№ 440

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Арабская ненависть к Каддафи
Последствия катастрофы в Японии
Русский балет
Осторожно: толпа!

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

АМЕРИКАНСКИЙ БАЛЕТМЕЙСТЕР - ПОСТАНОВЩИК РУССКИХ БАЛЕТОВ.

Лебединое Озеро

ПОЧТОВЫЕ МАРКИ К ЮБИЛЕЮ БАЛЕТА

Недавно в Княжестве Монако произошло важное событие. Были выпущены почтовые марки, посвященные столетию 'Русского Балета Дягилева'. Согласитесь, не каждой, даже очень известной танцевальной труппе, выпадает такое счастье.

В России, в старинном городе Пермь, где родился знаменитый реформатор русского балета, появилась прекрасный памятник Сергею Дягилеву работаы известного скульптора Эрнеста Неизвестного.

Мы знаем, что случайного на свете ничего не бывает. В чем тут секрет?

Pусский князь Владимир поручил знатоку и ценителю искусства Сергею Дягилеву создать русский балет за рубежом. Это было сто лет тому назад - в апреле 1911 года на сцене Оперы Монте-Карло (Княжество Монако) состоялись первые спектакли труппы" 'Русский балет Дягилева". В нее вошли балетмейстеры, хореографы и танцовщики из Мариинского театра (Санкт-Петербург) и Большого театра ( Москва). В хореографии Михаила Фокина с триумфом прошли балеты "Подводное царство" (из оперы "Садко") , "Призрак Розы", драматический балет "Петрушка".

Популярность пришла быстро. “Русскому балету Дягилева” рукоплескали в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Риме, Сан-Себастьяне. Интересно, что в то время все русское вдруг стало модным: русская одежда, русская кухня, русская музыка и даже… русские имена. Английские танцовщики, которых пригласил Дягилев, взяли себе русские имена. Так, Петрик Хили Кей - стал Антоном Долиным, Эликс Маркс - Алисией Марковой, Хильда Маннингс - Лидией Соколовой.

Русский балет стал одним из главных эпизодов жизни и деятельности Сеpгея Дягилева, мецената, пропагандиста русской культуры.

- Чего он хотел? - писал исскуствовед P. Брюссель. - Tри определенных вещи: открыть Россию России, открыть Россию миру, открыть мир - новый - самому себе. И это при помощи средств самых простых, самых прямых и самых легких: через живопись, через музыку, и только позже он осмeлился сказать - через танец.

Со временем репертуар стал более разнообразен - тут и "Жар птица" Стравинского , и "Половецкие пляски" (из оперы Бородина "Князь Игорь"), и cюита Римского-Корсакого "Шехеразада," и " Спящая красавица" Чайковского. Дягилевский балет стал первым явлением русской культуры, вырвавшимся в мировое пространство .

В 1924 году группа солистов балета Мариинского театра выехала на гастроли в Германию. Четверо из этой поездки не вернулись, в их числе были Георгий Баланчивадзе (Джордж Баланчин) и Александра Данилова. Импресарио Сергей Дягилев нашел их в Англии и пригласил в свою балетную труппу.

В 1929 году умер Сергей Дягилев. Знаменитая труппа распалась. На базе ее был создан “Русский балет Монте-Карло”, где балетмейстером стал Рене Блюм. Но некоторые танцоры решили покинуть гостеприимное Княжество Монако. Так, ведущий солист балета Сергей Лифарь (Лифаренко) поехал во Францию и возглавил балет при парижской Гранд - Опере. Прима-балерина Матильда Кшесинская открыла свою студию в Дании.

Джордж Баланчин, Александра Данилова и другие танцоры направились в Америку. Во многих больших городах США стали создаваться балетные школы. Одна из первых открывается в Нью- Йорке. Вскоре принял первых своих поклонников и Нью -Йоркский городской Балет. Конечно, у истоков школы и театра стоял русский балетмейстер Джордж Баланчин.

