Большинство русских старообрядцев переселилось из разных стран в Северную Америку с 1964 по 1969 год. Многие из них обосновались в штате Орегон, где поныне продолжает существовать и процветать община старообрядцев.
Первые семьи прибыли сюда из Бразилии, и стех пор численность населения общины выросло приблизительно до шести тысяч человек. На территории штата существует шесть соборов (церкви, молельные дома), отражающих,до некоторой степени, внутреннее социальноеразделение общины на три основные подгруппы, возникшие на прежнем месте жительства, — это харбинцы (из Маньчжурии), синцянцы (из района Синцианг) из Китая и турчаны из Турции.
Несмотря на то что орегонские старообрядцы больше не проживают сплоченно в поселениях деревенского типа, они продолжают собираться в молельных домах для отправления религиозных обрядов и в родовых (семейных) усадьбах для заключения брачных союзов и других основных социально-культурных мероприятий.
Посетить любое из этих мероприятий означает вновь пережить то, что описано в исторических свидетельствах предреволюционной крестьянской России.
Самые ортодоксальные из ортодоксальных, трепещущие перед угрозой культурной эрозии, обусловленной компромиссами, необходимыми для сосуществования с культурой принимающей страны, предпочли осуществить массовое переселение в наиболее отдаленные и изолированные районы. Пять семей старообрядцев (10 взрослых и 12 детей) купили 640 акров земли на Кенайском полуострове на реке Анкор (Аляска) и летом 1968 года начали строительство общины около местечка Анкор Пойнт.
Общины старообрядцев на Аляске разрослись за последние 30–40 лет. Население выросло от нескольких сотен до приблизительно трех тысяч человек. Общины притягивают все больше семей из штата Орегон и других областей.
Самый большой поселок старообрядцев на Аляске – Николаевск. К июню 2007 года его население насчитывало почти 400 человек (около 80 семей). В поселке имеется своя государственная школа под управлением штата, посещаемая почти исключительно русскими детьми.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЫЧАИ И ТЕНДЕНЦИИ
С религиозной точки зрения старообрядцев можно условно разделить на тех, кто признаетсвященников, и тех, кто их не признает. Существует тридцать восемь Великих религиозных праздников, требующих проведения в церкви многих часов во многие дни в году. Служба старообрядцев начинается в 2 часа дня по воскресеньям или праздникам и длится около шести или восьми часов, и люди, за исключением тех, кто очень стар, стоят в течение большей части службы. Пасхальная служба может длиться до пятнадцати часов. Неделя после Пасхи празднуется всеми мужчинами и женщинами, которые ходят от дома к дому, славя Христа, и угощаются обильными блюдами домашней кухни и самодельным вином (брагой), от которых они воздерживаются в течение длительного Великого поста.
Требования по соблюдению поста многочисленны и очень серьезны. Постными днями являются среда и пятница и тридцать восемь религиозных праздников – в дополнение к четырем длительным постам в течение года.
Старообрядцы воздерживаются от всех животных продуктов, включая молоко и яйца, в общей сложности более 200 дней в году.
Дисциплина в семье (под контролем собора или церковной группы, избираемой из взрослых мужчин общины) строга. Собор также выбирает других церковных служащих, следуя традиционным правилам, принимая решения по духовным и мирским вопросам, затрагивающим всю общину. Собор — это политическая власть. Он одобряет или отклоняет все предложения, высказываемые жителями и имеющие значение для всей общины.
Повиновение — это добродетель, и она оценивается в соответствии со старинными правилами и нормами. При общении с «посторонними» старообрядцы внимательно следят за тем, чтобы не нарушить правила священной чистоты. В большинстве случаев они предпочитают с «посторонними» или теми, кто не в «союзе», не есть дома за одним столом. Точно так же они не принимают пищу от посторонних. Неверующего гостя принимают очень гостеприимно, но питается он отдельно, и еду ему подают на отдельно хранящейся посуде, моют которую также отдельно, часто под наружным краном.
Большинство старообрядцев воздерживаются от алкогольных напитков, продающихся на рынке, но весьма щедры на собственную брагу – алкогольный напиток, приготовленный из изюма, дрожжей, сахара и ягод.
В доме должны благословляться любая еда и ее приготовление, а также выполнение другой домашней работы.
Церковные обряды отмечают различные важные периоды жизненного цикла человека. При рождении, например, первым событием является таинство крещения. Роды должен принимать кто-то из верующих, поэтому многие старообрядцы с опаской относятся к идее рождения своих детей в больницах. Среди старообрядцев есть повивальные бабки, которые обычно предоставляют эти услуги беременным женщинам. Предполагается, что в случае нарушения правил некрещеный ребенок не увидит Божьего Лика.
