"Масоны - это не тайное общество, а общество с тайнами", - убеждает своих студентов профессор Роберт Лэнгдон, герой нового бестселлера писателя Дэна Брауна "Утраченный символ". Теперь до этих секретов желают докопаться миллионы читателей по всему миру, напряженно следя за перипетиями фантастической 12-часовой гонки по американской столице.
Маленькие хитрости
Повторение в жизни книжного маршрута не менее увлекательно, хотя открывает глаза больше на маленькие хитрости Дэна Брауна, чем на тайны масонских лож. Например, в Смитсоновском институте нет лаборатории ноэтических наук, где якобы работала невольная напарница Лэнгдона Катрин Соломон. Есть целый институт, правда, не имеющий никакого отношения к системе Смитсоновских учреждений и находящийся в Калифорнии. В библиотеке Конгресса давно пришли в негодность книжные конвейеры, помогшие в романе героям оторваться от преследователей. Дежурный библиотекарь сокрушенно разводит руками: устройства поломались годы назад и не могли быть починены, потому что запчасти производить некому.
В Капитолии с облегчением нахожу и звезду в центре склепа под Ротондой и в безнадежной высоте купола вижу фреску Брумиди "Апофеоз Вашингтона". Попытки найти сверхсекретные помещения SSB прерваны охранником: "Вы куда?" В ответ на объяснение весело хохочет: "Вы не первый, кто про это спрашивает. Нет у нас такого уровня. И вообще, если будете разговаривать с автором, спросите, какая у него телефонная кампания. У него там связь работает даже в бетонных подвалах, а у меня на первом этаже не везде покрытие есть".
Через Потомак, на вирджинской стороне все более-менее в порядке. Не имеющая никакого отношения к масонам композиция Джеймса Санборна "Криптос" по-прежнему стоит перед зданием ЦРУ. Проверить, правда, нельзя, штаб-квартира разведывательного ведомства закрыта для посетителей. В Александрии никуда не делся Национальный масонский мемориал Джорджа Вашингтона. Высокая концентрическая башня похожа на маяк. Внутри гигантская статуя первого президента Америки в ритуальном масонском переднике на закладке первого камня в фундамент Белого дома. (История говорит, что после мероприятиябратья-масоны дружно направились в ближайшую таверну и так там отпраздновали событие, что утром не могли вспомнить, под какой собственно угол был заложен этот самый камень). Мемориал живой, поскольку сохраняет свою роль дома Александрийской ложи, где Вашингтон когда-то был "мастером церемоний".
Назад в центр столицы. Официальный мемориал отцу-основателю тоже стоит. Тянется вверх своим 555-футовым карандашом. О, чудо! По случаю нежданных заморозков и снегопада очередь не длинная. Поднимаюсь вверх проверить наблюдения сторонников теорий заговора о специфически масонской планировке города. Но не преуспеваю в этом, видимо, мешают сомнения. Экскурсовод объясняет группе туристов по соседству, что ни генеральный архитектор Пьер Ланфан, ни главный производитель работ Эндрю Элликот масонами не были. Некоторые слушатели скептически хмыкают: "Плавали, знаем".
Еще одна остановка - у статуи Альберта Пайка. Генерала южан в гражданской войне 1861-65 гг. Принадлежность к масонству не мешала, как видим, ему воевать против братьев из числа северян. По мне, так это еще одно подтверждение, что масонство масонством, а жизнь жизнью и не было в принадлежности к братству фатальной предначертанности следовать якобы чей-то единой воле.
В эту же корзину еще
Во всех материалах с обличениями масонства с намеком подчеркивается, что из 39 подписантов текста американской конституции 17 сентября 1787 г. 13 были масонами. А как насчет того, что 5 масонов-участников конституционного съезда - Оливер Элсворт, Уильям Хастон, Джеймс Макклердж, Уильям Пирс и Эдмунд Рэндолф, свои подписи поставить отказались?