В конце тридцатых годов в Нью-Йорке создается и "American Ballet Theater". Одно время его художественным руководителем был Михаил Барышников. В репертуаре театра были постановки на музыку русских композиторов. В разные годы на его сцене выступало немало звезд, и среди них были бывшие солисты Мариинского театра и Большого театра.

Пройдут годы и на этой сцене будет танцевать уже другое поколение представителей русского балета: солист труппы Московского классического балета Владимир Малахов, обладатель Гран-при в Париже и народная артистка России и Грузии, прима-балерина Большого театра и "American Ballet Theater" Нина Ананишвили .

“ТУТ РУССКИЙ ДУХ, ТУТ РУСЬЮ ПАХНЕТ”

К чему вся эта история? Какое отношение имеет она к известному американскому балетмейстеру Деннису Нахату? Я живу в Сан Хосе (Калифорния) в центре Силиконовой долины, известной во всем мире своими высокими технологиями, и смело могу сказать: да самое прямое к нему и известной в мире искусcтва балетной труппе в Силиконовой долине.

Деннис Нахат

Но все пусть будет по порядку.

Говорят, что большой талант проявляется с детства. В восемь лет мама записала маленького Денниса в музыкальную школу. Через несколько лет его с удовольствием приняли и в танцевальную школу. Танцы заняли главное место в жизни симпатичного юноши. Его принимают в престижную Джульярдскую школу, которая находилась в нью-йорском Линкольн-центре. Учителя были замечательные. Но особенно запомнилась известная в прошлом балерина и прекрасный педагог Мадам Анна Соколова. Кстати, на отделении исполнительного искусства этой школы, в классе русского педагога Розины Левиной, учился студент Ван Клиберн - в будущем известный во всем мире музыкант.

Мадам Соколова родилась в семье иммигрантов. Рано увлеклась балетом. Танцевала в Нью-Йорке, Бостоне и в других городах Америки. Стала балетмейстером. Одно время жила в Израиле. Помогала в создании балетных школ. В прошлом году в Америке широко отметили столетие со дня рождения Анны Соколовой.

- Мой педагог привила мне любовь к русскому балету, к русской классической музыке. Любовь, которая крепко запала в мое сердце,- рассказывал Деннис. - Моя карьера cложилась удачно, во всяком случае могу так считать, потому что меня приняли сначала в "City Center Joffrey Ballet" в Нью-Йорке, а затем в один из лучших балетных театров -"American Ballet Theater". Тут было много русских звезд и было у кого учиться классическому танцу. К примеру, у бывших солистов Мариинского театра Михаила Барышникова, Рудольфа Нуриева и Натальи Макаровой. Часто сюда приглашались известные балетмейстеры и хореографы, среди них всемирно известный Джордж Баланчин.

Прямо, как у Пушкина: "Тут русский дух, тут "Русью" пахнет".

- Я был очень счастлив, когда мне довелось танцевать главные партии в балетах русских композиторов: "Щелкунчике", "Спящей красавице", "Ромео и Джульетте". В труппе царили творческая атмосфера, взаимопомощь и поддержка. Театр был настоящей кузницей первоклассных танцоров, хореографов и педагогов. Здесь я сделал первые шаги и как хореограф. Мне доверили постановку балетов.

Известно,что жизнь солиста балета на сцене недолговечна. Это врач, компьютерщик, садовник могут работать в своей области хоть до ста лет, но не танцор. Что делать дальше? Например, бывшая ведущая балерина из престижного "Santa Clara Ballet" Джесика Маллен (Jessica Mullen) сейчас является одним из лучших офицеров полицейского департмента Сан Хосе.

Но эта проблема не стояла перед Деннисом. Ведь у него был уже опыт работы в области хореографии. Вместе с коллегой по театру он создает в Кливленде, штат Огайо, балетную школу. Труд педагога в этом деле далеко нелегкий. Но он его полюбил.

