснялась даже сравнить речь Байдена в Мюнхене с позорным «Мюнхенским сговором» 1938 года, когда Запад сдал Гитлеру Чехословакию. Недовольны Обамой за его предполагаемые уступки Москве и лидеры некоторых восточно-евпропейских стран, Прибалтики и радикальной российской оппозиции, такие как Каспаров, Илларионов, Немцов, которым американские СМИ охотно предоставляют трибуну.

Таким образом, процесс потепления отношений между Россией и США, не успев начаться, уже подвергается серьезным испытаниям. Однако у Москвы есть сильные козыри, чтобы перехватить инициативу, прежде всего в области сотрудничества по Афганистану и Ирану. Речь не идет, разумеется, о какой-то благотворительной деятельности по отношению к Америке. Талибан является таким же врагом России, как и Америки. Наличие ядерного оружия у Ирана также не в российских интересах, поэтому здесь есть широкое поле для взаимовыгодного сотрудничества. У Америки сейчас довольно тяжелая ситуация, как в экономике и финансах, так и на Ближнем Востоке, да и у России дела идут совсем не блестяще, поэтому в интересах обеих стран помогать друг другу. Такая политика сможет нейтрализовать активность анти-российского лобби и будет иметь большое значение для установления климата доверия и сотрудничества.

Возьмем, к примеру, ситуацию с вышеупомянутой военной базой в Манасе. Мы знаем, что парламент Киргизии проголосовал за ее вывод, но в 30 километрах от нее находится российская база. Учитывая, что задачи у американцев и русских практически одни и те же - борьба с террористами и наркотрафиком - то почему бы России не предложить Америке использовать ее совместно либо под общим командованием, либо по чередующемуся графику, как происходит в институте президенства Швейцарии. Это, конечно, радикальный проект и у него будет много противников, но для начала можно было бы проводить с этой базы какие-то совместные военные и разведывательные операции. Понятно, что если бы с таким предложением Москва и Вашингтон обратились бы к Киргизии, и при этом еще пообещали хорошую арендную плату, то вряд ли бы те отказались.

Далее, если лидеры Ирана получат сигнал, что позиции России и Запада сближаются, то у них будет меньше возможностей для игнорирования предложений о сотрудничестве в обмен на отказ от производства ядерного оружия. В области проиво-ракетной обороны Россия и Америка могли бы поработать вместе, как в научно-техническом плане, так и в плане территориального размещения. Об этом часто говорят, но до конкретных вещей дело, к сожалению, не доходит. Наверняка есть много других проблем, которые Россия и Америка могли бы решать совместно, например, в науке и медицине, контроле за изменением климата, создание новых источников энергии и др.

В настоящее время существует достаточно благоприятная ситуация для прорыва в американо-российских отношениях и результаты первой встречи руководителей внешнеполитических ведомств России и США Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон в Женеве говорят о том, что наши надежды вполне обоснованы.


Эдуард ЛОЗАНСКИЙ,
Президент Американского Университета в Москве,
для “Русской Америки, NY”

наверх
вернуться к содержанию номера

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2008 Russian America, New York