Как правило, ребенка крестят в течение восьми дней после его рождения. Обряд проводят в воскресенье или в праздник, находящийся в пределах 8-дневного периода. Имя ребенку выбирается из списка дней святых; родители выбирают самое подходящее имя в течение восьми дней. День святого, именем которого называют новорожденного, становится днем именин ребенка.
Русские старообрядцы на Аляске не имеют никаких связей с другими ветвями православной церкви и не занимаются обращением в свою веру. Их не беспокоит то, кого мир воспринимает в качестве «настоящего православного». Они заинтересованы исключительно в собственном спасении иполагают, что Бог расценивает их как истинных православных, то есть правоверных. В то же время они не испытывают никакой враждебности по отношению к другим православным.
БРАЧНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ
Брак запрещается, если старцы обнаруживают какие-либо несоответствия или же недостатки в кровных взаимоотношениях двух кандидатов. Свадьба — это очень важная традиция. Перед свадьбой родителями жениха и невесты проводятся типичные в таких случаях церемонии, например сватовство. Окончательное соглашение, или уговор, отмечается вручением подарков и застольем со спиртными напитками.
К другим традиционным церемониям относятся девичники, в ходе которых невеста и ее подружки занимаются шитьем, и вечеринки, организуемые для жениха и его друзей. Также существует веселый обряд выкупа невесты, когда жених приходит за своей суженой, чтобы увести ее в новую семью, и трогательная церемония прощания невесты с родителями. Участники свадебной вечеринки идут на молебен. Обряд венчания проводится по окончании обычной воскресной службы, а свадьба празднуется в течение следующих трех дней в доме отца жениха.
Из-за того что свадьбе полагается быть богатой и хлебосольной, она не проводится ни в дни поста, ни в период Великого поста. То есть свадьба – событие сезонное, планируемое обычно как раз перед семинедельным Пасхальным постом. Семья жениха готовит разнообразные блюда и запасает достаточное количество браги.
БЫТ И ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО
Домашнее хозяйство старообрядцев на Аляске и в отдельных районах Сибири во многом аналогично хозяйству сибирских крестьян русского происхождения XVIII–XIX веков. Однако при постройке своих жилищ старообрядцы на Аляске не всегда следуют традиционным нормам. Жители поселка Николаевск живут в относительно больших одноэтажных домах, состоящих из нескольких комнат, кухни, небольших туалетов и веранды. Хозяйство семьи включает ряд дополнительных строений, таких как баня, стойбище и парник. Каждое семейное подворье представляет собой отдельную экономическую единицу; оно окружено крепким забором. Обстановка в главном доме довольно проста, но надежна и удобна.
Экономические успехи старообрядцев Аляски можно объяснить феноменом, который включает в себя уже ставший нормативным статус тяжелого труда, скромные потребности и эффективное использование ресурсов. Старообрядцы оценивают собственность и благосостояние не как абсолютные категории, но как своего рода подстраховку на случай непредвиденных трудностей в будущем. Высшей добродетелью считается родственная взаимопомощь и солидарность даже в ущерб личным интересам и делам. При необходимости старообрядцы приходят на выручку друг другу, особенно в том, что касается помощи близким родственникам. Группы близкородственных семейств являются основой общины.
Многие семьи, отличающиеся консервативными взглядами, не покупают современую одежду и продукты питания в магазинах, за исключением сахара, соли и муки. Каждое семейство стремится обеспечить себя продовольствием на весь год. Его источниками служат в основном огородничество, рыбная ловля, скотоводство и охота. Основной рацион включает выращенные на подворье овощи, хлеб и выпечку из пшеничной и кукурузной муки; мясо допускается к столу, только если оно от парнокопытных животных; рыба, моллюски и ракообразные также считаются пригодными в пищу.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ОДЕЖДА
Забайкальские старообрядцы, равно как наиболее консервативная их часть из Северной Америки, носят одежду, напоминающую по покрою одежду XVII–XVIII веков, за исключением некоторых стилистических отличий, ставших следствием различного культурного и географического происхождения. При крещении на человека надевают рубаху, подвязанную поясом, и дают нательный крестик для ношения на шее. Эти три элемента: рубаха, пояс и крестик – традиционно обязательные предметы, которые постоянно необходимо носить на людях.
Основными же элементами внешнего вида старообрядцев, имеющими религиозное значение, являются пояс (цельнотканый ремень или кушак), которым они подпоясываются, и нательный крестик на шее. Эти два предмета символизируют узы, связующие человека с Христом. Пояс никогда не снимается, не считая помывки в бане или сна, а нательный крестик не снимается ни при каких обстоятельствах, если только нет необходимости заменить цепочку.