Следующий шаг - создание труппы "Ballet Cleveland". Пошли первые постановки. Казалось, живи и радуйся. Но творческая натура не терпит покоя, не любит простоя. Деннис решил создать необычный коллектив. Необычным он был потому, что работать труппа должна была на два "дома" - в двух городах: Сан Хосе, Калифорния и Кливленд, Огайо. Назвали труппу - "San Jose Clevеlаnd Ballet". Двадцать театральных сезонов выдержали Деннис и его команда, летая между этими двумя штатами. Прямо "летающая" труппа. Но ничего не бывает вечного. Пришло время, и она "приземлилась". Родным городом выбрали Сан Хосе. Сейчас труппа носит название "Ballet San Jose”.

Как-то на одной из репетиций Деннис познакомил меня с приятным человеком.

- Это наш гость, - сказал он. - Доцент кафедры классического танца Академии хореографии при Большом театре Александр Бондаренко. В Дании проходил международный конкурс педагогов классического танца. Меня просто покорил учитель танцев из России. Ох, какая у него методика! Конечно, я не удержался и пригласил Александра поделиться своим опытом с нашими танцорами. Я знал и другое, что среди победителей международных конкурсов артистов балета было немало учеников мистера Бондаренко.

С Александром мы провели целый день: говорили о Москве, о балете.

- Нахат отлично знает русский балет, русскую хореoграфию. Нам есть о чем c ним поговорить и есть чему поучиться друг у друга. Такие встречи обогащают нас,- делился Александр.

Через год в Сан Хосе я встретился и с музыкальным руководителем Академии русского балета имени Агриппины Вагановой Валерием Овсянниковым.

- Это не первый мой визит и не первая встреча с Деннисом Нахатом. Приятно, что он , большой американский балетмейстер, является и большим поклонником русского балета.

Контакты с балетными труппами России стали славной традицией. В Сан Хосе был настоящий праздник балета, когда здесь выступали известные танцоры Мариинского театра, Московского балета класическоого танца, Московского балета и Екатеринбургского балета.

Кстати, наш город и Екатеринбург (Россия) побратимы.

БОГАТОЕ НАСЛЕДИЕ

Вы знаете, что мне всегда любопытно: откуда та или другая солистка или танцор? Интересно, каковы истоки и к тому же - есть ли "русские корни"?

Имя Карен Габай (Karen Gabay) хорошо известно в балетном мире. Она победитель многих международных конкурсов артистов балета. Была в главных ролях в "Atlanta Ballet", "Ballet Nuero Mondo de Karakac" и во многих других.

Она тацевала со звездами русского балета Рудольфом Нуриевым, ведущим солистом Большого театра, Народным артистом России Николаем Цискаридзе.

Более 25 сезонов Карен - прима-балерина Балета Сан Хосе. На ее счету и немало балетных постановок.

- Все что у меня есть, всему чего достигла, я обязана "Школе американского балета". Много тогда у нас работало русских учителей,- рассказывала Карен. - Среди них была педагог Александра Данилова и балетмейстер Джордж Баланчин, который стоял и у истоков нашей школы. Здесь познакомили меня с русским балетом. Заботливо передавали свое мастерство. Помогли стать настоящей балериной.

Познакомился и с молодой балериной Каленой Опдайк (Kaleena Opdyke). Первые шаги в балете она сделала в родном городе Монтерее (Калифорния) у Мадам Киры Ивановской.

- Ее отец был адмиралом Царского военно- морского флота. Пришла революция, и семья вынуждена была бежать во Францию. В Париже Кира "заразилась" балетом. Искала и нашла себе учителей: бывших солисток Мариинского театра Людмилу Егорову и Большого Театра Марию Невельскую.

Это была настоящая "академия" русского балета. Вскоре Киру пригласили в Русский балет Монте-Карло. Мне очень повезло, - рассказывает Калена,- что судьба свела меня с таким чудесным человеком и прекрасным педагогом.