Святая святых
Между тем дорога привела нас к главному пункту - в Храм, в 13 блоках от Белого дома, по адресу 16-ая улица, 1733. Снаружи начертано его полное название: "Храм Высшего Совета Тридцать Третьей и Последней Степени Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Масонства Южной Юрисдикции Соединенных Штатов". В нем начинается действие "Утраченного символа" и в нем же происходит кульминационная сцена уничтожения злодея Маляка с помощью цэрэушного спецназа и вертолета.
Каменные ступени ведут к величественному зданию в форме древневосточного зиккурата с 33 тремя ионическими колоннами, каждая в 33 фута высотой - символическое число для масонов. Мощные металлические двери охраняются двумя огромными сфинксами. И внутри все по Брауну - просторные холлы, украшенные масонской символикой - двуглавыми орлами, пентаграммами и самым известным символом - перекрещивающиеся циркуль и угольник каменщика с буквой "Г" внутри, обозначающей "Господь" и "Геометрия".
"В описании мест, по крайней мере нашего Храма, - рассказывает административный помощник Великого Командора, обладатель 32 степени Джейсон Ван Дайк, - Браун чрезвычайно точен. Вот с ритуалами он много насочинял и напутал, а с архитектурными деталями все в порядке. Он дважды здесь бывал".
Храм, по словам Ван Дайка, строился долго, с 1911 по 1950 г. Архитектором был классицист Джон Рассел Поуп. Предупреждая вопрос, добавляет: "Нет, масоном сам он не был. Его помощник был". Создание этого здания дало сильный толчок карьере Поупа. Он последовательно получил заказы на строительство Национальной картинной галереи, здания Национального архива и мемориала Томаса Джефферсона. Первоначально Храм предполагали поставить много южнее, но для масштабного проекта архитектора тот участок оказался мал. Нашли другой, дальше от центра, но больше размером. Потом окажется, что это в 13 кварталах от Белого дома.
"Здесь наш главный зал, - продолжает собеседник, - все наши масонские ложи выглядят таким образом. Единственное различие в том, что этот Храм является штаб-квартирой Южной Юрисдикции Шотландского Устава и поэтому в добавление к 33 стульям для великих мастеров каждой ложи стоят еще 33 столика для заседаний совета директоров". В центре зала - большой каменный алтарь с древнееврейскими письменами на фронтальной части: "И Бог сказал - да будет свет и стал свет". На алтаре книги. "Библия, Коран, Старый завет, Бхагавата-Гита, Авеста, - поясняет Ван Дайк. - Каждый новый член братства имеет возможность поклясться на той святой книге, какая ему ближе, главное, чтобы он верил в Высшего создателя, это непременное условие".
Следующее помещение, которое он с гордостью показывает, библиотека. Помещение, действительно, прекрасно. Это, оказывается, самая первая публичная библиотека в Вашингтоне и она до сих пор открыта для всех желающих. Знакомимся с библиотекарем - Лариса Уоткинс. Такая вот неожиданность. Наша соотечественница, из Владивостока. В США приехала с мужем в 1996 г., 10 лет как на этом месте. Очень довольна. Интересная работа. Книжные богатства огромные, но требуется серьезная работа по систематизации и описанию этих богатств. Кое-что уже сделала. Составила каталоги трудов о Линкольне и поэте Роберте Бернсе, цитатник высказываний Пайка. В каталоге масонской периодики фигурирует первый номер "Вестника Великой Ложи России" с целями братства в нашей стране: "Содействовать духовному возрождению России, укреплению самосознания российских граждан, исторически сложившихся нравственных ценностей и идеалов народа".
"Лариса - гений библиотечного дела", - хвалит Ларису подошедший к нам Брент Моррис, главный редактор "Журнала Шотландского Устава", историк американского масонства и обладатель высшей 33-ей степени посвящения.