Таким образом, мужчины предстают в длинных русских рубахах (косоворотках), напоминающих туники, подпоясанные цельноткаными ремнями. Одежда женщин представляет собой всегда закрытое платье, которое надевается поверх блузы с длинными рукавами и длинной нижней юбки. Комбинируя блузу с нижней юбкой, женщины удлиняют сорочку и надевают поверх нее сарафан либо таличку вместе с обычным крестьянским передником. Дети носят одежду взрослого покроя, уменьшенную до их размеров.
Праздничная одежда более яркая и колоритная, однако по покрою не отличается от обычной. Мужчины стригут волосы, оставляя спереди челку, бороду не стригут. Женщинам вообще не разрешается стричь волосы. Они не могут также открывать взгляду свои руки выше запястья и ноги выше икр или другие части своего тела. Незамужние женщины заплетают волосы в одну косу, а после замужества они заплетают две косы и прячут их под шапочкой шашмурой, прикрытой платком. Поэтому в городке, на улицах и в жилых районах нередко можно увидеть русских, напоминающих крестьян из прошлого, невозмутимо следующих по своим делам.
ЯЗЫК И ЭПОС
Среди старообрядцев, живущих в Северной Америке, по-русски говорят дома и в большинстве мест работы. И хотя лишь немногие из старообрядцев Аляски родились в России, русский язык им очень дорог.
Принимая во внимание размеры русских общин в Орегоне и на Аляске, можно сказать, что у старообрядцев имеются широкие возможности для формирования русскоязычных групп для осуществления работ по контракту вне своих пселков, что снижает необходимость изучения английского как второго языка. У людей, живущих в сельских районах компактными поселениями, нет нужды использовать английский в качестве средства общения. Особенно это касается женщин, которые остаются дома и мало общаются с внешним миром. Родители стремятся к тому, чтобы их дети говорили по-русски дома и не имели частых контактов со сверстниками за пределами общины, всячески ограждают их от английского языка. Их разговорный язык вполне беглый, с относительно большим запасом слов, сходен с языком сибирских крестьян.
Религиозные службы ведутся на церковно-славянском языке; молодежь учится читать и петь на примере своих родителей и старших братьев и сестер. У старообрядцев считается престижным читать книги на церковнославянском языке в ходе богослужений и религиозных праздников; родители всячески это поощряют.
Несмотря на неумолимую американизацию, русский язык – как символ идеи, культуры и этнической принадлежности – представляет собой канал, через который старообрядцы передают детям свои веру и убеждения, разъясняя им место, которое они займут в общине, став взрослыми.
ОБРАЗОВАНИЕ И ШКОЛА
Несмотря на то что законодательство доминирующей культуры, будь то в США, в бывшем Советском Союзе или в России, требовало и требует от молодых граждан посещать общеобразовательные школы, родители относятся к этому без большого энтузиазма.
Общая численность учеников государственной средней школы Николаевска составляет примерно 140 человек. 120 из них — русские старообрядцы. В школе от двух до четырех учителей-старообрядцев обучают детей русскому языку. Школьный совет сформирован в основном из ста рообрядцев, которые регулируют школьное расписание, требования и, до определенной степени, внутреннюю жизнь школы.
Так как у старообрядцев большие семьи, обычно от шести до двенадцати детей, старшие из них часто остаются дома, чтобы присматривать за младшими. Многие родители недовольны тем влиянием, которому дети подвержены в школе. Они открыто возражают против ряда предметов, которые считают неприемлемыми для их культуры: научных дисциплин, полового воспитания, музыки, современного искусства, литературы, аэробики.
Родители также часто сетуют на то, что школьная среда ослабляет дисциплину, которой они требуют от своих детей. Они настаивают на том, чтобы учителя были более требовательны к их детям, применяя к ним, в случае необходимости, даже меры физического воздействия.
У них все еще остается характерное для русских крестьян отношение к государственному образованию: они полагают, что молодым следует научиться читать и писать, чтобы не быть обманутыми лавочником или недружелюбными соседями.
Более абстрактные понятия находятся в Божьем ведении, их не следует затрагивать. Поэтому родители часто забирают своих детей из школы после шестого класса, когда начинается преподавание неприемлемых для них школьных программ и когда трудовой вклад детей в семейный бюджет становится более ощутимым.
Старообрядцы на Аляске успешно приспособились к соседству с культурами доминирующих этнических групп. Но окружающая действительность оказывает мощное давление на этих людей, стремясь заставить их изменить традиционный уклад жизни. Хочется надеяться, что они защитят свою культурную идентичность.
Александр ДОЛИЦКИЙ, Аляска, для “Русской Америки, NY”
На фото: Анисим Калугин и его жена Соломея, Аляска, Николаевск
|