Балерине Нине Новак выпала тяжелая судьба. Ее отца и брата немцы уничтожили в Освенциме. В газовой камере оборвалась жизнь и балетмейстера

Рене Блюма, который долгие годы трудился в Русском Балете - Монте Карло. Нина чудом осталась жива. Полюбила балет. Танцы стали целью ее жизни. Помогли ей выжить. После войны стала прима-балериной Русского Балета Монте -Карло, "Нью-Йорк Сити Балет". Выйдя замуж, Нина уехала в Венесуэлу. В Каракасе открыла русскую балетную школу.

- Я счастлива, что училась у нее, - рассказывала Ирена Иши (Erena Ishii). В Америку я поехала за своим будущим. Сколько было радости, когда меня приняли в Балет Сан Хосе. Однажды после балетного спектакля, меня познакомили с двумя бывшеми танцорами национального балета Кубы, ныне солистами Балета Сан Хосе и сказали: с ними можно говорить по-русски.

- Моя учительница Марика Безобразова,- вспоминал Андреан Торнe,- была дочкой царского генерала. После революции оказалась в Дании. Здесь она познакомилась с приближенной имераторского двора, бывшей солисткой Мариинского театра Матильдой Кшесинской, школа которой славилась по всей Европе. Марику стали приглашать многие балетные труппы. В Монако Мадам Безобразова создала Академию танца, я и стал ее учеником. Учиться у нее было тяжело и в то же время получал большое удовольствие.

Когда танцевал Роберто Алмагаер, мне казалось, что в нем заложена динамо-машина. Его энергии не было ни конца ни края. Когда в Гавану приехал брат известной балерины Майи Плисецкой - Азарий, они подружились и стали учить друг друга не только танцам, но и языкам: русскому и испанскому. Азарий пригласил кубинца в Москву.

- Я люблю музыку Чайковского и Бородина. Она всегда, - говорит Роберто, - напоминает мне Большой театр, мою учебу у известных танцоров России.

Уже много лет Рони Малер (Roni Mahler) - заместитель директора Балета Сан Хосе и преподает в балетной школе.

- Учила меня танцу бывшая балерина Большого театра Мария Юрьева. Часто помогал муж - Вячеслав Свобода, бывший солист Большого театра, - рассказала она. - В Нью-Йорке, у Мадам Юрьевой была своя русская балетная школа. Как лучшую ученицу, она рекомендовала меня в Русский Ба-лет Монте - Карло, где балетмейстером был Джордж Баланчин. С другим величайшим русским танцором и балетмейстером Михаилом Барышниковым, я встретилась в "Американском балетном театре". Oн был художественным руководителем. На этой сцене я танцевала с такими прославленными танцорами, как прима-балерина Мариинского театра Наталья Макарова и главный танцор Большого театра Александр Глазунов.

РУССКИЙ ПАРЕНЬ - НОВЫЙ СОЛИСТ БАЛЕТА

В Балете Сан Хосе немало танцоров из разных стран. Здесь настоящая "Организация Объединенных Наций"- юноши и девушки из Аргентины, Испании, Австралия, Канады, Китая, Германии, Дании,Японии, Вьетнама,Венесуэлы,Кубы, Франции.

С большим мастерством танцевали здесь представители нового поколения танцеров России - солистка Мариинского театра Александра Колтунова и солист Большого театра Александр Лапшин. Это уже новое поколение представителей русского балета. Еще об одном из них мне и хотелось бы подробно рассказать.

- Жизни человека есть предел, учению - нет, - гласит русская поговорка. Вы можете в этом сами убедиться, познакомившись с Антоном Панкевичем. Если бы он писал стихи, то обязательно, с радостью посвятил бы их родной Академии Русского Балета имени Агриппины Вагановой.

Видя его колосальную любовь к своей будущей профессии, стремление освоить все больше и больше, педагоги посоветовали продолжить балетное образование в Америке.