"Самые безобидные люди"
Моррис и Ван Дайк - веселые и улыбчивые люди, много шутят. И одеты как нормальные бизнесмены средней руки: серые костюмы, неяркие рубашки. У Джэйсона - галстук-бабочка. У Брента вроде бы стандартный красный, но с необычными рисунками. Ага! Знаки? "Это символы 8-й степени "Смотритель здания", - смеется он. - Мне его подарили как знак признательности за пожертвование в фонд содержания нашего Храма". Глядя на них и их коллег, либо проходящих мимо, либо деловито склонившимися рабочими столами, вспоминаю фразу из письма отца масонства в Америке Бенджамина Франклина. Его религиозные родители, мать особенно, переживали, что он попал в "гибельные сети". Сын успокаивал их: "Масоны - самые безобидные люди, ни в принципах, ни в поступках которых нет ничего противного религии и добрым нравам".
История масонства началась с тех, кем они собственно были, - с вольных каменщиков - строителей самых престижных сооружений Средневековья - храмов. От других ремесленных гильдий - пивоваров, ткачей, горшечников и т.д. - они отличались тем, что меньше других сидели на одном месте. Закончат работу в одном городе или стране и - за следующей, куда бог даст. Не все были тогда грамотные да и с удостоверениями личности был напряг. Вот и родились "секретные рукопожатия", "секретные слова"-пароли и множество других символов, которые братья заимствовали, без стеснения "копирайтом", от кого ни попадя и на Востоке, и на Западе, и в современности и в глубокой древности.
- Почему родившееся в Европе, а именно в Англии, масонство пышнее всего расцвело в Америке?
"Это легко объяснимо, - отвечает Брент Моррис.- Первые колонии в Новом свете были поселениями религиозных изгоев из Старого света - пуритане, квакеры, католики. Они и тут отгораживались друг от друга. А масонство с его идеей самосовершенствования каждого отдельного члена, с запретом на религиозные и политические дискуссии делало возможным человеческое общение людей разных профессий и вероисповеданий".
Кстати, по признанию Дэна Брауна толерантность братства, сохранившаяся через века, более всего вызывает его личную симпатию к масонству. "Мы живем в мире, где люди каждый день убивают друг друга из-за спора, чье определение бога правильнее, - заявил писатель в одном интервью. - А тут я вижу всемирную организацию, стержень которой объединить приверженцев многих религий. Она просит об одном - верить в бога и этого для нее достаточно, чтобы все люди собрались в одной комнате и возносили Господу свои хвалы. Мне это кажется черновиком универсальной духовности".
Другой привлекательный элемент масонства - оно стало первым обществом, где обсуждались вольнолюбивые идеи и естественные права человека. За это их преследовала церковь. Последним, кто выпускал антимасонскую энциклику, был Папа Римский Иоанн-Павел второй в 1983 г. Гитлер и много других правителей до него их тоже не одобряли. Отсюда у масонов такое повышенное пристрастие к секретности.
Масоны стали ранними сторонниками самоуправления, выборности руководителей секретным голосованием, следования правилам, определенных уставами обществ и конституцией. Эти элементы во многом определили позиции отцов- основателей Америки в ходе революции 1776 г. и после нее. Из 56 американских деятелей, поставивших свои подписи под "Декларацией о независимости" 35 были масонами. В ложах состояли 14 американских президентов, от первого до 38-го, Джеральда Форда. По сведениям издания Politico, в нынешнем составе Конгресса масонами являются сенаторы Джон Тестер из Монтаны (демократ) и республиканец Чак Грассли, члены палаты представителей Джо Уилсон, Эрик Кантор, Ховард Кобл и Ник Рахал.
"Можно ли, имея такие примеры в прошлом и настоящем, говорить о скрытом, но сильном влиянии масонства на политику этой страны и других государств? - решаюсь я на разоблачительный вопрос доктору Моррису.