Антон Панкевич

Антон приехал в Вашингтон (Округ Колумбия) в Кировскую Академиию Балета. Первым, кого он встретил, был директор Академи,народный артист СССР, балетмейстер Олег Виноградов. Он был рад новому пополнению и делал очень многое для его совершенствования. Быстро пролетела учеба. Что дальше?

Антон решил поступить в Нью-Йорке в "Школу Американского балета", богатую русскими традициями. Так и сделал. Ему было приятно узнать, что одним из ее основателей и главным хореографом был выпускник его родной Академии Русского Балета Джордж Баланчин.

Конечно, с таким образованием работу дoлго искать не пришлось. Антона пригласили в Балет Сан Хосе. Здесь танцевали и танцуют выпускники многих балетных школ. Антон отлично понимал, что он воспитанник русского балета, и это накладывало на него большую ответcтвенность, К слову, с чем успешно и справился. Сейчас он солист, танцует в "Спящей красавице", "Ромео и Джульетте", "Лебедином озере", "Щелкунчике" и во многих других постановках. Выступал на сценах национального балета Дании, Королевского балета Англии.

Балет Сан Хосе имеет славную историю. За 25 лет на его "небосводе" сияло немало больших и малых звезд Франции, Аргентины, Кубы, Испании, Канады, Японии. Но на всегда вошли в историю выступления знаменитых танцоров Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева.

- Уже давно нет великого танцора, каким был Рудольф Нуриеев. Но я до сих пор помню его выступление на нашей сцене в балете "Коппелия", поставленном по сказке Э. Гофмана "Песочный человек".Чудесная музыка Л. Делиба. Превосходный танцор Рудольф Нуриев танцевал в роли профессора алхимии Коппелиуса. Его партнером была наша прима-балерина Карен Габай. Публика была в восторге, - вспоминает режиссер балета Раймонд Родригес (Raymond Rodriguez). - Хорошо помню Рудольфа Нуриева и в главной роли в балете "Шинель" ("The Overcoat"), поставленном по повести русского писателя Николая Гоголя, на музыку русского композитора Дмитрия Шестаковича. Хореограф из Дании Ф. Флиндтон вместе с Денисом Нахатом представили этот балет на Эдинбургском фестивале.

Александр Иванович Пушкин много лет проработал в Академии Русского Балета имени Агриппины Вагановой. Через руки талантливого педагога прошли сотни толковых танцоров. Но особенно выделил он трудолюбивых и целеустремленных мальчиков Олега Виноградова, Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриеева. Еще один такой же - Георгий Баланчивадзе - учился в классе Самуила Андрианова и Павла Герта. Педагоги были уверены, что эти ребят далеко пойдут.

И не ошиблись.

БИЛЕТ НА БАЛЕТ

И вот мы с вами добрались до творческой работы. Первой постановкой были "Щелкунчик" Чайковского и балет на сюиту Римского-Корсакова "Шехеразада". Балетмейстером и хореографом был сам Деннис.В эту работу он вложил свое видение балета, свои ощущения. Пресса по достоинству оценила его первые работы.

Деннису нравился балет "Жар птица" Стравинского, сделанный по известной русской сказке. Он хорошо знал историю. Помнил, что это была первая постановка на сцене "Русского балета Дягилева". Он решился на смелый шаг - сделать свою современную хореографию. Работа была очень серёзная и отвественная.

Со сцен театров многих городов Америки и Европы не сходят "Половецские пляски" (из оперы Бородина "Князь Игорь") И тут Деннис творчески отнесся к постановке. "Половецкие пляски" вышли в его хореографии.

В репертуаре труппы имеется немало постановок в хореографии известных балетмейстеров: Джорджа Баланчина - это балеты Игоря Стравинского "Агон" и "Апполон ", одноактный балет " Серенадa" на музыку Петра Чайковского; Агреппины Вагановой - балет по роману В Гюго "Собор Парижской богоматери" на музыку Цезаря Пуни "Эсмеральда " и Михаила Фокина - одноактный балет "Сильфиды", на музыку Фредерика Шопена.

Вот почему я говорю: - Деннис большой поклонник русских композиторов, xотя и очень любит произведения Шопена, Минкуса, Пуччини, Верди и Моцарта.

МЕЧТА СБЫЛАСЬ - РЯДОМ “ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО”

Я очень люблю балет. C удовольствием посещаю почти все постановки "Ballet San Jose". За много лет у меня собралось немало красочных "программок". И что я узрел? Говоря языком бюрократа - большой процент балетов на музыку русских композиторов. Это постановки "Щелкунчик", "Половецкие пляски" (балетный фрагмент из оперы" Князь Игорь"), сюита "Шехеразада" (хореографическая драма в одном акте) , "Спящая красавица", "Жар птица", "Апполон", " Ромео и Джульетта".

Тут у меня и возникла мысль: дай-ка сравню этот репертуар с репертуаром российских балетных театров.

Интернет, cловно добрый волшебник, перенес меня в Москву.

Большой театр: "Лебединое озеро". Кремлевский балет: "Лебединое озеро", cюита"Шехеразада" и "Половецкие пляски".

Затем я " переехал" в Санкт-Петербург.

Мариинский театр: "Соловей - Апполон", "Ромео и Джульета" и "Лебединое озеро." Балет в Эрмитажном театре: "Лебединое озеро", "Щелкунчик". Театр оперы и балета имени М. П. Мусорского: " Щелкунчик", "Лебединое озеро".

Что получается? Мы здесь, в Сан Хосе, можем смотреть те же балеты, что москвичи и петербуржцы.

Но стоп… В этой чудесном репертуаре русских балетов мне не хватало одного - "Лебединое озеро".

Но вот моя мечта сбылась! Когда пишу эти строки, в Сан Хосе ставят этот замечательный балет. Теперь здесь, в Северной Калифорнии, я могу смотреть "Лебединое озеро".

- Я думаю, что классика, в частности, "Лебединое озеро", не имеет национальности. Хотя балет и передает чувства русской души, его красота трогает любого человека в мире. Мне приятно,что он вызвал большой интерес у поклонников русского балета , - говорит художественный руководитель и директор 'Ballet San Jose" Деннис Нахат /Dennis Nahat/.

Балетмейстером и хореографом балета был сам Деннис Нахат. В эту работу, опираясь на классическую хореографию, он вложил свое видение балета, свои ощущения.

Самый популярный из классических русских балетов, "Лебединое озеро" /1876/, явился первым опытом Петра Ильича Чайковского в области балетной музыки. Премьера балета стала важным событием в истории русской и мировой музыкальной культур. Первым постановщиком "Лебединого озера" был балетмейстер Большого театра Юлиус Рейзингор. Шел тогда 1877 год. Однако, подлинное рождение балета, в знаменитой всему миру хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова состоялось на сцене Мариинского театра в Петербурге /1885/. Белый лебедь, рожденный фантазией великого композитора, навсегда остался символом русского балета.

* * *

Как мы видим, в Америке, во Франции, Англии, Дании, Венесуэле, Монако и в других странах после революции в России работали педагоги русской школы балета из Мариинского и Большого театров. Они то и воспитали новое поколение танцоров. Закончив карьеру танцовщиков, те, в свою очередь, создавали балетные школы во всех концах света.

Русский балет стал архипелагом, охватывающим всю планету - островки всплывают абсолютно везде. И каждый раз, посетив Балет Сан Хосе, я убеждаюсь, что и в Силиконовой Долине есть такой "Oстровок".


Борис ГОЛЬДИН,
Сан Хосе, Калифорния,
"Русская Америка, NY"

наверх
вернуться к содержанию номера

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2011 Russian America, New York