"Нет, - говорит он, - мы далеки от политики. Наши устремления - в духовном обогащении, в благотворительной деятельности - братство тратит по 2 млн. долл. в день на школы, больницы, дома престарелых... У меня как историка нет примеров масонского влияния на то, или иное политическое решение. Я бы сделал такое сравнение. Подавляющее большинство наших законодателей и нынешних государственных деятелей детьми и подростками состояли в организации "бойскаутов". Но никто же не утверждает, что эта организация имеет сильное влияние на политику Конгресса или Белого дома".
Закат масонства
В долгой истории масонства, отсчитывающей свое организационное начало, по мнению большинства экспертов, с 1717 г., когда в Лондоне возникла первая Великая Ложа, были периоды подъемов и периоды упадков. И сегодня самая большая масонская тайна в том, что братство, согласно статистике, вступило в непоправимую полосу умирания.
Последний расцвет масонства пришелся на конец 1940-х и 1950-ые годы. Тогда в только в Америке насчитывалось, по разным данным, от 4 до 4,5 млн. членов братства и более 50 тыс. лож. Нынче же картина совсем иная. Когда наш разговор коснулся этой темы, Брент Моррис заметно погрустнел. По его словам, число местных лож сейчас не превышает 10 тыс. и объединяют они всего 1,4 млн. человек. Что же касается Шотландского Устава, то его численность сократилась с 1980 г. почти в три раза, с 800 тыс. до 230 тысяч членов.
Как объяснение всего этого, историк цитирует своего коллегу Роберта Патнэма, доказывающего, что Америка переменилась и люди утратили интерес к членству в любых организациях. Больше требуется времени, чтобы добраться на работу и обратно, редкостью стали семьи, где работает только один человек, пожирателем свободного времени стало телевидение... Все американские организации, показывают патнэмовские таблицы, теряют людей - от Американского легиона до Ассоциации женщин-выпускниц университетов.
Тем не менее эти выкладки не утешают Брента Морриса. "Аргументы Патнэма красноречивы, логичны, но что-то ускользает от моего понимания, - говорит он. - Самое пугающее, что до конца мы природы этого явления не понимаем и это расстраивает".
Мрачную картину еще больше усугубляют выводы другого эксперта по масонству Дугласа Смита. Оно, по его словам, держится исключительно на пожилых людях, от 65 до 70 лет и старше. "Масонство, очевидно, вымерло как влиятельная сила", констатирует он. Словом, утрачивается не символ, утрачивается целое сообщество.
- В этом смысле не звучит ли роман Брауна как реквием масонству? - терзаю я собеседника.
"Да-да, реквием, это интересная мысль", - задумчиво повторяет г-н Моррис и непонятно, то ли он с эти согласен, то ли нет. Скорее нет. Ибо дальше говорит об усилиях внести изменения в практику, стать более привлекательными для новых членов, добавить социальной активности и благотворительной деятельности. Но все это выглядит благими пожеланиями, ибо главный пункт масонских уставов остается неизменным - они никого не вербуют, решение стать масоном человек должен принять сам. Подобно тому, как он сам, будучи студентом колледжа и узнавши, что его приятель засобирался в братство, сказал: "Подожди пару месяцев, пока мне 21 исполнится, вступим вместе".
Может быть, Моррис надеется, что книжка Брауна поможет в пополнении рядов. Прямо он об этом не говорит. Но триллер с энтузиазмом хвалит, говорит, что "Утраченный символ" уже привлек дополнительное внимание к масонству. "Уже сейчас это здание посещает в 4 раза больше людей, чем год назад, - рассказывает он. - Пришлось привлечь дополнительных гидов. А летом, с началом нормального туристского сезона мы готовимся к настоящим людским нашествиям".
Что ж, и у масонов, как у всех нормальных людей, надежда умирает последней.
Николай ЗИМИН, г. Вашингтон, для “Русской Америки, NY”
|